Обзор: Renault FT-17

Представляем вашему вниманию обзор на недавно вышедшую новинку фирмы MENG – модель танка Renault FT-17.

Если честно, то я никогда не питал особой слабости к этой машине. Она мне всегда казалась довольно неказистой и не очень интересной. Видимо сказывался, в том числе и опыт общения с «дубовым» пластиком фирмы RPM. Все изменилось в тот момент, когда фирма Meng анонсировала скорый выход этой машины в своем исполнении. Поймал себя на мысли, что было бы интересно пособирать этого коротыша. Задался целью и немного почитал про историю создания и применения этих танков, чтобы немного освежить и обогатить свои познания. Очень зацепили трофейные «старички» FT-17 на службе вермахта, люфтваффе и полицейских частей, попавшие в кадр фотоаппарата уже во второй половине войны. Получалось, что эти машины были в строю около четверти века и сменили двух хозяев. В общем, к прибытию из Поднебесной заветной коробочки с новинкой, я уже твердо решил, что сделаю обзор и, не откладывая в долгий ящик, займусь постройкой.

Совсем немного об истории создания и применения…

Сам Renault FT-17 можно считать родоначальником большинства современных танков, так как именно в этой машине впервые была применена компоновка с вооружением, установленным во вращающейся башне в средней части корпуса, двигателем, расположенным в кормовой части и отделенным перегородкой и отделением управления в носовой части. Если смотреть по этим критериям, то большинство современных танков устроены аналогично. Первый опытный экземпляр был создан в январе 1917 года, а в марте следующего года Renault FT-17 были приняты на вооружение французской армии. 31 мая 1918 года танки были впервые применены в бою в лесистой местности в районе городка Retz и показали свое превосходство в подобных условиях по сравнению с неповоротливыми и громоздкими Mk V и Сен Шамон.
FT-17 был принят на вооружение в 27 странах и участвовал в двух мировых войнах, гражданской войне в России, Советско-польской войне, Зимней войне и других конфликтах. Сложно найти другую такую машину, которая была бы столь узнаваема, состояла бы на вооружении стольких стран и в течение столь долгого времени и давала моделистам такой широкий спектр для исторических привязок, схем окраски и конверсий. На мой взгляд, в этом аспекте ФТ-17 можно сравнить лишь с Т-34 и, возможно Т-55.

Что там внутри?

Итак, что же мы имеем. Первое впечатление – очень красивый бокс-арт, удобная инструкция и приятная упаковка. Кто бы что ни говорил, но это тоже важный фактор. Гораздо приятнее начинать работу с моделью, которая красиво и качественно оформлена, видно, что инструкцию и картинку на коробке рисовала не «курица лапой», причем, впопыхах, а люди, которые серьезно относятся к своей работе и к своим потенциальным покупателям. Но это все, скорее субъективные факторы.

Предлагаю обратиться собственно к самому главному — к литникам! Сразу хочу отметить высочайшее качество литья. Я не заметил ни единой утяжины, облоя или какого-либо другого дефекта. Хочу отметить, что я собирал менговский Minenraumer, держал в руках Тигр, Т-90 и пикапы, и качество литья там было, хоть и на очень высоком уровне, но небольшой облой кое где встречался. В данном случае, на мой взгляд Менг вышел на новый уровень. К литью просто невозможно придраться! По своему виду и фактуре сам пластик субъективно напоминает тамиевский, а для большинства коллег это эталон качества (речь идет именно про саму пластмассу). Все заклепки, литьевые номера, шильдики, фактура материалов (дерево, рифление, литой металл) выполнены просто великолепно.

(фото 002) Литник А. На этом литнике представлены борта корпуса, рифленый полик боевого отделения, подбашенный лист и прочие элементы.

(фото 003) Литник В. Здесь представлены: днище корпуса, детали хвоста для преодоления траншей, люки мехвода и мто и другая мелочевка.

(фото 004) Литник С. Здесь мы имеем детали лыж-направляющих ходовой части, пулемет, ствол орудия и элементы интерьера.

(фото 005) Литник С крупным планом. Обратите внимание на качество литья. Шильдик с надписью Louis Renault и литьевые номера выполнены просто ювелирно!

(фото 006) Литник D. На нем представлены детали ходовой части. Обратите внимание, что в наборе представлены два вида ленивцев – деревянный и металлический.

