Создание масштабных моделей на заказ.
Самоходный башмачок Римской империи, ставший бронеклопом трудовиков Дядюшки Тодта.
Модель заняла II место в Номинации Модель БТТ в среде обитания 1:35 на Сибирском слете «Кузница Победы» в Новокузнецке в сентябре 2015 года
Всем, привет! Представляю вашему вниманию свою свежую работу. Можно сказать, что она ознаменовала преодоление очередного этапа в творчестве. Почему? Именно здесь я впервые за долгие годы реализовал желание изготовить тематическую подставку для модели. Примечательно, что изначально я планировал построить танкетку к грядущему NovoSlet`у 2015, и настроение у меня было, прямо скажем, шапкозакидательское. Думал, что такая маленькая модель не займет много времени в работе. Месяц-полтора максимум. Мол, соберу её из коробки и шабаш! ….Ага!…собрал…. В итоге, работа растянулась на пол года. Пора мне уже выделять в своем творчестве отдельный раздел «неполучившаяся изкоробка». Заставляешь себя построить модель быстро и не заморачиваясь, но руки судорожно тянутся к книгам, электрическим фотокарточкам прототипа и музейным валкам! ))))
Мысль построить эту букашку посещала меня давно. С тех самых пор как Бронко выпустила в продажу лет 6-7 назад несколько модификаций CV3/33. Но, оказалось, что у модели было довольно много ошибок и косяков, поэтому от идеи отказался. Тем боле, что мне не попадалось какого-либо яркого прототипа, а делать безликую танкетку желания не было. Она и так слишком мелкая и незаметная. Минуло несколько лет и в прошлом году Bronco анонсировали перевыпуск танкетки с исправленными косяками. Примерно в это же время я наткнулся на фото нескольких CV3/33 с очень интересной маркировкой, принадлежащих Организации Тодта. Естественно, мимо такой экзотики я пройти не смог!
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Для начала немного об истории прототипа. Танкетки Carro veloce Ansaldo выпускались с 1933 по 1944 годы. Основными модификациями семейства были: C.V.33 1ой и 2ой серии (с клепаным сварным корпусами), C.V.35, C.V.38 + множество спецмашин (огнеметная версия, мостоукладчик, командирская машина, арттягач и т.д.). Вы не поверите, но в итальянской армии эта танкетка именовалась ТАНКОМ, да еще и горным. Учитывая, что построено их было много, на бумаге итальянские бронетанковые силы выглядели очень солидно! В реальности же, танкетки показали свою несостоятельность даже в боевых действиях против Эфиопии. В Испании же, они уже попросту не имели шансов на выживание на поле боя против Т-26 или БТ. Таки образом, к началу Второй Мировой, эти танкетки смело можно было сдавать в утиль, чтобы использовать сталь более разумно. Однако, они довольно активно использовались итальянцами в Греции и Африке.
После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года, в распоряжение немецких войск, разоруживших капитулировавшие итальянские части в рамках операции «Ось», поступило 148 танкеток (вдобавок к 72 австрийским, которые после аншлюса в 1938 году, поступили на вооружение вермахта). Радости немцев от такого ценного приобретения не было предела и они стали их щедро раздавать. Досталось и Республике Сало, и хорватам, и частям Polizei в СССР и Югославии, и подразделениям NSKK и даже Организации Тодта! Видимо, в ОТ они использовались как тягачи, иного применения я не вижу. Хотя, вполне вероятно, что части ОТ могли привлекаться и для выполнения не только строительных, но и боевых задач. Ну и как минимум, обеспечивали своим присутствием лояльность итальянцев в марионеточной Республике Сало.
Pro1 — Фотография, которая вдохновила мня на данный проект. Прототип со сварным корпусом стоит на заднем плане, а вот спереди танкетка с клепаным корпусом.
Pro2 — Тот же самй кадр, но полностью и в гораздо более высоком качестве. Здесь уже хорошо можно разглядеть камуфляж и маркировку.
Pro3 — А вот и вид с другой стороны! Спасибо Василию Дюнову за фото! Отлично виден камуфляж и маркировка с левого борта.
Pro4 — Вид с той же стороны, но качество снимка заметно хуже.
