Создание масштабных моделей на заказ.
Представляем интервью с нашим коллегой, известным моделистом из Норвегии, Романом Волченковым, обладателем множества наград на западных модельных выставках.
Роман, спасибо, что согласился ответить на наши вопросы, и первый вопрос таков: Почему у тебя такая нетипичная для норвежца фамилия? )) Как ты оказался в этом суровом северном краю?
Привет, спасибо большое за предложение дать интервью. Я -простой русский парень, прожил большую часть своей жизни в городе Барнауле, закончил там Университет и потом в поисках интересной работы перебрался сначала в Сочи, а потом и зарубеж. Сейчас я работаю научным сотрудником в Университете города Берген, на западном побережье Скандинавского полуострова. Женат, двое маленьких детей.
Хотелось бы узнать подробнее о самой Норвегии, каково там жить русскому человеку, как там работается и отдыхается? Какое у тебя вообще впечатление от этой страны?
Норвегия, как и любая другая страна, имеет свою специфику. Лучше всего это показано в фильмах «Во власти женщины» и «Неуместный человек». Первый отражает феминистическую доминанту общества, второй – особенности межличностного общения (до переезда я думал, что так не бывает, как в этом фильме). Ну и с продуктами тут туго (кроме рыбы), по сравнению с континетальной Европой.
А если отбросить недостатки, то Норвегия действительно «лучшая страна в мире», как ее регулярно признают общемировые рейтинги и исследования. Люди живут прилично, социально довольны, уважают себя и труд других. К русским относятся хорошо, с удовольствием говорят о климате и снеге, политике и коммунизме (как без этого). Как-то я ехал один с водителем из аэропорта на автобусе и он когда услышал, что я говорю с акцентом, стал расспрашивать откуда я, а потом выдал мне всю желтую прессу про Путина
Скандинавская школа моделизма хорошо известна, благодаря работам таких мастеров как Пер Улав Лунд, например. Знаком ли ты с ним и что вообще думаешь о «скандинавской школе»?
Благодаря общению на местных форумах и и выставках я познакомился с норвежцами Пер Улавом Лундом, Сверре Меллеби, Нильсом Улавом Мое, шведами Магнусом Фагербергом, Свеном Яном и другими. Их работы отличаются приятными цветовыми переходами, интересными сюжетами диорам и виньеток, часто с национальными мотивами. Сами моделисты очень открытые, приятные в общении, с удовольствием делятся информацией о своих наработках. Норвежцев следует выделить отдельно, так как у них свое восприятие второй мировой войны. Норвегия почти не воевала и поэтому сюжеты в основном касаются неприятия населением немецкой оккупации, полубытовые темы. Яркими примерами являются диорамы Пер Улава «свиньи» и «моя маленькая мастерская».
Прежде всего, мы пытаемся выяснить истоки карьеры моделиста, с чего у тебя все начиналось и как можно описать твой модельный путь?
Начался мой модельный путь в детстве, как и у многих. Думаю, что это увлечение возникло под влиянием моего папы – офицера внутренних войск. Я много раз был в военных частях, видел солдат, оружие, технику, у меня было много книг по истории русской и советской армии. Где-то в начальной школе я собирал модели самолетов и наносил на них декали прямо на пластик. Потом мама привезла из московской командировки новинки от Звезды – советская пехота и танк БТ. Танк я тоже не красил , а вот с фигурками стало ясно, что неокрашенный пластик это уже не то. В то время в Барнауле был отдел по продаже моделей в магазине «Юный Техник» и именно там я покупал свои первые краски на сэкономленные деньги. Потом у нас была выставка в музее при мемориале Победы, которую организовывал Олег Федотов (Борода), где я взял свой первый приз – первое место среди юниоров. На выставке я познакомился с барнаульскими моделистами и посмотрел какие могут быть модели у профессионалов. По воскресеньям я стал посещать встречи клуба, носил туда свои свежие работы на обсуждение. В основном, это была техника от Звезды и Тамии и красил я кисточками или аэрографом у старшего товарища. Ни о какой «тонировке» в современном понимании тогда я не слышал, хотя потертости до металла я уже тогда пробовал изображать, за что был критикован коллегами.
