Интервью: Вадим Щелконогов и Слава Бездетко

Представляем интервью с нашими коллегами-моделистами из Сургута, так сказать, бойцами Северного фронта, Вячеславом Бездетко (slava979) и Вадимом Щелконоговым (Navigator). Наша дружба с ними продолжается не первый год, мы часто встречаемся с ними на модельных слетах во всех городах Сибири, куда Слава и Вадим регулярно приезжают. Помимо того, что они являются отличными, с большой буквы Моделистами, Вадим и Слава вносят серьезный вклад в развитие моделизма в Сургуте.

Слава, Вадим, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы! Учитывая, что вы являетесь самыми активными “Северными” моделистами, живете в одном городе и регулярно вместе выбираетесь на слеты за пределами Сургута, мы решили сделать сдвоенное интервью.

Слава Бездетко (слева) и Вадим Щелконогов

Для начала, расскажите, как вы пришли в моделизм? Давно ли вы строите модели и чем для вас интересно это хобби?

Слава: В школьном возрасте, как и многие, клеил модели ГДРовских самолетов, потом все это дело утихло, появились другие интересы. А в году этак 2006 прогуливались мы с семьей по «Детскому миру», в Новосибирске, ну и увидел я «Кинг тигра» звездовского, купил, и пошло-поехало.

Вадим: Знакомство с моделизмом у меня началось ещё в школьном возрасте, в середине 80х, сам понимаешь, ничего серьёзного тогда не было. Второе моё знакомство уже было после армии. Случайно в магазине наткнулся на модель МИ-24 от Звезды, вот тут то и началось, собирал всё с подряд, собирал очень быстро, красил кисточками. В 1996 году попал на проходившую у нас в городе региональную выставку стендового моделизма, познакомился с парнями, с тех пор взгляды на моделизм резко поменялись.
Чем для меня интересно это хобби? Ты знаешь, я никогда об этом не думал, просто мне нравится этим заниматься.

Предлагаю немного поговорить о развитии моделизма в ХМАО и в Сургуте. У вас уже более 10 лет проводятся выставки, достаточно большой клуб моделистов, вы регулярно участвуете в российских и даже европейских выставках. Такому положению вещей позавидует большинство крупных российских городов. С чем это связано? У модельного движения в Сургуте есть поддержка со стороны власти или бизнеса, либо все держится на энтузиазме?

Вадим: В 1995г. многим известный Виктор Иванович Крот провёл в Ханты-Мансийске первую окружную выставку, которая впоследствии стала регулярной. С 2010 года выставка переехала в Сургут из-за удобства посещения другими участниками. Все выставки проходят при поддержке Департамента образования города Сургута и администрации округа. В 2004 году по приглашению чехов, Виктор Иванович посетил город Брно, это была первая европейская выставка, в которой наш округ принял участие. На сегодняшний день мы уже участвовали во всех выставках Европы. Так же с ответным визитом на нашу выставку приезжали чехи. Все зарубежные поездки финансируются из Окружного бюджета.
Финансирование частных поездок проходит по разному. К примеру мою поездку в 2010 году в Москву оплатил профком Сургутской ГРЭС-1, где я работаю. Так же помогает Окружной бюджет, но в основном, конечно же, всё оплачивается из своего кармана.
Кстати, в этом году круг посещения выставок нашим Округом расширился, добавились ещё два российских города, это Рязань и Нижний Новгород, надеюсь наши связи с этими городами станут дружескими и прочными.

Вадим жарит шашлык на слете в Новокузнецке (справа - Стас Дробышев, организатор этого самого слета)

Наверняка, в Сургуте нет специализированных магазинов для моделистов. Где вы приобретаете модели и аксессуары?

Слава: Ну, один магазин есть, с уклоном на радиоуправляемые модели, но есть краски тамия, их же модели и драгон, цены правда анти-социальные, поэтому к нам, северным моделистам, на помощь приходят Интернет-магазины, как отечественные, так и буржуйские, а в приобретении редких экземпляров помогает аукцион E-bay.

Вадим: Ну почему же, магазин у нас имеется, конечно до «Паровоза» или «Клуба-ТМ» он далеко недотягивает, но для того что бы начать заниматься моделизмом, и потом полюбить этот вид хобби, — вполне достаточно. Ассортимент вполне приличный, как по моделям, так и по краскам, инструментам.