Todt 1-3 — Кстати, у частей Организации Тодта в Италии были и другие виды БТТ. Например, Autoblinda AB 41. Или AS-43. Видно, что трудовики не только трудились в Северной Италии, но и вполне себе воевали.
Todt 4 — Разношерстная итальянская техника в ОТ. Все разнообразие итальянского танко-автопрома в одном флаконе! И танкетки CV3/33, и бронеавтомобиль Lancia, и грузовичок с орудием Breda, и разные Autoblinda.
СБОРКА
Итак, я прекрасно понимал, что придется собирать очень миниатюрную модель, но когда увидел деталь…, а скорее даже деталюсечку ванны корпуса, то понял, что танкетка будет просто крошечная. Тем более удивительным было то, что весьма крупная коробка была почти полностью заполнена множеством деталей и литников. Первая мысль у меня была: как это все в ней поместится? И подозрения подтвердились — постройка не стала легкой прогулкой.
Интерьер
Полная деталировка интерьера потребовала большой тщательности и аккуратности, ибо любая деталь, приклеенная с погрешностью в долю миллиметра, грозила тем, что корпус танкетки не получилось бы нормально состыковать. Например, внутри моторного отсека буквально нет свободного места и все напихано очень плотно. Кроме того, пришлось многие вещи в интерьере и дорабатывать: тыльные стороны смотровых приборов (а проще говоря, задвижки) не имитированы никак, сделал их из листового пластика. Кроме того, никак не обозначена внутренняя часть вентиляционных жалюзи в корме боевого отделения, а там должна быть защитная плита с креплением на болтах. Изготовил её из листового пластика и болтиков Мастерклуб. Кроме того, очень убого деталирована казенная часть установки пулеметов. Пришлось немного доработать казенные части, имитировать маховик вертикальной наводки и прорезь для механизма подъема. Кроме того, стеллажи под запасные патронные диски в боевом отделении (на левой надгусеничной полке) имеют слишком толстые в сечении детали и чрезмерно выдаются в боевое отделение, мешая установке вооружения. Пришлось их немного переточить. С доработками интерьера вроде все, хотя на самом деле, там стоило сделать еще ряд манипуляций. Но, так как ничего из этого на готовой модели видно не будет, решил обойтись малой кровью )) Кстати, о малой крови. Самым запоминающимся элементом интерьера стали свечи зажигания, которые отлиты отдельными деталями размером примерно 1,5х0,5 мм. Вклеить 8 штук этих великолепно отлитых деталей и не повредить бокорезами\потерять на полу\растворить клеем оказалось нетривиальной задачей.
Окраска интерьера производилась акрилами тамия и металлайзерами от Gunze. Тонировка выполнена в классическом ключе – фильтры, смывки и масло от Wilder и MiG, а также тамиевские пудреницы для имитации загрязнения и потертостей на сидушках. Сколы и царапины – акрилы АК и Vallejo. Металлайзеры после высыхания полировались ватными палочками и кистью. К сожалению, в виду миниатюрности двигателя и трансмиссии, полировка не везде удалась так, как задумывал. Замасленность и тонировка имитированы средствами АК и MiG.
Экстерьер
Как видно на фото, соединение элементов корпуса, битком набитых элементами интерьера, потребовало старых добрых резинок и прищепок для того, чтобы все сошлось так как нужно. Причем, когда примерял все насухо, стыковалось отлично, но стоило интерьер покрасить, как тут и там стали появляться нестыковки. Видимо, микронные слои краски и тонировки оказались очень критичны для столь ажурной конструкции.
Оставшаяся работа по постройке была уже довольно легкой. Особой тщательности потребовала сборка ходовой части. Все элементы очень ажурные и тонкие. Очень порадовало литье траков. Даже надпись Ansaldo пролита на каждом. Для удобства, гусеничные ленты были собраны отдельно, чтобы было проще красить и тонировать. Фары заменил на эльфовские. Крепежи люков моторного отделения с барашковыми гайками мне показались крупноваты. Заменил их на изготовленные самостоятельно из пластикового прутка и барашковых гаек от Technical Control.
Особо хочу остановиться на стволиках пулеметов Fiat 35. Уже когда модель пошла в окраску, не удержался и решил их заменить. Те, что были в наборе, расстроили своей переразмеренностью, да и не подходили к выбранному мной прототипу (у него нет раструбов-пламегасилей). Так как такие стволики никто не выпускает, пришлось изготовить их самостоятельно из элементов стволов ДТ фирмы Wilder, а кончики стволиков сделал из нарезанного латунного пустотелого прутка. Получилось не идеально, но гораздо ближе к оригиналу, чем то, что предлагается в коробке.