Потом в старших классах увлечение сошло на нет и вернулся я в моделизм только в Феврале 2009 года. Мои жена и дочь подарили мне Cruiser от Бронко на день рождения. Первая моя реакция была – «ну и что я с этим буду делать?». А потом полез в интернет искать информацию и просто был ошеломлен тем, как изменилось хобби за последние 10 лет. Сначала мне казалось, что у меня ничего не получится, но постепенно я «втянулся»
Кто из известных моделистов помогал тебе учиться или вдохновлял в работе? Кто из них сейчас тебя вдохновляет?
Самые главные моделисты, помогающие учится – это наши соотечественники. Внимание к мелочам, детализация, дотошность – неотъемлемые черты «русской школы».
В плане покраски отмечу Хосе Луиса Лопеса (Jose Luis Lopez) – он делает очень интересные модели и использует свои подходы к старению лакокрасочного покрытия. Его статьи написано доступно и техники которые он использует получаются с первого раза. Я познакомился с ним на конкурсе от Валлехо и поддерживаю связь через Missing Lynx и Facebook.
А вобще, вдохновляют многие, больше всего я люблю самобытные модели, которые не следуют модным явлениям.
Расскажи о твоих самых любимых моделях, что было самое интересное, что – самое сложное, какая модель оказалась самой популярной у коллег. Что вообще западные моделисты про тебя говорят? Их удивляет что ты – русский и делаешь такие модели?
С возвращения в моделизм я сделал не так много моделей, поэтому каждая модель особенная и любимая, в каждой я стараюсь попробовать что-то новое. Самое интересное — это конечно же поиск информации и попытка приблизить пластик к историческому прототипу. Ведь без этого модель будет просто яркой и красивой игрушкой, как например два вархаммеровских танка, которые я собрал просто для экспериментирования с технологиями.
Самой сложной была первая модель — Cruiser от Бронко, просто потому что все было в новинку – травление, наборные траки, старение модели. Почти через год я к ней вернулся и подправил насколько можно.
Самыми интересными стали 251/22 и Wirbelwind – в обоих случаях долго подбирался прототип, с ганомагом несколько нюансов по интерьеру так и остались невыясненными. В обоих случаях что-то делалось самостоятельно, плюс использовалась куча травления (крылья и ведро Wirbelwind – паяные).
Думаю, что самая популярная моя модель это Wirbelwind – много комментариев форумах, и на выставке + серебрянная медаль.
Я не делю моделистов на западных и не западных. В интернете все одинаковы и обычно никто не обращает внимания откуда ты. Хотя один раз у меня была «политическая» стычка с поляками.
Нам очень интересно узнать про «кухню» западных модельных шоу. Наши соотечественники нечасто участвуют в таких событиях, и интересно узнать какая там организация, судейство, зрители и участники. Какая атмосфера на таких мероприятиях?
Я был на двух шоу – IPMS Norge и C4-OPEN. IPMS Norge проходил в часе езды от Осло, что, конечно же, сказывалось на посещаемости зрителями. Всего было порядка 300 моделей, в основном авиа и авто. На шоу присутствовал Spencer Pollard и он давал мастер-класс о работе с базовым окрасом и камуфляжем, после которого он приглашал желающих поработать с ним над моделью в индивидуальном порядке и поговорить о работе масляной краской и пигментами. Призы получали только юниоры, всем остальным раздавались «медали-таблички».
В Мальмё (Швеция) на C4-OPEN было более 400 моделей, из них броня, фигуры и диорамы занимали большую часть. Шоу проходило в 20-й раз и кроме обычных медалей присуждались еще медали «Чемпион Швеции». Судьям выпал сложный выбор, потому что в категориях с базовым судейством было около 30 моделей и среди них было очень много высокого уровня. Семинар по окраске фигур проводил Магнус Фагерберг и был еще семинар для судомоделистов, на который я не пошел. Сам конкурс проходил в здании технического музея, почти в центре города, так что посетителей было очень много, в том числе и детей. Так как спонсоров было очень много – всем, кто получил медали, давали призы в зависимости от количества медалей. Это были и коробки с моделями, журналы, книги, разные расходные материалы.
Общим для обоих конкурсов было наличие детских модельных уголков, где посетители могли собрать самолет в 72-м масштабе и тут же покрасить его. Ну и, конечно же, моделисты и посетители могли приобрести то, что нужно у столиков спонсоров. Взносы за участие в конкурсе небольшие (около 10 евро), но сами поездки затратны – авиабилеты, гостиница.
