Представляю вашему вниманию третий материал из трилогии технологических статей об окраске и тонировке мини-серии тракторов Lanz Bulldog, над которой я работал в течение последних пары лет. Сами трактора уже демонстрировались на нашем сайте, а сейчас я хочу поделиться с коллегами опытом окраски и тонировки этих интересных моделей. Уверен, что для кого-то это будет полезным, ведь гражданская техника становится все более популярной.
Итак, завершим трилогию рассказом о постройке 55ти сильного скоростного трактора Lanz Eil-Bulldog, модели D2531 (предыдущие статьи цикла можно прочитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ). Если первые два Бульдога в моей коллекции – модели выпускаемые фирмой Plus model и их качество вызывает в основном позитивные эмоции, то Eil-Bulldog выпускается только фирмой Models. Даже небольшая фотография на сайте производителя свидетельствовала о высокой степени убогости модели, оставалось только представить, как это будет собираться, с учетом кривизны деталей, глубоких каверн, вездесущего облоя и чудесного аромата смолы, типичных для наборов этого производителя. Но, к счастью, в тот момент фирма предлагала эту модель не только как кит для постройки, но и уже в собранном виде. Я решил, что доработка готовой модели будет стоить мне гораздо меньших нервов, и рискнул заказать его в собранном На фотографии ниже вы можете увидеть модель в том виде, в котором она появилась у меня на рабочем столе.
К сожалению, степень достоверности модели оказалась не на высоте. Чтобы немного приблизить поделку к оригиналу, было произведено несколько манипуляций: переделано водительское сиденье, чтобы придать ему правильную форму. Кривое рулевое колесо и колонка были выброшены в мусорное ведро и заменены на найденные в загашниках, там же были позаимствованы педали газа и тормоза, которых у модели не было в принципе. Рычаги управления изготовил из проволоки, фары заменил на эльфовские, а балку их крепления сделал из пластикового прутка. Зеркало заднего вида также было позаимствовано из загашников. Свернутый тент выглядел совсем убого и игрушечно. Он был покрыт салфеткой с подходящей фактурой, пропитанной клеем ПВА, что сделало его несколько достовернее. На лобовое стекло был приклеен фототравленый дворник, а само стекло заменено на более тонкое, вырезанное из тамиевского листа прозрачного пластика Pla Plate. Также, была доработана табличка с надписью Lanz Bulldog на носу и переделаны заливные горловины для воды и топлива. Некоторую сложность вызвали многочисленные каверны на колесах. Видимо, смола из которой они были отлиты, заметно отличалась в худшую сторону от смолы, из которой отлит корпус. Ниже представлены фото трактора после произведенных доработок:
Теперь перейдем к окраске. Как и с другими двумя моделями тракторочков Lanz, я отказался от военной привязки. Гораздо интереснее было сделать модель трактора в гражданских тонах и используемого в мирных целях. Я выбрал самую распространенную схему для этого трактора– синий корпус и красные диски колес. Отмечу, что попадались и совсем экзотические варианты, вплоть до белого корпуса и ярко-алых дисков. Хотя, на мой взгляд, это уже видение современных коллекционеров.
Фото 006. Сиденье, сложенный тент и руль были окрашены черными красками Тамия и Акан. Сложенный тент окрашен матовой краской, сиденье – полуматовой, чтобы передать вид натертого пятой точкой сиденья, а руль глянцевой.
Фото 007. Для того, чтобы можно было спокойно браться за модель, не боясь заполировать ее пальцами, на борта были наклеены кусочки тамиевского скоча. Шильдик с названием Lanz Bulldog был аккуратно раскрашен кистями.
Фото 008. По легенде мой трактор использовался частной транспортной компанией Georg Low из Лейпцига. Название города и номер трактора решил набирать из букв вырезанных с листа декалей Archer с маркировкой для ящиков со снарядами.
Фото 009. С помощью средств для приварки декалей, эти маленькие буковки были нанесены на модель. Получилась надпись Leipzig N21.
Фото 010. Название Georg Low было нанесено тоненькой кисточкой белой краской Vallejo. Эта процедура оказалась одной из самых сложных в процессе работы над моделью.
Фото 011. Регистрационный номер был набран из подходящих цифр и символов, найденных в загашниках.
Фото 012 - 013. Затем модель была покрыта фильтром 418 Warm Grey, что сделало оттенок чуть выгоревшим на солнце.
Фото 014. Сиденье, тент и колеса были покрыты фильтром Р245 Brown.
Фото 015 - 016. После просушки фильтра по швам и углублениям была сделана смывка. Я использовал миговскую Р221 Dark Wash.
Фото 017. Для нанесения масляных точек я выбрал четыре оттенка масла 502 abteilung. В данном случае это были краски голубого, синего, серого и коричневого цветов.
Фото 018. Ходовая часть и внутренние стороны крыльев были обработаны жидкостями АК для имитации грязи.
