Технологии Павла Черепанова #1. Сборка металлических траков

В нашей студии «Восточный фронт» я отвечаю в основном за сборочные работы, так что мой опыт касается работы с пластиком, фототравлением, смолой, конверсиями и т.д. Металлические траки, на мой взгляд, сегодня стали неизбежным и необходимым атрибутом любой модели гусеничной техники. Достоинства металла связаны с тремя свойствами:

— Возможность показать реалистичный «провис» траков, особенно на моделях с поддерживающими катками.
— Натуральный блеск голого металла при тонировке траков, вместо зачастую ненатуральных красок-металликов. Это достигается обычной шкуркой на последнем этапе тонировки.
— Простота сборки (при наличии некоторого опыта)

Пластиковые траки, как и смоляные, часто сложнее в сборке, особенно в плане имитации провиса и при подгонке/стыковке ленты по длине. Мягкие стиреновые траки («резиновые») имеют тот же недостаток — для имитации провиса требуются дополнительные самодельные элементы крепления. Кроме того, они плохо поддаются зачистке и оставляют некрасивые следы в местах крепления.

Наша студия старается максимально использовать преимущества металлических траков, прежде всего производства венгерской компании Friulmodel.

Для опытных моделистов все нижесказанное не станет откровением, более того, я надеюсь, что мне подскажут более простые пути или укажут на ошибки. Все-таки, многолетний опыт часто оказывается препятствием для освоения нового, и свежий взгляд будет очень полезен.
Но я хочу просто поделиться своими приемами, простыми и отточенными до автоматизма. Они позволяют собрать две ленты траков примерно за 3-4 часа непрерывной работы с очень аккуратным результатом на выходе.

1. Анализ ситуации и приобретение металлических траков.
Приступая к сборке модели (или только планируя ее), следует выяснить, какие траки находятся в наборе. Модели фирм «Тамия» и допустим, «Звезда», да и многие другие, комплектуются стиреновыми траками, которые лично я отправляю в помойку, и однозначно меняю на металл. Очень грубая негибкая «резина».
Модели «Дрэгон» могут иметь старые наборные пластиковые траки, которые сложны в обработке и сборке, либо новые траки Magic Tracks, которые почти не требуют обработки, либо «резиновые» Dragon Styrene. Наборные траки могут собираться в виде «рабочей», то есть подвижной ленты, но как правило, без клея вся эта конструкция разваливается. Довольно ненадежные крепления. Сами детали зачастую хрупкие и ломаются при отделении от литников.
Стиреновые траки можно оставлять только при отсутствии альтернативы в металле. Свежие образцы DragonStyrene вновых моделях довольно высокого качества, очень мягкие, что облегчает имитацию провисов и не требуют обработки.

Траки Dragon Styrene

Хорошие наборные пластиковые траки выпускает AFV Club, для своих же собственных наборов, но за отдельные деньги… Часто, это сложносоставные траки, которые просто нельзя адекватно воплотить в металле.
Смоляные траки — хрупкие и сложные в сборке. Фиксируются только суперклеем (если не «рабочие»).
Некоторые производители, например Трумпетер, дублируют траки, вкладывая и стиреновые, и пластиковые.
Иногда, как например, я делал в случае со смоляной моделью бульдозера CAT9R, смоляные траки можно рассверлить и сделать рабочими с помощью проволоки.

В большинстве случаев я принмаю решение о замене пластиковых или резиновых траков на металл, но в каждом конкретном случае нужно смотреть все pro et contra. Для некоторых моделей металлических траков просто еще не выпускают. В некоторых случаях пластиковые траки более реалистичны (например, для танков Шерман)

См. сайт производителя: http://www.friulmodel.hu

И сайт российского дистрибьютора, где их можно заказать: http://friulmodel.su/

2. Приступая к сборке.
Наборы траков Friulmodel комплектуются: металлическими деталями траков, иногда — металлическими звездочками (ведущими катками) или направляющими катками, и проволокой для монтажа лент.
Нам потребуется определенный инструмент:
— Суперклей. Я использую цианоакрилатный клей «Контакт гель». Продается в любом хозяйственном, около 35-45 руб.
— Резиновый коврик. Не обязательно, просто я привык строить модели на тамиевском «самозаживляющемся» коврике А3 формата.
— Маска и очки. Обязательно! Клей очень токсичный, требуется респиратор и проветривание помещения. Очки — от случайных осколков металла.
— Твердая пластиковая основа для резки проволоки (или дощечка)
— Нож модельный, кусачки, линейка, надфиль (желательно алмазный), микросверла с ручной струбциной.
— Не использовать бормашину для сверления траков!!! Очень опасно!

