Создание масштабных моделей на заказ.
Всем привет! После летнего перерыва в эфире «Восточного фронта» очередной мастер-класс, который, как и было анонсировано ранее, посвящен пигментам. К сожалению, выйти на запланированную регулярность публикаций мастер-классов не получается в связи с большим количеством всяческих забот, но тем не менее, буду стараться продолжать работать в этом направлении, чтобы и дальше делиться с вами накопленным опытом. Благо, тем для будущих материалов более чем достаточно. Вот бы еще пару часиков в сутках….! Никто не поделится? )))))
Ну хватит лирики, перейдем от слов к делу. На этот раз мы обстоятельно поговорим о пигментах. Этот этап тонировки является логическим продолжением тех, о которых мы говорили в предыдущих мастер-классах. Таким образом, у нас вырисовывается общая картина работы над моделью после окраски.
Наиболее удобной последовательностью тонирования является следующая цепочка: фильтр — масляные точки – смывка – сколы — пигменты.
Для начала давайте определимся с тем что такое пигменты. С латинского слово pigmentum переводится как краска. Фактически пигмент является красящим порошком получаемым из различных минералов, марганца, цинка. Пигмент это первичный материал, который многие сотни лет используется для создания всевозможных красителей. Такие привычные для нас атрибуты как акриловые, эмалевые или масляные краски, карандаши, пастельные мелки имеют в своей основе пигменты. Все они различаются между собой лишь вариантами связующих веществ.
Что касается нашего хобби, то можно сказать, что это первичный материал и для моделиста, ведь краски которыми мы пользуемся, будь-то тамиевская нитра в аэрозолях, хамброловская эмаль или акрил Vallejo изготавливаются из одних и тех же пигментов. Даже цвет пластика литниковых рамок модели обусловлен использованием того или иного пигмента! Но само слово пигмент нам стало гораздо более привычным только после появления на рынке брэнда MiG Productions. Именно баночки этой фирмы подразумеваются большинством моделистов при употреблении слова пигмент. Собственно о них и пойдет речь далее.
Некоторые коллеги могут возразить, мол зачем использовать дорогие заморские пигменты если всегда можно купить дешевые пастельные мелки и натереть их в порошок? На первый взгляд это кажется логичным, тем более, что и результат получается один и тот же. Но это только на первый взгляд. У фирменных пигментов есть ряд серьезных преимуществ по сравнению с пастелью. Давайте их рассмотрим:
-ПОМОЛ. Фирменные пигменты имеют очень тонкий помол, что позволяет имитировать пыль гораздо более достоверно и в соответствии с масштабом. Кроме того, чем мельче фракция, тем лучше пигмент будет закрепляться в порах краски. Натертая в порошок пастель, напротив, будет грубее и менее реалистичной, её будет сложнее закрепить на поверхности модели. Причина в том, что мы не сможем добиться столь мелкого помола, натирая пастель на наждачной бумаге или с помощью ножа. Это просто невозможно в домашних условиях.
-ЧИСТОТА. Пигмент в тюбике является первичным веществом и не несет в себе никаких примесей, в то время, как натертая пастель будет содержать в себе каучук, который является связующим веществом, позволяющим пастельному мелку сохранять свою форму. Понятно, что работать с чистым веществом без примесей будет гораздо удобнее, а результат получится аккуратнее.
-ОТТЕНКИ. Пожалуй, это самое очевидное достоинство фирменного пигмента перед пастелью. На данный момент на рынке представлено столько оттенков пигментов, что вам совершенно не нужно ломать голову над подбором цвета. Достаточно взять готовые тона, которые необходимы для воплощения вашего замысла. Если же работать с пастелью, то вам придется каждый раз подбирать нужный оттенок, что довольно утомительно.
Таким образом, у пастели остается лишь один заметный плюс – это низкая цена. С этим сложно спорить, но ведь мы занимаемся своим хобби чтобы получить удовольствие? Так зачем экономить ценой собственных нервов? Тем более, что тюбика каждого пигмента хватит очень надолго.
