Замечательная статья.Сам “подсел” на металл и фриул последнее время очень качественные траки делает,а уж запаса хватает обвесить модель по полной.При этом работа с траками не напрягает.Всё внимание модели уделяется,и обуваешь модель как настоящий танк.Это особенно важно при работе с подвесками с провисом.Да и натяжение такое как с металлом не получишь со смолой.А при необходимости примерку можно делать неоднократно.Такую процедуру только металл выдержит.А уж про сорванные гусеницы и говорить нечего,уложишь как на фото повреждённых машин.
Статья полезна будет многим,тем более, что у российского дистрибьютора сейчас скидки на траки.(не сочтите за рекламу).
Приветствую.
Павел, спасибо за статью.
Я то же большой любитель наборных траков. Рабочие наборные траки использую уже больше 10 лет. Моя технология в отдельных моментах отличается. Я траки сверлю бор-машиной, Проксоном Е50 с регулятором оборотов, причём любые: смолу, металл, пластик. Для фиксации пальцев клей не использую. Палец откусываю кусачками.
Мило. Но кое-что можно сделать проще.
А. Проволоку во фриуловских траках – нет, не в помойку, а для имитации тяг и трубок, для сборки траков она абсолютно не годится – мягкая и непрочная. Советую взять что-то вроде струны (я вообще нашел моток авиамодельной кордовой).
Б. Траки неплохо чернятся уксусом – подержать, вытащить, промыть (темнеют они после травления в течение некоторого времени, так что не надо передерживать “блестят, мол”).
В. Вставил конец проволоки (струны) – откусил бокорезиками – “когтестрижками” – для ногтей с рычажком сверху – для подобных работ просто идеальны. Капля суперклея на торец пальца – даст нужную “головку”.
Гусеницу тонировать, пройтись шкуркой по гребням и на модель.
Коллеги, спасибо за ваши отзывы! Я не ожидал, что статья получит столько просмотров (600 человек за три дня), очень рад, что материал может быть полезен, буду готовить новые статьи. На днях ждем новый мастер-класс от Володи Яшина!
Роман: Честно, с тасковскими опыта не было, можно посмотреть обзоры на Перте.
Котоматрос: Спасибо за очень интересные идеи! Надо будет попробовать!
По окраске и тонировке траков, я думаю мы подготовим отдлельный материал.
Кирилл: А я не рискую сверлить бормашинкой траки, пару раз сломал сверло…
Павел, я то же свёрла ломал, но считаю это издержками производства. Тем более, что свёрла надо по любому периодически менять, ибо тупятся. Сложность в другом, если сверлишь пластик, надо следить, что бы сверло не подплавило трак, поэтому минимальные обороты + опыт. Вручную… пытка ИМХО.
Палец перед тем, как окончательно встивить в шарнир, сгибаю под прямым углом. Если модель не катать по столу – не вываливается.
Котоматрос: по поводу фруиловской проволоки согласен полностью. На другие цели. На пальцы лучше корд. Хотя особо тонкие траки: ПТ-76, Кромвель, сверлю 0,3-0,4 мм и соединяю мягкой медной проволокой.
Я предпочитаю сверлить шарнир, край которого оказывается снаружи под диаметр пальца, а “внутренний” шарнир – на 0,1-0,2-0,3 мм больше. Так можно избежать сворачивания ленты в кольцо боком и вообще перекосов.
Только пару слов добавлю. У меня тоже приличный опыт работы с металлическими траками. Другие просто никогда не использовал. Начал лить сам траки в 1990 г. И зачастую лью их до сих пор. Последняя работа, траки для триплекса Б-4, Бр-2 и Бр-5. Так вот, при сверлении траков из мягких металлов иногда стружка накручивается на сверло и начинает разбивать отверстие. Ну бывает такое. Перед тем как сверлить я окунаю сверло в обычную воду и сверлю. Если трак длинный периодически проверяю. Засверливаю всегда с двух сторон и только ручной микродрелью.
Насчет проволоки, фирменная фриуловская, конечно же мягкая, но это имеет и недостатки:
– тонкая, выпадывает, растягивается,
и достоинства:
– позволяет “удлинять” траки, просто растянув их за концы,
– легкая в плане обработки, легко режется и откусывается,
– бесплатная, уже включена в набор, не надо ничего искать.
