Мастер-класс Владимира Яшина #2: МАСЛЯНЫЕ ТОЧКИ

Коллеги, рад снова приветствовать Вас на виртуальном мастер-классе! Несколько дней назад мы подробно рассмотрели технику, способы и приемы нанесения фильтров. Признаюсь, был приятно удивлен, что эта затея вызвала такой бурный отклик. Это стимулирует работу над следующими материалами, ведь всегда приятно ощущать, что работа, которую проделал оказалась востребована. Сегодня я представляю вашему вниманию новый мастер-класс, который будет посвящен тонировке моделей с помощью масляных точек.
В очередной раз прошу каждого из вас разбудить в себе художника! Это поможет в получении максимального результата. Но всегда помните, что очень важно и не переусердствовать!

Что такое масляные точки?

Для начала, давайте разберемся, что же это за «масляные точки»? Западные моделисты называют эту технику – fading(выцтветание). На мой взгляд это название слишком комплексно и, скорее отражает получаемый результат, нежели сам приём, ведь эффекта выцветания можно достичь не только маслом, но и пигментами, и фильтрами, и даже при окраске аэрографом. На мой взгляд, уместнее данную технику называть «масляными точками», ведь этот термин идеально отражает саму суть данного приёма.

Разобравшись с терминологией, предлагаю перейти к подробному рассмотрению самой сути процесса. Начнем с материалов. Что же нам потребуется? В принципе, достаточно купить обычный набор художественных масляных красок в ближайшей лавке художника. Хотя, я бы рекомендовал пользоваться специальными красками для моделистов, которые выпускаются компанией MiG Productions под торговой маркой 502 Abteilung. Благодаря специально подобранной гамме они оптимальны для использования в нашем хобби, ведь наличие тематических оттенков для моделей бронетехники, авиации и фигур, избавляет от необходимости намешивать подходящие цвета, что заметно экономит время. Ну и что не менее важно – эти краски имеют в своем составе пигмент очень мелкого помола, а это уже напрямую влияет на итоговый результат.
Масляные точки являются вторым этапом тонировки после фильтров и служат для имитации воздействия стихии на лакокрасочное покрытие. В первую очередь эта техника, воспроизводит эффект старения краски от солнечного света, осадков и перепадов температуры. Также, очень хорошо подходит, чтобы нивелировать пестроту окраски, если модель несет на себе контрастный камуфляж. Кроме того, этим приемом можно имитировать застарелую грязь, въевшуюся в краску, а также оттенять или высветлять отдельные элементы модели.

Техника нанесения и растушевывания масляных точек.

Наносить масляные точки желательно малой круглой кисточкой №1 или №2, а растушевывать плоской средней кистью, смоченной в растворителе (это может быть, как фирменный растворитель от MiG Productions, так и обычный уайт-спирит). Очень важно на наклонных поверхностях растирать масло вертикальными движениями кисти, а на горизонтальных – круговыми и колящими. При этом, очень важно уловить тот момент, когда эффект от растирания будет оптимален. Если же вы увлечетесь, то рискуете просто стереть все масло и никакого эффекта не будет, либо напротив, на модели останутся неряшливые мазки, говорящие о незавершенности процесса. Оптимальной для нанесения масла является матовая или полу-матовая поверхность. Глянцевая поверхность плохо подходит для этой техники.
Желательно использовать не менее четырех оттенков масла для тонировки одной модели. Ну а вообще, чем больше оттенков будет задействовано, тем более разнородным и «ушатанным» будет конечный результат.

Процесс нанесения и растушевывания масляных красок детально проиллюстрирован ниже, на примере модели тягача ФАМО, известного в миру под кличкой КраноМонстр ))))

С помощью тонкой кисти модель покрыта слоем точек масляной краски. Использовано шесть оттенков.

На горизонтальных поверхностях масло растирается кистью среднего размера посредством «колющих-тыкающих» движений. Предварительно кисть была смочена в растворителе.

