Создание масштабных моделей на заказ.
«Папа, а почему этот танк у тебя пиратский? На нем пираты ездят?»
Елизавета Яшина 4,5 года
В моем понимании ромб всегда был одним из символов Великой Войны, и естественно олицетворял собой все ранние танки, а британские самцы и самки были своего рода Адамами и Евами всех последующих танков, которые когда-либо выпускались. В общем, интерес к этим машинам всегда сидел где-то в моем сознании, но реализовать его в пластике мешала убогость выпускаемых наборов. Работа с Интерусовским Mark V несколько лет назад лишь усилила это опасение и стала своего рода прививкой. Не видел никакого смысла пилить древние дрова, когда вокруг столько интересных и качественных моделей других, не менее интересных тематик.
Все изменилось с подкравшимся к нам юбилеем столетия с начала Первой мировой войны. Естественно, крупные фирмы не могли обойти этот факт своим вниманием и на рынке появились сначала FT-17, Char 2C и St.Chamond. (Кстати, менговскийFT-17, который я строил живет ЗДЕСЬ). А вскоре гранды взялись и за ромбы. Mark IV заявили поочередно Tamiya и Takom. Причем Тамия заявила самца с моторчиком, а Таком и самца, и самку. Я сразу твердо решил строить модель от Такома, ожидая, что она будет богаче деталирована, чем Тамиевская. Думал, что конкурс Великая Война 3 на сайте dishmodels станет хорошим стимулом для быстрой постройки модели, но увы, выход наборов от Такома заметно затянулся и к моменту появления коробочки на моем рабочем столе, конкурс уже кончился.
С выбором прототипа довольно долго не мог определиться. Единственное, что точно решил – это будет Beutepanzer. С одной стороны, хотел построить самца – он смотрится более грузно и внушительно, с другой стороны, давно мне не давали покоя фрайкоровские машины, но там были только самки. В общем, после долгих раздумий было принято решение, что быть прекрасной половине ромбов! В качестве прототипа выбрал машину с личным именем Mariechen, большими белыми черепами и очень интересным сегментарным камуфляжем, которая участвовала в подавлении мятежа на улицах Берлина в январе 1919 года. Теперь самое время перейти к истории прототипа.
ИСТОРИЯ
Думаю, многих коллег может удивить тот факт, что основным танком на службе в немецкой армии в конце Первой мировой был вовсе не A7V, выпущенный совсем в небольшом количестве, а трофейный британский Mark IV. Всего немцы располагали 75 пригодными к использованию британскими танками, но в боях использовали не все из них. В основном, Mk IV были взяты под Камбрэ. Трофейные машины ремонтировались в мастерских в Шарлеруа. Большинство самцов при этом перевооружались 57мм орудиями «Максим-Норденфельд» (такие же орудия устанавливались на A7V), самки же сохраняли свое вооружение в виде пулеметов Льюис. Некоторые машины при ремонте получали дополнительное немецкое оснащение: люк и компас на крыше рубки и ограждение вокруг глушителя. После модернизации трофейные машины сводились в специальные подразделения: Beutepanzerkampfwagen Abteilung 11, 12, 13, 14, 15 и 16 и довольно активно применялись в боях последнего года войны, вплоть до капитуляции Германии.
Однако на этом история их боевого применения не заканчивается. После Ноябрьской революции 1918 года, когда Германия была провозглашена республикой у власти встали представители социал-демократической партии. Коммунисты под руководством Карла Либкнехта и Розы Люксембург, требовали дальнейшего развёртывания революции и провозглашения в Германии советской власти. В январе 1919 года они объявили всеобщую забастовку и подняли восстание, которое вошло в историю как Восстание спартакистов. Возникла реальная опасность гражданской войны.
Для подавления восстания спартакистов из подразделений кайзеровской армии были образованы фрайкоры (Freikorps), которые подчинялись временному правительству.