Способы нанесения пигментов
Пигменты можно наносить разными способами, как в чистом виде, так и с растворителями или в смеси с другими материалами. Рассмотрим все варианты подробнее:
Это самый простой способ с которого любой новичок начинает знакомство с пигментами. Процесс нанесения заключается во втирании пигмента в поверхность модели старой распушенной кистью среднего размера. Этим способом можно имитировать только тонкий слой запыления, так как пигмент держится в порах краски и создать какой-либо объем просто невозможно. Главный минус заключается в том, что пигмент получается не стойким и очень критичен к прикосновению пальцами, поэтому для общего запыления такой метод не очень подходит. Зато, для локальной тонировки будет весьма уместен, например для имитации ржавчины и нагара на глушителях или пороховых газов на дульном тормозе орудия.
В данном случае пигмент наносится на модель все той же старой распушенной кистью, затем область обработанная пигментом смачивается растворителем. Причем сделать это надо как можно меньше касаясь поверхности, чтобы не оставлять следов от кисти. В идеале, вам нужно “ронять” капли растворителя с кисти, держа ее в нескольких миллиметрах над моделью с целью увлажнить всю поверхность с нанесенными пигментами. После высыхания тиннера вы получите тонкий слой загрязнения, который будет довольно уверенно держаться на модели. При необходимости результат всегда можно будет подкорректировать, удалив излишек пигмента ватной палочкой.
Старайтесь по возможности использовать несколько схожих оттенков пигментов, чтобы результат выглядел более интересно.
Хочу обратить ваше внимание на то, что поверхности, расположенные высоко над поверхностью (башня, крыша МТО, ствол) пылятся гораздо меньше, чем борта и ходовая часть. В этих местах следует наносить гораздо меньше пигментов.
Отдельно остановимся на тонировке траков. Я зачастую использую металлические траки фирмы Friulmodel, поэтому будем рассматривать технологию на их примере.
Использование закрепителя позволяет намертво зафиксировать пигмент на модели. Кроме того, вы сможете имитировать рельефный слой грязи. Принцип нанесения ничем не отличается от предыдущего случая с растворителем Thinner кроме того, что вместо тиннера мы используем фиксер. Данный способ имеет свои особенности. Во-первых, Fixer сохнет гораздо дольше Тиннера. Кроме того, он нивелирует эффект от пигмента, иначе говоря вам необходимо наносить пигмента чуть больше, чем вы хотите увидеть после высыхания. Следует помнить, что в отличие от тиннера, фиксер не позволит вам удалить избыток пигмента после высыхания. Следует быть осторожнее. Старайтесь наносить Фиксер как можно равномернее, чтобы поверхность высыхала с одинаковой скоростью на свей площади. Иначе будет риск образования своеобразных каёмок вокруг медленно высыхающих “островков”.
Данный способ заключается в том, что пигмент наносится на модель уже будучи разведенным каким-либо растворителем. Это может быть миговский Thinner, уайт-спирит или обычная вода. Такой способ хорошо подходит для того чтобы наглухо “закрыть” пигметном тот или иной участок модели. Обычно он является базовым для дальнейшего сухого нанесения пигментов других оттенков.
Этот способ позволит нам получить объемный, самостоятельный слой грязи.
Пигмент нужно заранее смешать с Акриловой смолой для того, чтобы имитировать грязь и комья. В эту смесь для большего объема можно добавлять гипс, песок, камешки, мелкую стружку или спитый молотый кофе. Также можно добавить и немного травинок из пакли или специальных наборов. Все эти компоненты можно добавлять в разных пропорциях в зависимости от замысла. Кроме того, если вы хотите получить свежую грязь, то можно добавить и глянцевого лака или специальную миговскую жидкость Wet effect.
Это, пожалуй самый забавный способ нанесения пигментов. Его суть заключается в том, что пигмент предварительно намешанный в густую жижу с закрепителем, акриловой смолой или гипсом наносится на модель посредством сдувания со старой кисти струей воздуха из аэрографа. Надо расположить кисть, смоченную в “грязюке” напротив борта модели и пускать на нее поток воздуха из аэра. Таким способом можно имитировать брызги и мелкие комки грязи.