На наклонных поверхностях масло растирается движениями «сверху-вниз», повторяя маршрут движения дождевых капель.

Теперь немного другой способ на примере модели Panzer IV:

Гораздо удобнее сперва наносить светлые цвета и постепенно переходить к более темным. Обратите внимание, что на наклонных поверхностях масло можно наносить не только точками, но и полосками.

Масляные краски нанесены, можно приступить к растиранию. В данном случае было использовано шесть оттенков масла.

На вертикальных поверхностях масло растирается плоской кистью движениями «вниз-вверх».

На наклонных поверхностях более уместны движения «сверху-вниз».

В данном случае, на горизонтальных поверхностях масло растушевывалось «круговыми» движениями.

Имитация затенения

С помощью техники масляных точек на модели можно воспроизвести игру света, которую нередко можно увидеть на настоящей технике. Речь идет, прежде всего о том, что чем выше некий элемент расположен на объекте моделирования, тем более светлым он кажется, и наоборот, чем ниже – тем темнее, что связано с уровнем освещенности. Для того, чтобы показать эту особенность на модели, необходимо наносить масляные точки не хаотично, а логически. На крыше и выступающих элементах необходимо больше точек светлых тонов, а на нижних уровнях и особенно в углублениях и вокруг люков превалируют точки темных оттенков. Давайте рассмотрим эту особенность на примере модели “трехтонника”

Обратите внимание, что модель можно образно разделить на три уровня. Если на верхнем уровне превалируют светло-желтые и песочные тона, то среднем уровне присутствуют в основном охристые оттенки. Что же касается нижнего уровня, то здесь во множестве нанесены точки коричневых тонов.

После растушевывания масляных точек становится хорошо видно, что чем выше, тем оттенок краски выглядит светлее. Такой штрих, несомненно сделает модель более выигрышной.

Как работает техника масляных точек?

При подборе оттенков масляной краски можно смело руководствоваться приципом «масла много не бывает!», ибо чем больше оттенков вы используете, тем более интересным с визуальной точки зрения, будет результат. Но это совершенно не значит, что надо наносить на модель кучу краски. Во всем важно чувство меры. Я рекомендую руководствоваться тем, на сколько побитый жизнью объект, вы хотите получить в итоге. Если подразумевается танк, только что попавший на фронт, то можно обойтись и парой оттенков масла, если же это ветеран Восточного фронта, прошедший через огонь и воду, то используйте пять-шесть тонов масляных красок, чтобы модель услышала и медные трубы на каком-нибудь из конкурсов. ))))
Что не менее важно, ни в коем случае нельзя наносить на модель все цвета подряд! К каждому варианту базовой окраски можно подобрать несколько наиболее подходящих оттенков масла, которые будут оптимально работать в каждом конкретном случае.
Предлагаю рассмотреть несколько наиболее типичных видов базовой окраски.

БАЗОВЫЙ СЕРЫЙ

(например немецкий Panzergrau)
В случае, если вы работаете с моделью, окрашенной в немецкий серый цвет, как, например, этот огнеметный B1Bis, то оптимально будет использовать гамму серых и коричневых тонов. Кроме того, на сером отлично работает и синяя краска. Также можно ограниченно использовать черный, белый и охристые цвета.

На модель нанесено весемь оттенков масляной краски серых и коричневых тонов.

Масло растирается кистью, смоченной в растворителе.

Готовый результат.

БАЗОВЫЙ ПЕСОЧНЫЙ

(например немецкий Dunkel Gelb)
При тонировке моделей, окрашенных в темно-желтый, рекомендую использовать весь спектр желтых и коричневых оттенков. Также можно применить немного белого и серого и совсем чуть-чуть красного.
Не стоит использовать черный и совсем НЕ рекомендую применять зеленые и синие тона.

На модель нанесено семь оттенков масляной краски желтых и коричневых тонов.

После растушевывания красок отлично виден результат.

