БТР-40 киностудии «Ленфильм»

Коллеги, представляю вашему вниманию свою очередную работу, первую, законченную в новом 2013 году. С одной стороны она не совсем типична для меня по тематике, так как современная БТТ не входит в сферу основных интересов, но с другой, имеет самое непосредственное отношение ко второй мировой войне, на которой, зачастую и сфокусировано мое внимание как моделиста.

Техника, снимавшаяся в фильмах про Великую отечественную войну, интересует меня уже не первый год и мысль построить что-нибудь «киношное» посещала меня уже давно. Началось все с небольшой диорамы, которую я увидел на страницах тамиевской книги Diorama Giude book лет пятнадцать назад. Диорама была создана по мотивам американского фильма The Kelly`s Heroes (Герои Келли). Помню, что гибрид Тигра и тридцатьчетверки тогда показался мне каким-то бредом. Только через несколько лет я узнал, что это киношный тигр, «построенный» на Т-34\85. Именно тогда я и загорелся идеей построить «Мосфильмовского» Тигра и начал собирать информацию, которой оказалось совсем не много. Однако, остановило меня не это, а отсутствие модели танка Т-44 из которого и были изготовлены Мосфильмовские тигры. Решил дождаться, пока кто-нибудь выпустит модель Т-44 в пластике. Время шло, но кроме смолы от Зебрано на рынке так ничего и не появилось, поэтому появилась мысль построить что-нибудь другое из киношной тематики, пусть это будет даже не танк, а бронетранспортер. Но и здесь крылась проблема. Самый любимый киношниками БТР-152 выпускает лишь Скиф, а ввязываться в такую авантюру, как постройка Скифовской модели, мне никак не хотелось. К счатью, вскоре Трампетер анонсировал выход модели БТР-40 и я решил начать не с «Мосфильмовского Тигра», а с «Ленфильмовского Ханомага» )))) Почему именно ленфильмовского? Да потому что прототипом стал БТР-40, который исполнял роль не то SdKfz 250/251, не то SdKfz 263 в первой серии кинофильма Блокада, снимавшегося на киностудии Ленфильм в 1970е годы и посвященного битве за Ленинград.

ИСТОРИЯ (немного о боевой и кинематографической карьере БТР-40)

Не стану цитировать информацию из общедоступных источников. Любой желающий сможет прочитать о создании и применении БТР-40 в той же Википедии. Вкратце можно сказать, что БТР-40, созданный с учетом опыта применения ленд-лизовских колесных бронеавтомобилей Скаут и их полугусеничных собратьев в различных модификациях, а также богатого опыта борьбы подобной техникой Вермахта, быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, как командирская, связная, разведывательная машина и для многих других целей. «Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистана, Бурунди, Вьетнама, Гвинеи, Израиля, Индонезии, Ирана, Йемена, Камбоджи (Лаос), Китая (Type 55), Кубы, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судана, Танзании и Уганды – веселая такая компания государств )))))
По мере устаревания, 40ые списывались из военных частей и многие из них продолжили свою жизнь в качестве реквизита на нескольких советских киностудиях. Основная роль, которую приходилась играть этим машинам – некий собирательный образ немецкого броневика в фильмах про Великую отечественную войну, коих снималось очень большое количество.
Удалось составить небольшую фильмографию БТР-40. Уверен, что список далеко не полный, так что если есть что добавить — пишите.
Жаворонок. 1964г., Ленфильм.
Отец Солдата. 1964г., Грузия-фильм
Блокада. 1 часть. Пулковский Рубеж. 1974г., Ленфильм.
Диверсант. 2004г., ОАО»Первый канал.
На Безымянной Высоте. 2004г., Беларусьфильм.
Последний Бронепоезд. 2006г., БелпартнёрТВ.
Охота На Вервольфа. 2008г., Film.UA.

Фотография Ленфильмовского БТР-40, принимавшего участие в съемках фильма блокада и вдохновившего меня на постройку модели

На этой серии кадров можно примерно оценить размеры балкенкройца и место его нанесения на БТР-40. Крупные планы люков "немецких танков" очень помогли с выбором схемы нанесения пятен, так на общих планах ничего толком не разобрать из-за низкого качества.

Кадры из фильма Блокада, позволяющие разобрать принцип нанесения пятен камуфляжа. Хорошо заметно, что на разных "немецких танках" камуфляж немного различается, но пятнистость нанесения везде выполнена в едином ключе. Кроме того, примерно идентичны и оттенки.

