История: Трактора Lanz Bulldog

Когда я занялся постройкой мини-серии тракторов Lanz-Bulldog в 35 масштабе, то даже не мог предположить на сколько эта тема захватит меня. Начав собирать информацию об этих тракторах, я был просто сбит с толку обилием видов и модификаций. Дабы немного разгрести ту кашу, которая образовалась в голове после ознакомления с литературой и сайтами, посвященными Бульдогам, решил написать небольшую статью. Основным ее фокусом стали те модели Бульдогов, которые находились в производстве в 1930-40 годах и использовались вермахтом. Данный материал не претендует на роль серьезного исторического исследования, а скорее является попыткой структурировать собранную информацию.
_______________________________________________________________________
Лишь любитель истории авто- и мото-техники сможет сегодня вспомнить название немецкой фирмы Lanz, а между тем, в первой половине 20го века это был один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе. Фирма ведет свою историю с 1859 года, когда молодой предприниматель Генрих Ланц (Heinrich Lanz), основал транспортно-экспедиционную компанию  J.P. Lanz & Co. Позже при компании была построена ремонтная мастерская, которая преобразовалась в собственное полноценное производство, открытое в Манхайме 1870 г. Фирма специализируется на литье чугуна и выпуске различных сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, локомобилей, многофункциональных двигателей и даже…дирижаблей!  Чтобы оценить масштаб этого предприятия, достаточно перечислить города, в которых располагались представительства фирмы в начале XX века: Бреслау, Берлин, Регенсбург, Амстердам, Афины, Москва, Мадрид, Лиссабон, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Данциг, Гамбург, Кёнигсберг, Кёльн, Каир, Константинополь,   Одесса, Мюнхен, Париж, Ростов-на-Дону, София, Тунис, Варшава. География впечатляет!

Завод фирмы Ланц

Основатель фирмы Хайнрих Ланц

Рекламный плакат XIX века

Логотип компании

В 1912 г. один из первых тяжелых тракторов фирмы Lanz «Ландбаумотор» (Landbaumotor) с 15-литровым двигателем мощностью 90 л.с. стал использоваться в германской армии для буксировки тяжелых пушек и мишеней. Различные версии этого трактора получили широкое распространение па полях Первой мировой войны, выполняя различные роли. Самая мощная версия с бензиновым двигателем «выжимала» 120 л.с.

фото трактора Landbau-motor

Артиллерийский тягач Ланц времен Первой мировой войны

Кроме того, компания даже выпускала паровые катки!

После поражения Германии в Первой мировой войне фирме пришлось сконцентрироваться на выпуске мирной продукции. В 1921 году появился первый трактор Lanz-Bulldog, ставший родоначальником большого семейства тракторов, которые находились в производстве с 1921 по 1960 год. За это время было выпущено более 220 тысяч «Бульдогов».  Благодаря использованию 1-цилиндровых калильных двигателей трактора Ланц Бульдог обладали двумя важными достоинствами:  неприхотливостью и низкой стоимостью, что обеспечило высокий спрос среди бюргеров.

Самый первый Бульдог, построенный в 1921 году.

Модель 1929 года с фарами в виде карбидовых ламп.

Модель, которая могла передвигаться по рельсам и использовавшаяся на крупных заводах и фабриках.

Самая маленькая модель бульдога, которая носила название Мопс.

Реклама Бульдогов. На втором снимке изображен и настоящий бульдог – остроумный ход!

Теперь сконцентрируемся на основной части этой статьи. Более поздние бульдоги, выпускавшиеся в 30-40х годах являются основными героями данной работы, так как я собирал модели именно таких тракторов. От ранних машин они отличались более высокой мощностью двигателя (диапазон от 20 до 55 л.с.), размерами, а также ходовой частью. Можно выделить несколько основных видов, (причем в рамках одного вида имелись трактора разных моделей, которые могли радикально отличаться друг от друга внешним обликом, мощностью двигателя, назначением и т.д.:

Lanz Acker-Bulldog – трактора с цельнометаллическим колесами для сельского хозяйства. Конструкция их колес подразумевала использование тракторов на рыхлой почве и перемещение, в основном по грунтовым дорогам. Создавались сугубо для осуществления работ в поле.

Lanz Ackerluft-Bulldog – сельскохозяйственные трактора с обычными покрышками, которые расширяли возможности использования тракторов. На них можно было комфортно перемещаться и по дорогам с твердым покрытием, соответственно спектр решаемых задач не ограничивался полевыми работами. Эти трактора могли буксировать и прицепы с грузами между деревней и городом.