Расскажи о своих наградах на модельных шоу, насколько я знаю, у тебя множество медалей! Что, на твой взгляд, привлекло внимание жюри к твоим моделям?
На IPMS Norge 2011 я получил бронзу за трофейный ганомаг 251/22 и золото за вархаммеровский «хищник». И в Мальмё на C4-OPEN мне дали два серебра – за Wirbelwind и 251/22. Серебро особенно приятно, так как мои модели участвовали в категории с расширенным судейством (с учетом детализации), а золото в этом году не присуждалось. Забавно, что швед, который обошел мой ганомаг в Осло и получил золото, в Мальмё получил бронзу (видимо сказались разные критерии судейства).
Из двух первоклассно покрашенных моделей жюри в конечном итоге выберет ту, что имеет оригинальность. Я думаю, мне помогла детальная проработка модели согласно фото прототипа, которое я прикладывал к описанию.
Приходилось ли тебе работать на заказ, у нас тут есть чисто профессиональное любопытство. Насколько на Западе распространен заказ комиссионных моделей? Не вызывает ли это там такого отношения к моделистам, как к неким «барыгам», которые «продались за деньги»)))
Комиссионных моделей я не делал, но последние полгода делаю модели рецензионные. За них не получаешь оплаты, но сама модель достается тебе бесплатно.
К заказным работам отношение адекватное – тебе платят за то, что ты хорошо делаешь – это же здорово! Людей, которые зарабатывают этим профессионально — достаточно много в США, притом модели могут стоить космические суммы, особенно если речь идет о кораблях или космических аппаратах из Звездных войн, напичканных лампочками.
Есть ли у тебя публикации в западных журналах, и вообще, как ты считаешь, есть ли на Западе сейчас тренд отхода от печатных журналов в сторону интернет-ресурсов. Насколько они до сих пор популярны?
Пока публикациями не могу похвастаться, но я вовсю стремлюсь к этому Я не думаю, что печатные журналы для моделистов изживают себя или теряют популярность. Их много, в том числе не только англоязычные. Единственное, что влияет на популярность журналов это популярность моделизма сама по себе. Когда мы разговаривали с Поллардом (Spencer Pollard, редактор Military in Scale), он сказал, что в его детстве в маленьком британском городе было 3 магазина хобби-товаров, сейчас – ни одного в радиусе 100 километров. Дети и подростки предпочитают компьютерные игры и социальные сети более серьезным хобби. Это результат развития общества «легкого потребления».
Кстати, по поводу интернета, можешь ли посоветовать парочку интересных ссылок на западные, малоизвестные ресурсы, которые могут помочь нашим коллегам в поиске информации или вдохновения?
Большинство ресурсов известны всем и часто мелькают в рубрике «на западном фронте». Форумы, которые я посещаю чаще всего — armorama.com, missing-lynx.com, scalemodeladdict.com, реже — little-norway.org, armourworkshop.ca
У каждого моделиста есть свои технологические секреты – можешь рассказать хотя бы об одном из своих более подробно? Какой-нибудь хитрый прием?
Не знаю, если где-то было — Акрилы Тамия и Валлехо имеют разную основу и этим можно воспользоватся при нанесении сколов. После нанесения акрилового лака Тамия или Gunze я рисую сколы и если они получается неудачные или их слишком много – смачиваю кисть в растворителе Валлехо и легкими движениями смываю непонравившиеся элементы не затрагивая предыдущий слой. Единственное в чем я не уверен это в течение какого времени после нанесения акрила Валлехо его можно смыть растворителем.
И еще – мне очень нравится серия металликов Mr. Metal от Gunze, если ее нанести и ничего с ней не делать – она будет матовая, но если наполировать – будет сверкать как настоящий металл. Удобно делать сколы до метала и обходится без пигментов или карандаша или тонировать гусеницы.
Меня из всех твоих моделей больше всего впечатляет «двоечка», можешь рассказать о ней более подробно, возможно есть фотографии в процессе? Очень зрелищная модель! Очень приятный серый оттенок, такой редко удается!
Двоечка была моей второй моделью после Cruiser. Сама модель – Тамия, плюс набор травления от Voyager, точеные стволы от RB model. Из доработок – недостающие клепки на бронировку ведущей звездочки, самодельные пружинки из проволоки и кабель к фарам впереди. Прототип был найден в книге про вторжение в Голландию. Он интересен тем, что 300 это номер соответсвующий командирской машине и на фото видно, что он был изменен на башне на 12, но все еще присутствует на табличках. К сожалению, в прошлом году я не рискнул (просто не знал как) отобразить это на модели, но неделю назад сделал это с помощью маслянной краски.
