Kugelpanzer

Шарокатица )))

Представляю вашему вниманию свою очередную работу. На сей раз это совершенно необычное изделие, именуемое Kugelpanzer, которое в настоящее время экспонируется в танковом музее в Кубинке. С тех самых пор как я его впервые увидел и пощупал, появилась мысль пополнить свою коллекцию столь экзотическим образцом. Осложнялось все тем, что никто, как я думал, не выпускает модель этой штуковины в 35ом масштабе. Осуществление замысла пришлось отложить на несколько лет, пока совершенно случайно от друга не узнал, что Kugelpanzer в 35ом масштабе выпускает чешская фирма AttacK-Hobby. Оказалось, что это очень скромный производитель, который никак не хотел отвечать на электронную почту и оформлять заказ. Фирма молчала как брянский партизан, но все же, усилиями Павла Черепанова удалось заказать пару коробочек этого дефицитного изделия, так как больше двух штук в одни руки не давали )))).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

К большому сожалению, информация о данном девайсе практически отсутствует и сводится к следующему: «Kugelpanzer» (нем. «Kugelpanzer», «танк-шар») — лёгкий бронеавтомобиль, спроектированный в Третьем рейхе в 1930-40х годах предположительно фирмой Крупп. По словам сотрудников бронетанкового музея в Кубинке, машина разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки огня артиллерии, а возможно и как разведчик. В настоящее время сохранился единственный экземпляр в бронетанковом музее в Кубинке. Бронеавтомобиль был поставлен в Японию и был захвачен советскими войсками в 1945 году в Маньчжурии (по другим источникам — захвачен на Куммерсдорфском полигоне вермахта вместе с «Маусом»). Являлся экспериментальным образцом. Участия в боях не принимал. Вот и практически все, что о нем известно.

Фото из Кубинки:

Бронемашина представляла собой цилиндр с толщиной бортов 5 мм, по бортам которого с небольшим наклоном находились две вращающиеся полусферы с простыми грунтозацепами, служившие движителем. Внутри располагалось место для водителя и приборы управления. На уровне глаз в передней части корпуса была выполнена единственная смотровая щель. В задней части располагался мотоциклетный двигатель мощностью 25 л.с. Сзади на наружной поверхности монтировался кронштейн с металлическим хвостовым колесом малого диаметра, а над ним находился посадочный люк. Вооружение и наблюдательное оборудование на Kugelpanzer отсутствовало, но иногда можно встретить утверждение, что в укладке мог перевозиться один пехотный пулемет MG34 или MG42. Масса машины составляла 1800 кг, максимальная скорость – до 8 км\ч.
Сразу хочу отметить, что версия артиллерийского корректировщика мало вероятна, ведь кугельпанцер не имеет никаких приборов наблюдения и радиосвязи. Только смотровая щель и все. Как такое устройство может работать арткорректировщиком, я не представляю. По этой же причине отметается и версия разведывательной машины, и полигонной бронемашины для наблюдения за стрельбами. Против разведчика говорит и довольно скромная проходимость этого устройства, особенно по наклонным поверхностям, где оно будет стремиться завалиться на бок или кувыркнуться вперед при движении по склону.
В моем понимании, единственным адекватным вариантом является использование кугельпанцера как лаборатории для отработки возможностей машины с таким ходом с последующей перспективой создания крупного бронированного и вооруженного сферического танка. К слову, стоит отметить, что увлечение ШароТанками коснулось не только немецких, но и советских, и британских конструкторов. Ещё в 1925-1935 гг. в СССР было подано на рассмотрение несколько интересных проектов бронированных танков шарообразной формы. Кроме того, проект подобной машины был предложен военному ведомству Великобритании. В обоих случаях от реализации “шаротанков” в металле отказались, поскольку их технические характеристики уступали обычным танкам. Можно предположить что немцы могли планировать построить в будущем нечто схожее с этим британским прожектом.

Эскиз британского ШароТанка

Ну а если отмести и этот вариант, то существуют более экзотические, и даже фантастические версии, например:
-это часть какой-то более крупной конструкции или устройства
-это советский проект
-это устройство для передвижения по ледяным желобам на нацистской базе в Антарктиде
-это немецкая интерпретация некоего транспортного средства пришельцев
-это транспортное средство для перемещения по немецкой базе на темной стороне Луны. Упустили создатели фильма Железные небеса (Iron Skies) этот момент. Смотрелось бы гораздо лучше, чем мотоцикл Zundapp )))).
Еще пара комических версий: обитаемое ядро для диверсантов, по мотивам барона Мюнхгаузена или шар для гигантского танкового бильярда ))))))

В общем, никто толком не знает что это, зачем было сделано и какую функцию должно было выполнять. Даже достоверно неизвестно откуда в Кубинке появилось данное изделие!

