Создание масштабных моделей на заказ.
Столкнувшись на Восточном фронте с танками Т-34 и КВ, германское командование озаботилось разработкой нового среднего танка, проект VK 3002. Две фирмы, Daimler-Benz и MAN, получили соответствующее задание 25 ноября 1941 г, в самый разгар Битвы за Москву. К февралю 1942 года были выполнены основные проектные работы и началось создание прототипов — VK 3002 (DB) и VK 3002 (MAN). Именно проект MAN был впоследствии принят на вооружение и стал знаменитой «Пантерой», PzKpfw V Panther.
Проекты Daimler-Benz и MAN различались очень сильно, и не только внешним видом
Первоначальный проект Daimler-Benz имел подвеску на рессорах, с тремя поддерживающими и четырьмя опорными катками на борт:
Daimler-Benz в большей степени ориентировался на дизайн Т-34, прежде всего в плане компоновки — двигатель и трансмиссия расположились в кормовой части, башня смещена вперед. В то время как МАN остался верен немецкой традиции с размещением двигателя на корме, а трансмиссии в носовой части, с башней ровно посредине. Такой же дизайн сохранился и у тяжелый танков Тигр и Королевский Тигр. Важным отличием двух прототипов был двигатель. Изначально Daimler-Benz предполагал установить танковый вариант дизельного двигателя MB 507 (МАN предлагал бензиновый мотор). Первоначально Гитлер отдал приказ о постройке прототипа и подготовке к выпуску серии 200 машин Daimler-Benz, но Управление Вооружений вермахта отдавало предпочтение проекту МAN, который имел заметные преимущества благодаря торсионной подвеске Кникампа, привычной кмпоновке, проверенному двигателю Maybach, более дешевому бензиновому топливу (дизельное топливо в гигантских объемах съедал немецкий флот), монолитным бортовым бронеплитам (без больших люков для экипажа), меньшему вылету ствола, и главное — большому резерву массы танка, что допускало усиление брони. Даже доработанный Daimler-Benz проект с шахматной подвеской сохранял свои недостатки. Считается, что главным камнем преткновения, однако, стал силуэт прототипа Daimler-Benz, который слишком напоминал Т-34 и мог вызывать путаницу и дружественный огонь. Так или иначе, 13 мая 1942 г специальная танковая комиссия, куда входили представители «танковой комиссии» Рейхсминистерства Вооружения и боеприпасов, Управления вооружений Сухопутных войск и фирм-изготовителей, остановила выбор на проекте МАN.
Осенью 1942 г. недостроенный прототип VK 3002 (DB) отправился в район склада броневых листов фирмы Daimler-Benz (попросту — на свалку).
Вот еще одно небольшое дополнение от коллеги под ником Kais с форума karopka.ru
Плюс, к теме о том «почему выиграл MAN»:
при разработке машины, ставшей в последствии «Пантерой», была очень жёсткая конкуренция между заводами DB и MAN. Там было всё: и подковёрные интриги, и «встречи с заказчиками с целью склонить в свою сторону», и личное отношение ряда высших чинов, ну и конечно матчасть.
Можно почитать весьма неплохо изложенную историю этого процесса например у М.Коломийца (во многом я понял он опирается на работы Йентса и Дойла) в его «Энциклопедии» по «Пантере» (купил эту книжку себе чисто в качестве чтения, по части фото и схем не очень, хотя.. там есть моменты). Ну например упоминается что с форсированием по дну были бы проблемы у DB, у MAN был запас хода на 75 км больше, и меньше (в крайнем случае, так озвучивалось) проблем с той же КПП. Так вот, реально-то у DB-шной машины недоработок хватало, ну и MAN в чём-то как на современных тендерах «взял ответственность», т.е. ударил себя пяткой в грудь что мол «СДЕЛАЕМ», хотя реальность была далека от идеала. Мне даже в какой-то момент показалось, что MAN банально больше декларировала. К схожести с Т-34 непринятие на вооружение машины DB это не имеет отношения: в принципе, скорее наоборот — они скорее с оглядкой пробовали сделать.
Был вопрос по стоимости: прям ценник не готов конечно озвучить ибо не в курсе, но в той же книге инфа что время для производства
ШАССИ DB — 1063 раб.часа, MAN — 1078,5 раб.часа. Если они уж в рабочие часы перешли, то наверное можно предположить что если бы в человекочасах считали стоимость работ как в сметах — были бы схожие цифры, по материалу — -тоже. То есть ценник вряд-ли решал. Были другие моменты по срокам и тому, какие мощности из имеющихся можно было приспособить.
Мне не очень нравится сам танк, но сделан великолепно
Спасибо, Сергей!
Это просто фантастика… окраска — чудо из чудес. Почему не миллион восторженных комментариев… не пойму……..
Павел — вам удачи и всего самого доброго!!!
Павел, спасибо вам за ваш комментарий! Очень приятно!
[…] История: VK 3002 (DB) […]