Интервью: Евгений Тур

Представляем интервью с известным российским моделистом, Евгением Туром, известным также под ником «Balzac»

Евгений, привет! Спасибо, что выкроил время и согласился пообщаться с нами!

— Приветствую, рад что обратили внимание на мое творчество.

Предлагаю не ходить вокруг да около, а начать с предыстории. Расскажи, как и когда ты пришел в наше хобби? Что заставило увлечься постройкой масштабных моделей?

— Все пришло из детства, еще в школе занимался бумажным кораблестроением, тогда увлекался тематикой Русско–Японской войны 1904-05 гг., сам делал чертежи, выкройки собирал и красил корабли, это было более чем сложно. Никакого подспорья в виде готовых аксессуаров и т.п., да и красить приходилось вручную кистями. Все сохранилось в памяти, но даже имея некоторый опыт, сейчас вряд ли рискнул бы повторить это. А в «современный» моделизм влился совершенно случайно, абсолютно не представляя, во что это в итоге выльется: в руки попал один из древних номеров журнала Euromodelismo и то, что увидел на фотографиях в нем разблокировало старую память и интерес.

Помнишь ли ты свою первую модель и какова её судьба?

— Это был 2009 год и BMW R-12 от Звезды, я его даже не красил просто было какое то детское любопытство «что из этого получится», естественно, в итоге все закончилось мусорным ведром, но начало то было положено.

Если честно, давно и с интересом слежу за твоими проектами. За последние пару лет ты сделал огромный качественный скачок и каждая работа смотрится необычно, цепляет какой-то изюминкой. Что послужило причиной – ты поменял подход в работе с моделями, стал применять какие-то новые приемы и технологии, или просто сыграла роль аккумуляция опыта и навыков?

— Опыт и навыки приходят со временем, но чем больше наработанной практики, тем критичнее начинаешь относиться к тому, что делаешь. Я в какой-то момент осознал, что гнаться за модой в использовании популяризируемых технологий это ни что иное, как загонять самого себя в рамки стандартов, становиться заложником технологий. Ведь каждый из нас хочет, чтобы его работа выделялась среди других: кто-то оттачивает технические навыки, кто-то старается расширить круг использования общепринятых технологий, ну а я решил сделать ставку на сюжетную оригинальность. Куда интереснее пытаться сделать то, что никто не делал раньше, и это может быть как конверсия, так и общая сюжетная линия работы.

Если смотреть выборку твоих работ на dishmodels, то получается около сорока публикаций – довольно внушительное количество. А ты когда-либо считал общее количество построенных моделей?

— Да, действительно в галерее набралось немало, но как автор я лишь крайние пять – шесть работ готов отождествлять как состоявшиеся, все остальное это путь становления, если можно так выразиться. А если попробовать вспомнить сколько их было всего, то пожалуй из сотни я еще не вышел, и честно говоря, никогда не пытался смотреть на количество, что-то из сделанного запало в память, а что-то прошло бесследно.

Как к твоему хобби относятся близкие? Интересно, удается ли соблюдать баланс между семьей, работой и хобби? Как выкраиваешь время, которое тратишь на модели?

— Здесь все четко, если я сажусь за верстак, а это случается практически ежедневно на пару часов, семья меня не трогает, никто не пытается намекнуть, что есть дела более важные и насущные, и я считаю, что это определенное выражение уважения к тому, что я делаю, хотя ни жена, ни дочь не проявляют никакого интереса к конечным результатам. Правда, в определенный момент мне пришлось пойти навстречу семейным интересам в части сокращения размеров кладовых запасов и количества занимаемых полок с готовыми работами. В результате многие работы разошлись по частным коллекциям.

Если прослеживать эволюцию твоего творчества, то лично у меня складывается впечатление, что ты не отдаешь предпочтения какой-либо определенной тематике. Работы выполнены в различных направлениях и различными технологиями. А какие направления наиболее близки и интересны для тебя? Может есть отдельные предпочтения, как, например, японская бронетехника?