КАМУФЛЯЖ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦВЕТОВ

(например Red Brown и Dark Green поверх Dunkelgelb`а)
При работе с моделями немецкой (да и не только) техники, несущей камуфляж из нескольких тонов, масляные точки помогут “пригасить” излишнюю контрастность окраски. Оптимально использовать масло желтой, охристой и коричневой гаммы. Также можно воспользоваться белым и светло-серыми тонами.
Обратите внимание, что зеленые точки можно ставить сугубо на зеленые пятна камуфляжа!
НЕ рекомендую применять синие тона.

На поверхность Тигра 007 нанесены точки масляной краски желтых и коричневых тонов. Использовано шесть цветов.

Масло растирается кистью, смоченной в растворителе. Обратите внимание, что точек не так много, ведь подразумевается достаточно свежий танк, который еще не потрепали в боях.

Готовый результат.

БАЗОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

(например советский 4БО)
Если вы тонируете модель советского танка, окрашенного в зеленый цвет, то желательно использовать масло зеленых и коричневых оттенков. Кроме того, можно использовать белый, серый и синий тона.

На модель этого трофейного “Трояка” нанесены точки зеленых, коричневых и серых оттенков – шесть красок.

Точки растираются плоской кистью.

Готовый результат.

ГРАЖДАНСКАЯ ТЕХНИКА

В последнее время, все-большую популярность приобретают модели мирной техники. Видимо сказывается усталость моделистов от многолетней постройки машин убийства. Перекуем мечи….на мячи!
Я не могу дать общей рекомендации для всей гражданской техники, ведь ее главная прелесть в многообразии вариантов окрасок. Здесь все зависит от цвета каждой конкретной модели. Сразу оговорюсь, что техника масляных точек едва ли подходит для тонировки глянцевых моделей. Если вы строите чистенький отполированный Опель Олимпию или Ситроен, от масляных точек лучше отказаться.
В любом случае, самыми универсальными являются коричневые тона масла, которые подойдут почти для любой ситуации. Если же говорить о пожарной технике, то здесь совершенно не обойтись без масла красных тонов. Давайте рассмотрим эту технику на примере совершенно мирных моделей: вьетнамского такси, немецкого трактора и послевоенного грузовика.

Этот Ситроен из Сайгона подразумевался весьма побитым жизнью, соответственно масляные точки были очень уместны. Я использовал белый, синий, серый и пару коричневых тонов. Обратите внимание, что точки нанесены гораздо менее интенсивно, чем это было на военной технике.

Мирный труженик немецкого тыла Ланц Бульдог весьма игриво выглядит в своей травянисто-зеленой окраске! В этом случае я применил три оттенка зеленого и коричневый.

Этот яркий Мерседес из послевоенной ФРГ изначально планировался как весьма “поюзанный”, соответственно не обошлось и без масляных точек. Я использовал синий, серый и несколько оттенков коричневого. На ярко-красные крылья было нанесено два оттенка красного масла.

Ну вот вроде бы и все! Второй мастер-класс завершен. Если у вас возникли вопросы – не стесняйтесь спрашивать! Я вам обязательно отвечу.
Кстати, уже полным ходом идет подготовка третьего мастер-класса, который будет посвящен смывкам. Следите за обновлениями на сайте!

С вами был Владимир Яшин

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (48)

  1. aZrael:

    И снова нижайший поклон и огроменное спасибо!

    Как и с фильрами — то что искалось месяцами и собиралось (причем весьма безуспешно) по крупицам — в одной удобной статье!!!

    Сорри за наглость, но жду продолжения мастер-классов — еще очень много бардака в голове надо структурировать;)

  2. Роман:

    Отлично, спасибо за статью. На мой взгляд фото мелковато только.

  3. Мурат:

    вопрос: маслянную краску нужно выдавить на палитру и развести растворителем что бы была жидкая или прямо как есть густая из тюбика?
    заранее, благодарю за ответ.