Можно как полностью загрязнить модель таким способом, так и сделать его эффектным дополнением к одному из вариантов описанных ранее. Для того, чтобы забрызгать модель именно так, как вам хочется, а не как придется, можно использовать кусочки бумаги. Ими можно маскировать верхние участки модели, которые вы не хотите забрызгать.
Этот способ касается лишь пигментов металликов и является вариацией обычного сухого нанесения. В качестве базового слоя для полировки лучше использовать краску металлик, например, тамиевский X-10 Gun Metal или XF-56 Metallic Grey. Главная особенность состоит в том, что вам необходимо не только втереть пигмент в поверхность, но и заполировать его. Для этого лучше всего подойдет ватная палочка, материя или ваши собственные пальцы. Это позволит получить реалистичный глянец металла. Следует соблюдать осторожность, ведь если вы недостаточно наполируете пигмент, то он будет смотреться не очень достоверно, если же перестараться, то можно просто протереть краску до пластика или металла.
Выше мы рассмотрели различные способы нанесения пигментов на модель. Теперь, освоив технологию, самое время поговорить о том, что мы можем имитировать с помощью пигментов. Первое, что придет в голову большинству моделистов, конечно же, запыление и загрязнение. Это, пожалуй, самый популярный способ применения пигментов.
Какие цвета пигментов подойдут нам для этой процедуры? Все зависит от того на каком театре военных действий и в каких условиях применялся прототип нашей модели.
Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных тематик и оттенки, которые для них подойдут:
Техника на Восточном фронте:
P034 Russian Earth – русская земля
P232 Dry Mud – сухая грязь
P033 Dark Mud – темная грязь
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P027 Light Dust – светлая пыль
P040 Volcanic Sand – вулканический песок (имитация чернозема)
F605 Graveyard Dirt – кладбищенская грязь
F615 Post Apocalypyic Earth – постапокалиптическая земля
(два крайних пигмента хоть и называются довольно экстравагантно, но отлично подойдут для тонировки моделей бтт.)
Техника в Европе:
P028 Europe Dust – европейская пыль
P415 Light European Earth – светлая европейская земля
P232 Dry Mud – сухая грязь
P033 Dark Mud – темная грязь
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P027 Light Dust – светлая пыль
Городская техника и Уличные бои:
P039 Industrial City Dirt — городская грязь
P029 Brick Dust – кирпичная пыль
P030 Concrete — бетон
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P028 Europe Dust – европейская пыль
Техника в Африке или пустыне:
P038 African Earth – африканская земля
P037 Gulf War Sand – песок войны в заливе
P030 Beach Sand – пляжный песок
P027 Light Dust – светлая пыль
Техника во Вьетнаме:
P031 Vietnam Earth – вьетнамская земля
P038 African Earth – африканская земля
F601 Martian Dust – марсианская пыль (звучит нелепо, но под Вьетнам подойдет очень хорошо)
Ж\Д техника (выпускается отдельным набором):
P235 Cargo Dust – багажная пыль
P236 Grimy Black – угольная копоть
P237 Factory Grey – фабричный серый
P238 Rail Rust – ржавчина рельсов
Сразу оговорюсь, что вышеперечисленные примеры применения тонов довольно условны и являются скорее рекомендацией, чем единственно верным вариантом применения того или иного оттенка. Не бойтесь экспериментировать с комбинациями оттенков!
Кроме пыли и грязи пигментами можно имитировать и множество других эффектов. Давайте разберем их на конкретных примерах:
С помощью пигментов можно имитировать и потеки дождя. Для этого пигмент сначала наносится на модель тонким слоем либо насухо, либо с растворителем Thinner P039. Затем, тонкой кистью, смоченной в воде или тиннере мы делаем многочисленные вертикальные штришки по всем вертикальным и наклонным поверхностям, движением сверху-вниз. Чем больше модель, тем утомительнее будет это занятие, но интересный результат того стоит.
