Портфолио: Fiat Topolino

Фургончик на побегушках.



Модель заняла II место в номинации Транспортная техника 1/35 на IV Алтайском слете стендовых моделистов в Барнауле, в сентябре 2014 года

_________________________________________________________________________

Представляю Вашему вниманию свою очередную модель санитарной тематики – маленький фургончик Fiat 500 Topolino. В какой-то мере могу назвать эту модель антиподом. Почему? А потому что этот Фиат полный антипод Опеля Адмирала, который был опубликован на сайте ранее. Фиат маленький, а Опель большой, у Фиата светлая окраска, а у Опеля темная, Тополино я строил быстро и из коробки, а Адмирала долго и вдумчиво, с доработками. Правда и объединяет их многое. Оба служили при военных госпиталях, входивших Люфтваффе, причем, примерно в одно и то же время.
Надо отметить, что этот проект родился совершенно спонтанно. Помню, что когда весной этого года фирма Bronco заявила модель Фургончика Тополино, меня очень заинтересовала эта новинка, и я подумал, что надо его как-нибудь собрать в обозримом будущем. Честно говоря, не подозревал, что это будущее наступит так быстро! Как такое получилось? И вообще, как рождаются такие «внезапные» проекты? Все просто. В данном случае, работа над санитарным Opel Admiral растянулась у меня на несколько лет. Строго говоря, я возвращался к нему раза три или четыре после долгих перерывов. И каждый раз такое возвращение было недолгим. Через некоторое время я снова убирал модель на полку. В связи с окончанием конкурса «Красный Крест» решил все-таки завершить модель и с головой окунуться в завершение этого проекта.
Однако слишком массированные темпы вызвали желание отвлечься от Опеля и я решил быстренько сделать тамиевскую легковую Симку с санитарной маркировкой на дверях. Однако, коллеги на Тигровом углу подкинули фотографии сногсшибательной парочки Фиатов Тополино в белоснежном окрасе с большими красными крестами. Один обычный легковой, а второй – фургон. Конечно же, я не смог пройти мимо такой красоты и решил взяться за фургончик, который как раз лежал и ждал своего часа.

Историческая Справка
3 сентября 1943 года Италия подписала капитуляцию перед союзниками. Ответом на капитуляцию стала операция «Ось», в рамках которой немецкий вермахт оккупировал Северную и Центральную Италию, а также разоружил не лояльные подразделения итальянской армии. Большое количество итальянского снаряжения, авто и бронетехники было захвачено и использовалось немецкими войсками в боях против союзников до самого конца военных действий в Европе.
Видимо, оба белоснежных Тополино постигла такая участь и после реквизиции они оказались в полевом госпитале Люфтваффе. Когда эти фото оказались в моем распоряжении, никакой информации по исторической привязке не было известно. Однозначно можно было сказать, что обе машины принадлежат одному подразделению и несут идентичную маркировку. Кстати, вид комет мне напомнил что-то из маркировки 109ых мессеров. Решил провести маленькое историческое расследование. Стал копать информацию – перерыл всю литературу по авиации, что у меня была, интернет, форумы и нашел! Очень похожие кометы (падающие звезды), только белые наносились на 109 мессершмиты из 3. Jagdgeschwader «Udet». А самое интересное, что IV группа этого гешвадера дислоцировался в Италии с лета по осень 1943 года. Значит всё сходится и принадлежала машинка госпиталю, при этом подразделении! Но все оказалось не так просто! Уже когда модель была готова, благодаря подсказке коллег обнаружил в тамиевской модели Fiat 508 (перепаковка Итала) вариант на белоснежную санитарную окраску с точно такими кометами и лошадкой в круге. Привязка в инструкции гласит: 4.Fallschirmjager Division, Италия 1944-45. Увы, но найти такой фотографии мне не удалось, хотя если в инструкции дана конкретная привязка, то видимо такой снимок есть. В общем, поверил Тамии и буду рад найти такой снимок.
Да, ну и касательно самого Тополино! У читателя может возникнуть справедливый вопрос: как в таком маленьком фургоне можно возить пациентов? Отвечу – никак. Машина хоть и окрашена в белый цвет и несет красные кресты, но видимо в транспортировке раненых она не задействовалась. Логично предположить, что такой фургончик использовался для решения хозяйственных вопросов – перевозке продуктов питания, медикаментов, оборудования, какого-то скарба, или, например грязного белья в стирку. Именно поэтому я и назвал его фургончиком на побегушках.


Фотография фургончика Тополино, ставшего прототипом моей модели. Обратите внимание на необычную маркировку — падающие кометы и лошадка в круге.


Легковой Тополино с абсолютно аналогичной маркировкой. Явно принадлежал тому же подразделению, что и фургончик.


Bf109 из 3. Jagdgeschwader «Udet» с очень похожими кометами. Сначала я думал, что мой прототип принадлежал этой же части.