  4. Сергей (С-Пб):

    Владимир, громадное спасибо за Ваш мастер-класс! особенно очень ценные Ваши рекомендации по использованию цветов масляных красок в зависимости от цвета самой модели. С нетерпением жду следующих мастер-классов!

  5. Евгений:

    Спасибо владимир за интересный мастер-класс, буду пробовать:) И вопрос: Тигр Михаэля Витмана уже несколько раз мелькал в разделе новостей, когда же появится полная фотосессия в разделе портфолио?

  6. ITR:

    Володя, спасибо!

    А что за интересная четверочка такая в начале статьи мелькает?:)

  7. Дм.Бучельников:

    Спасибо! Интересно и познавательно!

  8. Аркадий:

    Володя СПАСИБО огромное за мастер-класс!!!

  9. Аркадий:

    Володя а по сколам мастер-класс планируется?

  10. Владимир Яшин:

    aZrael
    Спасибо за теплые слова! Новые мастер-классы обязательно будут!

    Роман
    Если нажмете на фотки, то они откроются в полном размере (примерно 800 на 600 точек)

    Мурат
    Я наношу густую прямо из тюбика

    Сергей (С-Пб)
    Спасибо за отзыв! правильный подбор оттенков очень важен. Например, если нанесете на пеочный танк синие точки, то при растирании получится зеленый цвет :)

  11. Владимир Яшин:

    Евгений
    Спасибо за отзыв! Удачи в пробах!
    Тигр 007 уже давно готов. Надеюсь, в ближайшее время выкроить несколько часов, чтобы снять и выложить этого кота :)

    ITR
    Миша, скоро покажу эту необычную модель :)

    Дм.Бучельников
    Дима, рад, что материал полезен.

    Аркадий
    Благодарю за теплые слова. Я уже потихоньку готовлю материал по сколам.

  12. magyar:

    Владимир,
    Полезное дело. Удобно. Наглядно.
    Позволю себе добавить: перед нанесением точек на модель я выдавливаю масло из тюбика на бумажную салфетку и оставляю его там на несколько минут. Салфетка впитывает лишнюю прозрачную субстанцию, которая отстаивается в тюбике. Благодаря этому можно избежать ненужного глянца и блеска масла при работе с ним.
    С уважением…

  13. Алексей:

    Спасибо,интересная статья,прочел на одном дыхании)))
    Есть вопрос.Как раз сегодня применял данную методу на одной из своих работ,но вот засада,нанесенные мной точки,очень тяжело растворялись,приходилось использовать больше уайт спирита,что привело к исчезновению достигнутого ранее эффекта. Предварительно модель была покрыта глянцевым лаком,в вашей статье я обратил внимание на то,что вы советуете применять матовый или полу матовый.Может ли это быть моей ошибкой? Если нет,то в чем она кроется?
    Спасибо.

  14. Егор:

    Владимир, Вы разорите книгопечатников :) Очередное огромное спасибо за статью и науку, её поданную. Желаю всяческого вдохновения и в надежде на дальнейшие Открытия Знаний.
    С уважением, Егор

  15. Роман:

    Ага, просто на работе как-то мелковато они открывались, может Chrome глючил.

  16. Яшин Владимир:

    magyar
    Привет, Андрей!
    Да, салфетка это вполне оправданно, если используешь обычное масло (Ладога, мастер-класс). Если же пользоваться миговским (502Abt) или дорогим художественным (Rembrandt), то проблем с прозрачной субстанцией не будет по причине её отсутствия. Я беру масло на кись прямо из горлышка тюбика.

    Алексей
    Уверен, что проблема кроется именно в глянцевой поверхности. А каким маслом вы пользуетесь?

    Егор
    Спасибо! Думаю с книгопечатниками от моих матералов ничего не случится :)
    Уже идет работа над следующим мастер-классом. Скоро он появится у нас на сайте.

  17. Алексей:

    Я попытался сделать фэйдинг по примеру приведенному на DVD Mig Productions.Там перед фэйдингом модель была покрыта глянцевым лаком Х-22.Но у него все получилось,а у меня нет.((
    Пользуюсь маслом фирмы Ладога,другой просто нет возможности купить.

