Создание масштабных моделей на заказ.
Пару лет назад китайская компания Тrumpeter выпустила милый для каждого поклонника «бумажных» панцеров хеншелевский предшественник «Тигра» VK 3001(H). Этот набор вызывает немало вопросов, поскольку основан на рисунках, а не на прекрасно сохранившихся фотографиях прототипа. Попробуем изучить имеющиеся фотографии и проследить историю построенных прототипов.
ИСТОРИЯ
На пути к созданию знаменитого семейства “тигров” в предвоенные годы было создано несколько промежуточных моделей, боевая ценность которых вызывала определенные сомнения.
После не слишком удачных прототипов DWI и DWII, оснащенных 75-мм орудием и 50-мм лобовой броней, пришло время более современных танков. В начале сентября 1939 года фирма Henschel, по заказу Wa Pruef 6, приступила к разработке тяжелого танка получившего обозначение VK 30.01(H), который также имел алтернативное название Panzerkampfwagen VI (7,5cm). Бронирование и вооружение оставалось без изменений, однако параллельно рассматривался вариант установки 105-мм пушки.
Первоначально планировалось использовать готовый задел по проекту DWIII изменив только конструкцию гусеницы, но из-за значительного увеличения веса достигавшего 30 тонн пришлось полностью переделывать ходовую часть. Вместо пяти опорных катков на каждый борт было решено использовать семь сдвоенных с шахматным расположением. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя опорными катками. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади. Опорные катки, поддерживающие ролики и направляющие колеса снабжались резиновыми бандажами. Гусеница состояла из 77 стальных траков шириной 520 мм и шагом 160 мм. Длина опорной поверхности гусеницы состаляла 2970 мм.
Корпус танка VK 30.01(H), относительно танков DW и Pz.Kpfw.IV, претерпел незначительные изменения. Схема бронирования осталась прежней: лоб и борта – 35-50 мм, крыша — 25 мм, днище — 20 мм. В передней части находились элементы трансмиссии, за которыми располагались органы управления, а также места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Боевое отделение занимало всю среднюю часть корпуса. Здесь находились места для командира машины, наводчика и заряжающего.
Башня танка VK 30.01(H) конструктивно напоминала башню от серийного Pz.Kpfw.IV, но имела более сильное бронирование, аналогичное корпусу. В лобовом бронелисте, установленном практически вертикально (под углом 10°), по проекту устанавливалась 75-мм пушка 7,5 KwK37 L/24 с углами вертикального наведения от -10° до +20° и один 7,92-мм пулемет MG34. Второй пулемет находился в лобовом бронелисте корпуса справа от водителя и мог наводиться по вертикали в пределах от -10° до +20°, и по горизонту от -15° до +15°. Для наведения на цель орудия использовался прицел TZF9 имевший 2,5-кратное увеличение и угол обзора 24°. Пулеметы оснащались прицелами Kg ZF2 с 1,8-кратным увеичением и углом обзора 18°.
В кормовой части корпуса устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Maybach HL116, оснащенный воздушной системой охлаждения, развивающий мощность 300 л.с. при 3000 об\мин и имевший объём 11,048 литра. Трансмиссия механического типа включала ручную коробку передач, обеспечивавшей 6 скоростей движения вперед и 1 назад.
Работы по танку VK 30.01(H) велись намного быстрее, чем по его более сложному конкуренту VK 30.01(Р) оснащенного электрической трансмиссией. Первый прототип тяжелого танка фирмы Henschel был готов в начале 1940 года и в течении весны-лета успешно прошел ходовые испытания. Тесты показали, что по основным тактико-техническим параметрам VK 30.01(H) не уступает Pz.Kpfw.IV, что вполне устраивало вермахт, хотя его максимальная скорость составила всего 35 км\ч, а запас хода не превысил 150 км. К тому же, опытный образец не имел вооружения, а вместо башни устанавливался её весовой компенсатор.
Полученные данные позволили сделать заказ на изготовление партии из 8 предсерийных шасси. Однако, к октябрю 1941 года, когда были готовы три из них, Wa Pruef 6 отказалось от продолжения работ по танку VK 30.01(H). Причиной послужило наличие опытных образцов тяжелых танков VK 36.01 и VK 45.01(P), обладавших более мощным вооружением и бронезащитой. Хотя все три невооруженных шасси прошли вместе с ними ходовые испытания дальнейшая судьба проекта VK 30.01(H) была предрешена. Готовые машины были переданы в школу водителей танков, хотя одно из прелдсерийных шасси продолжали использовать для различным экспериментов вплоть до конца войны. Кроме того, 6 из 12 изготовленных башен, вместе с 75-мм короткоствольными пушками, были использованы для строительства фортификационных сооружений Атлантического вала.
