Постройка модели: Minenraumer. Двойной удар!

Представляем вашему вниманию анонсированную ранее статью о постройке двух немецких минный тралов Minenraumer, которые недавно покинули цеха студии Восточный фронт.
Этот аппарат можно смело назвать одним из самых необычных образцов бронетехники второй мировой войны. Я давно хотел пополнить свою коллекцию этой моделью, но вступать в единоборство с дровами фирмы RPM не имел ни малейшего желания. Оставалось уповать на китайцев, и вот, в конце прошлого года фирма Meng заявила о скором выпуске Миненраумера! Естественно, сразу захотелось построить эту модель, не откладывая в долгий ящик, причем Павел Черепанов решил составить мне компанию и было решено заняться параллельной постройкой сразу двух машин. С того момента оставалось только ждать посылки из Понднебесной, причем ждать пришлось не долго. Уже в последних числах января модели оказались в наших руках.

К сожалению, информации о миненраумере не тек много. Текст Свирина в разных вариациях и еще несколько снимков брошенной машины. Я решил воспроизвести агрегат в таком виде, как он мог бы выглядеть при испытаниях в 1942-43 годах. Без явных повреждений, но уже с некоторыми следами износа, а Павел решил построить модель в красном грунте.

Процесс постройки проиллюстрирован на фотографиях ниже:

СБОРКА
Владимир Яшин:

01. Вопреки инструкции я решил начать сборку со склеивания верхней и нижней половин корпуса. На мой взгляд, так будет удобнее осуществлять дальнейшие манипуляции. Планки жалюзи я не стал изготавливать с нуля, а просто немного сточил до масштабной толщины.

02. Вентиляционные решетки были вырезаны из подходящей сеточки фирмы Aber. Козырьки решеток были сточены до масштабной толщины.

03. На стыке лобовых бронеплит у модели не хватает сварного шва. Для его имитации был вклеен тянутый литник и размочен супержидким тамиевским клеем. Фактура была придана маленькой часовой отверткой.

04. По краям нижних бронелистов были имитированы следы обработки. На этом снимке в носовой части.

05. Здесь показаны аналогичные следы обработки на корпусе.

06. Фактура обработки бронелистов была воспроизведена с помощью горизонтальной шлифмашинки с грубой насадкой.

07. Шов, образовавшийся при стыковке лобовой детали с корпусом, был зашпаклеван, а поверх имитирован сварной шов, который должен быть на этом месте. Обратите внимание, что на буксировочном узле имитирован сварной шов

.

08. С другой стороны имитированы такие же сварные швы. Все они были забыты производителем.

09. Теперь перейдем к корме. На буксировочном узле также имитирован шов. Кроме того, сварка имитирована и по периметру бокового понтона, который приваривался к борту.

10. На обратной стороне имитирован такой же шов вокруг понтона, а также рассверлены сварные патрубки до масштабной толщины. Обратите внимание, что на заднем правом буксирном узле сварной шов отсутствует.

11. Сверлом 0,3 мм были высверлены смотровые отверстия в лобовой бронеплите над смотровым прибором.

12. Экраны, защищающие вентиляционные жалюзи в наборе слишком толстые. Вместо них из листового пластика и прутков были изготовлены новые экраны масштабной толщины. Стрелкой отмечено место, где располагаются ушки для навесного замка. Нереалистичная деталь была удалена. Вместо нее будут приклеены достоверные ушки, изготовленные из листового пластика.

13. Пластиковые такелажные петли на корме показались мне не очень достоверными и я изготовил оные из проволоки. Стрелками показана имитация торцов бронеплит, нанесенная часовой отверткой.

14. Пластиковые пулеметы были заменены на точеные MG-13 фирмы Aber. Три такелажных крюка на башне были сточены до масштабной толщины.

15. На колесах менговского раумера присутствует тот же косяк, что и у модели RPM. Центр колеса имеет уплощение, вместо сферической формы на оригинале.

16. Как видно, это легко лечится наращиванием шпаклевкой и шлифованием.

17. В моем наборе почти все звенья цепи, которая оборачивается вокруг колес, имели большие утяжины и швы от стыка пресс-формы. Возможно, мне не очень повезло с экземпляром. Это было вылечено шпаклеванием утяжин и долгой нудной обработкой наждаком и шлифмашинкой каждого из 30 звеньев.

18. В отличие от звеньев, башмаки отлиты без изъянов. Для утяжеления каждый башмак отлит с металлической пластинкой внутри.

19. При аккуратной сборке ленты будут подвижны, что облегчит окраску и тонировку. Для того, чтобы не залить шарниры, я вклеивал полу-пальцы на cупержидкий тамиевский клей.

20. Готовая лента в сборе.

21. Вид с внешней стороны. Рабочие ленты будет удобно красить и тонировать отдельно, а уже затем обуть на модель, также как на моделях танков.