Лично для меня удобнее использовать ее, но вообще понятно, почему некоторые меняют на более толстую и прочную.
Тут такой момент, если отверстия рассверливать сверлом 0,4 например, то она точно будет впадывать, как ни клей ее, а более тонкое сверло – сломается и затупится быстро. Но если сильно не сверлить, то нормально.
Сергею:
У меня была та же проблема при сверлении металлических траков, стружка наматывается на сверло. Решал так:
Сцеживал WD-40 из балончика, траки клал туда, вынимал непосредственно перед сверлением, просверленные траки клал на сутки в воду с добавлением Фейри, потом промывал проточной водой.
Павлу: ИМХО в каждом случае диаметр отверстия подбирается индивидуально, в большинстве случаев использую 0,5 мм.
А проволока… Иду по улице, смотрю под ноги – необходимый ассортимент проволоки есть всегда
К достоинствам наборных траков добавлю: Упрощает членение модели на подсборки для покраски. В ряде случаев бортовые экраны можно приклеить до покраски.
Важный момент: если наборные траки клеить, после покраски они садятся на катки “внатяг”, иногда лента рвётся или приходится добавлять 1-2 трака. Рабочая гусеница позволяет избежать этого.
Я вместо проволоки использую леску.
Причина в том что в реальности траки с одной стороны имели типа шляпку, с другой крепились болтом. Смоляные от того же Мастерклуба или пластиковые от Моделкасена этот момент учитывают. В металлических например у Фриула с одной стороны трака есть имитация болта, а там где вставляется палец остается крайне несимпатичное отверстие из которого торчит кусок проволоки.
Чтобы этого избежать, леску отрезаю не точно по длине, а с небольшим около милиметра запасом. После чего подношу этот кусочек к пламени. Из лески формируется небольшая капелька которая закрепляет леску в отверстии и изображает шляпку пальца.
Да, если катки все на резиновых шпеньках, и крутятся, то и траки будут крутиться, но при этом с них и с катков облетит краска. Я нарочно фиксирую все катки чтобы не крутились, так краска будет целее.
Так ото ж! Как не обезжиривай и не грунтуй, краска норовит внезапно облезть. Так что траки получаются “условно рабочими” – для удобства работы с моделью, формирования “провиса” и т.п. Мастер-класс (добавлен в учебное пособие от “Остфронта”) и комментарии прочитал с большим интересом. Вопрос Павлу: “гнулка” на фото как у Адама? (смайл)
Алексей, а в какое пособие занесли этот мастер-класс? Его уже напечатали что ли? ))))
Ну вообще да, гнулка такая же, от Mission Models, и еще раздобыл удобный инструмент Grab Handler от фирмы The Small Shop для сгибания проволоки
А то! Конечно напечатали, на цветном принтере (я и мой коллега, в одном экземпляре, для меня лично), как и другие мастер-классы от “Остфронта” и с “Остфронта”(переводные). Очень удобно. Да и ноут от моделизма не страдает. По “гнулке”: напишите, пожалуйста в “личку” ориентировочную стоимость девайса с вашими интересами. Надо забить в смету модельных расходов на 2012 год. Спасибо.
пробовал в уксусе – ничего не получилось, может раствор слабый был. если у кого получится – отпишитесь, очень интересно! Вообще для этих целей продают специальный раствор:
http://www.uschivdr.com/products/uvdr-1-friul-burnishing/
Павел, большое спасибо за статью! Ваши с Владимиром мастер-классы полностью изменили моё видение на сборку БТТ. Впервые пользуюсь фриуловскими траками для Штуга 4, после чего использовать какие-либо другие нет ни какого желания. Но при всем этом считаю, что компановка производителя проволокой и качество самих траков не нуждаются в дополнительных сверлениях, замене проволоки и фиксации пальцев клеем. Постараюсь пояснить почему. Прсверливая отверстия, мы заведомо обрекаем себя на необходимость приклеивать пальцы (иначе они будут выпадать). А особенность литья в том, что внутренние отверстия меньше и плотно облегают проволоку, и для того, чтобы она не выпадала надо немного выгнуть собранные звенья в обратную сторону (при этом они также нормально извлекаются пинцетом при необходимости). Проволока действительно мягкая, но аккуратно подавая её в отверстие с помощью пинцета она входит без особых проблем. Конечно бывает, что она гнется, но после выравнивания встает на место (даже можно умудриться проткнуть трак насквозь). Мнение о том,что клей даст торцу пальца “нужную “головку”, считаю ошибочным, так как внешня сторона должна оставаться полой. Я сам к БТТ в жизни ни какого отношения не имел, но по фото вижу, что с внешней стороны трака в углублении виден палец с гайкой. Ну, это естественно моё мнение, которое я ни кому не навязываю. Еще раз большое спасибо!