  18. Владимир Яшин:

    Алексей, честно говоря, я не покрываю модель лаками между нанесением фильтров, смывок и т.д. У меня такой необхоимости никогда не возникало, поэтому я считаю это излишним. Попробуйте без нанесения лака.

    Ладога — вполне приличное масло. Я им сам несколько лет работал, был вполне доволен.

  19. Алексей:

    Да я тоже особенно лаком не балуюсь.Но без лака фэйдинг не сделаешь.И все же,я могу еще иправить эту модель,скажем покрою ее матовым лаком,и попробую снова «цветные точки»? Что посоветуете Владимир?))

  20. Евгений:

    Скажите Владимир, как быть с нанесением маслянных точек на циммерит, допустимо ли это?

  21. Дмитрий:

    Спасибо за статью. Прочитал ее не отрываясь =)

  22. Димьян:

    отличное объяснение, что и почему.
    спасибо за проделанную работу.
    с нетерпением ждем следующих мастер-классов.

  23. Владимир Яшин:

    Алексей
    Почему? Сделать фэйдинг точками без лака вполне возможно!
    Ну а если говорить про конкретный случай, то пожалуй, действительно стоит воспользоваться матовым лаком.

    Евгений
    Все зависит от того какой именно циммерит на вашей модели.
    На фото видно, что на Пантере я ставил точки на циммерит, потому что его фактура достаточно мелкая. А вот на тигре точки ставил только на поверхности не покрытые циммеритом, потому что сам циммерит очень рельефный.

    Дмитрий, Димьян
    Спасибо! скоро будет готов очередной материал.

  24. Алексей:

    Здравствуйте.Не дождавшись от вас ответа,покрыл модель матовым лаком,нанес «цветные точки»,ну а дальше все как и в первый раз,точки очень сложно растворились.Пришлось долго тереть чтоб не осталось пятна. Вообщем,опять неудача.((
    А делать фэйдинг без лака я пробовал как то раз.В итоге пришлось перекрашивать всю модель.Дело в том,что когда я начал смывать масляные точки,в мести с ними снялся и базовый окрас модели.Вот по этому я и покрываю модель перед фэйдингом лаком.

  25. Владимир Яшин:

    Здравствуйте, Алексей!
    Я ответил вам вчера :)
    Возможно матовый лак дал шагрень, поэтому и возникла такая проблема. В любом случае, очень сложно давать рекомендации не видя модель.
    В любом случае, при работе маслом (502Абт. или любое другое) лучше покрывать модель акрилом, тогда лакокрасочная поверхность не повредится. Как я понял, вы красите эмалью или нитрой и соответственно растворитель (пинен, уайт-спирит и подобные) растворяет эту краску.
    Рекомендую перейти на акрил.

  26. Алексей:

    Не буду вас больше дергать,так как желаемого результата в приципе достиг. Нет,эмальлю я не крашу,и нитрой тоже,все свои работы крашу только акрилом. Еще раз спасибо большое за статью,и внимание уделенное мне.))

  27. Яшин Владимир:

    Странно, акрил не должен повреждаться. Сколько лет занимаюсь — ни разу такого не было.

    Подскажите, какой растворитель используете для растирания масла и какой акрил? (звезда, тамия?)

  28. Андрей:

    Очень грамотно, лаконично и понятно.
    Молодцы.
    Хочется увидеть примеры с авиацией Второй мировой.

  29. Т-34:

    Огромное спасибо за статью!
    На некоторых фото видно что вы наносите маслянные точки уже при наличии декалей, а можно ли после нанесения маслянных точек разместьть декаль? Или в этом нет смысла?

  30. Яшин Владимир:

    Т-34
    Конечно можно, но тогда декаль будет выделятся своей новизной на фоне тонированного корпуса. Имено поэтому тонируется все вместе с декалями. Тогда интенсивность тонировки получается единой.