Фото 1 и 2. БТР-40 киностудии Ленфильм на съемках первой части киноэпопеи Блокада (Лужский рубеж). Особенно колоритно смотрятся флаги на второй фото. Как на параде! На Фото №3 представлен БТР-40 Киностудии имени Довженко участвующий то ли в съемках кино, то ли в реконструкции. Фото №4 - мосфильмовский БТР-40 прибывает в плачевном состоянии. На этот бэтэр установлено орудие, делая его чем-то вроде SdKfz 251/10 )))

Фото 1-2. БТР-40 киностудии Беларусьфильм. На первой фото машина с любопытным камуфляжем, а на 2ом снимке интересный агрегат с имитацией рамочной антенны, которая сразу делает его похожим на SdKfz 223. Фото №3. Довольно редкая версия БТР-40 с устройством для движения по железнодорожным рельсам тоже приглянулась киношникам.Фото №4. Судя по стоящему рядом "Тигру", этот БТР может принадлежать Мосфильму. Занятный облезлый зимний камуфляж

СБОРКА

Постройка этой модели начиналась как своего рода отдых от более серьезных проектов без сколь-нибудь серьезного углубления в матчасть. Я планировал собрать этого бэтэра быстро и сугубо из коробки, чтобы оттянуться на киношной окраске и прибамбасах и не застрять с постройкой на долгое время. Но, в очередной раз не вышло ))))) На первоначальном этапе сборки стал собирать информацию по этой машине и о самом ките фирмы Trumpeter, который, к слову, на тот момент только что вышел в продажу. Даже при поверхностоном рассмотрении было видно, что Трампетер заметно упростил свою модель. Особенно это касалось интерьера.
В общем, чем дальше двигалась постройка, тем глубже приходилось погружаться в матчасть, чтобы хоть что-то исправить и немного довести модель до ума. Пару раз работа замораживалась. Сначала в ожидании смоляных колес фирмы Hobby Planet с правильным протектором, а затем в ожидании свежевышедшей в продажу травленки фирмы Eduard.

В итоге, было иправлено следующее:
1. Китайцы не воспроизвели боковых штатных сидений сразу за сидениями водителя и командира, а также мягких спинок к большой скамье возле задних дверок. Пришлось сидушки и спинки вырезать из пластика, подходящей толщины.
2. Сделали переразмеренным основание антенны на правом крыле, которюе было необходимо сточить.
3. Зачем-то водрузили снаружи корпуса крепление топора и кривого стартера, хотя для них должны быть крепления в салоне.
4. Отлили справа на панели приборов большой циферблат, хотя он встречался только на машинах с регулировкой подкачки колёс и в модели не совсем уместен. Это лечится довольно легко, банально удаляя ненужный сегмент панели.
5. производитель не сделал сварного шва по периметру верхнего края бортовых бронелистов, где они сварены с трубой и даже не намекнул на какое-либо скругление ( а ведь это труба). Из-за этого борта смотрятся очень массивными и толстыми. Пришлось сначала проходить по этому месту скрайбером, чтобы задать небольшое скругление, а затем имитировать сварной шов по всему периметру.
6. На этой трубе, идущей по периметру боевого отделения, совершенно невнятно имитированы пазы для дуг тента. Они были вырезаны, а вместо них вклеены колечки, нарезанные из металлической трубки подходящего диаметра.
7. Лувры вентиляции двигателя и крылья имеют очень толстые края. Их пришлось стачивать острым ножом до приемлемой толщины.
8. Пришлось растачивать смотровые отверстия в подъемных бронещитках лобовых стекол, так как Трамп сделал их глухими, без отверстий!
9. В наборе представлены колеса с нетипичным для БТР-40 протектором. Они были заменены на колеса от смоляного БТР-40 фирмы Hobby Planet, любезно предоставленные Иваном Сысуевым. Хотя, по правде сказать, именно в киношном исполнении эти неправильные трампетеровкие покрышки могли быть более-менее уместны, ведь теоретически ленфильмовский сороковой мог быть обут во все, что угодно.
10. Ну и не могу смолчать про сварные швы и много всякой мелочевки, о которых Трампетеровцы видимо просто забыли. Имитация всего этого добра заняла добрую часть работы над моделью. Сварные швы я имитировал из расплавленного супержидким клеем литника, по которому наносилась фактура часовой отверткой.
Но самой главной проблемой оказалось, что производитель сделал 40ой несколько растянутым в длину и этот косяк уже никак не исправить, потому как растянут он равномерно. Есть информация что длина корпуса модели равна длине оригинала вместе с фаркопом (в масштабе естственно ))) Видимо китайцы немного перепутали результаты измерений. Обидно, но радует, что визуально эта диспропорция не заметна и не режет глаз.
Таким образом, модель выходного дня превратилась в многомесячную эпопею с ожиданием прихода доп.наборов, что, в свою очередь, вылилось в угасание интереса к проекту практически на полгода. Но в итоге, я все-таки заставил себя закончить с постройкой и перешел к самому интересному в этом проекте — окраске.

