Постройка модели: Африканский Тигр

Тигроведение – это одна из самых сложных дисциплин в стендовом моделизме. Любой, кто решил попробовать свои силы в постройке достоверного Тигра должен быть готов к многомесячной работе, изучению литературы и фотографий и вероятности получить жесткую, но справедливую критику, когда модель будет готова. Все это потому, что Тигры являются, едва ли не самым популярным объектом моделирования среди любителей бронетехники и количество знатоков данной темы довольно велико.
Предлагаем вашему вниманию на некоторое время погрузиться в тигроведение и прочитать статью о постройке африканского Тигра. Модель строилась на заказ, и изначально нам была поставлена задача — воссоздать собирательный образ Африканского Тигра. Однако, в процессе работы, заказчик перенес акцент в сторону максимального приближения к прототипу, что несколько осложнило процесс постройки, но сделало работу более интересной и увлекательной. В качестве прототипа был выбран борт номер 112, который несколько раз попал в объектив фотографа в Тунисе в конце 1942-начале 1943 года.

Фото прототипа, Африканец бн 112, Тунис

Фото прототипа при выгрузке с парома. Отличные снимки, позволяющие разглядеть крышу корпуса и корму в деталях

Демонтаж башни с тигра №112

На эти снимки ориентировался при нанесении номеров на башню и крестов на корпус

За этот цветной снимок отдельное спасибо Евгению Музалькову. Обратите внимание, что машина была перекрашена и несет след от попадания на маске орудия. Возможно, что это раскраска черно-белого снимка.

СБОРКА
Постройка этой модели во многом опиралась на монументальный труд Владислава Белинского с подробным разбором особенностей всех африканцев. Прочитать его статью можно пройдя по этой ссылке: http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=2770

Ну а рассказ о постройке нашего африканца начнет Павел Черепанов:
В качестве пластиковой базы был взят старый Тамиевский набор, поскольку достать раритетного африканца от CyberHobby не было возможности. В качестве дополнений были взяты травление от Вояджер, точеный ствол, траки Фриул, точеные стволы пулеметов, аберовская антенна, тросы от Эуреки и несколько наборов различных аксессуаров для оживления модели.

Не секрет, что африканские тигры обладали целым рядом специфических особенностей. Кроме того, этой машине присущи основные отличия танков 1й роты 501Abt (фары, крепление тросов задом наперед, форма кожухов, крепление запасных траков, командирский визир на башне и т.д.).
Сборка началась с ходовой части, чтобы примерить катки и траки, и затем убрать их до этапа окраски, чтобы не мешались. Здесь никаких вопросов не возникает. Сложный и важный момент при сборке корпуса – переделка переднего края бортовых бронелистов, которые должны иметь совсем другую геометрию, для чего их нужно местами нарастить, местами срезать, заделать старое отверстие под буксирные петли, и сделать новые (также требуется сточить выступающий зуб на буксирных петлях на корме корпуса).

БАШНЯ
Башня требует прокладки сварного шва по верхнему периметру, установку командирского визира, и изготовление проводки к дымовым гранатометам. Мы сделали часть гранатометов с заправленными шашками , а часть – с отстрелянными. Также нужно высверлить дренажные отверстия по периметру комбашенки. Спаренный пулемет заменен на Абер. Также, конечно, на Аберовский заменен и орудийный ствол.

КРЫША МОТОРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Крыша моторного отсека – наиболее живописная часть африканского Тигра, украшенная противопылевыми фильтрами Feifel. Я остался не очень доволен теми тканевыми трубками, которые дает Тамия, но адекватной замены им не придумал, благо с помощью травления их можно облагородить. Некоторые переделки – удаление прямоугольных наростов на заправочных горловинах, добавление петелек вдоль сеток, имитация повреждений на сетках, замена поручней на проволочные.