22. Необходимо примерить ленты перед окраской, чтобы удостовериться в нормальной стыкуемости.

23. Главным недостатком башмаков является идеальная гладкость. Они были литые и должны иметь характерную поверхность, которая была имитирована с помощью жидкости Mr. Surfacer 500.

24. Вилка крепления заднего колеса имеет не совсем верную форму утолщения в верхней части, поэтому пришлось ее долепить шпаклевкой. Обратите внимание, что вокруг узлов крепления поворотных цепей имитирована сварка.

25. Вилка заднего колеса была литой, поэтому её гладкая поверхность была покрыта составом Mr. Surfacer 500 для имитации фактуры литья.

26. Стрелкой отмечен след обработки металла на торце вилки заднего колеса, имитированный кончиком острого резака. Другой стрелкой отмечен сварной шов, который идет вокруг узла крепления рулежной цепи. Сама цепь будет крепиться к болту, вставленному в отверстия в узле. Болт и гайка взяты из наборов фирмы Master Club.

27. Трап, служащий для доступа экипажа в миненраумер изготовлен из латунной проволоки

28. Трап был изготовлен уже в процессе окраски модели, поэтому красился и грунтовался отдельно. Чтобы не повредить тонированную поверхность миненраумера, он примерялся на липучку PataFix.

Павел Черепанов:
На мой взгляд, Володя изложил процесс сборки максимально исчерпывающе, и я не стану повторяться в тех моментах, которые у нас с Володей совпадают. Хотя некоторых его доработок на моей модели нет. В целом, моя модель собиралась в той же последовательности, с некоторой задержкой относительно Володиной, так что я имел удовольствие воспользоваться его готовыми решениями и открытиями. Очень благодарен Володе за помощь!

Я заметил на музейных фотографиях, что у модели недостает двух поручней на правом борту. Назначение их неясно. Они сделаны из проволоки. Также обратите внимание на сварные швы, окружающие "ящики" по бортам.

Я изготовил несколько травленых деталей, для замены идущих в наборе пластиковых - крепления для фар, по всей очевидности, и циферблат рулевого колеса. Это хитрое приспособление - шкала со стрелкой, позволяло мехводу видеть, в каком положении в данный момент находится заднее рулевое колесо.

На катках миненраумера также была имитирована литая фактура поверхности, для этого я использовал тамиевскую жидкую грунтовку - Liquid Surface Primer и спонж, с помощью которого промакивал полузасохшую грунтовку. Также обратите внимание, сколько шпаклевки ушло на траки и сферический выступ в центре катка.

Модель Павла Черепанова перед окраской

Модель Павла Черепанова перед окраской

ОКРАСКА
Владимир Яшин:
Базовый окрас наносился «акрилами» Gunze sangyo и Tamiya. Для того, чтобы оживить монотонный серый цвет решил немного разнообразить оттенки. На мой взгляд, благодаря этому габаритная угловатая конструкция стала выглядеть рельефнее. Самым интересным моментом была окраска башмаков. Классические приемы окраски траков были не очень уместны в данном случае, поэтому пришлось немного поэкспериментировать со смешиванием красок, пигментами, маслом и металликами. Подробнее на фото ниже:

29. Традиционно, грунтовал модель аэрозольной грунтовкой Tamiya Super Fine. Для удобства, ленты будут краситься отдельно, как на моделях танков.

30. Прешейдинги были нанесены жидко разведенной краской XF-69 в смеси с лаком X-22.

31. Базовый слой наносился краской Panzer Gray фирмы Gunze Sangyo. Она имеет легкий лоск, характерный для окрашенной брони.

32. Затем, чтобы придать модели объем, и создать некоторое разнообразие оттенков была сделана модуляция тамиевскими XF-63 и XF-24.

33. Стыки, углубления и швы были задуты жидко разведенной XF-69.

34. Тонировка началась, как обычно, с нанесения фильтров.

35. Затем, на модель были нанесены масляные точки красками 502 Abt серых, синих и коричневых оттенков.

36. После того как масло было растушевано плоской кистью, смоченной в растворителе, модель приобрела более потрепанный вид.

37. Для нанесения смывки использовал Dark Wash фирмы MiG.

38. Сколы нанесены красками Vallejo. Наибольшее количество сколов нанесено в районе надмоторной плиты и люков доступа в МТО.

39. Кроме того, сколы были нанесены и вокруг башенного люка.

40. Для того, чтобы усилить контрастность, вокруг люков и выступающих элементов была насухо растерта краска 502 Abt цвет Shadow Brown.

41. Траки и башмаки были покрашены смесью XF-64 и XF-69 в пропорции 1 к 1.

42. Затем, в башмаки были втерты пигменты пылевых оттенков Dry Mud, Europe Dust и Dark Mud.