Основные нюансы деталировки

Фото модели до окраски

ОКРАСКА

Откровенно говоря, вопрос подбора оттенков несколько озадачил меня, ведь качество изображения в фильме заметно хромает. К тому же, единственный момент ленты, где БТР-40 проезжает крупно в кадре, снят против света и тона бронетранспортера просто сливаются. Благо, что в фильме довольно крупно и долго показаны танки, изображающие то ли тройки, то ли четверки. На них очень хорошо можно разобрать рисунок камуфляжа, который хоть и немного отличался на разных машинах, но в целом был схож и самое главное – нанесен одинаковыми оттенками, представляя из себя, темно-желтые и черные пятна поверх зеленого. Эту схему я и нанес на свой БТР. Перед окраской, как и всегда, загрунтовал модель Тамиевским аэрозольным грунтом. Базовый оттенок был намешан из красок XF-58, XF-81 и XF-62 в пропорции примерно 3:2:1 соответственно. Затем были нанесены камуфляжные пятна красками XF-60 и XF-69. Я постарался воспроизвести неаккуратность ленфильмовского сотрудника, который наносил пятна камуфляжа краскопультом и нарочно сделал некоторые желтые и черные пятна с опылом, а затем подрисовал стекающие струйки краски кисточкой. На том месте, где хранится пила был оставлен непрокрас, подразумевая, что она сыграла роль своеобразного трафарета. Подходящие по размеру кресты были найдены в загашниках, причем первоначальный вариант был удален через несколько месяцев после неанесения, так как не подходил по размеру. После окраски сидушек, ковриков, рычагов и другой мелочевки, были нанесены сколы и царапины. Перед тем, как наносить загрязнение, был нанесен фильтр и сделана не очень контрастная смывка. Порсле этого на бортах модели были имитированы следы пыли, слегка смытой дождем. Затем была нанесена свежая пыль. Отмечу, что в этом проекте я впервые использовал пигменты новой фирмы Wilder и остался очень доволен результатом. После запыления я долго думал, что модели чего-то не хватает, и она выглядит незавершенной. В результате, решил усилить эффект недавнего дождя засохшими брызгами, которые были намешаны из пигментов подходящих тонов, гипса и растворителя. Эта довольно жидкая смесь набрызгивалась на модель с помощью старой кисточки, причем делал я это не струей воздуха из аэрографа, а просто пальцем, чтобы капельки были поменьше. Кроме того, брызги и засохшие струйки грязи были нанесены и на колеса, подразумевая, что мокрая грязь стекала с рабочей поверхности покрышки, оказываясь наверху, когда та делает оборот вокруг свей оси.

Иллюстрации процесса окраски и тонировки.

БАРАХЛИШКО

Как обычно, не обошлось и без всяких аксессуаров, призванных оживить модель. Я снабдил БТР всяким хабаром, который мог быть у киношников того периода: хопушка была вырезана из подходящего по толщине кусочка пластика от старой модели , рупор режиссера склеен из токого полистирола 0,2 мм, старый магнитофон взят из академовского набора танковых аксессуаров, советская канистра и киношные «Штурмгеверы» — АКМы позаимствованы из набров фирмы Танк, щетка, пассатижи и отвертка взяты из набора утвари фирмы Diopark. Изолента для поддержания самоходного реквизита в рабочем состоянии была сделана из просверленного тянутого литника. Ведро с надписью Ленфильм — травленка фирмы PlusModel. Газета Правда распечатана на принтере, а бутерброды с колбасой сделаны из листового пластика и нарезанного литника, приятного аппетита!!!)))) Не обошлось и без Беломора! Пачку раскрашивал тонкой кистью от руки, глядя на фото настоящей пачки. Она получилась несколько переразмерена, чтобы суметь воспроизвести характерный рисунок. Сами папиросы сделаны из пластикового прутка подходящего диаметра.
После того, как весь хабар был окрашен, довольно долго пришлось примерять все по месту, чтобы выглядело логично и не резало глаз. После нескольких попыток, удалось расположить все так как хотелось и модель покинула лакокрасочный цех!