Окраска велась по стандартной схеме – грунт-модуляция-лак-смывка-сколы-пыление и старение. Базовый цвет очень сильно высветлялся, в XF-63 добавлялся синий и белый. Кроме того, применялись акриловые смывки от Валлехо, чернильная от Цитадель, краска Mr. Iron. Сейчас тонировка ходовой выглядит бледновато на мой взгляд, но переделывать духу не хватает.
Какие у тебя самые любимые средства для тонировки? Что ты думаешь про новые средства от АК Интерактив? Можешь ли посоветовать какие-то менее известные в России бренды тонировочной химии?
Любимых средств у меня пока нет, я нахожусь в поиске оптимальных вариантов, которые бы работали в моих руках. Мне кажется, главное — не боятся применять разные способы и вносить собственные корректировки, экспериментировать. В конечном счете, не имеет значения какие средства и для каких эффектов использовать, если ты уверен в своем результате. Фигуристы, например, часто обсуждают, что лучше: масло, акрил или чернильные краски, а в конечном итоге сходятся к одному выводу – кому что удобнее, то и нужно использовать или комбинировать.
Средства от АК, как и другая ”ready-to-use” химия прежде всего рассчитана на экономию времени моделиста, и я думаю это очень удобно. С другой стороны никто не мешает купить различные эмали от Тамии или Хамброл и растворитель и получить тот же самый результат и возможность коррекции (эмаль долго сохнет).
Из тех средств, что мало используются на мой взгляд – смывки от Citadel (на чернильной основе), они удобны для мелочевки и фигур, есть интересные оттенки; и кракелюрная краска – примеры ее использования – деревянные дома на диорамах норвежцев.
Можешь поделиться своими творческими планами и задумками на будущее? Над чем сейчас трудишься?
В данный момент у меня 4 модели в предпокрасочном состоянии — StugIII G ostketten, sWS Flak43, Sd.Kfz.6 инженерный и недавняя новинка от Драгон — Neubaufahrzeug. Думаю sWS первым пойдет в покраску, благо есть интересная задумка А может быть сяду за тропический самолет Storch от Tristar…посмотрим.
Еще несколько завершенных моделей Романа:
И наконец, традиционное пожелание всем российским моделистам:
4 года назад я был на лекции одного немецкого профессора в Сочи в филиале Университета Дружбы Народов. Профессор спросил: «все знают английский язык?». Зал молчит. Профессор: «поднимите руку, кто понимает по-английски». Три человека. В итоге залу переводил один из сотрудников, и перевод его был далек от совершенства. Лекцию профессор закончил словами: «спасибо за внимание и учите пожалуйста английский язык».
Так и я хотел бы пожелать всем русскоязычным моделистам учить язык. Тогда для вас не будет барьера общения с иностранными коллегами, проблем заказа и поиска нужных вам хобби-товаров и самое главное – тогда вы сможетe заявить о себе, также, как это делает студия OSTFRONT.
Спасибо, Роман, за отличное интервью! Всегда приятно с тобой пообщаться!
И вам спасибо, друзья!
Павел Черепанов, Владимир Яшин
Спасибо, очень интересно.
Особенно приятно что земляк из славного города Барнаула!!!!На зимний Алтайский слет его пригласите для мастер класса!
Всем привет. Жутко извеняюсь, это Борода.Ром приятно услышать о Барнауле в нете. Но …..КАКОГО ХРЕНА ТЫ НЕ У НАС НА САЙТЕ?????
А нам было бы приятно! Тем более есть чем поделиться.Официально :
Приглашаю вас на II Региональный Алтайский слет моделистов. Моя почта:
/ сайт: /modelistbarnaul.com Кстати зову всех, дискриминации нет.Барнаул ждет.
А П Р И Я Т Н О!!!!!!
Павел,Володь ну дайте пожалуйста адрес Романа, для официального приглашения.
Олег: ответили по мейлу
Олег, спасибо большое, рад приглашению, но домой в следующем году не планировал ехать. Может через год…
как можно майку заказать
Отличные работы.
Только бабка-то русская…