Единственным подразделением фрайкора, на вооружении которого были танки стало Kokampf (Komandeur der Kampfwagen – командование боевых машин) временное подразделение, возглавляемое капитаном Г.Кёртингом и входившее в состав Freikorps Luttwitz. Подразделение размещалось в казармах транспортных частей в Ланквице, близ Берлина и активно участвовало в подавлении беспорядков на улицах города. Вероятно, это был первый случай участия танков в уличных боях.
В состав Kokampf входили два пулеметных танка A7V («Hedi» и «54»), орудийный танк A7V «Imperator», трофейный Whippet (№53) и четыре трофейных самки Mark IV (“Hanni”, “Erni”, “Mariechen” и еще одна машина не несшая личного имени). Кроме того, в подразделении были и несколько немецких и трофейных бронеавтомобилей, в частности один трофейный Остин-Путиловец. Основные действия на улицах Берлина продолжались в январе – марте 1919 года. В середине мая один A7V (Hedi) и два Mk.IV (Erni, Mariechen) были переправлены в Лейпциг на помощь фрайкору генерала Меркера.
Согласно версальскому договору, все немецкие танки подлежали уничтожению. Многие из них были разобраны публично, с привлечением прессы. Однако, есть информация, что некоторые экземпляры MK.IV не были уничтожены. Например, машина из состава Kampfwagen-Zug 13 (подразделение бронеавтомобилей 13), которая была в строю до апреля 1920 года. Кроме того, есть версия, что Kraftfahr-Abteilung 3 (моторизованное отделение 3), которое унаследовало казармы в Ланквице от Kokampf, смогло спрятать несколько танков Mk.IV и они были в строю в 1920-21 годах. В пользу этого факта может свидетельствовать тот факт, что на нагрудном знаке, который носил личный состав подразделения красовался не A7V, а Мk.IV! А выпущен этот знак был в 1921 году, через несколько лет после официального уничтожения всех танков.
СБОРКА
Первое впечатление, когда я открыл коробку с моделью, было просто превосходное. Приятный в работе пластик, очень близкий к Тамии, четкое литье болтиков и заклепок, аккуратно пролитые детали траков, отверстия в стволах пулеметов Льюис (не Хэмилтон) – все предвещало приятную и не обременительную постройку. Консультация со спецами и просмотр обзора Тэрри Эшли лишь усилили позитивное впечатление. Получалось, что такомовцы ошиблись лишь с размером люка на крыше, заглушкой пистолетного порта и стыками накладок на бортах. Однако, детальное изучение музейных валков и черно-белых фотографий показало, что китайцы допустили еще ряд ошибочек, и хотя, все они в мелочах, я понял, что придётся повозиться и решил попытаться их исправить. Но об этом чуть ниже.
А вот что меня более всего в этой модели убило, так это членение траков. Каждый состоит из пяти деталей: собственно трак и четыре детали отвечающих за соединение. Затык оказался в том, что посадочные места под эти детали не глубокие, поэтому надо очень тщательно их позиционировать. Если будет чуть вкривь, то и траки состыкуются не ровно и лента даст изгиб. Изначально я планировал снабдить модель фриуловскими лентами, поэтому про пластиковые траки просто не задумывался. Однако, оказалось, что фриуловские траки рассчитаны на модели ромбов фирмы Emhar и на Таком просто не встают. Пришлось взяться за изкоробочные пластиковые гусянки. Начал я эти траки собирать и на сегмент из шести траков потратил минут двадцать. Понял, что буду возиться с ними до пенсии, плюнул и заказал только что вышедшие в продажу смоляные траки от Мастерклуба, которые отлиты в одну деталь и собираются на щелчок. Уже получив набор через пару недель понял, что я потратил деньги не зря. Ленту на борт из 98 траков я собрал минут за 10. Причем литье столь чистое, что не требует дополнительной обработки. Соединение у траков довольно прочное, ленты получаются рабочими, что несомненно облегчает окраску и монтаж траков на модель. А сколько я собирал бы траки из набора? Наверное, потратил бы на них часов 8 чистого времени, не меньше.