КОРМА
Корма также имеет ряд особенностей. Кожухи глушителей доработаны – сделаны рым болты, прорезаны щели, сделан характерный округлый изгиб на правом кожухе, при этом левый – имеет более прямоугольную форму. Крепления запасных траков характерны именно для 1й роты 501го ОТТБ, запасные траки расточены и снабжены толстыми пальцами. Крышка стартера посажена на две шпильки. Добавлены сварные швы.

КРЫША КОРПУСА
Крыша корпуса украшена буксирными тросами. Установка травленых креплений для этих тросов – отдельная операция, которая потребовала массу замеров, разметки, и очень прецизионную работу с крепежами, которые сделаны в рабочем виде (после монтажа тросов крепления были заклеены намертво, конечно). Танки 1й роты имели характерное крепление тросов «задом наперед», то есть петли уложены сзади. Особенность борта №112 – наличие S-образных петель, которые зацеплены за тросы в передней части крыши. Также 112й имеет особенности в укладке инструмента – у него нет лопаты на передней бронеплите, и нет ломика слева от башни. Для них на этом танке даже не было креплений. С крыши также требуется удалить крепления дымовых гранатометов, характерные для более поздних Тигров.
Танки 1й роты имели особенное крепление фар, не на крыше, а на передней верхней бронеплите, на специальных кронштейнах. Также к фарам подведена проводка из эластомерной нити, и крепление для нее по верхнему срезу. По всему периметру крыши сделан сварной шов.

БОРТА
Борта несут на себе защитные экраны, которые закреплены с изгибом посередине, как бы с небольшим изломом между второй и третьей секциями. Это довольно трудно реализовать, и требует предварительной разметки. То же касается и тонкого тросика на левом борту – крепежи для него нужно было сначала разметить карандашом.

ДОДЕЛКИ
После того, как я забрал у Павла модель на окраску, она была показана интернет сообществу. Необходимо отметить, что Тигр подвергся суровой, но справедливой критике коллег, и, несмотря на то, что критика может быть не очень приятной, именно благодаря ей удалось исправить большое количество мелких несоответствий оригиналу. Исходя из высказанных замечаний, я решил доработать ряд моментов, правда к тому времени уже успел начать окраску, так что не удивляйтесь, что в следующей части повествования о постройке модель несет на себе краску. Все окрасочные процедуры будут описаны ниже, в соответствующей главе.

Таким образом, вдобавок к тому внушительному объему сборочных работ, который был выполнен Павлом, я добавил еще несколько доработок (своеобразная РНО, для того чтобы приблизить модель к прототипу):

1. Приклеил петли для брезента
2. Cточил выступающий передний бронелист
3. Cточил «клыки» до нужного размера и угла
4. Cкруглил вырезы в верхних краях «клыков»
5. Cделал крепежики тепловых экранов выхлопных патрубков
6. Заменил пятку домкрата
7. Утоньшил отбортовку передних предкрылков
8. Наростил толщину бронелиста за передними предкрылками
9. Убрал шов на дульном тормозе
10. Переделал гайки крепления бортовых экранов в болты
11. Перенес крепеж на кусачках
12. Убрал ненужную планку под кусачками
13. Сделал сварной шов на лобовой бронеплите
14. Перенес тубус с антенной ближе к корме
15. Имитировал винты на корневой части ствола
16. Перенес фары немного дальше от края
17. Доработал крепежи проводки к фарам, убрав лишние боковинки крепящих хлястиков.
18. Имитировал обварку вокруг боковых смотровых щелей на башне
19. Заменил буксирные серьги
20. Поменял кормовой огонь
21. Зашпаклевал щель под пулеотбойником перед мехводом
22. Поменял положение курсового пулемета в шаровой установке
23. Переделал замок на чемодане с инструментом на корме
24. Установил заглушку от дождевой воды на крышу башни
25. К площадочкам заводского крепления фар были приклеены шпильки (вместо отверстий)
26. Приклеил крепежный хомут и барашковую гайку к антенне

ОШИБКИ
На этом сборочные работы, общими силами, были закончены. Но, несмотря на большие усилия, приложенные к постройке этой модели, некоторое количество косяков «отловить» не удалось. Это было связано, как с невозможностью переделать кое-что после нанесения краски, так и с ошибками в наборах афтермаркета. Думаю, имеет смысл рассказать о них подробнее, чтобы коллеги, кто захочет построить достоверную модель африканского тигра и будет читать эту статью, имели возможность не повторить наших ошибок.