СБОРКА
Я давно тяготею ко всяким необычным образцам техники, поэтому с нетерпением ждал посылки. Однако, когда она все-же пришла, это добавило мне не столько позитивных эмоций, сколько раздумий что с этим делать? Модель, состоявшая всего из четырех деталей, имела несколько серьезных ошибок. Во-первых, производитель додумал пару колоритных выхлопных патрубков (логического обоснования для их наличия я так и не нашел), во-вторых сделал корпус заметно шире чем надо, в-третьих, рельеф внешней стороны колес не соответствует кубинскому оригиналу , в-четвертых, форма хвостовой балки также не соответствует прототипу. На это наслоилось множество пузырьков в смоле и некоторое количество отломанных грунтозацепов. Часть из них валялась в пакете с деталями, а часть была отломана еще до упаковки деталей. Пришлось вырезать их из листового пластика.

Собирать было особенно нечего. Единственное, что пришлось повозиться с удалением массивных питателей и со шлифовкой внутренней стороны колес, чтобы они плотно прилегали к корпусу, без выбоин и зазоров. К тому же они оказались не идеально круглыми и я долго подбирал положение, при котором Кугель стоял бы ровно. Глушители были срезаны, а смотровая щель в корме зашпаклевана. Также удалил рукоятку на кормовом люке. Вот вроде бы и все.

ОКРАСКА
Изначально я хотел сделать KugelPanzer в том виде, в котором он находится в Кубинке, но наличие ряда несоответствий подтолкнули меня к воссозданию того как он мог бы выглядеть при эксплуатации. Это позволяло загрязнить борта колес и спрятать неправильный рельеф их поверхности. Пользуясь случаем, решил опробовать новую (хорошо забытую старую) методу нанесения тонировки на модель посредством кисточки, которую подглядел в статье Адама Уайлдера, когда переводил ее на русский язык. Этот метод набрызгивания он назвал Speckling method )))
Процесс окраски и тонировки проиллюстрирован ниже:

Фото 01. Поверх тамиевской аэрозольной грунтовки нанесен прешейдинг акрилом XF-69. Затем нанесен базовый цвет двумя оттенками серого акрила. После этого, жидко разведенной XF-69 нанесен шейдинг для придания дополнительного рельефа. Модель покрывалась тремя фильтрами MiG серого, голубого и коричневого оттенков.

Фото 02 Масляные точки серого, землистого и коричневого тонов были нанесены и растушеваны плоской кистью, смоченной в растворителе. Затем, модель была покрыта коричневым фильтром посредством набрызгивания с кисточки. После высыхания, поверхность была слегка смочена растворителем для того чтобы сгладить эффекты тонировки.

Фото 03 Клепка и швы были выделены темной смывкой MiG, а беговые поверхности катков обработаны жидко разведенной смывкой АК для траков. Краска Shadow Brown была нанесена в углубления и растушевана сухой плоской кистью.

Фото 04 Лущение на беговых поверхностях катков было нанесено спонжем. Сначала серая краска, потом темно-коричневая. Сколы вокруг люка и на хвостовой балке были нанесены тонкой кистью. Затем мелкие точечные сколы были нанесены путем набрызгивания с кисти. Сначала серой краской…

Фото 05 …затем коричневой. Тем же способом была нанесена ржавчина, намешанная из масляных красок. После высыхания ржавые пятнышки были растушеваны кистью, смоченной растворителем. Грязь, намешанная из пигментов, гипса и растворителя была также нанесена посредством Speckling метода.

Фото 06 Обратите внимание, что брызги почти не попали на корпус. Для этого он маскировался модельным скочем и кусочками бумаги. После высыхания, капельки грязи были стерты ближе к середине колес, чтобы самыми загрязненными остались беговые поверхности и внешний край колес. После этого, на колеса были нанесены потеки мокрой грязи жидкостью Wet Mud effect от MiG и машинное масло.

Фото 07 Затем беговые поверхности колес были натерты пигментом-металликом. Его можно наносить пальцем или ватной палочкой. Для оживления модели, кое-где были приклеены листочки. Я использовал клей ПВА для их крепления. Финальным аккордом стало нанесение жидкой ржавчины на беговые поверхности и последующая полировка графитом после высыхания.

Minenraumer рядом со своим главным соперником - ЯйцеТанком, модель которого построил Павел Пономаренко

Вот вроде бы и все. Работа над этим шариком шла в апреле-июне 2012 года.
Хочу выразить благодарность участнику yrq за то фотографии Кугельпанцера из Кубинки.