Ну от лирики перейдем к практике. Итак, какие основные косячки допущенные Такомом в своей модели я исправлял? (цифра в скобках соответствует номеру фотографии, отображающей доработку)
1. Был заменен люк на крыше боевого отделения (1)
2. Добавлен пистолетный порт (1)
3. Доработаны крепежи выхлопной трубы. (уменьшены их толщины и снизу добавлены болтики, фиксирующие хомуты крепления). Расточено выхлопное отверстие. (2,4)
4. Заменены пружинки на лючках смотровых отверстий (3)
5. Доработаны вентиляционные жалюзи на корме и добавлен тепловой щиток с левой стороны. (5, 6)
6. Деталированы крепления отсутствующих на крыше рельсов-направляющих для бревна (сами рельсы отсутствуют у прототипа) (7)
7. Срезаны все головки болтов крепления катков и заменены на соответствующие от мастерклуба. (8)
8. Прорезаны швы в местах стыка стяжек на бортах. (8)
9. Рассверлены стволики пулеметов Льюис ( у модели слишком толстые стенки). (9)
10. Винты натяжения гусениц заменены на точеные фирмы Yellow House Models. (10)
11.Траки заменены на смоляные фирмы Мастерклуб. (11)
12.Пластиковые скобы на корме сделаны тоньше. Имитированы швы на стыках большой и малой скобы. (12)
13. Скруглены все уголки- стяжки бронелистов на носу и рубке. (13)
14. Скруглены уголки – фиксаторы смотровых люков на рубке. (14)
15. Сточена толщина тепловых экранов под глушителем. (15)
16. Левый передний Льюис заменен на MG-08 (особенность танка Mariechen) (16)
17. Заменена рукоятка крышки доступа к баку. (12)
ОКРАСКА
Когда сборка модели уже подходила к концу увидел в фэйсбуке, что абсолютно аналогичный Mk IV Mariechen строит Мигель Хименес. Друзья посоветовали мне выбрать другой прототип… Ага, щассс! Для меня это совсем не повод ))) наоборот, это добавило к работе интереса и повысило ставки. К тому же, было видно, что Мигель собрал модель из коробки без каких-либо доработок, допустил ряд ошибок с окраской и матчастью. Подумал, что мне вполне по силам сделать модель, как минимум не хуже, как с художественной, так и с технической точек зрения )))
Начало окрасочных работ было прозаичным. Сперва, модель была задута ганзовским аэрозольным грунтом Mr.Surfacer 1000. Затем были нанесены традиционные прешейдинги – темная краска XF-69 в швы и углубления, которая позволит получить более темный тон в теневых местах после окраски, а также избавит от конфузов в случае легкого непрокраса в труднодоступных углублениях. А затем началось самое интересное! На двух известных нам фото танка Mariechen очень хорошо видна схема камуфляжа Buntfarben, в который был выкрашен танк. Фото позволяют довольно точно воспроизвести рисунок пятен, но вот о том какие именно оттенки были использованы пришлось немного поломать голову. В книге изд-ва Tankograd написано, что танк был окрашен по четырехцветной схеме. Внимательное изучение фото заставило меня согласиться с этим утверждением. Сами же оттенки разными авторами трактуются по-разному. Я решил не фантазировать и взял за образец немецкое 5,3см бронированное орудие (Fahrpanzer), которое экспонируется в брюссельском Royal Army Museum. Этот девайс до сих пор несет на себе родные цвета камуфляжа buntfarben, так как его никогда не перекрашивали. Конечно, можно сделать скидку на то, что за сто лет тона могли исказиться, но основной принцип вполне понятен. Совершенно четко различимы зеленый, коричневый и два оттенка желтого. В танкоградовской книге их именуют умбра и глинистый желтый.
После внимательного изучения фото карандашом нанес схему камуфляжных пятен на левом борту и лобовой проекции модели, постаравшись в точности имитировать рисунок. На правом борту, крыше и корме схема была нанесена по мотивам, т.е. в той же стилистке, что и на участках, которые попали на фото.
Все цвета пришлось намешивать на глаз. Намешивал оттенки из тамиевских акрилов таким образом:
глинистый желтый — XF-57+XF-55 (50 на 50%),
умбра — XF-59+XF-52 (40% на 60%),
зеленый XF-26+XF-81 (40% на 60%),
коричневый – XF-79+XF-10 (80%+20%).