Различные киношные аксессуары, которыми будет начинен "ленфильмовский ханомаг".

На этом все. Работа, над изкоробочной моделью «выходного дня» переросла в привычный долгострой растянулась больше чем на год, с декабря 2011 по январь 2013 года. Не смотря на все тернии, в итоге я остался очень доволен, что связался с этим проектом и поставил на полку столь необычный образец военно-кинематографической мысли )))

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
Trumpeter 05517 – сам набор
Eduard – фототравление
Hobby Planet — колеса
Diopark — отвертка, пасатижи и щетка
Academy — магнитофон
ТАНК — советская канистра
ТАНК — автоматы АКМ
5,45 — немецкие каски
PlusModel — дубовые листочки

Хочу выразить большую благодарность Ивану Сысуеву за то, что по своей инициативе предоставил колеса для моего проекта и Игорю Перепелице aka Tankist за отличный валк БТР-40 из Черноголовки, который очень помог мне при постройке модели.

Владимир Яшин
Новосибирск 2013
www.ost-front.ru
www.genscher-shop.ru

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (26)

  1. Алексей Алексеев:

    Впечатляет…

  2. Щербаков:

    Конечно мелочь.. но я бы еще и на немецкие каски нанес декали-щитки: черно-белый-красный триколор и на другой стороне орла со свастикой. Может все-таки заменить АКМ на MP-38/40?

  3. Рад видеть в Вашем лице единомышленника. Сам работаю над «киношными»германцами — звездинский Ганомаг 251 переделываю в чешский ОТ 810 которые до сих пор играют в наших фильмах эти Ганомаги. Второй мой проект «киношный» Т-4 (я его делаю из скифовскоЙ «пятьдесятпятки»). Рад видеть добротную работу. Добавляю фильм в Вашу фильмографию: Первая серия трилогии «Долгие версты войны» — «август 41 -го». Пару раз, наряду с БТР-152, они мелькают в фильме «Батальоны просят огня».

  4. George:

    Профи…Больше говорить нечего..

  5. Алексей:

    По моему АКМ органичнее как раз, учитывая наплевательство советского кинематографа к реконструкторской составляющей.

  6. George:

    согласен с Алексеем

  7. Александр Романов:

    Интересная модель получилась. А почему именно АК в салоне?

  8. Владимир Яшин:

    Алексей Алексеев:
    27.01.2013 в 23:42

    Спасибо, Алексей!

    Щербаков:
    27.01.2013 в 23:56

    Я хотел нанести на каски такие декали, но в этом фильме не мелькнуло ни единого немца с эмблемами на касках. Все просто серые.
    Что касается АКМ, то именно они снимались в фильме. Есть как раз несколько кадров, где пехота выприыгивает из БТэров и у всех калаши в руках ))))

  9. Владимир Яшин:

    George:
    28.01.2013 в 01:25

    Да просто прототип очень интересный ))))

    Алексей, Александр Романов

    В фильмы снимались именно калаши, поэтому от «шмайсеров» пришлось отказаться в пользу достоверности.

  10. Влад:

    очень понравилась

  11. Алексей Алексеев:

    В первом комментарии был немногословен, ибо даже опешил от тщательности проработки мелочей. Колбаса просто умилила, немедленно подумалось о водке и «губастом» стакане для ее скорейшего распития.
    А насчет наплевательского отношения кинематографа к мелочам… Достаточно посмотреть, например, «Битву за Москву»: какие там катаются «панцеры» и как они отмаркированы. Собственно фильмы, ПМСМ, были не о матчасти, а о людях.

  12. Сергей:

    Мне кажеться,что Владимир открыл прикольную и не заезженную тему в моделизме.К этому БТРу отлично встанут в ряд;»Т-4″ из Они сражались за Родину,и «Тигр» из Освобождения,и Спасения рядового Райана.А так-же «Пантеры» из Батальоны просят огня.Ну и многие другие.

  13. Алексей Алексеев:
    28.01.2013 в 20:35

    Да, киношникам, тем более в те времена, достоверность была не очень важна и в нюансы матчасти они сильно не погружались.