-Пожалуй, самый заметный косяк — не правильная оплетка трубок фильтров Feifel. Тамия снабжает свою модель непонятными тканевыми обмотками, несколько напоминающими обрезки шнурков. (по слухам, это кусочки шнурков с ботинок самого господина Тамии! ))) К сожалению, они не имеют ничего общего с оригиналом. Уже когда я закончил тонировку, обнаружил небольшой дополнительный набор фирмы Voyager с правильными трубками с имитацией спиралевидной обмотки, но от идеи курочить модель отказался.

-Экраны выхлопных патрубков, на мой взгляд, являются вторым по заметности косяком, который остался на модели. Очевидно, что Voyager дал жабры на экранах совсем не верно. Они отличаются по форме и в реальности были расположены гораздо ближе друг к другу, чем дано в травленке. Кроме того, сгиб экранов на нашей модели тоже не совсем достоверен, в особенности это касается правого экрана. Обратите внимание, что форма экранов на прототипе меняется от верха к низу, что продиктовано наличием жабр.

-Переразмеренность ряда элементов изготовленных из фототравления фирмы Voyager (крепежи инструмента, зажимы для тросов, отбортовка передних и задних предкрылков). Эта проблема характерна для многих наборов фтд фирмы Voyager и будет заметна опытному дотошному моделисту.

-Крепежи фар, характерные для 501ттб Voyager дает не очень похожими на оригинал. В идеале, крепежи лучше сделать самостоятельно.

-Вообще же, чтобы избежать возни с большим количеством переделок, лучше строить африканца из модели Cyber-Hobby. У этого кита общий уровень достоверности и проработки на порядок выше, чем у тамиевского и отсутствует необходимость тратить кучу времени на исправление детских болезней, правда за экономию кучи времени придется изрядно поиздержаться финансово, ведь африканца от Cyber-hobby сейчас можно купить только с рук и за очень приличные деньги.

ОКРАСКА
Как и в работе с тигром 007 Виттманна, я решил отказаться от массированного использования передовых технологий окраски и тонировки, а подойти к этому процессу более консервативно. В моем понимании, модели Тигров в некоторой степени сами способствуют этому. В плане окраски и тонировки немного поэкспериментировал с затенениями (постшейдингами) и нанесением пыли через аэрограф новой жидкостью фирмы АК. Кроме того, опробовал новую жидкость для чернения траков фирмы Uschi. Обо всех подробностях и нюансах окраски можно узнать ниже:

Как и всегда грунтовал модель тамиевской аэрозольной грунтовкой, нанесенной прямо из баллона.

Затем, акрилом XF-69 были нанесены прешейдинги в углубления и по сварным швам.

Базовый слой краски был нанесен оттенком, полученным путем смешивания красок XF-60, XF-59 и XF-57.

Обратите внимание, что благодаря разведению краски в пропорции 50 на 50 с расторителем Laquer Thinner, удалось нанести ее полупрозрачными слоями и сохранить затемнения на участках, где перед этим была нанесена краска XF-69.

После высыхания базового слоя я решил немного усилить контрастность модели посредством нанесения дополнительного оттенения. На западный манер этот прием именуется постшейдинг.

Смесь для его нанесения была приготовлена из жидко разведенной краски XF-69 универсальным растворителем Laquer Thinner в пропорции 1 к 5 и нанесена аэрографом в углубления, стыки деталей и поверх сварных швов.

