Создание масштабных моделей на заказ.
ИСТОРИЯ
Углубляться в историю Bergepanther смысла нет, это тема для очень глубокого исследования, потому что, как мне показалось, не было двух одинаковых Бергепантер. В общих чертах, Bergepanzerwagen Panther (SdKfz 179) — специализированная бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе Pz Kpfw V «Пантера» для эвакуации с поля боя подбитых боевых машин под огневым воздействием противника.
С началом применения тяжелых танков Тигр и Пантера стало ясно, что обычная ремонтно-эвакуационная техника — полугусеничные тягачи, не справляется со своей работой. Для буксировки Тигра требовалоось три тяжелых тягача ФАМО! В конце марта 1943 года Гудериан выпустил директиву о конверсии нескольких Пантер в ремонтно-эвакуационные машины. От компании МАН требовалось выпустить 10 Бергепантер к 10 мая 1943 года.
Первые машины были построены на шасси Panther D, и не имели ни лебедки, ни бульдозерного ножа, просто отверстие вместо башни, внутри размещался инструмент. С начала 1944 года фирма Daimler-Benz выпустила новый вариант БРЭМ, который был продемонстрирован Гудериану 1 марта 1944 года на полигоне Эйзенах. Эти машины уже имели кран, бульдозерный нож, 20 мм пушку, овальное отверстие на месте люков мехвода и радиста, которое могло закрываться брезентом. Для замены двигателя и других узлов ремонтируемого танка использовался специальный кран типа «журавль» установленный в задней верхней части с ручным приводом.
Сердцем машины была 40-тонная лебедка, разработанная фирмой МАН еще в 1940 году для амфибийных танков SpezialPionerfahrzeug.
7 апреля 1944 года руководством вермахта было принято решение об увеличении выпуска Bergepanther до 20 штук в месяц. Выпуск был перенесен на заводы Demag-Dusseldorf-Benrath, где с марта 1944 года по февраль 1945 года было выпущено 168 машин Bergepanther Ausf.G. Всего было выпущено около 379 машин всех модификаций (по другим данным 347 шт, из них 46 шт не имели лебедки).
Машины имеют множество мелких отличий, и по чертежам из книги Вальдемара Тройки видно, что можно выделить по меньшей мере десяток модификаций.
Надо сразу прояснить, что большая путаница существует в обозначениях Бергепантер, например, Bergepanther A строилась на корпусе Panther D,
Bergepanther G строилась на корпусе Panther A, кроме того, часть
Bergepanther G строилась на корпусе Panther G
Наш прототип как раз является ранней версией Bergepanther A на корпусе Panther D, еще без пушки, но уже с ножом, лебедкой, краном и передними квадратными демпферами. Тип корпуса можно определить по форме пулеметного гнезда. В отличие от более поздних моделей, на этой машине нет поручней на лобовой плите.
В общем, отсылаю всех к замечательной книге
PzKpfw.V Panther vol 5. Waldemar Trojca, TANKPower 05
а также к исторической справке тут.
СБОРКА
Сборку модели вел Павел Черепанов:
«Бергепантера оказалось сложнейшей моделью во всей моей модельной практике. Смоляная конверсия от фирмы Tigermodels — набор, глядя на который у меня просто опустились руки, я боялся к нему даже подойти, только инструкция занимает 20 листов А4! Сборка делится на десятки этапов, каждый из которых отфотографирован в инструкции, но показан так непонятно, что большая часть времени ушла на изучение самой инструкции. Авторов модели — убить! Уже выкладывая фотографии в процессе постройки на Миссинге, я получил пару комментариев от наших буржуйских коллег в таком духе, что мол я уже давно купил такой набор, но боялся к нему приступить, пока не увидел вашу модель, и понял, что ее можно все-таки построить!
Не скажу, что моя модель была первая из всех построенных, парочку моделей я нашел в сети, и построенных не хуже моей. Но надо признать, что это очень раритетная модель, настоящий эксклюзив. Построенных моделей в сети от силы 2-3 штуки,
Некоторые спрашивали, заметно ли отличается от ИТАЛЕРИ. Небо и земля! ИТАЛЕРИ — просто детская игрушка по сравнению с этой конверсией.