(фото 007) Литник D крупным планом. Фактура древесины передана отлично. Хотя, вероятно и немного утрированно, ведь вживую «рисунок древесины» может быть и не столь заметен.

(фото 008) Литник D крупным планом. Ведущая звездочка крупным планом. Обращают на себя внимание литьевые номера и аккуратность литья.

(фото 009) Литник F. На этом литнике представлены элементы интерьера, детали двигателя, радиатор, трансмиссия и прочие потроха.

(фото 010) Литник F крупным планом. Деталь радиатора может похватать чистым аккуратным литьем даже на очень крупном плане. Обратите внимание, как отлит ремешок с пряжкой на детали 35!

(фото 011) Литник G. Еще один литник с потрохами. Снаряды, которые хранятся в башне, отлиты отдельными деталями. Придется вклеивать их в стеллаж поштучно.

(фото 012) Литник H. На этом литнике представлены детали башни. Причем, в наборе идет башня более поздняя литая, которая изготавливалась на заводе Жиро. Вероятно, менг выпустит и модель с ранней клепаной башней.

(фото 013 и 014) Деталь башни Жиро крупным планом. Обратите внимание на фактуру литья, и литьевые номера. На левой скуле воспроизведена маркировка завода Girod.

(фото 013 и 014) Деталь башни Жиро крупным планом. Обратите внимание на фактуру литья, и литьевые номера. На левой скуле воспроизведена маркировка завода Girod.

(фото 015) Литник Е х 2 шт. Литник довольно специфической формы с катками дается в наборе в двух экземплярах.

(фото 016) Литник Е крупным планом. Каточки отлиты очень чисто и потребуют минимальной обработки.

(фото 017) Траки даются россыпью и без литников. Это очень удобно и экономит много времени при сборке.

(фото 018) Два трака крупным планом. Соединяются на «клик», примерно как у тамиевского B1bis и позволяют сделать ленту рабочей. Жду фриуловские траки, но не уверен, что будет смысл менять. Эти траки очень понравились.

(фото 019) Маленькая плата с необходимым минимумом фототравления. Думаю, стоит ждать реакции производителей фототравления на появление этой модели. Н у а пока можно воспользоваться травленкой Aber, которая предназначена для старого набора RPM.

(фото 020) Декаль фирмы Cartograf, что не может не радовать!

(фото 021) Литые металлические детали для сборки подвестки. Видимо, они отлиты из металла для того, чтобы обеспечить максимальную прочность. Пружинки подвески, которые представлены в наборе, совсем не похожи на оригинал. Их стоит заменить на другие с более частыми витками, либо изготовить из проволоки самостоятельно.

(фото 022-023) Инструкция больше напоминает небольшую книжку. Схема продумана и удобна, присутствует небольшая историческая справка, в том числе и на русском языке и практически без ошибок!

(фото 022-023) Инструкция больше напоминает небольшую книжку. Схема продумана и удобна, присутствует небольшая историческая справка, в том числе и на русском языке и практически без ошибок!

(фото 024) Цветная схема окраски на четыре варианта. Два на французскую армию времен первой и второй мировых войн, один для польской армии и один для немецкой машины, использовавшейся наземными частями люфтваффе.

Честно говоря, четыре варианта мне показалось сильно мало, так что тот же Bison может нас вскоре порадовать новыми наборами декалей, ну а может и Менг выпустит другие варианты FT-17.
Отдельно отмечу, что оба варианта французской армии собираются в варианте орудийных танков, польский ФТ-17 предполагается собрать в варианте с пулеметом Hotchkiss, который, кстати, представлен в наборе еще и отдельным бонусом на станке. А трофейный немецкий вариант предполагается также в пулеметном варианте, вооруженным 7.5мм пулеметом MAC Mle.31.