Фото 019. Циферблаты для приборной панели я подобрал из наборов декалей фирмы Archer. Для того чтобы имитировать стекло, на каждую декаль была поставлена капелька «жидкого стекла». Педали были покрашены металликом фирмы Vallejo.
Фото 020. Зеркало заднего вида было вырезано из самоклеющейся зеркальной пленки. На поверхности пленки была имитирована трещина.
Фото 021- 022. Темно-коричневой краской Vallejo были имитированы сколы. Затем, слегка осветленной краской базового цвета были нанесены мелкие царапинки, повреждения краски и контуры сколов. Для того, чтобы тамиевская краска была пластичной и не высыхала так быстро, в нее была добавлена жидкость Paint retarder. Это позволяет пользоваться тамиевским акрилом почти как Валлехо и очень аккуратно даже мельчайшие сколы.
Фото 023. Таким же способом на корме были имитированы сколы и области коррозии.
Фото 024. Вид на капот после нанесения сколов. Обратите внимание, что уже приклеено стекло и фототравленый дворник. Для стекла я использовал тамиевский прозрачный пластик Pla Plate толщиной 0,2 мм. Для того, чтобы не оставить следов «пара» прозорачный пластик был приклеен тамиевским клеем Craft Bond.
Фото 026. Следующим этапом работы стало запыление. Я начал с колес. Использовал пигменты трех оттенков Р028 Europe Dust, Р039 Industrial City Dirt и Р235 Cargo Dust.
Фото 027. Обратите внимание, что акцент был сделан на скоплениях пыли в углублениях протектора.
Фото 028. Затем, выступающие поверхности покрышек были обработаны черным пигментом Р023 Black Smoke c помощью ватных палочек.
Фото 028-1. Аналогичная процедура была проведена и с передними колесами. Слева колесо покрыто только пигментами пылевых оттенков, а правое колесо уже обработано черным пигментом.
Фото 029 - 030. Те же оттенки пигментов был использованы и для пыления корпуса. Днище и внутренние стороны крыльев получили более интенсивное загрязнение, а сверху модель была запылена лишь немного.
Фото 031. Выхлопная труба была затонирована насухо втертым пигментом Р230 Old rust.
Фото 032. В районе люков доступа к двигателю были нанесены пятна машинного масла миговской жидкостью Р410 Oil and Grease Mixture.
Фото 033. Вокруг заливной горловины радиатора c помощью жидкости Р409 Wet Effect была имитирована вода, подразумевая, что буквально несколько минут назад в радиатор доливали воду
.
Фото 034 – 035. Жидкостями АК был затонирован радиатор, а также имитирован потек топлива под заливной горловиной топливного бака.
Фото 036. Модель практически готова. Обратите вимание на подкову, которая была найдена на дороге и на удачу закреплена под ветровым стеклом.
Фото 037. Подножки, по которым водитель регулярно попадает в трактор были дополнительно натерты грифелем Koh-i-Noor. Важно брать грифель средней твердости.
Фото 038. Настал самый приятный момент – насыщение модели всяким скарбом. Главным предметом «оживления» салона стал свежий номер журнала Signal. Он был позаимствован из набора фирмы Dioart.
Фото 039. Кроме журнала в кабину были положены чемодан и шляпа, принадлежащие водителю. Чемодан – пластик из набора фирмы Бронко, шляпа – смола из загашников. Рекламный плакат фирмы Lanz (куда же без него в тракторе Ланц-Бульдог!?) ))))) – печатная продукция фирмы Dioart. Учитывая, что этот бульдог ездил, в основном, по автобанам и городам, то решил вместо бутылки алкоголя (как это было у гусеничного трактора) поставить в кабину бутылку молока. Все-таки, скорость повыше, трафик, полиция и все такое. Финальным штрихом стали листики фирмы Plus model.
На этом все. Трилогия о постройке тракторов Lanz Bulldog объявляется завершенной. Фотографии готового трактора вы можете увидеть ЗДЕСЬ. Надеюсь, вам было интересно и не исключаю, что когда-нибудь серия будет продолжена, ведь в семействе Бульдогов осталось еще немало интересных агрегатов. Остается ждать добрых вестей от производителей или брать в руки листовой пластик.
Владимир Яшин
Владимир, полезная статья — в добавку ко всем предыдущим.
Хотел обратить внимание, что ссылки в тексте «ЗДЕСЬ» — не рабочие.
Володя, спасибо тебе за такую чудесную статью! Желаю терпения и вдохновения на будущее!
сиильно!!! и очень полезно! Спасибо…
Алексей, Антон, спасибо за отзывы!
Буду очень рад, если статьи окажутся полезными.
Ваня, спасибо тебе за теплые слова!
Как подготовка к слету? Пилишь? :))
Володя,работа выше всяких похвал,браво!Кстати,интересный момент,хозяин сего трактора видимо увлекался боксом,т.к.на сидении журнал с портретом Макса Шмелинга,чемпиона Германии в тяжелом весе!)