3. Обработка деталей.
Металлические траки имеют некоторые следы облоя и заусенцы, которые необходимо обработать. Сначала я использую острый модельный нож для очистки от облоя, затем — алмазный надфиль, чтобы пройтись по торцевым частям деталей, которые обычно имеют неровности. Надо сказать, последние пару лет траки стали намного более качественными и часто требуют совсем минимальной очистки.

Удаление облоя. Конечно, это делается двумя руками)))

Надфиль используется для зачастки торцов траков

4. Отверстия.
Отверстия для пальцев иногда бывают забиты облоем, и проволока в них не полезет. Так что лучше для профилактики пройтись по всем деталям сверлом, чтобы в дальнейшем не возникало задержек при сборке.
Нужно подобрать сверло того же калибра, что и проволока, не больше, иначе пальцы будут болтаться как рыба в проруби))) Обычно это 0,3 мм, для крупных траков, вроде ИС-2, — 0,5 мм.
Также можно использовать шило в некоторых тяжелых случаях, когда отверстие залито целиком.
Но я обычно сразу откладываю такие бракованные траки в сторону, поскольку в наборе всегда имеется запас 20-30 траков.

Профилактическая зачистка отверстий под пальцы

4. Пальцы
Некоторые используют кусачки при монтаже металлических траков, но я не рекомендую это по одной причине: откусывая проволоку кусачками, вы оставляете более широкий расплющенный кончик, который скорее всего не полезет в отверстие под палец. Хотя этот способ заметно быстрее…
Я использую нож, большой тамиевский модельный нож (он же OLFA) и твердую пластиковую подложку, чтобы нарезать проволоку заранее, пальцами нужной длины. Для этого отмеряется пробный образец, делается эталон и вся проволока нарезается по его длине. Палец должен торчать наружу не более чем на 1 мм.
Хитрость: Можно отрезать проволоку под углом, чтобы конец пальца получался заостренным как игла у шприца. Тогда он будет впиваться острым концом в конце отверстия и держаться прочнее.
Еще одна хитрость: у длинных траков, например ИС-2, пальцы можно немного погнуть, чтобы они создавали распорку внутри отверстия и держались надежнее. Это все позволяет обойтись без клея, особенно если модель вы не собираетесь часто перемещать с места на места, пальцы будут и так держаться.

Кусачки я использую только один раз - для того чтобы сделать эталон пальца

Все остальные проволочные пальцы нарезаются по длине эталона

5. Сборка.
Обычно я собираю небольшие участки ленты, траков по 8-10, вставляя проволочные пальцы пинцетом. Это опасная процедура, при которой можно повредить свои собственные пальцы.
Затем с помощью зубочистки я наношу на кончики пальцев немного суперклея и оставляю участок просохнуть. Клей не должен попадать внутрь отверстий слишком глубоко, иначе лента не будет двигаться.
Затем участки собираются в общую ленту, которая наживуливается на собранную ходовую часть. Как правило, монтаж траков лучше производить в самом начале сборки, собрав только ходовую часть, и после того, как траки поставлены и подогнаны по длине, вся ходовая часть разбирается, снимаются катки, и все это добро убирается до этапа окраски. Катки соответственно фикисруются на ПВА, что позволяет их легко снять.
Для того чтобы соединить концы ленты в «браслет» я использую более длинный кусок проволоки, без клея, чтобы потом его можно было легко вытащить. И не надо искать, его сразу видно.

Собрав ленту необходимой длины можно имитировать ее провисание не добавляя лишних траков, а просто растянув ленту руками, разгибая немного пальцы внутри траков. Обычно лента имеет около 5 мм люфта, чего будет достаточно для зрелищного провиса.