Бортовые номера были взяты из набора с тем отличием, что в тамиевских декалях предлагается борт № 121. Соответственно, пришлось декали разрезать с целью переноса последней единички вперед. Деки приваривал тамиевским средством Mark Fit и покрыл матовым лаком XF-86, так как они довольно сильно блестели.

Бортовые кресты надо наносить с особенной аккуратностью, так как они имели своеобразное расположение. На правом борту крест располагался ровно над стыком второй и третьей секций бортовых юбок и доходил почти до верхнего края бронеплиты. Обратите внимание, что кресты, предлагаемые тамией в наборе, не совсем подходят по форме, поэтому пришлось их подрисовать кистью.

На левом борту балкенкройц располагался чуть ближе к носу, доходя правым краем до стыка второй и третьей секций юбок, находясь, как бы, между креплениями троса для натяжения гусениц.

Я использовал смывку DAK Wash фирмы AK. В моем понимании, она оптимально подошла в данном случае. Хорошо заметно, что эффект от смывки не очень нарочит, ведь подразумевается, что танк довольно новый. Брусок под домкрат был покрашен в цвет дерева акрилом Vallejo.

Тросы и S-образные петли были покрашены кистью краской Dark Iron фирмы Gunze Sangyo. Изолятор антенны покрашен черной краской.

На корме и надмоторной плите смывка нанесена более интенсивно, а оплетка шлангов буквально пропитана смывкой.

Секции банника были покрашены коричневым оттенком краски Vallejo, кончики подкрашены металликом Dark Iron. Обратите внимание, что рукоятки кусачек покрашены глянцевым черным, так как они изготавливались не из дерева, а из бакелита.

Я решил немного поэкспериментировать с траками и вместо привычной окраски решил зачернить их с помощью специальной жидкости Burnishing Agent фирмы Uschi van der Rosten.

К сожалению, мне оказалось лень смотреть видеоинструкцию на их сайте, поэтому я не стал растворять ее водой, как положено и у меня ушел целый бутылек на один комплект траков. Ну а в остальном, остался доволен этой жидкостью.

Сколы наносил тонкой кистью акрилом Vallejo. Старался не переборщить с ними и наносить в тех местах, где они могли образоваться в результате деательности экипажа, например на комбашенке.

Другое логичное место для царапин – орудие, по которому трое членов экипажа попадают в башню, а также люки мехвода и стрелка-радиста.

Жидкостью АК Streaking grime for DAK нанесены вертикальные полоски на борта корпуса и башни, и наклонные поверхности.

Затем эти потеки были растушеваны растворителем 502 abt и получились субтильные грязевые потеки на вертикальных и наклонных поверхностях.

Пыль наносил в несколько приемов. Сначала модель была задута жидкостью Africa Dust Effect из аэрографа.

На горизонтальные поверхности было нанесено большее количество жидкости, чем на вертикальные.

Затем, плоской кистью смоченной в растворителе были удалены излишки пыли. Важно, что на вертикальных поверхностях излишки смывались движениями кисти сверху-вниз, а на горизонтальных точечными и вращательными . Таким образом, на модели было имитировано застарелое фоновое запыление.

После этого, пигменты Gulf War Sand и North Africa Dust были насухо втерты локально вокруг люков, комбашенки, на надмоторной плите и предкрылках и прочих горизонтальных поверхностях.

Гусеничные ленты пылились теми же пигментами, что и сама модель. Натертости на грунтозацепах были имитированы при помощи мелкой наждачки, а беговые дорожки на внутренней поверхности лент нанесены графитом.

Для оживления модели были использованы смоляные фуражка и портфель, принадлежащие командиру танка. Очки взяты из набора фототравления. Темные стекла имитированы тамиевским лаком Х-19, по капельке которого было растянуто кистью в каждом окошке очков.