  31. Т-34:

    Спасибо!

  32. Здравствуйте Владимир! Можно ли использовать следующую технологическую последовательность не используя матовый или полуматовый лак после фильтров?
    1) Базовая окраска Тамия XF.
    2) 2-3 слоя фильтров MIG.
    3) Маслянные точки.

  33. Владимир Яшин:

    Конечно можно! Я так обычно и делаю.

  34. Константин:

    Владимир, скажите, а можно ли чем-то заменить масляные краски?

  35. Моделист:

    Владимир, спасибо Вам за статью! К сожалению скупать краски «тоннами» средств нету, а стоят они не дешево. Будте добры, посоветуйте какие самые оптимальные цвета(желательно название цвета или номер) для базового зеленого, камуфляжа из 3 цветов, базового песочного. Максимальное кол-во цветов 7-10. Заранее спасибо.

  36. Георгий:

    Добрый день, Владимир! собрал пару моделей без эффектов чтобы набить руку на сборке и окраске в базу. Сейчас заканчиваю окраску последней модели с камуфляжем темно-желтый база и камуфляж оливково-зеленый. Вооружился фильтрами, смывками, пигментами АК-интерактив и маслом Абтайлуг (МИГ). Меня мучает один вопрос, Набор красок называется German Armor Tones. C одной стороны хочется использовать максимальное количество оттенков и с другой не испортить модель излишеством. Ясно понял что зеленые точки следует ставить лишь на зеленых пятнах камо:) Тут в комплекте есть одна краска German Three Tone Fading (Maroon) она розовая. Как посоветуете можно ли ее применить на моем варианте? И еще вопрос о фильтрах, Фильтры SIN и АК нужно разбавлять растворителем или можно использовать прямо из банки? Спасибо

  37. Владимир Яшин:

    Константин

    Боюсь. что их нечем заменить ((( Разве что более дешевыми красками, например «Ладога».

    Моделист

    Правильных и самых подходящих тонов, можно сказать, что не существует. Это очень субъективно. Подойдут несколько оттенков зеленого, песочного и коричневого.

    Георгий

    Maroon, лучше всего наносить на коричневые пятна камуфляжа, но можно еще и внебольших количествах на зеленые и темно-желтые.

    Фильтры SIN растворять не надо, а вот АКашные, зачастую слишком густые. Их растворять весьма желательно.

  38. Егор:

    Добрый день подскажите пожалуйста цвета оттенков использованные на фото B1Bis там их 8..
    С уважением..

  39. Киселев Кирилл:

    У меня такой вопрос — у меня база из баллона Тамия. При технике масляные точки, при растерании масла уайтом база не стерется?

  40. Кирилл:

    Потрясающая статья!! Огромное спасибо, но возник вопрос, модель окрашена тамиевской эмалью, чем же тогда растворять масло? Уайт-спирит я так понял не пойдет,так он расстворит базу. И если можно еще один вопрос: Чем можно развести звездовский и тамиевский акрил для покраски с аэрографа? буду очень признателен за помощь)

  41. иван:

    Когда ж вы уже вторую часть Т-4 покрасите)))

  42. кадет:

    А что если заменить масло художественным акрилом?

  43. Михаил:

    Владимир, а сколько потом вы сушите масляные точки после растирания? Масло ведь долго сохнет.

  44. Владимир Яшин:

    Михаил, часа 4 вполне достаточно.

  45. илья:

    Здравствуйте Владимир, подскажите как получить матовую поверхность для нанесения точек

  46. Яшин Владимир:

    Илья, покройте её матовым лаком тамия XF-86

  47. Вадим:

    Потрясающий проффесионализм — чётко, доходчиво и наглядно. Никакой «лишней воды». Конечно домашний бюджет пострадает, но…

  48. Сергей:

    Подскажите сайт, или магазин, с которого можно заказать набор таких красок, которые использует автор статьи, статья очень хороша