Представляю вашему вниманию второй материал из трилогии технологических статей об окраске и тонировке мини-серии тракторов Lanz Bulldog, над которой я работал в течение последних пары лет. Сами трактора уже демонстрировались на нашем сайте, а сейчас я хочу поделиться с коллегами опытом окраски и тонировки этих интересных моделей. Уверен, что для кого-то это будет полезным, ведь гражданская техника становится все более популярной.
Итак, продолжим трилогию рассказом о постройке 55-сильного гусеничного трактора Lanz Bulldog Raupe, модели D1561 (предыдущую статью цикла можно прочитать ЗДЕСЬ). С самого начала я рассматривал эту модель, как некий отдых от более серьезных проектов. Поэтому отсутствие достаточного объема информации, отягощенное тем фактом, что гусеничные Бульдоги постоянно претерпевали мелкие изменения в конструкции (выхлопные трубы, форма сиденья, фары и т.д.) подтолкнули меня к мысли воплотить некий собирательный образ. Исходя из этого, модель практически изкоробочная. Заменены были лишь фары, как обычно, на оные из ассортимента фирмы Эльф. Подобрал подходящие по размеру из набора Elf 3502. Кроме того, для придания ажурности, были использованы проволока и прутки. Сам набор – типичное детище фирмы PlusModel. Весьма высокое качество литья при сравнительно небольшом количестве каверн и дефектов, но, при этом, не очень хорошая стыкуемость деталей, особенно остро это касается ходовой части.
Теперь перейдем непосредственно к окраске. Как и с первой моделью колесного Бульдога, я сразу решил отказаться от военной привязки. Очень хотелось разнообразить монотонные полки с суровыми панцерами серией небольших тракторочков в игривых гражданских тонах. Я выбрал одну из распространенных схем для этого трактора, копаясь на сайтах коллекционеров Булльдогов – серо-голубой корпус, черная труба и сидушка.
Фото 003. Обратите внимание, что для удобства работы ходовая вместе с гусеницами была собрана отдельно и не приклеивалась к модели. В таком виде производить окраску, и особенно тонировку, будет гораздо удобнее.
Фото 004. На модель нанесен аэрозольный грунт фирмы Тамия из баллона. Всегда предпочитаю именно такой вариант, так как промывать аэрограф после грунтовки довольно утомительное занятие.
Фото 005-006. Окраску решил начать с прешейдинга, который был выполнен традиционно, краской XF-69 Nato Black. Вся нижняя часть была покрыта краской полностью, а сверху оставлены не прокрашенные области.
Фото 007. После прешейдинга был нанесен базовый цвет. Искомый оттенок был намешан из тамиевских акриловых красок X-14 и XF-23 с добавлением матового белого XF-2.
Фото 008 – 009. После просушки базового слоя пришла очередь наносить фильтры. Так как мой трактор подразумевался как далеко не новая и интенсивно эксплуатируемая машина, решил нанести поочередно три фильтра. Это поможет в создании ощущения выгорелости краски. Сначала нанес коричневый фильтр P405, чтобы слегка приглушить общий тон. Затем нанес голубой фильтр P240, который несколько смягчил оттенок.
Фото 010. После просушки первых двух слоев нанес коричневый фильтр P241, который одновременно и притемнил базовый оттенок, и сыграл роль легкой смывки.
Фото 011. Следующим этапом стало локальное нанесение адресной смывки по швам и углублениям. В данном случае, наиболее уместной мне показалась смывка Р223 Cold Grey wash.
Фото 012. Логическим продолжением стала техника масляных точек, которая призвана придать легкую разнородность базовому оттенку. На корпус были нанесены точки масляной краски 502 Abteilung серых, синих и коричневых тонов.
Фото 013. На ходовую часть были нанесены более темные оттенки Wash brown и Shadow Brown.
Фото 014. Затем, масляные точки были аккуратно растушеваны кистью, увлажненной растворителем. Важно уловить ту грань, когда точки уже не видны как отдельные фрагменты, но еще не полностью слились в единый тон, оставляя едва заметный разброс оттенков на разных участках поверхности.
Фото 015. Если вы уловили этот момент, то должно получиться примерно как на фото. Обратите внимание, что благодаря применению масла более темных оттенков, ходовая часть смотрится чуть темнее, чем корпус.
Фото 016. Рифленый пол и углубления в кабине были дополнительно проработаны темной смывкой P221 Dark wash
.