КрАЗ-255Б, модель Вадима Щелконогова

Вы участвовали в большом количестве слетов и выставок в разных городах России. Много ли общего у этих мероприятий? Где понравилось больше всего?

Вадим: Я побывал на выставках во многих городах, очень нравятся выставки регионального характера, чувствуется серьёзный подход организаторов, у каждой выставки присутствует дух праздника. В 2010 году был на всероссийской выставке в «ТМ», очень сильно был разочарован, никакой организации, помещение неприспособлено, прибежали, постояли на лестнице, покричали в рупор, пораздали грамоты и так же разбежались.

Впечатление о Сургуте, (Павел бывал был там в командировке), таково, что люди у вас стремятся помогать друг другу, подвозят на машине за символические деньги, помогают соседям, держатся крепче за своих друзей и близких. Что то еще отличает Северный Характер?

Слава: Город у нас небольшой, по сравнению с тем же Новосибирском, и это, по моему мнению, способствует, так сказать, открытости, радушию и взаимопомощи. Вот приезжайте в апреле к нам на выставку, и сами все увидете.

Интересно, что заставляет вас проделывать столь долгий путь до Новосибирска или Новокузнецка, чтобы попасть на слет моделистов?

Слава: В первую очередь это конечно общение, масса новых впечатлений. Все таки Интернет вряд ли может заменить живое общение, опять же впечатления от моделей в жизни совсем не такие как на экране монитора, гораздо более интересней и познователней.

Планируете ли вы посетить Сибирский слет в марте? Что собираетесь привезти?

Слава: Да, очень даже планируем. Что под руку попадется )))

Слава, ты предпочитаешь строить модели немецкой бтт времен ВМВ. Как получилось, что ты обратил свое внимание именно на эту тематику?

Panzerfahre, модель Славы Бездетко

Слава: Ну, это все с покупки того злосчастного Кинга, так и повелось.

Не считаешь это направление слишком “попсовым”?

Слава: Конечно, очень даже «попсовое», но если серьезно, то немецкая БТТ 2МВ предлагает огромное поле для творчества, большое количество фронтовой хроники, разнообразие техники, возможность выбора уникального прототипа, например в настоящее время наблюдаю у себя уклон в малосерийные не растиражированные экземпляры техники, резонанс от них не такой как от «Тигров» и «Пантер», но «попсовостью» тут уже и не пахнет.

Несмотря на то, что ты используешь фототравление и большое количество прочих аксессуаров, на мой взгляд, окраска и тонировка для тебя имеют первостепенное значение. Так ли это?

Слава: Я стараюсь совместить эти две стороны моделизма: соответствие прототипу, матчасть, и эффектная окраска, тонировка, но все же, ты правильно заметил, окраска преобладает над сборкой, по моему мнению в «лакокрасочных» работах присутствует больший эффект творчества, ну а как это получается судить коллегам.

Opel Blitz Omnibus Kommanderwagen, модель Славы Бездетко

Чьи работы повлияли на твой стиль окраски? Знаменитая испанская школа?
Твои работы уже не первый год занимают призовые места на различных конкурсах. Интересно, как ты сам оцениваешь уровень своих моделей?

Слава: Да, наверное, мой стиль ближе к так называемой «испанской школе», работы того же Мигеля Хименеса, Адама Уайлдера имели немаловажное значение. Трудно оценить уровень своих же моделей, в большинстве случаев я стараюсь критически подходить к своим работам, тем самым пытаюсь понять чего бы мне хотелось добавить или, наоборот, убрать при сборке или окраске и учесть это в следующей работе.

Насколько можно судить, в последнее время, ты предпочитаешь различные редкие прототипы, даже на миниподлодки обратил внимание. Скажи, с чем это связано?

Ko-hyoteki Mini-submarine, модель Славы Бездетко

Слава: Есть такое дело, прежде всего это связано с тем, что «серьезный» проект типа Тигр, Пантера и т.д. требует, по моему мнению, очень серьезного подхода в матчасти, на что, банально не хватает времени, причем не сказал бы, что мелкосерийные образцы и прототипы собирать легче, совсем нет, тут тоже присутствует момент копания в книжках и Интернете. С другой, всегда приятно, собрать модель, которой в Интернете, в лучшем случае 1-2 экземпляра, а то и совсем нет. К таким, как раз, и относиться японская миниподлодка, ну а опыт полученный при сборке и окраске считаю вообще не лишним. (Такого размера модель, да еще черного цвета, не тонировал не разу .)