Обратите внимание, что на снимке трактор с двухскатными задними колесами для уменьшения давления на грунт

Lanz Verkehrs-Bulldog – трактора-тягачи для буксирования грузов на прицепе, оснащавшиеся колесами с резиновыми бандажами или с обычными покрышками. Изначально создавались для перемещения по дорогам с твердым грунтом и использования вне сельского хозяйства. Широко использовались транспортными компаниями, в промышленности при дорожном строительстве.

Кроме того, существовало два радикально отличающихся семейства: гусеничные и скоростные Бульдоги.

Lanz Bulldog Raupe. Это гусеничная версия обычного бульдога, которая заметно отличалась конструктивно от основной версии. Главным отличием была гусеничная ходовая и рычаги управления вместо руля. Предназначалась, также, в основном для нужд сельского хозяйства, обеспечивая гораздо лучшую проходимость и меньшее удельное давление на грунт, чем у колесных версий.

Lanz Eil-Bulldog (скоростной бульдог). В отличие от классических тракторов, их оснащали открытыми кабинами, оснащенными дверьми, ветровыми стеклами и складными крышами или полностью закрытыми кабинами как у грузовых автомобилей, передними и задними крыльями, автомобильными фарами, 6-ступенчатыми коробками передач, более мягкой подвеской и пневматическими шинами. Эти тягачи служили для буксировки по шоссе большегрузных прицепов полной массой 5–10 т, развивая скорость 35–40 км/ч. В основном они использовались частными транспортными компаниями для буксировки всевозможных грузов.

Lanz Holzgas Bulldog – эта ветвь эволюции появилась вынужденно, в связи с острой нехваткой топлива в Германии в годы второй мировой войны. Трактора версий Ackerluft-, Verkehrs- и Eil-Bulldog оборудовались котлами для обеспечения возможности перемещаться на угле или дровах. Таким образом, котлом мог быть оборудован как стандартный с\х Бульдог, так и тягач или Скоростной бульдог.

____________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
1-цилиндровые калильные двигатели с горизонтально расположенным цилиндром работали практически на всём, что горит — от сырой нефти и газолина до растительного масла и отработки. Первичное зажигание осуществлялось следующим образом: перед запуском двигателя калильный шар нагревался с помощью обычной паяльной лампы (!).

Лампа нагревала калильную головку, выполненную в виде сферической полости, попадая в которую топливо мгновенно испарялось. Воспламенение паров топлива происходило, как в обычных дизелях — от сжатия. Для уверенного пуска предусматривалась возможность подачи топлива спринцовкой непосредственно в калильную головку. Для дальнейшей работы внешний нагрев калильной камеры был не нужен, её температура поддерживалась на нужном уровне за счёт сгорания основного топлива. Непременной деталью конструкции всех «Бульдогов» был очень массивный маховик, позволявший трактору двигаться, пока единственный цилиндр собирался с мыслями для очередного рабочего хода. Конечно, эффективность калильного мотора была не высока, но возможность лить в топливный бак любую горючую жидкость, обеспечивала высокий спрос на эти трактора, тем более, что с каждым годом войны в рейхе усиливался дефицит топлива.

Единственным серьёзным эксплуатационным недостатком была тряска от тяжёлого чугунного поршня горизонтально перемещавшегося в цилиндре объёмом более 10 литров, и хоть в более поздних моделях применялись компенсирующие сектора на маховиках, полностью устранить вибрации оказалось невозможно.

Видеоролик, хорошо иллюстрирующий процесс запуска двигателя трактора Lanz Bulldog. Кроме того, можно оценить очень своеобразный звук работающего мотора!

_________________________________________________________________
НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
В годы Второй мировой войны трактора Lanz Bulldog активно использовались не только в тылу, но и в составе вооруженных сил. Как известно, с началом милитаризации Германии, вся автотранспортная техника была подвергнута стандартизации в интересах армии и упрощения массового производства. Например, грузовики и полугусеничные тягачи по своим характеристикам делились на несколько основных классов и заводы могли выпускать лишь эти машины. Все остальное снималось с производства. В 1939 году, программа военной стандартизации производства коснулась и тракторов фирмы Lanz. Bulldog-Programm включала в себя шесть типов тракторов, отличающихся  мощностью двигателя (15, 20, 25, 35, 45, 55 л.с.).  В течение всей войны эти трактора активно  использовались в вермахте для буксировки различных прицепов и грузов, а в люфтваффе и кригсмарине в качестве аэродромных и портовых тягачей.