Интересно, что оставшиеся на стапелях шасси сдавать на металлолом не спешили. В августе 1941 г. два незаконченных прототипа танка VK3001(H) начали переделывать в тяжелые истребители танков, вооруженные 128-мм пушками Pak-40 L/61. Шасси пришлось удлинить за счет введения еще одной оси для опорных катков. Пушка устанавливалась в полуоткрытой рубке, толщина брони рубки составляла 30 мм. Орудие разработано на основе зенитной пушки образца 1936 г., спроектированной фирмой Крупп. Углы наведения орудия тяжелого истребителя танков: в горизонтальной плоскости +/-7 град, в вертикальной — от -15 град до +10 град. Скромный объем боевого отделения не позволил разместить в машине достаточный боекомплект к орудию: всего 15 снарядов, затем втиснули еще три, но даже 18 снарядов — слишком мало. Для самообороны самоходка вооружалась одним пулеметом MG-34. Нагрузку на водителя удалось уменьшить за счет установки трансмиссии ZZG-77, однако скорость машины не превышала 19,6 км/ч. Было построено две самоходки, известные нам как 12,8 cm Selbstfahrlafette L/61 (Pzs.Sfl. V) она же «Sturer Emil / Stubborn Emil». Орудия для них поставила фирма Рейнметалл-Борзиг из Дюссельдорфа. Оба истребителя танков отправили для проведения войсковых испытаний на Восточный фронт. В настоящее время трофей хранится в музее БТТ в Кубинке. «Упрямый Эмиль» — единственный вариант Pz.Kpfw. VI Ausf. А, как называли на фирме Хеншель шасси VK3001(H)., прошедший проверку войной.
ФОТО ПРОТОТИПОВ
Теперь подробнее проследим судьбу испытывавшихся прототипов.
1. Ходовые испытания 1940 года с весовым компенсатором башни:
2. Шасси предсерийной партии без башни и с установленной башней. Завод Henschel в Haustenbeck, 1941 г:
3. Шасси предсерийной партии на заводе Henschel в Haustenbeck, апрель 1942 г:
4. Испытания шасси с установленными бульдозером и плугом для отрывки окопов, 1944 г:
5. Шасси прототипа VK 3001 (H) и Ягдтигр, захваченные союзниками в 1945 (кадр кинохроники):
6. Башня VK 3001 (H), установленная на Атлантическом валу как неподвижная огневая точка, предположительно 1944 г:
TRUMPETER
Китайская компания «Трумпетер» взяла за основу чертежи из книги Дойля:
И получилось вот что:
С одной стороны, это здорово, что у нас есть модель VK 3001 (H) примерно в том виде, в каком она должна была пойти в серию и эта модель оставляет поле для экспериментов в области WHAT IF, («что если бы?») и плодит множество «бумажных панцеров», что не может не радовать конечно, но далеко от исторической правды:
В то же время, чертежи Шпильбергера показывают совсем иное шасси:
С другой стороны, есть немецкая фирма MR Modellbau (MR Models), которая выпустила конверсионный набор для этой модели, который позволяет отобразить реально испытывавшийся прототип с весовым компенсатором башни. Но об этом в нашей следующей статье.
Павел Черепанов
Интересно. Спасибо.
Будет модель, я так понимаю?
Рад, что статья вызывает интерес,
Да, модель уже в грунте, но сначала будет обзор
Спасибо, интересно и познавательно! Ну и ждем, когда модель выберется из грунта. (смайл)
Павел отличная статья, для меня как раз ко времени, недавно приобрел сего пепелаца и готовлюсь начать сборку, правда только в октябре. Надеюсь на продолжение. И на показ готовой модели.
Надеюсь немцы не только весовой компенсатор сделали, но и крышу МТО.В модели она совсем не верна,а фото правильной я не встречал.
[…] днях я публиковал небольшую историческую заметку про этот довольно интересный прототип будущего танка […]
«В то же время, чертежи Шпильбергера» — там же подписано как Дойл’76, это его же чертеж?!