Если сравнить данную модель с уже давно представленными на рынке китами фирмы RPM, то откровенно говоря, сравнивать просто нечего. Если раньше они воспринимались просто убогими, то теперь о них не хочется даже и вспоминать. Эти наборы слабее и хуже по всем параметрам и скорее всего скоро сгинут с прилавков. Кстати, скоро следует ожидать появления модели FT-17 от Italeri. Конечно это будет на порядок лучше старого RPM, но я очень сомневаюсь, что эта модель сможет стать достойным конкурентом Менгу, учитывая качество литья и деталировки, свойственные Италу и почти не претерпевшие изменений за последние 10-15 лет.
Шасси танка Renault FT-17 позволяет построить большое количество различных машин, начиная от «Русского Рено» или первого американского танка М1917 и заканчивая экзотическими бульдозерными, наблюдательными или гаубичными версиями. Уверен, что Meng не остановится на одном наборе, ну и производители афтермаркета не оставят эту новинку незамеченной.
P.S. Уже начал постройку этой модели в трофейном немецком варианте, так что ждите новостей! Посмотрим какова стыкуемость и достоверность этой новинки.

Владимир Яшин

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (30)

  1. Алексей Алексеев:

    Спасибо за обзор, весьма информативно! Теперь ждем трофейный немецкий вариант.

  2. Gonza:

    На самом деле, ждём вариант под декаль «Борец за свободу товарищ Ленин». Ну и хорошобы, производители конверсий подтянулись с различными вариантами шушпанцеров.

  3. Алексей Алексеев:

    «Трофейный немецкий вариант», если что, лично я жду в исполнении Владимира Яшина.

  4. Илья:

    и что мне теперь делать с недособранным рено от rpm? )))

  5. Владимир Яшин:

    ФТ-17 очень благодатная почва для всевозможных вариаций, конверсий, декалей. Производители афтера оживятся!

  6. Владимир Яшин:

    Илья, как говорил профессор Преображенский: «В печку его!» )))))

  7. Владимир Яшин:

    Алексей, будет трофейник ФТ-17! Обязательно!
    но, сначала будет шагающий трофейник :))) Вчера с ним весь вечер возился :)))

  8. Алексей Алексеев:

    Я не о том, Владимир! Я жду, как это принято у «Остфронта», подробную статью о постройке и покраске «Рено». Лично у меня с фантазией как-то не очень, поэтому я с удовольствием изучаю подобные статьи от более опытных, чем я, коллег. Как в интернете, так и в журналах.

  9. Павел Черепанов:

    Еще обещаем японский вариант! Стоит в планах на ноябрь-декабрь!

  10. Владимир Яшин:

    Будет статья, обязательно. Модель сделаю с полным интерьером и открытыми люками. Будет довольно любопытно.

  11. Алексей Алексеев:

    О как! Очень приятные новости!

  12. Костик:

    Рено русский — «Борец за свободу» отличался от прототипа далеко не только декалью — не садитесь в эту лужу, в ней и так много копий утонуло.
    Набор травления Абера хорош табличками — но здась все они есть на не худшем уровне в литье.
    В соатльном от него толку немного — ремни с пряжками на себя не очень похожи, а больше там почти и нет ничего.

  13. Yaroslav:

    Спасибо за обзор Владимир!Хочу сказать еще кое что,благодарю за всю вашу роботу,обзоры,новости и прочее всегда приятно зайти к вам на сайт и узнать последние новости,большое человеческое спасибо,за труд!Желаю удачи коллега в нашем нелегком деле!

  14. Николаич:

    Сразу бросается в глаза серьезный на мой взгляд косяк — заклепки сферической формы вместо конической. И на башне они выглядят переразмеренными.

  15. Роман:

    Не знаю куда писать , но все же … У вас описка на сайте … 35015 Browning M2 Machine Gun Bullet (10.pcs.) за этот товар стоит ценник аж в 1000 € :DD Вы уж подправьте :)

  16. Александр Волгин:

    «Сразу бросается в глаза серьезный на мой взгляд косяк – заклепки сферической формы вместо конической»

    Косяк в том, что там не заклепки, а болты с конической головкой с лыской.

    «Будет статья, обязательно. Модель сделаю с полным интерьером и открытыми люками.»

    Володь, ты решил повоевать с толщинами? Кстати, в последнем выпуске panzerwrecks есть пара фоток трофейного немецкого.

  17. Gonza:

    >Рено русский – «Борец за свободу» отличался от прототипа далеко не только декалью

    я как раз имел ввиду то, что очень ждём «правильную коробку» которой подойдёт декаль «борец за свободу…»

  18. Владимир Яшин:

    Yaroslav
    Спасибо! Рады, что Вам нравится.