После окончания войны, «Бульдоги» не утратили популярности, ведь в опустошенной Германии потребность во всеядных и неприхотливых тракторах только увеличилась! Осовремененные Бульдоги выпускались до 1960 года. Более того, в целом ряде стран в конце 40х годов стали производится копии Бульдогов: Lanz Iberica в Испании, Le Percheron во Франции, KL Bulldog в Австралии, Ursus в Польше и El Pampa в Аргентине.

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

Страницы из инструкции по использованию тракторов Бульдог

В 1956 году компания  Heinrich Lanz AG была перекуплена крупным американским призводителем  сельхозтехники Deere & Company, и переименована в “John Deere-Lanz”. В 1960 году вместе со снятием с производства семейства тракторов Bulldog, имя Lanz кануло в лету. Но на этом история не заканчивается, имя Бульдог – стало нарицательным. До сих пор, все небольшие трактора в Германии называют Бульдогами.

Кстати, в настоящее время в Германии существует несколько клубов ценителей тракторов Lanz Bulldog и огромное количество этих интересных машин разбросано по частным коллекциям. Любой желающий может увидеть все это многообразие воочию, во время регулярных слетов-состязаний владельцев тракторов и в дни сельских праздников.

Первый трактор семейства Бульдог и трактор John Deere

На этом все, надеюсь, вам было интересно ненадолго погрузиться в мир этих интересных тракторов. Кстати, в ближайшие дни будет выложена мини-серия моделей тракторов Lanz Bulldog в 35 масштабе. Следите за обновлениями!

Владимир Яшин

Три модели семейства Lanz Bulldog

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (21)

  1. Алексей Алексеев:

    Познавательно! Спасибо за статью.

  2. Алексей:

    Мирный немецкий трактор :)

  3. Дмитрий Екатеринбург:

    С удовольствием прочитал статью!
    Отличные модели на последнем фото-как живые!!!

  4. Игорь Calibr:

    Очень интересная и познавательная статья.
    Модели отлично выполнены.

  5. Сергей:

    А можно ли рассмотреть поподробнее тот «трахтур», который последний в ряду моделей? В галерее я такой что-то не видел…

  6. Egor:

    Вот, вот — его ещё не показывали здесь. А мне его довелось видеть в конце прошлгом года на см.ероприятии Live’eDishion-2011. Красивый собака, как всегда с парой аксессуарчиков оживляющих его. В данном случае — это были если не ошибаюсь шляпа и портфельчик. Модель-то »гражданского» трактора. Это как раз модель Lanz Eil-Bulldog. Трактор-Дорожник, Грузовик.

    Кстати, хотелось бы узнать кто производитель сей модели. Вроде в модельной гамме Plusmodel-а сего аппарата не имеется? И есть ли он в широкой продаже?

  7. Владимир Яшин:

    Коллеги, очень приятно. что мои скромные изыскания вызвали такой интерес. если честно — не ожидал!

    Сергей
    тот «трахтур» только готовится к публикации. Скоро увидите :)

    Egor
    Приятно слышать. что модели запомнились на Лайфе :)
    Все три тракторочка в ближайшие дни будут выложены на сайте.
    Eil-Bulldog выпускает румынская фирма wespe models. Модель, прямо скажем — дрова :(

  8. Egor:

    Здравствуйте, Владимир.

    Да, действительно Ваши модели мне тогда там запомнились. Особенно конечно-же линейка ваших »коронных» грузовиков. Так-же вровень с последними и трактора. Ещё запомнился немецкий аэродромный прицеп — фургон. Хорош. Запомнилось эффект его старения и потёки показывающие эффект от его длительного стояния на месте:)

    »Ногастый» Pz.38(t) хоть и выполнен изумительно, но всё-же на любителя.

    А трактора действительно очень хороши. Улыбнула грязь на гусеницах Бульдога:))

    А по Eil-Bulldog-у. Эт да. Я после выставки под впечатлением прямо скажем от не типичного дорожного трактора — занялся поиском этой модели в сети… И нашёл. Честно сказать когда писал предыдущее сообщение помнил что это творение Румын. Но фирмы не помнил.