Наносил краски аэрографом, согласно предварительной разметке. Затем, тонкой кистью между оттенками были нанесены прожилки черной краской. Конечно, в ряде мест получилось так, что соседние цвета наползали друг на друга. Поэтому эти подпылы были закрашены жидко разведенной краской и тонко настроенным аэрографом с очень близкого расстояния (буквально пара миллиметров от поверхности модели до сопла). Это позволило избежать использования масок и заметно сократило время, но прктически исключило право на ошибку. Действовать пришлось крайне аккуратно. В завершение, были обновлены черные прожилки, которые были слегка «запылены» камуфляжем. Должен сказать, что такой способ нанесения оказался весьма трудоемким, но и очень интересным. Давно так долго не возился с камуфляжем. Наверное, еще со времен Т-72 в индийском тетрисе!
МАРКИРОВКА
Нанесение маркировки тоже оказалось непростой задачей. Так как подходящих декалей у меня не было, решил, что вся маркировка будет нанесена от руки кистью. Большие черепа сначала нарисовал карандашом, а потом уже наносил акрил валлехо по заданным контурам. К сожалению, череп на левом борту удалось нормально нанести только со второй попытки, причем мой вариант все же несколько отличается от оригинала в пропорциях. В любом случае, сделал как смог. На большее, видимо пока не способен. ))) Белые таблички с надписями Kokampf №155 Abt.01 тоже были нанесены сначала в карандаше, а потом закрашены акрилом Vallejo. С ними оказалось гораздо проще, чем с адамовыми головами. Все-таки ровные геометрические объекты. Финальным аккордом маркировки стало личное имя танка Mariechen, с внедренным в него маленьким, но весьма веселым Роджером. Как и ранее, сначала сделал набросок карандашом, а потом закрасил все акрилом тонкой кистью.
ТОНИРОВКА
Для того, чтобы затонировать ромба мне потребовалось изрядное количество различных бутыльков с «лечебными» грязями, порошками , смывками и фильтрами от разных производителей. Преимущественно пользовался химией Wilder и MiG Productions. Не стану обременять читателя большим количеством фотографий с брендовыми бутыльками, чтобы, боже упаси, меня никто не обвинил в ангажированности и рекламе! Ибо некоторые коллеги стали особо чувствительны к фигурирующим на фото баночкам фирменной химии. Буду описывать тонировку по-старинке – т.е. словами, как говорится «на пальцах»! )))
Последовательность тонировки была вполне классической. Сначала нанес коричневый фильтр, чтобы сгладить контраст между оттенками камо, потом растер точки масляной краски различных оттенков, чтобы разнообразить тона камуфляжа. После того, как масло подсохло, сделал темную смывку по швам и углубления, чтобы выделить рельеф модели. Затем снова просушка и кое-где по бортам были нанесены вертикальные штрихи грязевых тонировочных жидкостей, которые затем были растушеваны вертикальными движениями. Они призваны имитировать застарелые потеки грязи. Потом были нанесены сколы, царапины и ободранности темно-коричневой краской Vallejo. Для того, чтобы придать модели дополнительную фактурность и заюзанность, в районах углублений и стыков была насухо втерта масляная краска темных тонов. Затем были нанесены пигменты и имитированы потеки масла и ГСМ в районах заливочных горловин, ходовой части и различных, смазываемых узлов. Глушитель и выхлопная труба тонированы масляными красками и пигментами ржавых тонов, а также жидкостью для имитации ржавчины. Траки сначала были окрашены в темно-серый оттенок, затем на них были нанесены пигменты нескольких грязевых тонов, имитированы различные скопления грязи и пыли. Гребни траков были отполированы пигментом- металликом Wilder, который втирался в поверхность пальцем. Вот вроде бы и все о тонировке.