У тебя в коллекции есть любимая модель?

Слава: Нет, самой любимой нет, каждая модель мне нравиться по своему, так как я, в творческом плане, моделист еще «маленький», то каждая модель является для меня одним из этапов моего творчества, в каждой следующей модели я стараюсь применить что-то новое.

Много ли в твоих запасах несобранных моделей? Есть ли долгострои, которые ты никак не можешь закончить?

VK 45.01 (P), модель Славы Бездетко

Слава: Полностью неначатые модели, как и у каждого моделиста, я подозреваю, конечно имеются, запасы скажем так средненькие. Долгостроев, как-ни-странно, не имею. Придерживаюсь принципа одной модели, не начинаю новую, пока не закончил начатую; вот идей, какую модель сделать следующую, по какой фотографии и прототипу, вот этого много, и для меня главное — выбрать ту, которая затянет меня по настоящему, но и при этом не растерять интерес к другим задумкам.

Над каким проектом работаешь сейчас?

Слава: Доделываю Marder II D. Со следующим проектом определюсь после вашего слета.

Marder II D, самая крайняя модель Славы Бездетко

Вадим, твои интересы сконцентрированы на современной советской бронетехнике. Скажи, почему ты предпочитаешь именно это направление?

Вадим: Почему же только современная бронетехника? Хотя это направление для меня остаётся приоритетным, нравится мне всё неизведанное. Другим периодам, как например 2МВ, стараюсь тоже уделять внимание. Ну а отечественная современка интересна наверное своей трудоёмкостью в постройке модели, нравится мне копаться, много времени уходит на собирание информации о конкретных прототипах, ведь на многие машины до сих пор наложен гриф секретности. Но ведь люди везде работают, со многими наладил хорошие дружеские отношения, и они помогают в поиске информации.

Насколько могу судить, для тебя первостепенна матчасть, а окраска и тонировка менее важны. Так ли это?

БМР (бронированная машина разминирования), модель Вадима Щелконогова

Вадим: Да, матчасть для меня первостепенна, стараюсь максимально воссоздать прототип. Но и в покраске стараюсь не стоять на месте, пытаюсь повышать свой уровень. Мне и в худ. школе тоже живопись тяжело довалась, нет у меня этого цветовосприятия, любимые предметы были рисунок и скульптура. Да и в техникуме почти за всю группу чертежи чертил.

Многие из твоих работ отличаются очень серьезным «запилом». А как ты относишься к самодельным моделям? Не возникало желания сделать что-либо «с нуля»?

Вадим: Как говорится: «За ваши деньги любой каприз». Вобщем, можно заказать вырастить любую модель, теперь технологии это позволяют. И она будет в единственном числе только у вас на полке. Но самодельщики!? Я вообще перед ними шляпу снимаю, знаю некоторые из них могут позволить себе 3D модель, но они лучше сами это сделают, не знаю, я у них не спрашивал, но наверное они от этого получают большее удовольствие, нежели получить готовую модель
Желание сделать «с нуля» конечно возникает, причём постоянно, когда увижу какой-ни-будь редкий и интересный для меня прототип. Но боязнь перед тем, что не смогу сделать, довести до конца начатое, меня постоянно отталкивает. Хотя говорить о том, что никогда за это не возьмусь — не буду.

Т-62М-1, модель Вадима Щелконогова

Скажи, не сложно ли тебе, как любителю “ловли блох” находить единомышленников, ведь в последние годы становится все популярнее не заморачиваться с матчастью?

Вадим: Сам же знаешь, чем меньше народу — тем они кучнее и дружно держутся, так и в этом направлении всё примерно тоже самое, единомышленники быстро находятя.

Как думаешь, это временная тенденция? Или же, точное воспроизведение прототипа — удел единиц?

Вадим: Навряд-ли это временно, всегда из сотни любителей собрать из коробки, (сюда же отношу и добавление травла и точёных стволов, потому как многие наборы теперь так и комплектуются) появятся два-три человека, которые захотят сделать то, что никто не делает. Внести в модель изменения, касающиеся выбранного прототипа.

Stryker M1126 edge ESV, модель Вадима Щелконогова

Есть ли модели, на которые ты равняешься? Авторы, уровня которых ты хотел бы достигнуть? Назови таковых, если они существуют.