Изначально, планировал сделать к танкетке легкий мотоциклетный прицеп, чтобы накидать туда всякой всячины. Собрал его и даже начал красить, но в итоге пришлось отказаться. Идея показалась мне слишком притянутой за уши, да и танкетка с ним теряла свой шарм и уже не выглядела столь крошечной. Он оказался лишним, но думаю, что вы увидите его в одном из моих будущих проектов.
ОКРАСКА
Поначалу, вопросов по окраске этого клопика было больше, чем ответов. Качество единственного известного мне снимка не позволяло толком разглядеть ни рисунок камуфляжа, ни количество тонов на прототипе. Более того, ракурс позволял разглядеть танкетку только частично спереди и частично справа. Еще и очень мешала фигура солдата на переднем плане (встать ему в тот момент больше некуда было!) Благо Василий Дюнов очень выручил меня, предоставив более качественный снимок с того же ракурса и пару снимков с другой стороны! Это позволило понять рисунок камуфляжа и развеять сомнения по поводу цветов. Сделал вывод, что камуфляж двухцветный. На мой взгляд, это цвета итальянского камо, типичные, например для танков М13\40 (хотя были сомнения, не немецкий ли это перекрас). Намешал их из тамиевских XF-59+XF-60 и XF-58+XF-56. Экзотическая маркировка в виде рыбы-меч и римской цифры XI на бортах рубки, а также большие буквы ОТ в пол-танкетки на лобовой бронеплите являются главной изюминкой моего прототипа. Естественно, таких декалей никто никогда не выпускал, поэтому вся маркировка нанесена красками Vallejo кистью от руки. Для того, чтобы получилось аккуратнее, сначала простым карандашом наносил контуры, а потом уже обводил их краской. Вроде, получилось вполне похоже на фото. Интересно, что нумерация римскими цифрами была характерна для танекеток ОТ. У соседней машины на фото прототипа идет номер XII, значит, можно предположить, что в Организации Тодта, было, как минимум 12 шт таких танкеток.
Тонировка сделана привычными приемами: фильтры, смывка, масло, сколы, пигменты. В общем, все как обычно и без переборов. Использовал фильтры и масло MiG Productions и смывку Wilder. Гусеничные ленты окрашены темными металлайзерами от Gunze, а затем отполированы и обработаны пигментом, который втирался насухо, без фиксации, чтобы не повредить металлик. Потеки гсм имитированы жидкостями AK и MiG. По пыли имитированы царапины зубочисткой, подразумевая, что пыльная танкетка проехала сквозь какие-то кусты или заросли и подверглась легким «поглаживаниям» ветками по бортам.
СКАРБ
К скарбу в данном проекте я отнесся с особым трепетом. Было желание реализовать кое-какие штампы об Италии и Средиземноморье и главное, умудриться уместить все элементы на малюсенькой модели. Это потребовало многочисленных примерок и прикидок, и изначально даже был задуман прицеп, чтобы все это добро скидать в него. Но, потом решил не превращать танкетку в цыганский фургон. Жалко было бы закрывать всю эту красоту всяким скарбом. Поэтому ограничился гастрономическими фишечками. Винные бутылки с итальянским вином были найдены в моих запасах, среди смолы фирмы Royal Model (очень кстати, фирма оказалась тоже итальянской). Этикетки к бутылкам подобраны с декали фирмы Арчер.
Другой отличительной чертой проекта стали фрукты. Мандарины были слеплены из обычной тамиевской шпаклевки, а потом нанизаны на кончики медицинских иголок и окрашены. Часть фруктов положил в армейскую каску. Она взята из загашников (что-то из Dragon). Внутри каска была выбрана ножом и бором, а потом снабжена подшлемником и ремешком с застежкой из набора фирмы Aber. Решил, что мандариновые шкурки будут вполне уместны и изготовил их из чековой ленты. Окрашивал по тому же принципу, что и сами мандарины. Только немного замучился из-за повышенной миниатюрности ))) Но настоящая миниатюрность предстояла впереди! Её имя – Виноград. Гроздь винограда была слеплена из шпаклевки и обклеена микроскопическими стеклянными шариками, которые мне презентовал Валерий Сердюк. После того как гроздь была сформирована подкрасил виноградинки темно-синим цветом XF-17 и приклеил травленый листик, найденный в запасах. Особым удовольствием было приклеивать на броню отдельные виноградинки.