    Да, модель простоватая. В базовом исполнение для рекламного фото эта сразу и явно просматривается. Но в вашем случае она поднята на должный уровень грамотной раскраской и »детальками» антуража.

    Кстати. А её ещё производят?

  9. Egor:

    Здравствуйте, Владимир.

    Исследовал сайт искомого Румынского ссмоляного производителя. Впечатления примо скажу двоякие.

    Моделий конечно масса. Плодовитость похвальная и впечатляет. Многие из этих моделей выйдут в пластике думаю не скоро (если вообще выйдут). И это очень жаль — там много »вкусного».

    А с другой стороны цены и проработка некоторых моделей явно не очень. Некоторые из них уж очень угловаты и имеют некоторый дизбаланс пропорции пред своими реальными прототипами.

    Так-же увидел упомянутый Eil Buldog. В принципе чисто внешне он не плох. Мне понравился. Да, деталировка могла быть лучше… Всё-же смола — которую не всегда заслуженно хвалят многие моделисты. Так, как в её случае многое зависит как от уровня самого состава, так и от усердия её »литьевщиков». И порой ощутимых преимуществ пред старым, добрым полистиролом лично я не вижу. Вот для фигурок она не плоха. Да и то справедливости ради надо сказать — тоже не всегда. Возьмите к примеру даже такой старый набор фигурок ICM как Барбаросса 1941. Уровень деталировки и литья фигурок просто потрясен. И это не смола. Думаю тут просто от ответственности фирмы производителя зависит большее, уровня материала и от мастерства и желания скульптора и проектировщиков. Жаль только что фигрки ICM так не многочисленны:((( Ну да ладно, а то я что-то увлёкся малость:)))

    Но за то как мне видится — у модели этого тракторишки нет таких явных »ломок» пропорции пред реальным собратом как у некоторых моделей этого производителя. Из тех что явно бросаются в глаза при сопостовлении на вскидку пары фото. Это — неправильная форма передних крыльев в месте перехода на подножки, меньший размер правой дверцы и меньший-же размер круглого кожуха ссбоку, с правой стороны на капоте по ходу движения. И смещение передней балки подвески несколько к корме аппарата. А надо-бы чуть вперёд…

    Только вот не пойму — там их выложено две. Одна по цене 28.80 евро (на фото в коробке). А другая с грифом READY PAINTED по цене в 43.20 евро (показана в сборе). Как я делаю вывод — первая из них с набором деталей в коробке на литьевых планочках. А вторая ГОТОВАЯ К ОКРАСКЕ либо с »обточенными» (с удалением облоя и этих планочек) деталями. Либо даже уже с подсборками…

  10. Владимир Яшин:

    Egor
    Спасибо за теплые слова! Приятно, когда работы остаются в памяти коллег! Кстати, фургон вскоре будет водружен на подставку с забавным сюжетом :)

    По Eil-Бульдогу вскоре будет опубликован материал , там все будет написано про недостатки.
    Что касается READY PAINTED, то это полностью готовая собранная и покрашенная модель. Я себе брал именно такую с расчетом переделать косяки и перекрасить. Увы, но это с одной строны облегчило работу, но с другой и усложнило её :(

    ПС Кстати, вы описали ряд косяков модели, но мне интересно, вы смогли точно определить модель этого Eil-bulldog`а? Их было много, причем очень похожих друг на друга.

  11. Egor:

    Владимир-: ПС Кстати, вы описали ряд косяков модели, но мне интересно, вы смогли точно определить модель этого Eil-bulldog`а? Их было много, причем очень похожих друг на друга.

    Ответ конечно-же нет. Не определил. Да думаю и производитель тоже однозначного ответа на этот вопрос не даёт. Или я не прав?

    Вообще предлагаемый экземпляр очень похож на что на крупном фото в вашей статье перед главой »особенности конструкции». Я собственно с ним и сравнивал…

  12. Владимир Яшин:

    Это Eil-Bulldog модель D2531 и многие косяки вы подметили совершенно правильно. Подробнее — на днях, в материале по этому трактору.

  13. Константин:

    Хороший материал, но мне не хватило китографии. Его ведь делают не только в 35-м?

  14. Владимир Яшин:

    Константин, посмотрите здесь, в самом конце статьи:
    http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=11301
    Удалось найти две модели в 72ом и две в 87 ом.