Вадим: Равняться есть всегда на кого, очень нравятся работы Алексея Бобкова, Андрея Смирнова, Валерия Вильневчица, Анатолия Бурова, Сергея Войцеховича. Очень серьёзный подход у них, в изучении матчасти, в аккуратной и до мелочей проработанной модели. По окраске конечно список гораздо больше, и перечислять их думаю нет смысла, одно могу сказать это не обязательно известные имена, очень много малоизвестных моделистов. В общем у всех перенимаю, то что для себя, считаю, будет полезным.

Над чем ты работаешь в данный момент?

Вадим: Я недавно наконец-то прочёл книгу «Я калибр-10» о плачевной судьбе Майкопской бригады. Под впечатлениями прочитанного решил сделать модель Т-72А старшего лейтенанта Е. Филоненко, уже понемногу начал собирать модель. И параллельно продолжаю собирать информацию по БМР-2 и Т-72М1 с комплексом активной защиты «Арена». По последней в принципе весь материал готов, а вообще все машины на базе Т-72 мне интересны.

Т-90, свежая работа Вадима Щелконогова

Вообще суровый северный климат как-то влияет на моделизм? Долгая полярная ночь, когда надо себя чем-то занимать, морозы за окном? Можно ли сказать, что моделизм – идеальное увлечение для северян?

Слава: Конечно, особенно когда летом «длинный полярный день», хобби можно заниматься без перерывов. Вот если ваша студия сменит дислокацию то производительность увеличиться.

Вадим: Какой же он у нас суровый, мы не в заполярье находимся. На одной 60-й широте с Санкт-Петербургом. Просто зима у нас длиннее, а лето короче, иногда лето бывает тёплым. Каждый выбирает себе увлечения по вкусу, и это не обязательно моделизм, главное — что бы человеку это нравилось. Да и климат тут не причём.

Традиционное пожелание моделистам.

Слава: Традиционно желаю, что бы хватало времени на любимое хобби и воплотились в реальность все задуманные проекты.

Владимир Яшин, Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (12)

  1. Владимир:

    Очень интересная статья! Ребята молодцы, модели впечатлили и вдохновили, на подвиги. Очень нужно порой вдохновение, а то простаивает долгострой и все руки не доходят :-)

  2. Евгений:

    Замечательные модели.А где можно такого КРАЗа купить под сборку?

  3. Евгений:

    Позитивное интервью. Сейчас полезу в инет другие работы смотреть. Stryker очень впечатлил.

  4. Павел Черепанов:

    Евгений, модель КРАЗА от МиниманФэктори можно купить у нас, смола 7500 руб + доставка. По времени около месяца займет.

  5. scheuntor:

    Имел недавно разговор с Вадимом по скайпу.Первый раз общался с ним,,вживую,,.Видимо очень скромный и даже сказал бы застенчивый человек.Получил удовольствие от знакомства.

  6. Евгений:

    Мне просто модель КрАЗа,без сборки,хочется самому покорпеть над ним.Такое возможно?

  7. Павел Черепанов:

    Евгений, я это и имел в виду, указана цена без сборки, просто сама модель очень дорогая.

  8. Роман:

    http://www.minimanfactory.com/en/kraz-255b-russian-6×6-heavy-truck-i5/

  9. Яковчук Виктор:

    Отличные моделисты! Желаю им творческих успехов.

  10. Сергей:

    При общении с Вадимом меня поразила его готовность ездить куда-то на выставки. Это говорит о его желании общаться и видеть. Подход его к работе мне тоже нравится. Добраться до сути — это главное. Со Славой к сожалению не знаком, но работы его производят впечатление законченности. Хотя в немецкой БТТ я полный профан.Не согласен только со словами Славы, что элемент творчества есть только в покраске. Создание супердетализированной модели не менее творческий процесс. Думаю,что главное, мы все получаем от этого громадное удовольствие.

  11. Яшин Владимир:

    Сергей
    Я думаю, Слава имел в виду, что при покраске, есть небольшой шанс пофантазировать состепенью загрязненности, окраской того или иного элемента, если это доподлинно не известно, а со сборкой\деталировкой — все четко, в сторону не шагнешь.

  12. Антон:

    Очень крутые модели смотрятся охренительно уважаю. А сколько будет стоить модель на заказ высокой или экстра сборки?