Оттенки пигментов нужно подбирать с учетом ТВД, на котором применялся прототип нашей модели.
Этот способ мы уже рассмотрели выше в главе, посвященной применению пигментов в смеси с акриловой смолой. Повторюсь, что для придания грязи объема, можно добавить в смесь гипс, мелкие опилки, коротко стриженный сантехнический лен или песок.
Оттенки пигментов нужно подбирать с учетом ТВД, на котором применялся прототип нашей модели. Помните, что если грязь имитируется во влажном виде, то оттенок должен быть темнее.
В линейке MiG Productions большое количество пигментов ржавых оттенков.
P024 Light Rust — светлая ржавчина
P025 Standard Rust — стандартная ржавчина
P230 Old Rust — старая ржавчина
P042 Ochre Rust — охристая ржавчина
P416 Fresh Rust — свежая ржавчина
P413 Primer Red — грунтовочный красный
P238 Rail Rust — ржавчина рельсов
Они великолепно подходят как для ржавления каких-либо отдельных элементов: выхлопных патрубков, запасных траков, так и для тонировки разбитой техники. Я предпочитаю наносить ржавчину насухо без каких-либо закрепителей.
Ни один глушитель на танке или автомобиле не обойдется без копоти. Для её имитации отлично подойдет пигмент P023 Black Smoke.
Копоть лучше всего втирать в поверхность насухо, не используя никаких растворителей или закрепителей.
Тот же пигмент P023 Black Smoke отлично подойдет и для имитации нагара на стволах. Принцип нанесения тот же, что и при имитации копоти на глушителях. Главное здесь — не переборщить. Многие коллеги стараются очень сильно зачернить дульники, что не очень реалистично, ведь пороховые газы не дают такой копоти, как, например дизельный двигатель. Легкого темного слоя на дульном тормозе будет вполне достаточно.
Пигментом можно имитировать выгоревшую на солнце краску на технике. Для этих целей выпускается несколько пигментов:
P035 Panzer Grey (Fading) – для тонировки немецкого серого
P036 Allied Green (Fading) – для тонировки союзнического зеленого
P043 Khaki Russian Faded – для тонировки русского хаки
Принцип работы с этими пигментами напоминает технику сухой кисти. Вам нужно взять старую распушенную кисть, макнуть ее в пигмент, стряхнуть излишек и аккуратно втирать в горизонтальные поверхности и выступающие элементы.
Пигментами можно имитировать и цвет резины на покрышках. Это актуально в том случае, если вы затонировали колесо пигментами пылевых оттенков и хотите выделить рисунок протектора. Для этого нужно макнуть палец в пигмент P023 Black Smoke и пройтись по протектору покрышки. Тот же метод применим и для тонировки гусениц с резиновыми подушками.
Пигментами можно имитировать и цемент. Для этих целей выпускается пигмент P026 Concrete. Если вы хотите имитировать цементную пыль, то достаточно просто нанести пигмент на поверхность так, как это делается с пылевыми оттенками. Если же вы планируете сделать рельефный налипший цемент или бетон, то пигмент необходимо заранее смешать с гипсом и закрепителем и полученную массу наносить на модель.
Если вы строите модель с привязкой к уличным боям или задействованную в строительстве, то вам не обойтись без кирпичной пыли. Для этой цели выпускается пигмент P029 Brick Dust. Способ нанесения схож с нанесением обычной пыли.
Пигменты можно использовать и для тонировки материи, например брезента или маскировочных сетей на бронетехнике. Для этой цели хорошо подойдет пигмент P036 Allied Green. Нужно макнуть старую распушенную кисть в пигмент. Стряхнуть излишек и втереть в выступающие складки брезента. Этот прием аналогичен методу сухой кисти, но выглядит гораздо мягче и будет обратим с случае неудачного нанесения. Излишек всегда можно стереть.