А вот Fiat 508 с точно такой же маркировкой. По информации Тамии он принадлежал 4.Fallschirmjager Division, Италия 1944-45. Пока не удалось найти фото с такой маркировкой, но уверен, что такой снимок существует.

СБОРКА
Модель от Bronco отличает великолепное литье и исключительная ажурность мелочевки. В принципе, особых косяков обнаружено, поэтому сборка была изкоробочная. Первое, что впечатлило, так это очень маленький размер Тополино. Он просто крошечный- рама всего сантиметров пять-шесть в длину. Честно говоря, думал что он все-таки немного крупнее. Можно сказать, что модель полностью оправдала мои ожидания и её постройка оказалась довольно легкой прогулкой. Единственная сложность — это ажурность и хрупкость мелочевки, но это не проблема. А единственное, к чему я бы придрался – это довольно заметные следы толкателей пресс-формы в салоне, которые были зашпаклеваны и обработаны абразивом. Учитывая, что задние дверцы будут открыты, они будут очень заметны и оставлять их никак нельзя. Кроме того, столкнулся с заметными утяжинами пластика на бортах снаружи, ровно в тех местах, где внутри фургона идет силовой набор стенок. Для того, чтобы избавится от них, зашлифовал борта до полностью гладкого состояния. Благо, утяжины не очень глубокие и шпаклевка в данном случае не потребовалась. Из доработок на колесах были добавлены ниппели, а на стойках ветрового стекла установлены индикаторы поворотов, согласно фото прототипа. В остальном, чистая изкоробка!

ОКРАСКА

Окраску начал с интерьера модели. Сначала все углубления, швы, подкапотное пространство задул XF-69, который создаст затенение и не даст тонкому пластику предательски просвечивать на свету. Затем, интерьер был задут серо-голубой краской XF-25, подразумевая, что это был заводской окрас Тополино до того, как его реквизировали для нужд госпиталя и перекрасили в белоснежный цвет. Из тамиевского маскировочного скотча вырезал коврики на пол и приклеил их в салон модели. Затем окрасил сидушки, руль, боковины дверей, приборную панель, рукоятки и прочую мелочевку, приклеил декали циферблатов. Тонировка интерьера не очень интенсивная. Особый акцент сделал на сколы и царапины.
После окраски и тонировки интерьера были вклеены прозрачные детали остекления, а верх и низ корпуса были благополучно склеены. Затем, все прозрачные детали были замаскированы скочем и масколом, а в приоткрытую форточку вставил кусочек поролона. Ну и приступил к окраске, которая, как водится, началась с грунтовки. Использовал серый тамиевский грунт Super Fine прямо из баллона.
Базовый цвет нанес белой краской XF-2 фирмы Тамия. С нанесением крестов на борта вышел конфуз. Сначала использовал для их нанесения подходящий по размеру металлический трафарет с балкенкройцем, у которого были замазаны масколом скобки. Увы, но металлическая пластинка прилегла к искривленному борту не плотно и кое-где образовались подпылы краски. Пришлось аккуратно сошкуривать неудачный крест и заново задувать борт белым. После этого использовал самоклеющиеся трафареты Advanced Modelling, подобранные по размеру и кресты получились такими как нужно.
После этого занялся маркировкой. Регистрационные номера были подобраны из запасов. Довольно долго подбирал подходящий шрифт. Благо, нашелся! Кружок под коняжку взят из набора гоминьдановских декалей фирмы Bison. Затем синяя декаль-кружок была закрашена черным цветом, а рядом кистью от руки нанес кометы. Сама лошадка также нарисована тонкой кистью от руки. Вроде получилось прилично. Тонировка была очень лаконична, так как прототип на фото явно чистенький. Нанес светло-серый фильтр, затем нейтральную смывку, чтобы она не выглядела чрезмерно контрастной. Особый акцент сделан на решетке радиатора и луврах. Завершил тонирование, нанеся немного пигментов на днище, колеса и пороги.

СКАРБ
Для создания образа машины, используемой в службе снабжения госпиталя, решил загрузить своего Тополино различными съестными припасами. В частности, в салоне стоят два бидона с молоком, на пассажирском сидении лежит корзинка со свежим хлебом, а в грузовом отсеке ящик с яблоками, а также мешок с картошкой. Все эти мелочи были взяты из различных наборов аксессуаров. Обратите внимание, что мешок с картошкой не завязан, поэтому несколько картофелин рассыпались по салону, а одна даже угодила в ящик с яблоками.

На этом могу и подытожить. Более полный рассказ о постройке этой модели можно прочитать в блоге, который живет ЗДЕСЬ. Работа над этим проектом длилась с середины июля по середину сентября 2014 года и была завершена за пару дней до поездки на слет в Барнаул. Как я и планировал изначально, эта модель стала хорошим способом отвлечься от постройки санитарного Опеля Адмирала.

