История: Прототип VK 3001(H)

Пару лет назад китайская компания Тrumpeter выпустила милый для каждого поклонника «бумажных» панцеров хеншелевский предшественник «Тигра» VK 3001(H). Этот набор вызывает немало вопросов, поскольку основан на рисунках, а не на прекрасно сохранившихся фотографиях прототипа. Попробуем изучить имеющиеся фотографии и проследить историю построенных прототипов.

ИСТОРИЯ

На пути к созданию знаменитого семейства “тигров” в предвоенные годы было создано несколько промежуточных моделей, боевая ценность которых вызывала определенные сомнения.
После не слишком удачных прототипов DWI и DWII, оснащенных 75-мм орудием и 50-мм лобовой броней, пришло время более современных танков. В начале сентября 1939 года фирма Henschel, по заказу Wa Pruef 6, приступила к разработке тяжелого танка получившего обозначение VK 30.01(H), который также имел алтернативное название Panzerkampfwagen VI (7,5cm). Бронирование и вооружение оставалось без изменений, однако параллельно рассматривался вариант установки 105-мм пушки.

Первоначально планировалось использовать готовый задел по проекту DWIII изменив только конструкцию гусеницы, но из-за значительного увеличения веса достигавшего 30 тонн пришлось полностью переделывать ходовую часть. Вместо пяти опорных катков на каждый борт было решено использовать семь сдвоенных с шахматным расположением. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя опорными катками. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади. Опорные катки, поддерживающие ролики и направляющие колеса снабжались резиновыми бандажами. Гусеница состояла из 77 стальных траков шириной 520 мм и шагом 160 мм. Длина опорной поверхности гусеницы состаляла 2970 мм.
Корпус танка VK 30.01(H), относительно танков DW и Pz.Kpfw.IV, претерпел незначительные изменения. Схема бронирования осталась прежней: лоб и борта – 35-50 мм, крыша — 25 мм, днище — 20 мм. В передней части находились элементы трансмиссии, за которыми располагались органы управления, а также места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Боевое отделение занимало всю среднюю часть корпуса. Здесь находились места для командира машины, наводчика и заряжающего.
Башня танка VK 30.01(H) конструктивно напоминала башню от серийного Pz.Kpfw.IV, но имела более сильное бронирование, аналогичное корпусу. В лобовом бронелисте, установленном практически вертикально (под углом 10°), по проекту устанавливалась 75-мм пушка 7,5 KwK37 L/24 с углами вертикального наведения от -10° до +20° и один 7,92-мм пулемет MG34. Второй пулемет находился в лобовом бронелисте корпуса справа от водителя и мог наводиться по вертикали в пределах от -10° до +20°, и по горизонту от -15° до +15°. Для наведения на цель орудия использовался прицел TZF9 имевший 2,5-кратное увеличение и угол обзора 24°. Пулеметы оснащались прицелами Kg ZF2 с 1,8-кратным увеичением и углом обзора 18°.
В кормовой части корпуса устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Maybach HL116, оснащенный воздушной системой охлаждения, развивающий мощность 300 л.с. при 3000 об\мин и имевший объём 11,048 литра. Трансмиссия механического типа включала ручную коробку передач, обеспечивавшей 6 скоростей движения вперед и 1 назад.

Работы по танку VK 30.01(H) велись намного быстрее, чем по его более сложному конкуренту VK 30.01(Р) оснащенного электрической трансмиссией. Первый прототип тяжелого танка фирмы Henschel был готов в начале 1940 года и в течении весны-лета успешно прошел ходовые испытания. Тесты показали, что по основным тактико-техническим параметрам VK 30.01(H) не уступает Pz.Kpfw.IV, что вполне устраивало вермахт, хотя его максимальная скорость составила всего 35 км\ч, а запас хода не превысил 150 км. К тому же, опытный образец не имел вооружения, а вместо башни устанавливался её весовой компенсатор.
Полученные данные позволили сделать заказ на изготовление партии из 8 предсерийных шасси. Однако, к октябрю 1941 года, когда были готовы три из них, Wa Pruef 6 отказалось от продолжения работ по танку VK 30.01(H). Причиной послужило наличие опытных образцов тяжелых танков VK 36.01 и VK 45.01(P), обладавших более мощным вооружением и бронезащитой. Хотя все три невооруженных шасси прошли вместе с ними ходовые испытания дальнейшая судьба проекта VK 30.01(H) была предрешена. Готовые машины были переданы в школу водителей танков, хотя одно из прелдсерийных шасси продолжали использовать для различным экспериментов вплоть до конца войны. Кроме того, 6 из 12 изготовленных башен, вместе с 75-мм короткоствольными пушками, были использованы для строительства фортификационных сооружений Атлантического вала.