— Да, это верно замечено, я стараюсь не замыкаться в рамках какого бы то ни было направления. Тематика японской бронетехники мне была интересна всегда, но на сегодняшний день эта тема достаточно хорошо раскрыта многими коллегами, и по сути своей является прочитанной главой, хотя кое-что в планах осталось, в планах именно на исполнение сюжетов. Кроме того, довольно долго я пробовал экспериментировать на тему брошенной техники, не секрет что эта тема довольно интересная и имеет массу вариантов к получению интересных результатов. Ну а по состоянию на сегодняшний день не паханным полем я считаю тематику гражданской техники в 35ом масштабе, благо производители моделей и афтермаркета активно расширяют свой ассортимент в этом направлении. А с учетом довольно обширного выбора сюжетных составляющих (достаточно оглянуться вокруг), думаю что это будет как минимум актуально и свежо.

Какая из твоих работ может претендовать на звание самой любимой?

— Наверно это самый сложный вопрос, пожалуй к такой я бы отнес «Бутлеггеров», работу на тему времен сухого закона 20-х годов прошлого века, слишком долго я вынашивал этот проект именно как идею, и считаю что мне удалось исполнить ее.

Есть ли проекты, работа над которыми запомнилась больше всего? Может, были какие-то забавные случаи или неожиданные сложности, с которыми ты столкнулся во время постройки?

— Ну а как же без этого, может быть это странно но самым сложным на всех этапах для меня оказался сюжет который я назвал «Старый волк» с участием Т-55, коробка с этой моделью пролежала у меня почти три года, и в течение этого времени я пытался как минимум пять раз пытался что то сделать, и каждый раз работа просто входила в ступор, как в плане понимания сюжетной линии так и ее исполнения, в итоге все закончилось в течение пары недель, когда при отсутствии видения конечного результата а лишь на импровизации, обозначилась не просто готовая модель но и сюжет под нее.

Одной из самых запоминающихся работ в твоей коллекции является трамвай фирмы MiniArt. Расскажи об этом проекте подробнее. Как пришла идея сделать его заброшенным?

— Эта модель попала ко мне как раз на пике увлечения «процессами старения», и изначально планировалась как попытка поэкспериментировать с разными видами и формами ржавчины. И я по сути использовал все что у меня было под рукой на тот момент: водорастворимые фильтры от True Earth и готовые препараты от AK Interactive масляные краски. Эксперимент по смешению всего этого во едино на мой взгляд удался. И как показатель, не стоит ограничиваться в работе применением какой то одной технологии, чем больше используется разных ингредиентов тем больше шансов получить что-то стоящее.

А что можешь сказать о самой модели? На мой взгляд, она стала знаковой. Как-никак, все-таки первый пластиковый трамвай в 35ом масштабе.

— Модель хороша, и абсолютно самодостаточна, с ее выпуском Miniart подняли планку довольно высоко, вряд ли кто из производителей сможет перешагнуть через нее. И хочется надеяться, что этот трамвай не останется единичным вариантом.

Кстати, неоднократно слышал от коллег призывы бойкотировать модели фирмы MiniArt, в свете недавних событий. Как сам относишься к таким высказываниям?

— Что это изменит? Miniart сделали свой выбор, но при этом они продолжают делать качественные и интересные модели, а это куда более важно. Я против смешивания хобби и политики.

Довольно интересна твоя работа с цыганским ЗиЛ-131. Если не ошибаюсь, на этот проект тебя вдохновили фильмы Кустурицы? Расскажи подробнее.

— Эта сюжетная линия крутилась в голове долго, и одним из вариантов в качестве альтернативы ГАЗ-63 из фильма я рассматривал ГАЗ от Miniart, но ICM выпустили свой ЗиЛ и вопрос был решен. Мало того, что модель была нова и ожидаема (не будем принимать в расчет все ее недостатки) и она куда больше подходила под задумку. Все остальное дело «вкуса и техники». Единственное что я позволил себе, это полностью сменить кузов, закрытый вариант не рассматривался изначально, поскольку прелесть как раз в том, что бы выставить на показ все эти вещи из разных эпох, и пару колоритных персонажей от Bravo 6, поэтому пришлось немного проявить креатива и слепить платформу из пластика. Ну а все эти ковры, бахрома на лобовом стекле я думаю добавили нужного настроения работе.

Очень понравилась работа с 401м Москвичом и незадачливым дачником. Как ты пришел к этой идее?