Владимир Яшин
Новосибирск 2012
ost-front.ru

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (17)

  1. Борис:

    Я такого ещё не видел!
    Шикарная модель, листва гармонично смотрится!
    Вообще понравился пртотип, с тонировкой смотрится как живой!
    Володь, а сколько стоит такой кит?

  2. Денис:

    Да, очень интересный экземпляр!! Сам месяц назад впервые увидел его в Кубинке. Был озадачен целью этого шара-самоката)) Но лично моё мнение, что в бою такой аппарат был бы очень неустойчивый во время движения и…пробиваемый из-за своей тонкой брони. Так сказать, вот тебе, Ганс, шар — катись отсюда…в последний свой путь)
    Понравилась окраска модели! Реалистично! Да, сколько стоит такой экземпляр? Я бы тоже приобрел его!

  3. Богдан Марчук:

    На мой взгляд, это минный разградитель против ДОТов, одноразового
    применения. Водитель, скорее всего, выводил «колобок» на цель и
    делал ноги. В «ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКЕ» была статья:
    http://www.popmech.ru/article/3981-bronya-krepka-i-tanki-nashi-kruglyi/
    Модель выполнена очень достойно.

  4. Павел Черепанов:

    Этот набор можно заказать через нас. Сам кугель стит 14 евро + 9 евро доставка + наша комиссия 500 р и пересылка по России — 200 р. Итого выходит 1660 р
    Если заинтересованы — пишите на мейл. По срокам — 1,5 месяца

  5. Алексей Алексеев:

    Знатный мастер-класс! Огромное спасибо за подробное описание технологии сборки, окраски и обгадинга. Видел это чудо мельком в прошлый четверг, мог бы отфотографировать. Сам ходил кругами вокруг «Адама» (модель подарили на день рождения). Буду ждать, когда Владимир (или Павел) соберет «Адама» или его родственника…

  6. Владимир Яшин:

    Коллеги, спасибо за отзывы! Рад. что модель понравилась. Хоть, это и очень миниатюрная козявка, но работа шла как-то с легким надрывом. Видимо из-за большой концентрации косяков на единицу площади :)
    Но, в итоге, рад. что связался с этой моделью. Она очень интересно смотрится на полке.

  7. Владимир Яшин:

    Богдан, ваша версия не сильно далеко от версии о транспорте для движения по Антарктиде :)))))

    Вы представляете как водитель будет делать ноги? :) И как Кугель будет «разграждать ДОТы»? :)

  8. Владимир Яшин:

    Алексей, спасибо за отзыв!
    На счет Карла, у меня уже давно ждет своей очереди трумповская модель с допами. Я получал его в качестве приза на конкурсе DiSHow несколько лет назад. Очень мечтаю его собрать, но объем работ пока отпугивает. Там возни очень много.

  9. Алексей Алексеев:

    Таки моя модель тоже с «допами» в виде платформ для перевозки и некоторого количества железнодорожного пути! С моей «медленностью» (ибо это нельзя назвать скоростью) сборки — года на три…

  10. Яшин Владимир:

    Алексей, у меня Карл без транспортировочных ж\д телег, но зато с тремя наборами травла, так что это будет очень догая история :)

  11. Алексей Алексеев:

    Буду ждать, особенно процесс окраски-тонировки и финальные фото рядом с «Кугельпанцером». Еще раз спасибо за мастер-класс.

  12. Богдан Марчук:

    Владимир, судя по недорогой конструкции «колобка» предполагалось
    массовое использование таких сухопутных торпед, начинённых взрывчаткой. При подрыве на мине, кугель своим взрывом сдетонировал
    бы мины на значительном участке, какой нибудь пятый-десятый доползёт
    до главной цели.И водитель-оператор, как у «Голиафа С»:
    http://topwar.ru/57-teletanketka-borgward-iv-sdkfz301.html
    Для движения по Антарктиде берите лыжи :)))

  13. Владимир Яшин:

    Богдан, ваша версия интересная, но, к сожалению, разбивается о тот факт, что в кугеле нет места чтобы разместить взрывчатку :(

  14. Игорь Calibr:

    Оригинальный аппарат,первый раз такой вижу.
    Хорошо сделан.

  15. Владимир Яшин:

    Спасибо, Игорь!

  16. Alex:

    Исполнение хорошее, а смотреть, как на еденицу не начто, увы…

  17. sdkfz:

    из какой то хрени ( я про материал) сделать такую замечательную модель…… очень красиво получилось….