  15. Анвар Сафин:

    Я слышал от отца (1919 г.р.)о послевоенных тракторах с калильным двигателем, не мог понять принцып их работы. В августе 2012 г., будучи в гостях в г. Сант-Жерон во Франции во время праздничного парада старинной техники увидел множество работающих тракторов с таким двигателем и наблюдал процесс их запуска — только вместо керосиной паяльной лампы при этом использовалась газовая горелка. Но только прочитав эту статью, все понял. Спасибо автору!

  16. […] Представляю вашему вниманию третью работу из трилогии тракторов Lanz Bulldog, над которой я работал в 2010-2011 годах. Долгое время я не демонстрировал эти работы интернет-сообществу, хотя они фигурировали в нескольких статьях и экспонировались на слетах в Новосибирске, Новокузнецке и Барнауле, а также съездили в Москву на ЛайфЭдишн осенью прошлого года. Полагаю, пришло время показать их в сети. Этот материал посвящен трактору Lanz Eil-Bulldog, т.е. Скоростному бульдогу, который, на мой взгляд, является самым необычным из всей троицы. В отличие от предыдущих двух, он даже не очень похож на трактор, а скорее на некий спортивный родстер или даже драгстер, учитывая гипертрофированные задние колеса. О существовании этой модели я узнал совершенно случайно, копаясь в каталоге фирмы Wespe models. На тот момент я только что закончил постройку гусеничной версии Бульдога и, конечно же, загорелся идеей пополнить свою коллекцию этим необычным агрегатом. Немного смущал лишь предыдущий опыт работы с моделями фирмы Wespe Models. Даже небольшая фотография на сайте производителя свидетельствовала о высокой степени убогости модели, оставалось только представить, как это будет собираться, с учетом кривизны деталей, глубоких каверн, вездесущего облоя и чудесного аромата смолы, типичных для наборов этого производителя. Но, к счастью, в тот момент фирма предлагала эту модель не только как кит для постройки, но и уже в собранном виде. Я решил, что доработка готовой модели будет стоить мне гораздо меньших нервов, и рискнул заказать его в собранном виде. Более глубокое изучение семейства скростных тракторов Ланц показало, что Wespe Models выпускает модель D2531 Lanz Eil-Bulldog 55PS, что можно перевести как скоростной трактор с мощностью двигателя 55 л.с. Эта версия находилась в производстве с 1937 по 1944 годы и попадается на фото 30х-40х годов. В отличие от обычных колесных тракторов, скоростной бульдог имел гораздо более высокую скорость, что было очень актуально при транспортировке различных коммерческих грузов. Это сделало Айль-бульдоги очень популярными среди частных транспортных компаний, которые осуществляли всевозможные коммерческие перевозки как промышленных товаров между городами, так и доставку сырья с мест добычи до обрабатывающих заводов. Кстати, подробнее об истории тракторов Lanz Bulldog можно прочитать здесь […]

  17. Виктор:

    Большое спасибо за великолепную статью. Читал с удовольствием.
    Очень интересный материал про очень интересный трактор.
    Машина великолепная. Жаль сейчас нет таких простых и надёжных машин.
    Удачи Вам и всего хорошего.

  18. Владимир Яшин:

    Спасибо, Виктор!

  19. Владимир:

    Очень интересно!
    Когда я пришел на БелАЗ в 1974, застал один еще живой колесный Бульдог. Говорили, что он трофейный еще с войны и что его зимой не глушат вообще. К нему обычно цепляли волокушу, на которой перевозили станки или еще какие-нибудь тяжелые грузы. К сожалению, где-то в 80-х его списали и, скорее всего, сдали в металлолом

  20. […] Как уже говорилось выше, начать я решил с колесной версии трактора. При более внимательном изучении вопроса, оказалось, что Plus Model выпускает одну из наиболее распространенных вариаций Бульдога – модель D8506 Ackerluft-Bulldog 35PS , что можно перевести как сельскохозяйственный трактор с пневмопокрышками с мощностью двигателя 35 л.с. Эта версия выпускалась с 1934 по 1944 год и нередко фигурирует на фотографиях. Более подробно об истории тракторов Lanz Bulldog можно прочитать здесь: ССЫЛКА […]

  21. Алексей Лебедич:

    Большое спасибо! Очень интересно и увлекательно. Проникся и пересмотрел кучу роликов в ютубе с Булдогами,а так же разной паровой техникой. Жду ещё статей.