Пигмент P231 Gun Metal отлично подойдет для тонировки стволов зенитных орудий и стрелкового оружия. Наносить его лучше всего пальцами, втирая и одновременно полируя. Процесс нанесения пигментов металликов был описан выше.
В линейке пигментов MiG есть широкий спектр металликов. Кроме упомянутого выше P231 Gun Metal – Оружейный металл, существуют:
F607 Metallic Silver – серебристый металлик
F610 Carbon Steel – Карбон
F611 Stainless Alloy – Нержавейка
F612 Brass – Латунь
F613 Copper — Медь
Они хорошо подойдут для тонировки металлических элементов, таких как траки, ковши, беговые поверхности катков, а также элементов из меди и латуни, в зависимости от оттенка. Методику нанесения пигментов металликов мы уже рассмотрели выше.
В последнее время все большую популярность набирают модели фэнтезийной тематики. Это вселенные Warhammer, Warhammer 40000, Gundam, Dust и многие другие направления. Именно для приверженцев этой тематики выпускается целая линейка фэнтезийных пигментов, среди которых столь экзотические тона как Zombie Green, Plasma Burn, Graveyard Dirt, Neptune Blue, Sulfur Yellow и многие другие. Кстати, многие из них можно применять и в классическом моделизме.
В заключение, не могу не сказать о том, что без пигментов не обойтись и при создании диорам и виньеток. В принципе, все методы нанесения и варианты использования рассмотренные выше применимы и в диорамостроении. Вы можете применять все оттенки пыли, грязи, ржавчины, металлики и другие тона для создания всевозможных эффектов.
.
В этой работе я постарался максимально широко раскрыть тему применения пигментов. Что касается металликов, то по работе с ними будет подготовлен отдельный мастер-класс, в котором будет более подробно рассказано об особенностях работы.
На этом все, если у вас возникли вопросы – не стесняйтесь спросить, обязательно отвечу.
С вами был Владимир Яшин.
Спасибо Володь, статья сильно понравилась и пригодится, я её давно ждал!
Доходчиво и подробно!
клевая статья! думаю будет полезна многим, а то и всем)
вынес пару интересных идей о которых раньше не задумывался (тонировка брезента типа сухой кистью, например)
от себя добавлю несколькофишек если никто не против:)
1) можно наносить пигмент в жидком виде как пыльную смывку в углубления
2) потеки от дождя (и не только) удобно делать плоской кистью. пигмент смешать с малым кол-вом растворителя до состояния густой кашицы. ею поставить точки и далее по методу масляных точек)
Не зря включил сегодня компьютер! Как обычно,распечатаю в цвете на принтере, будет очередное учебное пособие от «Остфронта». Огромное спасибо!
До статьи , пигмент ржавчины так же разводил до жидкого состояния . Статья очень понравилась,Про натирание металиком катков , пулемётов Отдельное спасибо, возьму на заметку =) И вопрос созрел: Металик пигмент, он же в любом случае может попасть ни на ту сторону катка куда надо, и случайно частицу пигмента размазал, как его убрать в данном случае ?
отлично подготовленная статья!!! большое спасибо, Владимир!!!, на данном этапе использую пастель, видимо Вы меня переубедили, хотелось бы услышать из уст профессионала еще о том как должна быть подготовлена поверхность перед использованием закрепителей для пигментов и смывок…
Борис, Алексей
спасибо! Рад, что материал понравился
Илья, привет!
Спасибо за отзыв и за дельные предложения. Надо как-нибудь применить твои варианты. Звучит интересно.
Дмитрий
С пигментами металликами есть такая беда, что их частицы нередко попадают не туда, куда нужно. Пытаться их удалить кистью, пальцами или смахнуть — совершенно бесполезно. Единственный действенный вариант — прилепить и тут же отклеить кусочик модельного скоча. Он очень охотно забирает на себя крупинки металлика.
Михаил
Спасибо за отзыв! Попробуйте применить пигмент однажды и к пастели возращаться не захотите никогда. ))) Проверено на своем опыте.
Что касается вашего вопроса,то готовить поверхность никак не надо. По крайней мере, я этого никогда не делал и необходимости ни разу не возникало.