Подробно описывать процесс сборки не хотелось бы — много травмирующих психику воспоминаний))) По фотографиям все понятно:
Как видно, сначала строился интерьер, пускай его почти не будет видно на готовой модели. Прокладка торсионов по дну корпуса была непростой задачей. Лебедка — сама по себе отдельная небольшая модель, с кучей подвижных катушек, на которые наматывался трос.
Дальше интерьер пришлось покрасить и затонировать, учитывая, что потом не добраться. Основнйо цвет интерьера — грунтовка XF-9 Hull Red с добавками белого и красного. Корпус внутри окрашивался желтым DunkelGelb.
Теперь я смог собрать верх и низ корпуса и приступить к окончательным этапам сборки:
ОКРАСКА
За исключением траков и интерьера, окраску модели проводил Роман Воробьев. Базовый слой — DunkelGelb и камуфляжные пятна были нанесены тамиевскими акрилами, затем были нанесены фильтры, смывка, прокрашен инструмент и детали экстерьера. Модель была запылена, и возвращена назад Павлу Черепанову для финальной сборки — установки крана, антенны, троса, и т.д. Также Павел продолжил процесс тонировки — были нанесены сколы — сначала желтым для имитации повреждений камуфляжа, а внутри желтых сколов — черно-коричневым. Острые грани были обработаны грифелем. Трущиеся элементы — детали крана, тросы, бульдозерный нож и т.д. получили потертости до голого металла, для чего применялся пигмент AK Interactive Dark Steel, который можно втирать пальцами, и тот же грифель, а местами — краска Chrome Silver — Mr.Metal от Gunze.
Последние, по очередности, но не по важности, работы были проведены Владимиром Яшиным — следы сапог и масляные пятна, потеки топлива и ржавчины, грязь и пыль. Часть грязи наносилась методом разбрызгивания (спеклинг), когда жидкая смесь берется кистью, к ней подносится аэрограф и на некотором удалении от модели потоком воздуха капли грязи набрызгиваются на модель. Очень эффектно!
Это не окончательная редакция статьи, я думаю, коллеги, Рома и Володя ее дополнят или поправят, если я что-то упустил.
Модель строилась на заказ и находится в частной коллекции.
Владимир Яшин, Павел Черепанов, Роман Воробьев
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Тigermodels — AR-0069 Early A Bergepanther conversion
Dragon — 6299 Sd.Kfz.171 Panther D Dragon Premium Edition
Friulmodel — 1/35 ATL-33 Panther D
Eduard — 35119 Bergepanther ITA
Eduard — 35838 Bergepanther early ICM
Quick Wheel — QW-015 Panther D
Eureka XXL — ER-3514 Tow Cables for PANTHER A & D
RB Model — цепи, буксирные петли, антенна и антенный ввод
Колосально!За внутренний интерьер с окраской зачет!
Работа достойная,но почему траки такие ржавые?
Внушает. Меня как то верлинденовская смола с интерьером тигра в ужас привела, но это вообще нечто.
Серьезная штука.
«Вкусняшка!» Сам люблю работу с мелочевкой! Красивая модель!!! Единственное, что смущает — это холодный розовый оттенок в тонировке на МТО, на стойках ковша и в меньшей степени на верхней поверхности передней части корпуса. С общим желтоватым оттенком модели он не очень хорошо сочетается. Может лучше было на серых оттенках пыли остановится? Ну, это так — мелкие придиризмы! В остальном все как всегда на высшем уровне!
вот просто респект ! каждый кто работал с смолой,мелочевкой и такой деталировкой поймет….. когда отчаяние сдается под натиском упорства и воли….здорово, очень здорово!!!!
Знатный агрегат получился! Как говорится, «Остфронт» — он и с Bergepanther «Остфронт».
С ростом числа таких работ в портфолио удивлять зрителя каждой последующей моделью будет сложнее )
Просто отлично!!!
Низкий поклон! шикарная модель!
Большое вам всем спасибо за отлично собранную модель!!! Надеюсь, что в реальности она смотрится еще лучше чем на фотографии.
Да, Паша — ты герой! Я, честно говоря, и не задумывался о том на сколько это сложная Бергепантера.
В соотношении цена-качество Ост-Фронт безусловно лидер рынка. Хочется лучше и точнее — остаётся строить самостоятельно. Только многие ли осилят такую смолу собрать и потом ещё лучше чем тут окрасить.
Просто роскошно!Сколько такая?
[…] Bergepanther ausf.A […]