Создание масштабных моделей на заказ.
Не секрет, что я уже довольно давно «подсел» на флотскую тематику в 35 масштабе. Все началось с верлинденовского Зеехунда несколько лет назад, а потом понеслось… Сначала я собрал всю коллекцию миниподлодок в 35ом, потом обратился к экзотическим итальянцам: катеру MTSMA и родоначальнице человекоторпед Mignatta, которые были опубликованы в галерее ранее. Более того за эти годы складировал целую серию смоляных китов «плавучей» тематики фирмы U-Models и даже обзавелся гигантскими италовским Шнельботом и Бронковской лодкой XXIII серии, которые смиренно ждут своей очереди на постройку. И вот, расталкивая очередь из всех этих моделей, на рабочий стол внезапно попал катамаран Tornado! Еще недавно я просто не мог предположить, что в 35ом масштабе будет выпущена столь уникальная конструкция. И, тем не менее, это случилось. Фирма MikroMir выпустила этот сверхэкзотический аппарат в 35ом масштабе, да еще и в пластике! Сначала даже не поверил своим глазам, ведь Торнадо существовал в единственном экземпляре, никогда не воевал, да и его фотографий не сохранилось. Оправившись от внезапной радости, тут же заказал себе коробочку с этой моделью и стал ждать. Пока родная почта будет везти мне заветную коробочку, расскажу немного об истории этого интересного катера.
Историческая Справка.
В декабре 1944 г представитель люфтваффе инженер Грохальски презентовал Kleinkampfmittel Verband (Соединение малых боевых средств, известное также под названием Соединение К) довольно необычный проект катера на основе уже выпускавшихся узлов и агрегатов. В качестве силовой установки предлагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Argus As-014. Тот самый, что устанавливался на ракету Фау-1. Этот двигатель должен был монтироваться либо на катере Linse, либо на поплавке от самолета Ju-52. Предполагалось, что катер будет нести 300кг взрывчатого вещества. Эксперименты по этой программе проводились в Травемюнде сначала на действующих моделях. Прототип был построен там же с использованием двух поплавков от Ju-52\He-115. Взрывчатое вещество массой 700 кг располагалось в двух поплавках (заряды по 350 кг в каждом поплавке), а двигатель от V-1 должен был развивать внушительную скорость 48 узлов. Катер получил официальное название Tornado. Предполагалось, что подобно катеру Linse, Торнадо будет выпускаться в двух вариантах: катера мины и катера управления, с которого будет производиться окончательная наводка на цель посредством радиосигнала. Испытания показали, что катер уверенно себя чувствовал только на спокойной воде. При волнении же, он был склонен к переворачиванию. Именно неудовлетворительные ходовые качества, а также нехватка двигателей Argus и привели к отмене проекта. Единственный построенный прототип находился в Травемюнде до самого конца войны и был уничтожен при приближении войск противника. По некоторым данным это произошло 8 мая 1945г.
Фото 1 Первоначальный вид проекта шпренгбота Торнадо. Предполагалось просто ставить пульсирующий двигатель Argus на катер Linse.
Фото 2 Обычный катер Linse с бензиновым двигателем.
Фото 3 Проект Tornado с катамаранной схемой. Как видно, кабина и другие элементы довольно сильно отличаются от того, что сделано в модели.
Фото 4 А вот этот чертеж видимо был взят за основу фирмой MikroMir при создании модели.