    Саша, на счет толщин не уверен. Скорее всего не стану. Хотя, посмотрим.
    Panzerwrecks у меня этот есть. Там пара очень интересных люфтовских реношек.

  19. Павел Черепанов:

    Роман, спасибо! Поправил!

  20. Kool:

    Хотите масштабных толщин? соберите это…. 😉
    http://panzer35.ru/forum/60-12146-1

  21. Станислав Кривошеев:

    «Еще обещаем японский вариант!»
    О , интересно !
    У японцев , насколько помню , даже книжечка по этой машине выходила .

  22. Павел Черепанов:

    Да, только что получил эту книжку по японцам!

  23. Станислав Кривошеев:

    На ДИШе запостил японскую открытку как раз .

  24. Владимир Яшин:

    Kool

    Да уж…. объем работы просто пугающий. Особенно траки.
    Я уж лучше менговский пособираю :))))

  25. Павел Черепанов:

    Станислав:
    Спасибо! Пригодится!

  26. Kool:

    Согласен Владимир, эту модель мы по рекомендуем любителям микронной точности в имитации толщены брони в моделях… :)

  27. Геннадий Нечаев:

    Да, бурлений и комментариев на разных площадках эта моделька вызвала немало! А ведь стоит прежде всего отметить тот факт, что это первая модель бронеобъекта эпохи Великой Войны выполненная в пластике на самом современном уровне!
    Лично меня, как поклонника темы ей факт порадовал неимоверно. Настолько, что распечатав коробку я на другой день побежал за второй повинуясь врожденному советскому инстинкту: хватай, пока дают — завтра может кончиться! :0))
    А вот вторую коробку купил с тайным умыслом перепилить «рено» в «Ко-Гата», как я есть также поклонник темы «БТТ на Дальневосточном ТВД». Отсюда вопрос: а о какой книге речь идет? Это не та же серия, где выходила по Тип 89 брошюрка? (Отменная книжка, кстати — спасибо за наводку!)
    Да, и еще: перепелить «реношку» в «сикс тоннер» с наскоку-то тоже, знаете ли не получится. Там отличий существенно больше, чем кажется. Даже изучая эти танки некоторое время я не готов пока перечислить все из них. И кака еще в том, что «чистокровных» американцев сохранилось очень мало: часто за «шаститонные» выдают «загримированные» FT-17, кои так же у них были в товарных количествах. Скажем так: объем переделок для американской локализации будет не меньшим, чем для «Рено Русский»

  28. Павел Черепанов:

    Геннадий,
    Да, это книга в этой же серии,
    А можно где-то подробнее узнать о необходимых переделках в японца? По фотографиям я ничего не могу разобрать…

  29. Геннадий Нечаев:

    Ну насчет «перепила» в японца я малость погорячился: в простейшем случае он весь сведется к выбору окраски/маркировки и, для пущего эффекта можно украсить борта характерными маленькими флажками: такой асигару в доспехе окэгава-до выйдет ))) На самом деле, надо смотреть на дату: японцы вполне использовали эти танки и без всяких переделок. Все 13 штук, что были ими закуплены имели литые башни, и лишь на 6 или 8 из них позже появились пулеметы как Taisho 14 он же Type 3 (тот же «гочкисс» но под их уродский патрон) так и (позднее) Тип 92 а так же 37 мм батальонные пушки обр. 1922 года она же Type 11 (я думаю, с такой было 2-3 машины, в Инете фоток пушки на пехотном станке полно — самому не сложно сделать, она простенькая). Такие во время Шанхайского инцидента применялись — есть фото.
    Но там еще нюанс: на самом деле у «самураев» FT-17 было несколько больше (сколько — теперь вряд-ли кто скажет): нахапали трофеев у Революционной Маньчжурской армии и у китайских милитаристов. В т.ч. и с клепаными башнями парочку раздобыли. Вообще по моим наблюдениям они как-то особо их не модернизировали, кроме вооружения.
    Я сведения черпаю непосредственно от коллег-японцев, и, кстати, жду книжку на предмет почитать. Вопрос к тем, кто книжецу уже получил: что пишут, картинок много? Я только вчера заказал — когда еще дойдет!

  30. Павел Черепанов:

    Геннадий, спасибо за вашу информацию!
    книга посвящена не только 17 но и Renault NC27, фото много, около сотни стр, на каждой по 1-2 фото