павел здравствуйте. собрал траки фриул для фердинанта неправильно.проволоку зафиксировал клеем гель-супер момент. можно ли их разобрать. если можно то как. очень жду ответ. спасибо сергей.
сергей:
Клей в засохшем виде невозможно растворить, он фиксирует намертво.
Если есть возможносьт подобраться – пальцы можно вынуть кусачками, можно вокруг пальцев убрать клей ножом, подергать пинцетом, ну то есть механически попытаться извлечь…
Здравствуйте, спасибо за ценную информацию! У меня возник вопрос обязательно ли сверлить траки насквозь, или возможно использовать два штифта? Купил фруил для Т80, а там что бы соединить одним пальцем нужно почти 6 мм сверлить металла. Это брак или это правда жизни, делаю метал впервые
Спасибо.
You can order any model in wide range of modeling subjects – aircraft, armor, figures, navy, in any scale.
We can take upon us whole cycle – from finding needful materials, kits and aftermarket, researching for prototipes, building, painting and weathering. We cope with any of your requests.
Отличная статья, я думаю многим будет полезной!
Спасибо! Мне прям в тему!
Замечательная статья.Сам “подсел” на металл и фриул последнее время очень качественные траки делает,а уж запаса хватает обвесить модель по полной.При этом работа с траками не напрягает.Всё внимание модели уделяется,и обуваешь модель как настоящий танк.Это особенно важно при работе с подвесками с провисом.Да и натяжение такое как с металлом не получишь со смолой.А при необходимости примерку можно делать неоднократно.Такую процедуру только металл выдержит.А уж про сорванные гусеницы и говорить нечего,уложишь как на фото повреждённых машин.
Статья полезна будет многим,тем более, что у российского дистрибьютора сейчас скидки на траки.(не сочтите за рекламу).
Спасибо за статью.
Приветствую.
Павел, спасибо за статью.
Я то же большой любитель наборных траков. Рабочие наборные траки использую уже больше 10 лет. Моя технология в отдельных моментах отличается. Я траки сверлю бор-машиной, Проксоном Е50 с регулятором оборотов, причём любые: смолу, металл, пластик. Для фиксации пальцев клей не использую. Палец откусываю кусачками.
Павел, отличная статья!
Спасибо бальшущее!
Мило. Но кое-что можно сделать проще.
А. Проволоку во фриуловских траках – нет, не в помойку, а для имитации тяг и трубок, для сборки траков она абсолютно не годится – мягкая и непрочная. Советую взять что-то вроде струны (я вообще нашел моток авиамодельной кордовой).
Б. Траки неплохо чернятся уксусом – подержать, вытащить, промыть (темнеют они после травления в течение некоторого времени, так что не надо передерживать “блестят, мол”).
В. Вставил конец проволоки (струны) – откусил бокорезиками – “когтестрижками” – для ногтей с рычажком сверху – для подобных работ просто идеальны. Капля суперклея на торец пальца – даст нужную “головку”.
Гусеницу тонировать, пройтись шкуркой по гребням и на модель.
а какой опыт есть с Тасковскими траками?
Коллеги, спасибо за ваши отзывы! Я не ожидал, что статья получит столько просмотров (600 человек за три дня), очень рад, что материал может быть полезен, буду готовить новые статьи. На днях ждем новый мастер-класс от Володи Яшина!
Роман: Честно, с тасковскими опыта не было, можно посмотреть обзоры на Перте.
Котоматрос: Спасибо за очень интересные идеи! Надо будет попробовать!
По окраске и тонировке траков, я думаю мы подготовим отдлельный материал.
Кирилл: А я не рискую сверлить бормашинкой траки, пару раз сломал сверло…
Очень познавательно, спасибо! Давно ждал статей именно касающихся сборки! Еще бы вот про травленые детали что-нибудь доступное появилось
Павел, он же их не красит там. Меня интересует как на них краска держится.