И вот результат:

Также металлические траки пригодятся в качестве запасных:

Очень удобный способ для сборки металлических траков (а в принципе, это относиится и к прочим наборным — смоляным и пластиковым) я недавно подглядел у одного японца, опробовал сам, и мне понравилось!
Идея в том, чтобы собирать траки не на столе и не на вису, что неудобно, а изготовив для этого специальный верстак:
Берем кусок длинной и узкой фанерки (у меня нашлись тонкие планки от упаковки мебели ИКЕА), наклеиваем на него двусторонний скотч, и прикрепляем обработанные траки на этот верстак, не все сразу, а партиями штук по 10-15. Траки фиксируются, и в них легко вставлять проволочные пальцы. Когда лента готова, она легко снимается со скотча:

На этом пока все,
Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (40)

  1. Александр:

    Отличная статья, я думаю многим будет полезной!

  2. Баскаков Демьян:

    Спасибо! Мне прям в тему!

  3. Олег:

    Замечательная статья.Сам «подсел» на металл и фриул последнее время очень качественные траки делает,а уж запаса хватает обвесить модель по полной.При этом работа с траками не напрягает.Всё внимание модели уделяется,и обуваешь модель как настоящий танк.Это особенно важно при работе с подвесками с провисом.Да и натяжение такое как с металлом не получишь со смолой.А при необходимости примерку можно делать неоднократно.Такую процедуру только металл выдержит.А уж про сорванные гусеницы и говорить нечего,уложишь как на фото повреждённых машин.
    Статья полезна будет многим,тем более, что у российского дистрибьютора сейчас скидки на траки.(не сочтите за рекламу).

  4. Дмитрий:

    Спасибо за статью.

  5. Кирилл Кудряшов:

    Приветствую.
    Павел, спасибо за статью.
    Я то же большой любитель наборных траков. Рабочие наборные траки использую уже больше 10 лет. Моя технология в отдельных моментах отличается. Я траки сверлю бор-машиной, Проксоном Е50 с регулятором оборотов, причём любые: смолу, металл, пластик. Для фиксации пальцев клей не использую. Палец откусываю кусачками.

  6. Сергей:

    Павел, отличная статья!
    Спасибо бальшущее!

  7. Котоматрос:

    Мило. Но кое-что можно сделать проще.
    А. Проволоку во фриуловских траках — нет, не в помойку, а для имитации тяг и трубок, для сборки траков она абсолютно не годится — мягкая и непрочная. Советую взять что-то вроде струны (я вообще нашел моток авиамодельной кордовой).
    Б. Траки неплохо чернятся уксусом — подержать, вытащить, промыть (темнеют они после травления в течение некоторого времени, так что не надо передерживать «блестят, мол»).
    В. Вставил конец проволоки (струны) — откусил бокорезиками — «когтестрижками» — для ногтей с рычажком сверху — для подобных работ просто идеальны. Капля суперклея на торец пальца — даст нужную «головку».
    Гусеницу тонировать, пройтись шкуркой по гребням и на модель.

  8. Роман:

    а какой опыт есть с Тасковскими траками?

  9. Павел Черепанов:

    Коллеги, спасибо за ваши отзывы! Я не ожидал, что статья получит столько просмотров (600 человек за три дня), очень рад, что материал может быть полезен, буду готовить новые статьи. На днях ждем новый мастер-класс от Володи Яшина!
    Роман: Честно, с тасковскими опыта не было, можно посмотреть обзоры на Перте.
    Котоматрос: Спасибо за очень интересные идеи! Надо будет попробовать!
    По окраске и тонировке траков, я думаю мы подготовим отдлельный материал.
    Кирилл: А я не рискую сверлить бормашинкой траки, пару раз сломал сверло…

  10. TiMOS:

    Очень познавательно, спасибо! Давно ждал статей именно касающихся сборки! Еще бы вот про травленые детали что-нибудь доступное появилось :)

  11. Роман:

    Павел, он же их не красит там. Меня интересует как на них краска держится.
    С винилом от АФВ я разобрался как быть вроде :)

  12. Кирилл Кудряшов:

    Павел, я то же свёрла ломал, но считаю это издержками производства. Тем более, что свёрла надо по любому периодически менять, ибо тупятся. Сложность в другом, если сверлишь пластик, надо следить, что бы сверло не подплавило трак, поэтому минимальные обороты + опыт. Вручную… пытка ИМХО.
    Палец перед тем, как окончательно встивить в шарнир, сгибаю под прямым углом. Если модель не катать по столу — не вываливается.
    Котоматрос: по поводу фруиловской проволоки согласен полностью. На другие цели. На пальцы лучше корд. Хотя особо тонкие траки: ПТ-76, Кромвель, сверлю 0,3-0,4 мм и соединяю мягкой медной проволокой.
    Я предпочитаю сверлить шарнир, край которого оказывается снаружи под диаметр пальца, а «внутренний» шарнир — на 0,1-0,2-0,3 мм больше. Так можно избежать сворачивания ленты в кольцо боком и вообще перекосов.