Главная фишка проекта – зонтик. Он выпускается Bronco отдельным набором с чемоданами, сделан достаточно прилично и даже имеет травленый механизм внутри. Главный его минус -чрезмерно толстые грани. Пришлось долго шлифовать и обтачивать, чтобы он престал выглядеть как противопульный купол )))) Вроде бы получилось. А вот красить полоски было одним из самых сложных занятий всего проекта! Сначала задул зонт аэрографом в белый цвет, а потом рисовал красные полоски краской валлехо от руки, глядя на фото прототипа. Эта работа оказалась на редкость трудоёмкой, но завершилась моей победой. Но последнее слово было за зонтиком, ведь вскоре я понял, что полоски надо рисовать еще и изнутри и весь этот ужас повторился снова! ))))
Фото несчастной итальянки, у которой злобные трудовики из ОТ отобрали зонтик в рамках операции «Ось».
ПОДСТАВКА
Подставка была выточена на заказ. Если мне не изменяет память, то это мербау. Брусчатка – это кусочек, вырезанный из элемента диорамы фирмы МиниАрт. Причем, кусок подобрал такой, чтобы «в кадре» был и колодец, и кусочек тротуара с бордюром. На углу поставил столбик, взятый из того же набора Миниарт. Окрашивалась подставка акрилом Тамия и Валлехо, тонировка – смывки и пигменты MiG Productions и Wilder. Для антуража добавил немного мха и листвы. Чтобы оживить картинку поставил рядом с танкеткой типичную итальянскую канистру (больно колоритно она смотрится!) и гражданский ящик с инструментами. Возле бордюра бросил вчерашнюю газету, которую треплет средиземноморский ветерок. Финальным аккордом стали мандариновые шкурки, небрежно кинутые трудовиками, которые лакомились сочными мандаринами и несколько виноградин, которые нападали с грозди, лежащей на танкетке. Обратите внимание, что часть из них раздавлена ))).
Изюминкой на этом итальянском тортике стал нагрудный значок, вручавшийся членам Организации Тодта. Мне показалось, что такой артефакт очень украсит работу и станет неким проводником между моей работой и историческими событиями, которые она отражает. У значка был аккуратно удален крепеж и закрашена свастика (на всякий случай). Затем я приклеил его на боковину подставки. Там же были нарисованы кистью литеры ОТ и установлена табличка с названием модели.
На этом вроде бы и все. Хотя нет! Когда модель была полностью готова, и я примерял её к подставке, то умудрился уронить. Традиция, блин! Падение с метровой высоты на заливной бетонный пол оказалось не столь фатальным, как могло показаться. Поломался зонтик, пара лючков, виноград, несколько мандаринок, буксирный крюк и главное – разлетелись стволы пулеметов и у одного из них потерялся кончик. Устранить последствия удалось всего за один вечер ))))
Работа над проектом шла с февраля по сентябрь 2015 года. Финальные штрихи по оформлению подставки сделаны уже в ноябре.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
Bronco – танкетка
Wilder – пулеметы ДТ (переделка в Breda)
Technical Control — Барашковые гайки
Bronco – зонтик
PlusModel – итальянская канистра
Dragon — каски
Aber – травленый подшлемник каски
MiniArt – мостовая и колодец
Add On Parts – ящик для инструментов
PlusModel – газета
PlusModel – листва
Noch — мох
Royal Model — инструменты
Royal Model – бутылки
Archer – декали\этикетки бутылок
Хочу выразить благодарность Василию Дюнову за помощь с фотографиями прототипа, Константину Пономареву за идею с виноградом, Валерию Сердюку за стеклянные крупинки из которых этот виноград и был сделан, Александру Шпаку за выточенную деревянную подставку и всем друзьям и коллегам, кто помог идеями и советом!
Отзывы, советы и конструктивная критика, как и всегда, приветствуются!