Хочу выразить благодарность Вадиму Сафронову и Олегу Леонову за подсказки, советы и дельные комментарии.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
Bronco – сама модель
Verlinden – мешок с картошкой
Verlinden – коробка с яблоками и корзина с хлебом
Juweela — картфелины
Lion Roar – пластиковые и латунные прутки различных диаметров
Advanced Modelling — трафарет

Владимир Яшин
Новосибирск 2014


P.S. На этом кадре можно сравнить размеры Тополино и Адмирала. Как видно, Фиат просто крошечный, по сравнению с Опелем и почти равен длине его будки. В процессе постройки немного пошутил и практическим путем установил, что фургончик Тополино легко входит в санитарный отсек Адмирала. При этом снаружи торчит лишь небольшая часть капота :).

Ну а теперь серьезно. Вновь поработав с моделями санитарной техники после долгого перерыва, крепко прикипел к этой тематике и решил построить целую серию приглянувшихся мне санитарок в память об отце. Планов горомадье и я уже успел определиться с несколькими интересными прототипами. Для начала, думаю вернуть из небытия свой давно заброшенный долгострой — санитарную версию знаменитого Жука фирмы СМК. А на очереди новинка от ICM — санитарный Маультир и многое другое! Эх, где бы купить свободного времени для моделистов сгущенного в банках? Никто не подскажет?

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (22)

  1. Алексей Алексеев:

    Забавный чебуроид, фарами на мотоколяску от СеАЗа похож. Как обычно (!), очень качественная работа. В Нерезиновой мастер-классы не планируете?

  2. Яшин Владимир:

    Спасибо, Алексей! Да, смотрится этот фургончик очень неказисто и миленько.
    С мастер-классами пока ничего не обещаю. Единственное, что могу обещать точно — мастер-класс на Новослете 2015 в марте.

  3. Роман Соколов:

    Даааа , одна мед. машина за другой …Осталось что нибудь совсем уж радикальное на эту тему сделать на подобии мед. Мультира :)

  4. Яшин Владимир:

    Роман, Маультир как раз в начале процесса постройки.
    И не только он. :)

  5. Глеб:

    Какой он маленький! Владимир, можно было подвеску немного загрузить (заднюю часть). Я думаю для такой крохи мешок картошки весомый груз))

  6. Яшин Владимир:

    Спасибо за отзыв, Глеб!

    Да, пожалуй соглашусь. Можно было его немного «просадить». Хотя, картошки там не так и много :)

  7. Зайка:

    Ах, Володя,
    До чего хороша эта санитарная парочка! Не удержался, чтобы не высказать респект :)
    Пользуясь случаем, отдельное спасибо за вашу просветительскую миссию — виртуальные мастер-классы для чайников: всё просто и понятно, даже для меня. И так хочется продолжения :)

  8. Яшин Владимир:

    Спасибо!
    действительно, парочка получилась забавная :)

    Рад, что мастер-классы полезны и очень надеюсь, что в скором времени мы выложим обновленные мастер-классы. Просто никак не доходят руки :(

  9. Егор:

    Отлично Владимир)))! И задумки, и исполнение. Очень любопытно и изящно. Будет ждать те работы по теме — что задуманы)

  10. Егор:

    А вот кстати Владимир, человек упоминал про мастер-классы. Ведь можно… в формате видео их подавать. И это будет как раз то — о чём он упоминал.

    Но дело безусловно — Ваше. Ведь есть и другие дела у Вас в жизни.

  11. Яшин Владимир:

    Егор, спасибо! надеюсь, ждать придется не долго :))

    Про видео мысли есть уже давно, но делать абы как я не привык, а делать хорошо сами мы не сможем. Привлечение же профи повлечет очень серьезные издержки.
    Подождите обновления привычных мастер-классов у нас на сайте. Думаю, понравится :))

  12. Илья:

    Topolino пух, жара, июль! Ой, это из другой оперы :)
    Классная модель!

  13. Яшин Владимир:

    Илья, спасибо! В Италии жара и июль тоже могут быть :))

  14. Егор:

    Ооо, спасибо за ёмкий ответ, Владимир) Буду ждать)))

  15. Максим:

    Красивая окушка, с колпаками интересный ход :)

  16. Владимир Яшин:

    Максим, спасибо!
    А какой ход с колпаками? Что вы имеете в виду?

  17. Максим:

    Владимир, я имел ввиду, что на трех колпаках надписи нет, а на одном есть :)

  18. Владимир Яшин:

    Понятно. Да, это специально сделал. :)

  19. Брежнев:

    Милый клопик получился,всего в меру!!!А в госпидале сегодня на ужин картоха жареная)))

  20. Владимир Яшин:

    Лёша, спасибо! А на ужин к картохе молочко, хлебушек и яблочки на десерт :)))

  21. Борис:

    Спасибо, за содержательную статью!

    Владимир, позвольте маленький вопрос. Вы писали что доработали колеса.. Добавили ниппели. Просьба рассказать поподробнее из чего они были изготовлены и т.д.? Заранее спасибо!

  22. Владимир Яшин:

    Борис, на здоровье! :)

    С нипелями все просто. они изготовлены из проволочки 0,3 мм в диаметре.