Выхлопные патрубки и экраны были покрыты пигментами ржавых тонов и копотью. Надмоторную плиту украсила «лампа Алладина», покрашенная латунью Gunze Sangyo, а также пара канистр и воронка. Топливная канистра была интенсивно ободрана и состарена.

Ходовой огонь на корме был покрашен прозрачным синим лаком Х-23. Ведро Zebrano было изрядно помято и от души завазюкано Миговской жидкостью Р410 Oil and Grease.

Напоследок могу сказать, что для постройки максимально достоверного африканца лучше попробовать раздобыть раритетную модель от Cyber-Hobby. Это избавит от необходимости доводить до ума огромное количество мелочевки и сконцентрироваться на перфекционизме, чтобы получить максимально достоверную модель.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:

Tamiya – 35227 TIGER I Initial Production Afrika
Voyager – PE35196 Tiger I Initial Production (Afrika Korps)
Aber – 16L-03 Turned barrel for German tank machine gun MG34
Aber – 35L-26 German 88 mm KwK 36 L/56 Tiger I Early Barrel
Aber – R-26 German 2 m aerials
Friulmodel – ATL-25 Tiger I Early
Eureka – LH-03 Metal Tow Cables
Zebrano — ведро
Tank – канистры для топлива и для воды
Тank – фуражка
5,45 — каски
Plus Model – канистра
Plus Model — воронка
Lion Roar – очки

На этом все! Работа над моделью растянулась на полгода. Рабочий процесс шел с конца 2011 по июнь 2012 года.

Огромная благодарность коллегам «предшественникам», в особенности Владиславу Белинскому – автору великолепной статьи по Африканцам, а также всем друзьям и коллегам, кто помог дельным советом и конструктивной критикой в нужный момент, особенно Евгению Музалькову, Александру Волгину и Виктору Ухову.

Фотографии готовой модели можно найти здесь
Ниже приведены лишь некоторые фото

Владимир Яшин
Павел Черепанов
ost-front.ru
Новосибирск 2012

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (23)

  1. Павел:

    Чумовая модель получилась! Ребята большая работа проделана. Но поделюсь личным мнением, к тигру в целом я приостыл. Довелось в Бовингтоне посмотреть на этого товарища, размеры вживую не впечатляют увы, как то не изящно и корпус-коробка смотрятся. Вобщем как то так(.Больше мифов и легенд, окутавших машину.
    Пантера другое дело).

  2. Алексей:

    Пантера крупнее Тигра, и потому чисто визуально внушительнее и изящнее. И как модель, и в реале. А по этому Тигру — отличный. Владимиру в окраске немцы в однотонном дункельгельбе особенно живописно удаются.

  3. Сергей:

    Модель на топе)) Суперски))
    А кант розовый на фуражке не рискнули прорисовать?

  4. Игорь Calibr:

    Хороший обзор.Ручки кусачек могут быть как черными,так и
    красно-коричневыми.Материал-исскуственный.Бакелит.Название
    происходит от имени Бельгийского химика Лео Бакеланда.

  5. Алексей Алексеев:

    Объем проделанной работы впечатляет… Да и за мастер-класс, как всегда, большое спасибо!

  6. Сергей:

    Хотелось бы уточнить — в каких пропорциях смешиваются краски XF-60 , XF-59 и XF-57 для получения базового цвета африканского тигра ? Спасибо !

  7. Владимир Яшин:

    Коллеги, спасибо за отзывы! Очень приятно
    Отвечу по порядку:

    Павел
    Я тоже был очень удивлен, когда на заре увлечения 35 масштабом узнал, что по габаритам Тигр немного меньше пантеры! Но вот с точки зрения эстетики мне лично тигр очень импонирует. Его квадратность и угловатость лишь подчеркивают стиль немецкой танковой школы. У них большинство машин имело некую «утюговатость» форм. в этом вся прелесть! :)

    Алексей
    спасибо за отзыв! кстати, сточки зрения снарядостойкости и бронепробиваемости, то тут Пантера тигру не конкурент.