  13. Сергей:

    Только пару слов добавлю. У меня тоже приличный опыт работы с металлическими траками. Другие просто никогда не использовал. Начал лить сам траки в 1990 г. И зачастую лью их до сих пор. Последняя работа, траки для триплекса Б-4, Бр-2 и Бр-5. Так вот, при сверлении траков из мягких металлов иногда стружка накручивается на сверло и начинает разбивать отверстие. Ну бывает такое. Перед тем как сверлить я окунаю сверло в обычную воду и сверлю. Если трак длинный периодически проверяю. Засверливаю всегда с двух сторон и только ручной микродрелью.

  14. Яшин Владимир:

    Ребята, а чем вам так не угодила фриуловская проволока? :)

  15. Павел Черепанов:

    Насчет проволоки, фирменная фриуловская, конечно же мягкая, но это имеет и недостатки:
    — тонкая, выпадывает, растягивается,
    и достоинства:
    — позволяет «удлинять» траки, просто растянув их за концы,
    — легкая в плане обработки, легко режется и откусывается,
    — бесплатная, уже включена в набор, не надо ничего искать.
    Лично для меня удобнее использовать ее, но вообще понятно, почему некоторые меняют на более толстую и прочную.
    Тут такой момент, если отверстия рассверливать сверлом 0,4 например, то она точно будет впадывать, как ни клей ее, а более тонкое сверло — сломается и затупится быстро. Но если сильно не сверлить, то нормально.

  16. Алексей:

    Весьма полезная информация. Только начал работу над моделью с металлическими гусеницами.
    Спасибо

  17. Кирилл Кудряшов:

    Сергею:
    У меня была та же проблема при сверлении металлических траков, стружка наматывается на сверло. Решал так:
    Сцеживал WD-40 из балончика, траки клал туда, вынимал непосредственно перед сверлением, просверленные траки клал на сутки в воду с добавлением Фейри, потом промывал проточной водой.
    Павлу: ИМХО в каждом случае диаметр отверстия подбирается индивидуально, в большинстве случаев использую 0,5 мм.
    А проволока… Иду по улице, смотрю под ноги — необходимый ассортимент проволоки есть всегда :)

  18. Кирилл Кудряшов:

    К достоинствам наборных траков добавлю: Упрощает членение модели на подсборки для покраски. В ряде случаев бортовые экраны можно приклеить до покраски.
    Важный момент: если наборные траки клеить, после покраски они садятся на катки «внатяг», иногда лента рвётся или приходится добавлять 1-2 трака. Рабочая гусеница позволяет избежать этого.

  19. Андрей:

    Я вместо проволоки использую леску.
    Причина в том что в реальности траки с одной стороны имели типа шляпку, с другой крепились болтом. Смоляные от того же Мастерклуба или пластиковые от Моделкасена этот момент учитывают. В металлических например у Фриула с одной стороны трака есть имитация болта, а там где вставляется палец остается крайне несимпатичное отверстие из которого торчит кусок проволоки.
    Чтобы этого избежать, леску отрезаю не точно по длине, а с небольшим около милиметра запасом. После чего подношу этот кусочек к пламени. Из лески формируется небольшая капелька которая закрепляет леску в отверстии и изображает шляпку пальца.

  20. Бат:

    а Modelkasten почему проигнорирован?

  21. Павел Черепанов:

    Честно говоря, не получилось пока что познакомиться с моделькастеном вживую, повода не было.

  22. Carlo:

    Данные траки можно использовать для создание подвижной модели? то есть рассчитаны ли они на нагрузки возникающие в ходе их эксплуатации?

  23. Павел Черепанов:

    Да, если катки все на резиновых шпеньках, и крутятся, то и траки будут крутиться, но при этом с них и с катков облетит краска. Я нарочно фиксирую все катки чтобы не крутились, так краска будет целее.