Фото 017. Настала очередь сколов. Сначала чуть осветленным базовым тоном была нанесена подложка.
Фото 018. Затем, в подложки были вписаны сами сколы темно-коричневым оттенком краски Vallejo.
Фото 018-1. Ржавчина на выхлопной трубе была имитирована миговскими пигментами. Я втирал насухо четыре оттенка P024, P025, P230 и P415. Обратите внимание, что применять фиксатор для ржавчины категорически не стоит. Только будучи втертой насухо, она даст достоверный и смотрибельный результат.
Фото 019. Теперь приступим к самому интересному – изготовлению грязюки для тонировки ходовой части. Грязь была намешана из пигментов четырех оттенков P034 Russian earth, P039 Industrial City dirt, P235 Cargo Dust и F605 Graveyard Dirt, миговской акриловой смолы P032 Acrylic Resin, глянцевого лака Х-22, гипса и спитого молотого кофе.
Фото 020. Эта субстанция была замешана в отдельном бутыльке, с помощью обычной палочки от эскимо.
Фото 021. Эта же палочка от мороженого стала и главным инструментом нанесения грязюки на траки. Главное было не перестараться, так как после высыхания субстанция станет очень прочной и удалить излишки станет довольно затруднительно.
Фото 022. Промежуточный итог, в процессе высыхания грязевой массы.
Фото 023. Та же самая грязюка была нанесена на корпус трактора.
Фото 024. Я решил разнообразить шматы грязи, прилипшей к трактору разнородными травинками. Для этого был взят сантехнический лен и готовая трава фирмы Noch.
Фото 025. Лен был настрижен ножницами и смешан с зелеными травинками фирмы Noch.
Фото 026 - 027. Затем эти травинки были прилеплены к подсыхающей грязи на гусеницах с помощью пинцета и старой кисточки-смертницы )
Фото 028 - 029. Такая же процедура была проделана с корпусом и днищем трактора.
Фото 030 - 031. Промежуточный итог.
Фото 032. Перед установкой на модель, элементы ходовой части были дополнительно загрязнены насухо втертым пигментом P034 Russian earth.
Фото 033. Готовые к установки элементы ходовой. Обратите внимание на сухие травинки, забившиеся под поддерживающий каток и в крепление ведущей звездочки.
Фото 034 – 035. Ходовая смонтирована на модели. Теперь настало время локально дополнить картину загрязнения, кое где втирая насухо пигменты которые мы использовали для создания грязюки.
Фото 036. Для того, чтобы сделать налипшие комья грязи более достоверными, решил прибегнуть к нестандартному решению и хаотично нанес темную смывку. Это придало более интересный разнородный вид.
Фото 037. Жидкость Р409 Wet Effect, хаотично нанесенная по грязи в разных местах, создала иллюзию свежей, еще не успевшей покрыться сухой коркой, земли.
Фото 038 - 039. В районе заливочных горловин на капоте были имитированы потеки топлива и машинного масла.
Фото 040. Для оживления модели, решил прибегнуть к использованию смоляных аксессуаров. Две масляных канистры были взяты из набора фирмы Плюс модел, причем маленькая снабжается яркой декалью-этикеткой. Стеклянный пузырик, был взят из загашников и снабжен декалью-этикеткой фирмы Archer. Кусок сыра позаимствован из набора продуктов того же Плюс модела, а колбаса выточена из кусочка литниковой рамки. Все это было заботливо составлено на свежую газету из набора.. Финальным штрихом стали бумажные листья фирмы…Плюс модел :)))))
На этом все. Фотографии готового трактора вы можете увидеть ЗДЕСЬ. В ближайшее время будет опубликован аналогичный материал по окраске и тонировке скоростного Бульдога Lanz Eil-Bulldog.
Владимир Яшин
Классный реднек мобиль!
Спасибо за статью, побольше бы таких для поднятия общего уровня отечественного моделизма.
Мне очень понравилось исполнение,а особенно грязюка и маленький пик-ник на сидушке тракторёнка….
Вы вообще ребята молодцы,я каждый день захожу на ваш сайт в надежде увидеть что то необычное и интересное,и каждый раз я не разочаровываюсь… так держать….
Спасибо, коллеги!
Рад, что статья понравилась. Надеюсь, будет полезной!
Красота) Не он ли стоит на витрине в вашем магазине?
Забавный пепелац, особенно содержимое кабины порадовало, колоритно!
Константин, да это он :)))
Лёша, спасибо!