СБОРКА
Итак, пока вы читали историческую справку, я уже получил на почте посылку с моделью и с радостью тороплюсь домой, чтобы распечатать и посмотреть её содержимое! Открыв коробку, я был в первую очередь впечатлен размерами. Каждый из поплавков Ju-52 в 35 масштабе длиной более 30 см! Хотя, деталей не так и много. Очень здорово, что производитель снабдил модель фототравлением, но вот сам пластик, конечно, не порадовал,…что в принципе было ожидаемо, все-таки, технология ЛНД очень далека от уровня грандов мирового моделестроения. А что поделать, это плата за то, что модель очень экзотична. Сомнительно, что такую редкость кто-то станет выпускать по обычной технологии литья под высоким давлением. Попросту не найдется столько покупателей, чтобы оправдать затраты на изготовление пресс-формы и производство. Стыкуемость деталей оказалась на вполне приемлемом для ЛНД уровне, хотя подгонять и шкурить пришлось довольно много. Не понравилось то, что многие детали сделаны слишком толстыми, особенно это касается стенок и потолка кабины. Основная доля сует по постройке выпала на долю Романа Воробьева, а я занимался восстановлением кроя, шпаклеванием и зачисткой проблемных участков, а также мелочевкой. Повозиться пришлось с остеклением. Ни одна из стекляшек не подходила по размеру к проемам, пришлось их обтачивать, регулярно примеряя к кабине. Для того, чтобы модель была более достоверной, заменил изкоробочную антенну на точеную фирмы Aber, а антенный ввод взял из запасов невостребованных деталей от немецких танков, благо, у шпренгботов антенные вводы были аналогичны танковым. Дворники поставил травленые фирмы Royal Model.
ОКРАСКА
Модель был загрунтована черным аэрозольным грунтом фирмы Gunze. Это стало своеобразным прешейдингом для всей дальнейшей работы по окраске модели. О том какую окраску нес прототип нам ничего не известно. К сожалению, ни фотографий, ни информации на этот счет не сохранилось, поэтому я решил не фантазировать какие-то выдуманные камуфляжи, а сделать классический для кригсмарине вариант: серый верх, черный низ. Модель была окрашена в серый цвет XF-54. Красил довольно тонким слоем, чтобы оставить легкие затемнения в районе расшивки. Затем, модель была локально высветлена краской XF-83, а все углубления и швы пройдены аэрографом очень жидко разведенной XF-69. Получилась эдакая авиационная технология окраски. Как мне показалось, поплавки от Юнкерса и большие площади поверхности модели просто обязывали к такому «самолетному» подходу.
Тонировку начал с нанесения фильтра. Использовал миговский фильтр P424. Крой и углубления были выделены миговскими нейтральной и темной смывками P220 и P222. Затем кое-где втер масло насухо, чтобы придать контрастности. Сколы и царапины нанесены кистями и спонжем валлеховской темно-коричневой краской. С ржавчиной экспериментировать не стал, так как не совсем понятно какие узлы были изготовлены из каких материалов. Потеки имитированы маслом, а в общем тонировка не очень контрастна, так как шпренгбот особо не эксплуатировался и не успел бы набрать следов интенсивного износа. Финальным штрихом должна была стать некая изюминка, которая бы украсила модель и стала притягивать к себе взгляды. Долго думал, что бы такое придумать и положил возле кабины спасжилет фирмы U-Models, который нашел у себя в закромах.
Ну вот вроде бы и всё! Работа над моделью шла с июля по сентябрь 2014 года с небольшими перерывами и с расчетом на то, чтобы она была готова к Барнаульскому слету в середине сентября. В итоге, последние штрихи были сделаны за день до поездки на Алтай. Надеюсь, рассказ об истории создания этого экзотического агрегата был вам интересен.
Владимир Яшин
Новосибирск 2014
Володя, классный агрегат получился, я даже не слышал о таком, как всегда статья на высшем уровне!!! приятно было почитать )))
Спасибо, Дима! Да, аппарат, действительно очень экзотичный. Рад, что статья понравилась.
симпатичная модель.
а чего немного копоти на сопло не стал добавлять?
Спасибо, Рома!
Внутри сопла копоть есть, а снаружи не рискнул. Не думаю, что аргусовский движок сильно коптил. Хотя, кто ж его знает….
Владимир, спасибо за статью, прочитал с удовольствием. Как всегда (как обычно!) все наглядно и доходчиво. Наверное, агрегат занял на полке немало места?
Спасибо, Алексей! Очень рад, что статья понравилась!
Да, модель очень внушительных размеров, если сравнивать с танками. например копеечки Pz I могут на этом катамаране комфортно разместиться целым семейством из папы линейного танка, мамы командирской машины и сыночка Шульпанцера :))))