Интересно, что оставшиеся на стапелях шасси сдавать на металлолом не спешили. В августе 1941 г. два незаконченных прототипа танка VK3001(H) начали переделывать в тяжелые истребители танков, вооруженные 128-мм пушками Pak-40 L/61. Шасси пришлось удлинить за счет введения еще одной оси для опорных катков. Пушка устанавливалась в полуоткрытой рубке, толщина брони рубки составляла 30 мм. Орудие разработано на основе зенитной пушки образца 1936 г., спроектированной фирмой Крупп. Углы наведения орудия тяжелого истребителя танков: в горизонтальной плоскости +/-7 град, в вертикальной — от -15 град до +10 град. Скромный объем боевого отделения не позволил разместить в машине достаточный боекомплект к орудию: всего 15 снарядов, затем втиснули еще три, но даже 18 снарядов — слишком мало. Для самообороны самоходка вооружалась одним пулеметом MG-34. Нагрузку на водителя удалось уменьшить за счет установки трансмиссии ZZG-77, однако скорость машины не превышала 19,6 км/ч. Было построено две самоходки, известные нам как 12,8 cm Selbstfahrlafette L/61 (Pzs.Sfl. V) она же «Sturer Emil / Stubborn Emil». Орудия для них поставила фирма Рейнметалл-Борзиг из Дюссельдорфа. Оба истребителя танков отправили для проведения войсковых испытаний на Восточный фронт. В настоящее время трофей хранится в музее БТТ в Кубинке. «Упрямый Эмиль» — единственный вариант Pz.Kpfw. VI Ausf. А, как называли на фирме Хеншель шасси VK3001(H)., прошедший проверку войной.

ФОТО ПРОТОТИПОВ

Теперь подробнее проследим судьбу испытывавшихся прототипов.

1. Ходовые испытания 1940 года с весовым компенсатором башни:

2. Шасси предсерийной партии без башни и с установленной башней. Завод Henschel в Haustenbeck, 1941 г:

3. Шасси предсерийной партии на заводе Henschel в Haustenbeck, апрель 1942 г:

4. Испытания шасси с установленными бульдозером и плугом для отрывки окопов, 1944 г:

5. Шасси прототипа VK 3001 (H) и Ягдтигр, захваченные союзниками в 1945 (кадр кинохроники):

6. Башня VK 3001 (H), установленная на Атлантическом валу как неподвижная огневая точка, предположительно 1944 г:

TRUMPETER

Китайская компания «Трумпетер» взяла за основу чертежи из книги Дойля:

И получилось вот что:

С одной стороны, это здорово, что у нас есть модель VK 3001 (H) примерно в том виде, в каком она должна была пойти в серию и эта модель оставляет поле для экспериментов в области WHAT IF, («что если бы?») и плодит множество «бумажных панцеров», что не может не радовать конечно, но далеко от исторической правды:

В то же время, чертежи Шпильбергера показывают совсем иное шасси:

С другой стороны, есть немецкая фирма MR Modellbau (MR Models), которая выпустила конверсионный набор для этой модели, который позволяет отобразить реально испытывавшийся прототип с весовым компенсатором башни. Но об этом в нашей следующей статье.

Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (7)

  1. ITR:

    Интересно. Спасибо.
    Будет модель, я так понимаю?

  2. Павел Черепанов:

    Рад, что статья вызывает интерес,
    Да, модель уже в грунте, но сначала будет обзор

  3. Алексей Алексеев:

    Спасибо, интересно и познавательно! Ну и ждем, когда модель выберется из грунта. (смайл)

  4. Luter11:

    Павел отличная статья, для меня как раз ко времени, недавно приобрел сего пепелаца и готовлюсь начать сборку, правда только в октябре. Надеюсь на продолжение. И на показ готовой модели.

  5. Loki:

    Надеюсь немцы не только весовой компенсатор сделали, но и крышу МТО.В модели она совсем не верна,а фото правильной я не встречал.

  6. […] днях я публиковал небольшую историческую заметку про этот довольно интересный прототип будущего танка […]

  7. Владислав:

    «В то же время, чертежи Шпильбергера» — там же подписано как Дойл’76, это его же чертеж?!