    Сергей
    К сожалению, кант у меня не получился. Решил не воспроизводить его :(

  8. Владимир Яшин:

    Игорь Calibr
    спасибо за информацию. Не знал.

    Алексей Алексеев
    Спасибо за отзыв! Рад, что работа проделана не зря.

    Сергей
    мешал на глаз, без точных пропорций. Но примерно можно разложить так: XF-60 — 50% , XF-59 — 35% и XF-57 — 15%.

  9. Александр Волгин:

    «кстати, сточки зрения снарядостойкости и бронепробиваемости, то тут Пантера тигру не конкурент.»

    Кстати, наоборот 😉

    Ну и поздравляю с завершением тигро-эпопеи :)

  10. Владимир Яшин:

    Саша, спасибо!
    Хочешь сказать, что рациональные углы наклона брони пантеры компенсируют разницу в толщине? А длина ствола компенсирует меньший калибр?

  11. VORON:

    Владимир , спасибо за ответ ! Есть ещё один у меня к Вам вопрос : почему Laquer Thinner , а не X-20A Thinner ? Спасибо !

  12. Александр Волгин:

    «Хочешь сказать, что рациональные углы наклона брони пантеры компенсируют разницу в толщине? А длина ствола компенсирует меньший калибр?»

    Это не я хочу сказать, это по отчетам так )) Естественно речь о лобовой проекции. А характеристики бронепробиваемости действительно несколько выше у KwK42.

  13. Владимир Яшин:

    VORON
    Laquer thinner гораздо тоньше растворяет краску, чем Х-20А.

    Александр Волгин
    Саш, я про лобовую не знал. Но общая живучесть тигра была ведь гораздо выше, чем у пантеры?

  14. Александр Волгин:

    «Но общая живучесть тигра была ведь гораздо выше, чем у пантеры?»

    Это слишком эмпирическая величина :)

  15. Egor:

    Практически обо всём сказали а один момент упустили! Скажите, а Вы ведь сначала окрасили тросы S-образные петли и инструмент (лопата, кувалда) а потом их уже поместили под крепёж и заклеили его? Просто это логично.

  16. Владимир Яшин:

    Egor

    нет, тросы и S-образные петли были приклеены на модель при сборке и красились тонкой кистью уже зафиксированными в крепежах.

  17. Egor:

    Яссно. Спасибо за ответ Владимир. Трудно наверное — особенно с нижней части тросов?

  18. Egor:

    А ещё такой момент хочу именно у Вас Владимир узнать. Вот Вы добавляете некоторое количество лака в краску перед окраской модели. Для придания некоторого присущего »свежей» броне »сатинового» блеска.

    Пропорции думаю опять-же по наитию. Но всё-же примерно сколько лака? И каков его номер у Тамии?

    Буду признателен за ответ.

  19. Владимир Яшин:

    Да это совсем не трудно. просто надо набить руку. Кстати, можно подсовывать кусочек бумаги под инструмент, чтобы минимизировать риск заляпать краской корпус модели.

    По лаку. У тамии он называется Х-22. Добавляю, действительно, на глаз. примерно 5-15 %, в зависимости от каждого конкретного случая.

  20. Egor:

    Владимир. Значит получается кроме чисто эстетических плюсов добавления лака в краску, — появляются и функциональные.

    Как-то — защита красочного слоя. И плюс при маслянных точках и смывке тонируемую поверхность не нужно уже будет покрывать слоем лака для предотвращения образования нежелательной грязи и разводов в ненужных местах на поверхности.

    Получается так?

  21. Владимир Яшин:

    Egor
    Совершенно верно. именно для этой цели я и добавляю лак при окраске.

  22. motorrrhead:

    красота!!!

  23. Иван:

    Отличная работа. Люблю модель без особого содержания скол, ржавчины-идеальный танк.