  24. Алексей Алексеев:

    Так ото ж! Как не обезжиривай и не грунтуй, краска норовит внезапно облезть. Так что траки получаются «условно рабочими» — для удобства работы с моделью, формирования «провиса» и т.п. Мастер-класс (добавлен в учебное пособие от «Остфронта») и комментарии прочитал с большим интересом. Вопрос Павлу: «гнулка» на фото как у Адама? (смайл)

  25. Павел Черепанов:

    Алексей, а в какое пособие занесли этот мастер-класс? Его уже напечатали что ли? ))))
    Ну вообще да, гнулка такая же, от Mission Models, и еще раздобыл удобный инструмент Grab Handler от фирмы The Small Shop для сгибания проволоки

  26. Алексей Алексеев:

    А то! Конечно напечатали, на цветном принтере (я и мой коллега, в одном экземпляре, для меня лично), как и другие мастер-классы от «Остфронта» и с «Остфронта»(переводные). Очень удобно. Да и ноут от моделизма не страдает. По «гнулке»: напишите, пожалуйста в «личку» ориентировочную стоимость девайса с вашими интересами. Надо забить в смету модельных расходов на 2012 год. Спасибо.

  27. сергей:

    замечательно большое вам спасибо. с новым годом

  28. сергей:

    узнал мет.траки вымачивают в уксусе. как и сколько по времени.нужно это для визуального сходства или просто пантяра

  29. Павел Черепанов:

    пробовал в уксусе — ничего не получилось, может раствор слабый был. если у кого получится — отпишитесь, очень интересно! Вообще для этих целей продают специальный раствор:
    http://www.uschivdr.com/products/uvdr-1-friul-burnishing/

  30. Александр:

    Спасибо автору!

  31. Валерий:

    Павел, большое спасибо за статью! Ваши с Владимиром мастер-классы полностью изменили моё видение на сборку БТТ. Впервые пользуюсь фриуловскими траками для Штуга 4, после чего использовать какие-либо другие нет ни какого желания. Но при всем этом считаю, что компановка производителя проволокой и качество самих траков не нуждаются в дополнительных сверлениях, замене проволоки и фиксации пальцев клеем. Постараюсь пояснить почему. Прсверливая отверстия, мы заведомо обрекаем себя на необходимость приклеивать пальцы (иначе они будут выпадать). А особенность литья в том, что внутренние отверстия меньше и плотно облегают проволоку, и для того, чтобы она не выпадала надо немного выгнуть собранные звенья в обратную сторону (при этом они также нормально извлекаются пинцетом при необходимости). Проволока действительно мягкая, но аккуратно подавая её в отверстие с помощью пинцета она входит без особых проблем. Конечно бывает, что она гнется, но после выравнивания встает на место (даже можно умудриться проткнуть трак насквозь). Мнение о том,что клей даст торцу пальца «нужную «головку», считаю ошибочным, так как внешня сторона должна оставаться полой. Я сам к БТТ в жизни ни какого отношения не имел, но по фото вижу, что с внешней стороны трака в углублении виден палец с гайкой. Ну, это естественно моё мнение, которое я ни кому не навязываю. Еще раз большое спасибо!

  32. Алексей:

    Спасибо за материал и фото ) как новичку мне очень пригодится! Так держать!

  33. Александр:

    Не подскажете какое сверло нужно для траков Черчиля, 0,3мм или 0,5мм?

  34. сергей:

    павел здравствуйте. собрал траки фриул для фердинанта неправильно.проволоку зафиксировал клеем гель-супер момент. можно ли их разобрать. если можно то как. очень жду ответ. спасибо сергей.

  35. Павел Черепанов:

    сергей:
    Клей в засохшем виде невозможно растворить, он фиксирует намертво.
    Если есть возможносьт подобраться — пальцы можно вынуть кусачками, можно вокруг пальцев убрать клей ножом, подергать пинцетом, ну то есть механически попытаться извлечь…

  36. александр:

    СПАСИБО ЗА ВАШ ТРУД

  37. Павел:

    Здравствуйте, спасибо за ценную информацию! У меня возник вопрос обязательно ли сверлить траки насквозь, или возможно использовать два штифта? Купил фруил для Т80, а там что бы соединить одним пальцем нужно почти 6 мм сверлить металла. Это брак или это правда жизни, делаю метал впервые
    Спасибо.

  38. Тимур:

    Для чайников… эти траки подойдут для ходовых моделей?

  39. Павел Черепанов:

    Теоретически должны подойти, но это все масштаб 1:35, а в нем редко делают ходовые модели… Обычно это 16й масштаб

  40. Алексей:

    Тема однозначно!