СКАРБ
Как и всегда, не смог отказать себе в удовольствии накидать на танк какого-нибудь хлама, без которого экипаж никак не мог обойтись. К сожалению, выбор аксессуаров для оживления техники времен ПМВ довольно скуден, особенно в сравнении с ассортиментом для Второй мировой и современки. Пришлось скрести по сусекам, чтобы найти подходящие «штучки». Интересная особенность Марка IV состоит в том, что для скарба у него предусмотрен специальный загончик на крыше. Задача состояла в том, чтобы органично его заполнить. В первую очередь, положил несколько «шпор», пару запасных траков, ржавую цепь, масленку и инструменты. После некоторых раздумий, добавил еще маленькое ведерко, воронку и пару солдатских шлемов. Обратите внимание, что оба шлема типичны именно для Фрайкора. На одном нанесен череп с костями, а у другого срезан козырек. Многие фрайкоровцы делали это для того, чтобы улучшить обзор вверх из опасения не заметить снайперов, ведущих огонь с крыш и из окон домов. Дополнил картину свернутым брезентом, который был изготовлен из салфетки, пропитанной жидко разведенным водой клеем ПВА. Обратите внимание, что салфетка, применяемая для имитации брезента обязательно должна быть без фактуры!
На этом все. Работа над данным проектом длилась с октября 2014 года по январь 2015 года. Ромб стал первой моей законченной моделью в наступившем году. Надеюсь, что этот материал пригодится кому-то из коллег, кто соберется строить такомовскую модель тем более, что данный ромб хоть и трофейный, но не подвергался никакой германизации, кроме окраски, демонтажа рельса и замены одного из пулеметов. Далеко не все неточности были мной исправлены, но, думаю, что от этого материала уже можно отталкиваться при постройке своей модели, чтобы добиться максимальной достоверности. Что касается самого набора, то могу сказать, что он весьма неплох, как по качеству литья, так и по стыкуемости и Tаком хорошо справился со своей работой. Ну а если сравнивать его со старым набором фирмы Emhar, то он просто космически хорош!
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ
TAKOM 2009 –сама модель
MasterClub – смоляные траки
ICM 35678 – пулемет MG-08
Yellow House Models – точеные болты натяжения траков
MasterClub – каски
PlusModel PM152 – ведерко
PlusModel PM106 – масленка
Verlinden – кастрюля-котелок
MasterClub – болты и заклепки
AK –цепь
Tamiya – листовой пластик
Lion Roar – пластиковые и латунные прутки
Инструмент – детали от драгоновских моделей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДР. ИСТОЧНИКИ:
J.Vollert. Beute-Tanks. British Tanks in German Service vol.1 Tankograd 2011
J.Vollert. Beute-Tanks. British Tanks in German Service vol.2 Tankograd 2011
С.Федосеев. Первые Германские танки. Тевтонский ответ. Эксмо 2011 г.
В.Акунов. Фрайкоры
http://svsm.org/gallery/mkIV_family — валки из Брюсселя и Абердина
Хочу поблагодарить друзей и коллег, которые помогли мне идеями, советами или делами при постройке этой модели: это Сергей Бек, Виктор Ухов, Александр Волгин, Роман Волченков, Геннадий Нечаев и Иван Косторнов (Yellow House Models). Спасибо парни, без вашей помощи модель была бы менее достоверной.
Комментарии, замечания и конструктивная критика, как и всегда, приветствуются!
Владимир Яшин
Новосибирск 2015
www.genscher-shop.ru
ost-front.ru
Знатная получилась «Маришка»! И за декали вам с Павлом — большое спасибо!
класс!
Спасибо, рад, что модель нравится.
Алексей, главное, чтобы пригодились. мне не жалко :))
Не по теме конечно, но Володь, от души желаю тебе обзавестись еще и ПОМОЩНИКОМ!!! У самого дочке 5 лет, сыну 3. Скучать с ними не приходится, ну и помогают по мере сил да интереса.
Очень ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ работа. Часами можно рассматривать.
Спасибо, Сергей!
Да, надеюсь, что сможем обзавестись еще и помощником, ну или еще одной помощницей :)))
Александр, благодарю! Приятно слышать
Фантастически глубокая проработка модели. Сколько стоит сделать такого красавца на заказ?
Спасибо, Сергей!
Ответили Вам на почту.
Красота!