    Сергей:
    28.01.2013 в 23:32

    Ну я ее точно не открыл, посмотрите начало описания работы. Там написано про киношную диораму, построенную еще в 80х годах. Хотя, может в рунете подобного и не было. Откровенно говоря, не знаю.
    Но продолжать эту тему я настроен однозначно ))))

  14. Алексей:

    > Мне кажеться,что Владимир открыл прикольную и не заезженную тему в моделизме.К этому БТРу отлично встанут в ряд;»Т-4″ из Они сражались за Родину,и «Тигр» из Освобождения,и Спасения рядового Райана.А так-же «Пантеры» из Батальоны просят огня.Ну и многие другие.

    А также розовый танк Бондарчука и парусный панцер михалкова!!! )

  15. Сергей:

    Прекрасная работа, передан дух работы киношников

  16. Владимир Яшин:

    Алексей:
    29.01.2013 в 13:39
    «А также розовый танк Бондарчука и парусный панцер михалкова!!! )»

    Только в страшном сне! ))))

    Сергей:
    29.01.2013 в 15:00

    Спасибо!

  17. Алексей Алексеев:

    Розовый танк со сколами и потертостями до сиреневой грунтовки, я настаиваю!

  18. Владимир Яшин:

    Не если до сиреневой грунтовки, да еще с атмосферной желтой пылью и потертостями, отполированными до золотого блеска, то тогда можно ))))

  19. Что характерно, розовые танки Феди Бондарчука, были оклеены рекламной пленкой арокал)))

  20. Алексей:

    Михалковский панцер со стягом таки колоритнее.

  21. Алексей Алексеев:

    Экскурсовод в Кубинке нелестно отзывалась о последствиях обращения съемочной группы Михалкова с музейным экспонатом. С ее слов, «Панцер» после них был в ужасном состоянии. Не иначе, пытались оснастить «парусник» шлюпками.

  22. Luter11:
    29.01.2013 в 21:46

    Продакт плейсмент ))))

    Алексей:
    30.01.2013 в 01:50

    Согласен, до михалковского этому бэтэру далеко )))

    Алексей Алексеев:
    30.01.2013 в 12:46

    И якорем )))))

  23. Ойн О Хара:

    Работа ВЕЛИКОЛЕПНАЯ!!!! Хотелось сказать за «Мосфильмовский «Тигр». Их переднелывали из танков Т-54. Это хорошо видно у Озерова в «Огненной дуге», где показана колонна немецких танков и пехоты (к сожалению не могу выложить снимков). Там когда камера (на кране) поднимается над танками это хорошо видно то что было прототипом «Тигра». Ещё несколько слов о «немецких» танках Советского и российского кинематографа: их делали не только из Т-44, но вход шли и Т-34/85 и ПТ-76 … Предлагаю до пары к Вашему БТР-40 сделать «немецкий» средний танк «Типо 4»))) из «Звездовской» Т-34-ки.
    С Уважением!!!!

  24. Владимир Виктрович:

    Работа на зависть. Кажется, можно задать вопрос о Высоцком — можно ли его услышать, нажав на клавишу магнитофона… (хотя воткнутые в лентопротяг спички «товарищ писатель в своём произведении не отразил») Поскольку речь зашла о «качестве» реконструкций советского кинематографа, напоминаю, что о статье в Технике Молодежи про переделку нашего Т-34 в Тигр 1 для эпопей «Солдаты свободы», «Возрождение» и «Фронт…». Ещё скажу о серых калашах. Моя тётя Наталья Толмачёва была реквизитором на Ленфильме и привезла раз грубые отливки черной легко крошащейся смолы (битума — х/з?) в виде нагана, люгера и т.д. Рассыпалось всё в прах при первом неосторожном уроне или надавливании. Пара дачных «войнушек» — и хана. Задумано было, что пусть на заднем плане солдаты только прицеливаются, а звуки выстрелов — их вмонтируют потом.

  25. Алексей:

    Сама по себе модель не плохая!
    Но БТР-40 в принципе не мог быть немецким! Это дурная придумка наших киношников! Его стали производить в 50-х годах!
    В машине не точности, канистра которая у вас стоит в корме по правому борту должна стоять левого борта! и не одна их там две под воду.
    Канистры под бензин на задней стенке правая сторона, кронштейн из уголка.
    Вторая с левого борта возле двери.
    Не увидел радиостанции, автоматы АК-47 имеют штатное крепление на левом и правом борту, не увидел СГМБ он транспортной ставится на левом заднем подкрылке, в боевом положении в ДП на верхней кромке передней бронеплиты.

  26. Яшин Владимир:

    Алексей, а вы описание модели читали?