С винилом от АФВ я разобрался как быть вроде
Павел, я то же свёрла ломал, но считаю это издержками производства. Тем более, что свёрла надо по любому периодически менять, ибо тупятся. Сложность в другом, если сверлишь пластик, надо следить, что бы сверло не подплавило трак, поэтому минимальные обороты + опыт. Вручную… пытка ИМХО.
Палец перед тем, как окончательно встивить в шарнир, сгибаю под прямым углом. Если модель не катать по столу – не вываливается.
Котоматрос: по поводу фруиловской проволоки согласен полностью. На другие цели. На пальцы лучше корд. Хотя особо тонкие траки: ПТ-76, Кромвель, сверлю 0,3-0,4 мм и соединяю мягкой медной проволокой.
Я предпочитаю сверлить шарнир, край которого оказывается снаружи под диаметр пальца, а “внутренний” шарнир – на 0,1-0,2-0,3 мм больше. Так можно избежать сворачивания ленты в кольцо боком и вообще перекосов.
Только пару слов добавлю. У меня тоже приличный опыт работы с металлическими траками. Другие просто никогда не использовал. Начал лить сам траки в 1990 г. И зачастую лью их до сих пор. Последняя работа, траки для триплекса Б-4, Бр-2 и Бр-5. Так вот, при сверлении траков из мягких металлов иногда стружка накручивается на сверло и начинает разбивать отверстие. Ну бывает такое. Перед тем как сверлить я окунаю сверло в обычную воду и сверлю. Если трак длинный периодически проверяю. Засверливаю всегда с двух сторон и только ручной микродрелью.
Ребята, а чем вам так не угодила фриуловская проволока?
Насчет проволоки, фирменная фриуловская, конечно же мягкая, но это имеет и недостатки:
– тонкая, выпадывает, растягивается,
и достоинства:
– позволяет “удлинять” траки, просто растянув их за концы,
– легкая в плане обработки, легко режется и откусывается,
– бесплатная, уже включена в набор, не надо ничего искать.
Лично для меня удобнее использовать ее, но вообще понятно, почему некоторые меняют на более толстую и прочную.
Тут такой момент, если отверстия рассверливать сверлом 0,4 например, то она точно будет впадывать, как ни клей ее, а более тонкое сверло – сломается и затупится быстро. Но если сильно не сверлить, то нормально.
Весьма полезная информация. Только начал работу над моделью с металлическими гусеницами.
Спасибо
Сергею:
У меня была та же проблема при сверлении металлических траков, стружка наматывается на сверло. Решал так:
Сцеживал WD-40 из балончика, траки клал туда, вынимал непосредственно перед сверлением, просверленные траки клал на сутки в воду с добавлением Фейри, потом промывал проточной водой.
Павлу: ИМХО в каждом случае диаметр отверстия подбирается индивидуально, в большинстве случаев использую 0,5 мм.
А проволока… Иду по улице, смотрю под ноги – необходимый ассортимент проволоки есть всегда
К достоинствам наборных траков добавлю: Упрощает членение модели на подсборки для покраски. В ряде случаев бортовые экраны можно приклеить до покраски.
Важный момент: если наборные траки клеить, после покраски они садятся на катки “внатяг”, иногда лента рвётся или приходится добавлять 1-2 трака. Рабочая гусеница позволяет избежать этого.
Я вместо проволоки использую леску.
Причина в том что в реальности траки с одной стороны имели типа шляпку, с другой крепились болтом. Смоляные от того же Мастерклуба или пластиковые от Моделкасена этот момент учитывают. В металлических например у Фриула с одной стороны трака есть имитация болта, а там где вставляется палец остается крайне несимпатичное отверстие из которого торчит кусок проволоки.
Чтобы этого избежать, леску отрезаю не точно по длине, а с небольшим около милиметра запасом. После чего подношу этот кусочек к пламени. Из лески формируется небольшая капелька которая закрепляет леску в отверстии и изображает шляпку пальца.
а Modelkasten почему проигнорирован?
Честно говоря, не получилось пока что познакомиться с моделькастеном вживую, повода не было.
Данные траки можно использовать для создание подвижной модели? то есть рассчитаны ли они на нагрузки возникающие в ходе их эксплуатации?