Спасибо за экскурс, вроде бы все известно, но прочел и понял что неторорые нюансы до меня не доходили, так что будем пробовать.
Владимир. Очередная классная статья… Все изложено подробно и доступно.
Я решил вот попробовать использовать пигменты. Но в городе у нас они не продаются, придется заказывать.
Напишите пожалуйста, хотя бы примерный, перечень необходимых базовых пигментов.
Я конечно понимаю, что есть свои тонкости (вид техники, время года и т.п.) но все же….
Евгений
Рад это слышать!
Виктор, самые используемые:
Black Smoke, Standard Rust, Light Rust, Old Rust, Russian Earth, Europe Dust, Dark Mud, Dru Mud и Gun Metal.
Спасибо за столь подробное и доходчивое описание приёмов тонировки.С большим интересом прочёл статью.
отличная статья, очень помогла! У меня вот вопрос, а фиксер или растворитель можно наносить аэрографом?
Андрей, спасибо!
Ваня, рад, что статья полезна. По поводу нанесения аэром — конечно, теоретически можно, но практически из этого ничего не выйдет, так как струя воздуха сдует весь или почти весь пигмент и закреплять будет уже нечего.
Супер статья.Большое спасибо и хочется ещё новых статей таких-же интересных и полезных
Спасибо, Олег!
Обязательно будут и другие материалы.
а на глянцевом акриле пигмент хорошо держится?и можно ли с помощью пигмента имитировать хромированную поверхность на «Летающей крепости»?
Александр, на глянце пигмент будет держаться не очень хорошо. но вот пигмент металлик втереть в глянцевую краску вполне возможно. Особенно, если таким способом выделить отдельные листы обшивки.
Здравствуйте, Владимир! Вы описали цепочку последовательности этапов: фильтр – масляные точки – смывка – сколы – пигменты. Скажите, таким образом, пигменты являются последним этапом, после их нанесения модель является законченной? Не нужно задувать всю модель ещё каким-то закрепляющим слоем, как то матовый лак? (Простите, если ответ кажется очевиден. Я начинающий в окраске и тонировке.)
P.s:спасибо за статью!
Максим, вы все верно поняли. Пигменты — поледний этап.
За ними следуют только масляные и топливные потеки.
Никаким лаком после пигментов модель покрывать не надо. Это исказит вид пигментов и результат скорее всего разочарует.
Если хотите, чтобы пыль\грязь хорошо держалась на модели, закрепляйте пигменты фиксером.
Владимир, ещё один вопрос. Возможно, я недочитал ваши публикации, но скажите, какими красками вы окрашиваете модели (последний этап перед фильтрами.). Так, чтобы получилась достаточная, не излитшняя матовость. Потому как Tamiya, по моему опыту, даёт настолько матовую, прямо махровую поверхность. Буду благодарен за ответ.
Максим, я уже где-то об этом писал. Крашу матовыми крилами от Тамии, но для легкого лоска добавляю немного глянцевого лака Х-22. Примерно процентов 10. Это позволяет избавится от глухой матовости и упрщает нанесение смывок.
Краткость — сестра таланта! (понятно — не мое)
И за вопросы ребятам , отдельная Благодарность!
Осталось только экспериментировать.
Владимиру еще одно заслуженное СПАСИБО !
Огромное спасибо Владимир!!!Только сегодня наткнулся на ваш сайт…Прочел все ваши уроки взахлёб…Вы лучший,все очень познавательно и главное понятно)))
Мама мия кванто коста! Вот это работа, даже не работа, а искусство! Браво, маэстро. Работы и техника выполнения достойны всяческих похвал. Нет слов. Великолепно! После такой обработки модели становятся живыми, с душой. Спасибо за Вашу работу, Владимир.
МДАаа! с такой химией можно творить чудеса! спасибо за инфу!)))
глядя на все это, не возникает вопросов, как не странно , надо брать и просто делать…
Владимир,огромное спасибоза ваши статьи и мастер-классы!