43. На боковинах башмаков, там где они не испытывают трения, был втерт пигмент P232 Dark Rust, а по граням, напротив был втерт графит.

44. Сами беговые поверхности были натерты пигментом P231 Gun Metal при помощи пальца. Главное – тереть не очень сильно, чтобы не достичь эффекта отполированности. Вокруг шарниров было нанесено масло Engine grease.

Павел Черепанов:
В окраске я ориентировался на замечательную работу испанца Chema Сabrero, и во-многом я постарался повторить его эффекты окраски и тонировки.

Вначале я нанес черные прешейдинги, для чего использовал грунтовку от Vallejo Model Air. На крышу моторного отсека нанесен XF-24 Dar Grey.

Лючки и некоторые детали, которые по плану должны были быть темно-серые, я замаскировал скотчем и жидкой маской.

В качестве базового слоя, он же послужил и грунтом, я нанес смесь красного XF-7 Red и XF-9 Hull Red с добавлением глянцевого лака X-22.

Для цветовой модуляции я подготовил более светлый оттенок красной грунтовки, с добавлением белого XF-2.

Модель в окрашенном виде перед тонировкой.

По легенде, прототип собирался второпях, башню и некоторые элементы привезли со складов и из других цехов уже окрашенными, но корпус перекрасить уже не успели, и на учения машина пошла в таком живописном виде, со следами мела на бортах, которым слесаря размечали места для приварки отдельных узлов.

Мел имитирован белым карандашом, хотя это и не идеальное решение, поскольку он очень крошится.

Для тонировки я использовал свои обычные средства — фильтр, смывки, масляные точки, потеки, следы ржавчины и пыли. Для этого применялась гамма средств МИГ и АК.Сколы до металла делались спонжем смесью черной и коричневой краски. Голый металл на лестнице, стволы пулеметов окрашены в Gunze Mr.Metal Dark Iron, тонировались грифельным стержнем и пигментом Dark Steel от АК.

Обвес - таблички для разметки минных полей. Таблички припылены и подржавлены, а деревянные колья - из бальзы, пропитанной средством для старения древесины от МИГ - Wood Aging Solution. Также на них видно немного земли.

Довольно интенсивно тонировалась ходовая часть, использовано несколько оттенков ржавчины и пыли (пигменты), металлик втирался и полировался до блеска... пальцами. Это может и не так продвинуто, но очень эффективно. В одном из катков застрял кусок ржавой колючей проволоки.

Потеки масла и бензина на крыше моторного отсека - средствами МИГ и АК.

Фотографии готовых моделей можно найти тут:
Миненраумер Владимира Яшина
Миненраумер Павла Черепанова

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (11)

  1. Алексей Алексеев:

    «Что вы думаете о работе?» Спасибо за мастер-класс, однозначно!

  2. Макаров:

    «… а Павел решил построить модель в красном грунте.»

    «…и на учения машина пошла в таком живописном виде, со следами мела на бортах, которым слесаря размечали места для приварки отдельных узлов.»

    Эээ… Вы таки всерьез считаете, что детали грунтовались до сборки корпуса ? )

  3. Gonza:

    >всерьез считаете, что детали грунтовались до сборки корпуса

    у Jentz-а в книге «VK45.02 to TigerII»
    есть вот такое:
    http://images.vfl.ru/ii/1334061010/3d3a4181/458909.png

    я это так понимаю, что детали приходили в сборочный цех не только загрунтовынные, но и покрашенные в базовый цвет.
    Из соображений здравого сысла, для меня это выглядит странно.

    Но, например вот фотки ягдтигра:
    http://lib.rus.ec/i/50/359750/_09.jpg
    http://lib.rus.ec/i/50/359750/_10.jpg

    Похоже что разметка сделана по грунтовке. Хотя по черно-белому изображению гадать не очень правильно =)

  4. Павел Черепанов:

    Понятия не имею, но смотрится здорово!

  5. Дмитрий:

    спасибо за статью. Обе работы понравились

  6. TiMOS:

    Спасибо огромное! Очень интересно было почитать о такой вот «параллельной» сборке и окраске.

  7. Роман:

    Павел, а как же информация о карандаше?

  8. Павел Черепанов:

    Да, кстати, про карандаш расскажу подробнее — тут на днях на Диш отправится работа

  9. Александр:

    Павел,добрый день!
    Шикарный сайт, шикарные работы, всё очень доступно и понятно.
    А на каком этапе наносились надписи белым карандашом?
    Интересует реакция на лак.

  10. Павел Черепанов:

    Лак я вообще не использовал, а мел делал уже после фильтров и смывки, некоторые потеки делались после мела, и от этого есть эффект въевшегося мела и белые подтеки местами

  11. Александр:

    Павел, спасибо за разъяснения.