— Эта работа из разряда «убить время». Бывает так, что какой то проект неожиданно стопорится, как на уровне идеи так и ее воплощения, и в качестве отдушины выступают такие небольшие, ни к чему не обязывающие халтурки. Правда, в этом случае все зашло немного дальше, и постепенно в довесок к готовому «Москвичу» добавилась готовая гипсовая база от французов MK-35, ель от Fredericus Rex и фигурка от Мига. Кроме того, появилась небольшая возможность еще раз попробовать поработать «с водой» производства Andrea Miniatures в качестве наполнителя луж. Классическая история, сел отдохнуть на вечер, а через неделю неожиданно получил новый готовый сюжет. К слову, тема «Москвича» тоже была навеяна фильмом, но на этот раз «Москва слезам не верит».

Кстати, с каждым следующим проектом у тебя все отчетливее становится диорамная составляющая. Не станет ли она превалирующей в ближайших проектах? Так ведь и до полноценных диорам не далеко.

— Я очень долго определялся с тем как, модель должна выглядеть в готовом виде, и самым оптимальным оказался вариант небольшой виньетки. Полноценная диорама это не мое, куда проще добавить готовой модели некий «фон», который будет отражать как ее состояние так и ее положение. И в добавок ко всему это помогает скрыть некоторые недочеты самой модели, если таковые возникают в процессе работы, перетянуть на себя некоторое количество внимания. Это пришло именно в результате работы с трамваем, когда все что наполняет сюжет вокруг него, помогает лучше акцентировать внимание на его состоянии.

Среди западных коллег есть такой красивый термин Shelf Queen – по нашему, долгострой. Как у тебя на счет долгостроев? Удается ли их избежать, или как у большинства коллег, на полке томятся заброшенные старые проекты?

— Это к сожалению (а может и к лучшему) неизбежно. Все проекты, которые на каком то этапе оказались замороженными, я стараюсь убрать с глаз подальше, и не ставлю никаких временных рамок когда их нужно продолжать, пройдет некоторое время и на заброшенную когда-то работу можно посмотреть свежим взглядом, внести что то новое в процесс. Делать что-то через «не хочу» не принесет положительных эмоций от процесса и не даст того результата, которого хочется достигнуть.

Интересно, сколько времени в среднем, ты тратишь на постройку одной модели?

— К сожалению, чем дальше, тем больше. Мало того, что те самые опыт и навыки которые мы нарабатываем заставляют нас более щепетильно относиться к процессу, так еще и полным сюрпризом иногда оказывается, что пока собираешь модель — под нее зарождается сюжетная линия, требующая дополнительного времени. Как раз то, что у меня получилось с «Москвичем». Хотя по существу, я редко затягиваю процесс больше чем на месяц.

Можешь ли поделиться с коллегами какой-либо модельной хитростью?

— Главная моя хитрость, это не бояться смешивать в работе все что есть под рукой, часто из этого можно получить самые по хорошему неожиданные результаты.

Расскажи, над какими проектами ты трудишься в настоящий момент? Стоит ли ждать чего-то интересного?

— А как же без планов. Правда время идет так быстро, что эти планы меняются чаще, чем воплощаются. Могу сказать, что у меня на верстаке пара работ на военную тему, Сталинграда и того, что сейчас происходит на Донбассе, и обе уже выливаются в долгострои. Работы начаты, но в процессе они обрастают новыми мыслями и, увы, далеки от завершения.

Традиционное для наших интервью пожелание всем коллегам-моделистам?

— Постоянно двигаться, стараться выйти за пределы рамок в которые мы сами себя загоняем, не бояться экспериментировать. Пусть не все и не всегда получается, но нельзя останавливаться.

Спасибо, Евгений! До новых встреч!

Владимир Яшин

Другие работы Евгения:
(Все их можно найти тут)

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (7)

  1. Алексей Алексеев:

    Спасибо за интервью, познавательно и очень интересно. Евгению — новых успехов!

  2. Рома:

    Очень хорошо, что восстановили традицию с «интервью».

    Евгений рулит :)

  3. Владимир Яшин:

    Алексей, спасибо!

    Рома, да, назрела целая серия интервью с интересными моделистами. Восстанавливаем рубрику. Будем выкладывать по мере готовности.

  4. Рома:

    Даешь новые имена :)

  5. Владимир Яшин:

    Ага, алло, мы ищем таланты! :))

  6. Юрий:

    Спасибо за статью. Очень мотивирует.

  7. Алексей:

    Отличные работы, очень нравится творчество автора!