ЭТО ПРОСТО СУПЕР РУКИ ЗОЛОТЫЕ !!!!!!!!
шикарно! но вот у меня проблемка(если ответите очень буду рад):пытаюсь втереть пигмент миговский Metallic Silver в тамиевскую Metallic Grey XF-56 и ничего не получается(чтобы добиться эффекта полированного металла,как у вас)!Не пойму что делаю не так?И палочкой втирал,и пальцами-никакого эффекта!
Спасибо, за хороший сайт!
Ваша цитаты:
» Я предпочитаю наносить ржавчину насухо без каких-либо закрепителей.»
и
«Копоть лучше всего втирать в поверхность насухо, не используя никаких растворителей или закрепителей.»
Как так? Потом пальцем проведете и все на нем останется.
Развейте сомнения, пожалуйста. Спасибо.
Спасибо, Владимир! Отличная статья, очень помогает!!!)
Вот только ворос: можно ли сначала смочить чуть-чуть поверхность фиксером, а потом нанести пигменты?
Отвечу за Володю — так тоже делают, попробуйте где нибудь в щелях и углублениях пролить фиксер как смывку а потом добавить пигменты.
Извините, ещё одна проблема: делаю всё как тут написанно, закрепляю фиксером, но пигмент всё равно чуть-чуть стирается. Что я не так делаю?
Ну это нормально, что он стирается, все равно это лучше, чем насухо его втирать. На 100% его не закрепить, но я заметил, что он лучше ложится на поверхность после смывок и фильтров (просохших ессно), в таких местах я его даже не закрепляю.
Спасибо!
Илья
Да, все так и есть. Ржавчина и копоть будут не стойкими, поэтому там пальцами лучше не дотрагиваться.
А можно нанести пигмент, в данном случае тонкое запыление, а затем задуть закрепитель из аэра?
Теоретически можно, но практически — струя воздуха, скорее всего, сдует большую часть пигмента.
Владимир, спасибо за статью, весьма познавательно. правда, у меня имеет место быть одна очень устойчивая проблема с фиксером. довольно часто получается так, что он высыхает с блестящими пятнами, да и не особо хорошо пигмент держит,и никак не получается у меня с этим справиться. ничего не подскажете? пробовал задувать акриловым лаком-результат совсем не тот, все темнеет.
Игорь, постарайтесь наносить фиксер макимально равномерно, чтобы не было лужиц. Эти следы — результат неравномерного высыхания. где-то фиксер еще лужицей, где-то он уже совсем высох. вот и получаются эти пятна. если видите лужицу, то можно собрать излишек фиксерапросто прикоснувшись сухой кисточкой.
Сами пятна можно замаскировать пигментом, втертым локально насухо.
Очень интересная статья. мне как новичку пригадится. И хорошо что не только написано и визуально показано. У МЕНЯ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА, У КОГО ЕСТЬ ПЛАН СБОРКИ И ПОКРАСКИ ИЛ-86. ВЫШЛИТЕ КОПИЮ ПОЖАЛУЙСТА. У НАС В ГОРОДЕ НЕ ПРОДАЮТ ТАКУЮ МОДЕЛЬ, А ИЗ НАБОРА НЕ МОГУ НАЙТИ. или может знаете где можно в нэте скачать.
Владимир, а обязательно пользоваться фирменным тиннером или можно использовать обычный уайт-спирит?
Обычный из хозмага точно не стоит, так как он может оставлять маслянистые пятна и разводы и сохнуть очень долго. А вот взять в художественной лавке уайт-спирит можно, хотя из личного опыта могу сказать, что МиГовский сохнет в разы быстрее. Видимо, они в него что-то добавляют, чтобы быстрее испарялся.
Большое спасибо, Владимир!
Владимир (не знаю, как по отчеству), я Вам очень благодарен. Делал (клеил, красил) модели сам, потом пристратил к этому сына. Он пошел дальше, чем я. Начал заниматься «тонировкой». Но тоже не до конца. В итоге я «добрался» до ваших мастер-классов (а проще, до объяснений). Благодарен. Теперь понемногу осваиваю. Понемногу не потому, что не далекий, а потому, что впервые. И вы знаете, очень понравилось.