Да, если катки все на резиновых шпеньках, и крутятся, то и траки будут крутиться, но при этом с них и с катков облетит краска. Я нарочно фиксирую все катки чтобы не крутились, так краска будет целее.
Так ото ж! Как не обезжиривай и не грунтуй, краска норовит внезапно облезть. Так что траки получаются “условно рабочими” – для удобства работы с моделью, формирования “провиса” и т.п. Мастер-класс (добавлен в учебное пособие от “Остфронта”) и комментарии прочитал с большим интересом. Вопрос Павлу: “гнулка” на фото как у Адама? (смайл)
Алексей, а в какое пособие занесли этот мастер-класс? Его уже напечатали что ли? ))))
Ну вообще да, гнулка такая же, от Mission Models, и еще раздобыл удобный инструмент Grab Handler от фирмы The Small Shop для сгибания проволоки
А то! Конечно напечатали, на цветном принтере (я и мой коллега, в одном экземпляре, для меня лично), как и другие мастер-классы от “Остфронта” и с “Остфронта”(переводные). Очень удобно. Да и ноут от моделизма не страдает. По “гнулке”: напишите, пожалуйста в “личку” ориентировочную стоимость девайса с вашими интересами. Надо забить в смету модельных расходов на 2012 год. Спасибо.
замечательно большое вам спасибо. с новым годом
узнал мет.траки вымачивают в уксусе. как и сколько по времени.нужно это для визуального сходства или просто пантяра
пробовал в уксусе – ничего не получилось, может раствор слабый был. если у кого получится – отпишитесь, очень интересно! Вообще для этих целей продают специальный раствор:
http://www.uschivdr.com/products/uvdr-1-friul-burnishing/
Спасибо автору!
Павел, большое спасибо за статью! Ваши с Владимиром мастер-классы полностью изменили моё видение на сборку БТТ. Впервые пользуюсь фриуловскими траками для Штуга 4, после чего использовать какие-либо другие нет ни какого желания. Но при всем этом считаю, что компановка производителя проволокой и качество самих траков не нуждаются в дополнительных сверлениях, замене проволоки и фиксации пальцев клеем. Постараюсь пояснить почему. Прсверливая отверстия, мы заведомо обрекаем себя на необходимость приклеивать пальцы (иначе они будут выпадать). А особенность литья в том, что внутренние отверстия меньше и плотно облегают проволоку, и для того, чтобы она не выпадала надо немного выгнуть собранные звенья в обратную сторону (при этом они также нормально извлекаются пинцетом при необходимости). Проволока действительно мягкая, но аккуратно подавая её в отверстие с помощью пинцета она входит без особых проблем. Конечно бывает, что она гнется, но после выравнивания встает на место (даже можно умудриться проткнуть трак насквозь). Мнение о том,что клей даст торцу пальца “нужную “головку”, считаю ошибочным, так как внешня сторона должна оставаться полой. Я сам к БТТ в жизни ни какого отношения не имел, но по фото вижу, что с внешней стороны трака в углублении виден палец с гайкой. Ну, это естественно моё мнение, которое я ни кому не навязываю. Еще раз большое спасибо!
Спасибо за материал и фото ) как новичку мне очень пригодится! Так держать!
Не подскажете какое сверло нужно для траков Черчиля, 0,3мм или 0,5мм?
павел здравствуйте. собрал траки фриул для фердинанта неправильно.проволоку зафиксировал клеем гель-супер момент. можно ли их разобрать. если можно то как. очень жду ответ. спасибо сергей.
сергей:
Клей в засохшем виде невозможно растворить, он фиксирует намертво.
Если есть возможносьт подобраться – пальцы можно вынуть кусачками, можно вокруг пальцев убрать клей ножом, подергать пинцетом, ну то есть механически попытаться извлечь…
СПАСИБО ЗА ВАШ ТРУД
Здравствуйте, спасибо за ценную информацию! У меня возник вопрос обязательно ли сверлить траки насквозь, или возможно использовать два штифта? Купил фруил для Т80, а там что бы соединить одним пальцем нужно почти 6 мм сверлить металла. Это брак или это правда жизни, делаю метал впервые
Спасибо.
Для чайников… эти траки подойдут для ходовых моделей?
Теоретически должны подойти, но это все масштаб 1:35, а в нем редко делают ходовые модели… Обычно это 16й масштаб
Тема однозначно!