Владимир Яшин
Новосибирск 2015
www.genscher-shop.ru
ost-front.ru
Отличная работа!!! Поражает Ваш подход к мелочам, а главное не перебор, может под зонтом не хватает той самой что ела виноград по типу что на фото))) удачи ребят! Всегда слежу за вашими работами!
Отлично! Особенно понравились макеты яблока и белого винограда рядом с моделью! Прямо как настоящие! ;-))
Владимир, модель отличная, но вот с значком вы ошиблись. Это не знак Организации Тодта (ОТ), а членский знак RAD (Reichsarbeitdienst — имперской трудовой службы). Это разные организации. Своих нагрудных знаков у ОТ не было, были знаки лауреатов премии Тодта, а также ременные пряги, петлицы и нарукавные повязки с эмблемой ОТ. Эмблема ОТ вполне похоже нарисована на противоположном торце вашей подставки.
Очень красиво! Ваши работы мотивируют меня для дальнейшего занятия моделизмом, как только лень доделать очередную модель — бегом на ост фронт! Жаль, что Ваши работы стали реже появляться, Павлу приходится за двоих отдуваться))) Очень жду Ваших новых работ с новыми идеями, трофейный велик на броню (правда ис-2) уже приобрел, теперь буду думать куда апельсины можно пристроить)))
Михаил:
03.12.2015 в 02:33
Отличная работа!!! Поражает Ваш подход к мелочам, а главное не перебор, может под зонтом не хватает той самой что ела виноград по типу что на фото))) удачи ребят! Всегда слежу за вашими работами!»
Спасибо, Михаил!
Очень рад, что модель вам понравилась! Той самой конечно не хватает. Только она выглядит как боец Организации Тодта и будет не очень-то привлекательно :)))
Виктор Цымбал:
03.12.2015 в 10:53
Отлично! Особенно понравились макеты яблока и белого винограда рядом с моделью! Прямо как настоящие! ;-))
Спасибо, Виктор! Рад, что оценили макеты фруктов. Только я к их созданию отношения не имею. :)))))))
Роман А.:
03.12.2015 в 23:22
Владимир, модель отличная, но вот с значком вы ошиблись. Это не знак Организации Тодта (ОТ), а членский знак RAD (Reichsarbeitdienst — имперской трудовой службы). Это разные организации. Своих нагрудных знаков у ОТ не было, были знаки лауреатов премии Тодта, а также ременные пряги, петлицы и нарукавные повязки с эмблемой ОТ. Эмблема ОТ вполне похоже нарисована на противоположном торце вашей подставки.
Спасибо за разъяснения, Роман! Теперь буду знать. Ну и у меня значит появлися повод сделать какое-нибудь транспортное средство из RAD. )))
Дмитрий:
04.12.2015 в 12:02
Очень красиво! Ваши работы мотивируют меня для дальнейшего занятия моделизмом, как только лень доделать очередную модель — бегом на ост фронт! Жаль, что Ваши работы стали реже появляться, Павлу приходится за двоих отдуваться))) Очень жду Ваших новых работ с новыми идеями, трофейный велик на броню (правда ис-2) уже приобрел, теперь буду думать куда апельсины можно пристроить)))
Спасибо большое, Дмитрий! Очень приятно слышать, что наши работы мотивируют! Да, мои темпы заметно ниже, чем темпы Павла. Но моделей 10-12 в год я обычно заканчиваю. на данный момент за текущий год закончил 9 моделей, на финальной тонировке 10ая.Планирую в этом году еще 2-3 закончить Кстати, в ближайшие дни выложим ржавую легковушку и Опелек с кучей всякой еды. Их я закончил совсем недавно. Следите за обновлениями!
Владимир, то что Вы делаете — это волшебство. Удивляет, что это чудо заняло 2-е место. Каково же было место 1-е?))
Артем, спасибо большое! никакого волшебства тут конечно же нет! просто ловкость рук ))))))
1ое место заняла очень хорошая работа Олега Николаенко из Новокузнецка. Жюри решило, что она лучше. у меня нет никаких вопросов, та работа гораздо крупнее, монументальнее и выглядит более впечатляюще. (у мелких моделей на выставках всегда чуить меньше шансов :))
Тем более, что это дело сугубо субъективное. Например, эта танкетка собрала весь спектр отзывов от «волшебство» до «заурядно» и я к этому отношусь вполне нормально )))))