Александр, Сергей Валерьевич
Спасибо вам за теплые слова! Очень приятно, что статьи полезны коллегам!
Владимир, не могу выразить удовольствия о ваших статьях !! Я натыкался на кучу сайтов и форумов о моделизме но НИГДЕ не мог найти такой подробной пошаговой инструкции как у вас..) В ваших постах я подчерпнул очень много полезного и огромное вам за это спасибо! Модели выполнены потресающе и являются примером для подражания Больших успехов в вашем кропотливом деле!!
а вот эти все пигменты во всех магазинах продаются?вот например в Санкт-Петребурге??
Денис, спасибо!
Кирилл, наверняка пигменты есть в Военном коллекционере не Загородном проспекте.
В принципе, можно заказать их и у нас: http://www.genscher-shop.ru
Отличная статья! Почерпнул много интересного.
Отличная статья помощь начинающим моделистам
у кого есть скайп может поможете мне как начинающему
очень интересно! вопрос такой я живу в узбекистане у нас таких вещей нет в продаже(пигменты,растворители и т.д. и т.п. можно ли это всё чем нибудь заменить?
Володя, здравствуй! Зовут Валерием. Из Казани. Работаю с ж/д моделями в масштабе 1:32, но военной тематики, а мирной тематики — Spur I (Королевская колея), Германия. Собираюсь привести в «нормальный», рабочий (а не детский игрушечный) вид крыши пассажирских вагонов, грузовых и, если не дрогнет рука, довести до ума и локомотивы.Очень внимательно изучаю твои мастер-классы. Немцы — аккуратный народ.Поэтому у меня к тебе конкретный вопрос: какую из твоих техник — отдельные, или весь процесс — применить для очень незначительного состаривания крыш европейских (немецких) пассажирских вагонов эпохи 70-х — 90-х годов?
Заранее признателен за ответ! С уважением Валерий.
Спасибо ! Все четко и ясно. Какие пигменты мне преобрести для начала ?
Собираю Хетцер. Какой производитель лучший для новичка ? Если можешь напиши ответ на e-mail.
E-mail:
КРУТО КРУТО КРУТО Я УЖЕ ПРОБОВАЛ!
СПАСИБО ВЛАДИМИР!
Красавчик!!!!!Отличная статья!
здравствуйте, Владимир. на фото с 05 по 08 если применять только растворитьель, но все отваливается не то что от кисти, но и от дуновения. отчего же закрепитель сразу не применять для фото 05-08 ?
Чем можно заменить акриловую смолу?
глиной с пва
Владимир, подобный вопрос на сайте уже вставал, но как говорил ходжа насреддин — дурак не тот кто спросит дважды… предварительный этап — смывка. Наносится на глянец или полуматовую поверхность. Последующий этап — пигментация, наносится наматовую поверхность. Так какое покрытие должно быть изначально — глянец или матовая? Простите,если спрашиваю какие-либо глупости. Я новичек в этом деле и покатолько теоретик.
Большое спасибо за подробное описание и разъяснения!
Круто очень очень
Спасибо за статью она мне очень помогла !
Спасибо большое Владимир. Я новичёк в этом деле и Статья мне очень помогла!
Мда,более наглой рекламы в статье я ещё не видел
Спасибо, жаль что давно не выходят мастер-классы, хочется еще! все пять весьма пригодились! А если кого не устраивает миг, полно чего другого… три пастель наконец….
нет слов, красотища! буду пробовать
Самая полная статья, хотя нет, не статья а учебное пособие о пигментах. Пожалуй тут написано все что можно сказать о пигментах и технике работы с ними. Браво и Большое спасибо!!!
Шикарная статья! Благодарствую!
Отлично!!!! Хорошо что нашел . Я начинающий и очень хорошо что я могу уже начинать с такими инструментами . Огромное спасибо