Создание масштабных моделей на заказ.
В рамках нашей новой рубрики «Постройка модели» мы публикуем очередную статью с пошаговым описанием сборки и покраски модели. Надеемся новая рубрика вам понравится!
В рамках нашей новой рубрики «Постройка модели» мы публикуем очередную статью с пошаговым описанием сборки и покраски модели. Надеемся новая рубрика вам понравится!
Модель заняла II место в конкурсе DiSHow 2009,номинация Статьи (Постройка модели — БТТ)
Коллеги, представляю вам свой самый продолжительный долгострой. Эта модель была начата в далеком 2005 году, и планировалась как небольшой отдых от конверсии драгоновского Хетцера в Hetzer-Starr, которого я пилил на тот момент. Каких-либо особых доработок, травленок и точеных стволов не планировалось, я думал построить мебельвагена из коробки за пару недель. Но в процессе поиска информации натыкался на многие неточности в модели, которые нельзя было не исправить. Вскоре понял, что без афтермаркета хорошего результата просто не получить. Долгое время модель пылилась, ожидая пока будут собраны все аксессуары. Когда, наконец, все было куплено — желание собирать дальше просто пропало.
Несколько лет модель пролежала в коробке, пока не появилось несколько стимулов продолжить работы:
-идея Игоря Перепелицы aka Tankist о ведении общего блога по постройке сразу двух “долгостройных” Мебельвагенов из одного подразделения. Блог можно посмотреть здесь
-грядущий IV Кузбасский слет, на котором эти модели встретились бы вживую, как на фотографии (как оказалось в дальнейшем, они не встретились
-то, что ни на отечественных, ни на зарубежных сайтах я не нашел ни одного Мебельвагена, собранного на высоком уровне и с исправленными косяками. Решил, что это надо исправить.
-бумажные листочки фирмы Хабар, изготовленных методом лазерной резки, которые мне любезно предоставил на пробу и рецензию производитель. Я не мог удержаться от того, чтобы не поэкспериментировать с этим новым аксессуаром.
Итак, в качестве прототипов были выбраны два Мебельвагена из 9ой танковой дивизии СС Hochenstaufen, принимавшие участие в борьбе с союзническим десантом под Арнемом в сентябре 1944 года и запечатленные на одной фотографии в местечке Оостербрик. Особый интерес представляло то, что машины несколько отличались друг от друга.
Считаю необходимым привести небольшую историческую справку.
В начале 1943 года было внесено предложение о разработке зенитного танка на базе танка Panzer IV. Таким образом Mobelwagen стал первой из серии СЗУ, созданных на шасси четверки. Конструкция использовала модифицированное шасси, которое поставлялось компанией Krupp-Gruson. Стандартный корпус был изменён под установку широкой, открытой сверху, надстройки из четырёх бронещитов. Щиты могли опускаться при ведении огня по низколетящим или наземным целям.
Прототип был оснащен счетверенным 20мм орудием Flakvierling 38 и был готов к октябрю 1943 года. 7 декабря он был представлен фюреру, который одобрил проект, однако при запуске в серию от четырехствольного орудия отказались в пользу нового более мощного 37мм Flak 43. Таким образом, счетверенкой скорее всего был вооружен только прототип.
Планировалось начать выпуск Мебельвагенов в феврале, но по техническим причинам производство было начато только в марте 1944. Первые 20 машин были собраны к началу апреля 1944. Производством занимались компании Deutsche-Eisenwerke и BMM. За всё время было выпущено 240 таких танков (205 штук в 1944 году и 35 штук в 1945), причем в отличие от САУ Wirbelwind, большинство которых монтировали на шасси четверок после капитального ремонта, Mobelwagen выпускалить только на новых шасси. Они входили в состав Flugabwehrzug (батальоны ПВО) танковых дивизий СС и вермахта.
Они очень хорошо зарекомендовали себя летом 1944 года во Франции, когда танковые дивизии были обречены самостоятельно защищать себя от штурмовиков союзников, в связи с бессилием люфтваффе.
Главным недостатком этой машины было продолжительное время развертывания в боевое положение и отсутствие полноценной защиты расчета зенитного орудия, поэтому в марте 1945 года их производство свернули в пользу более совершенного Ostwind.
Можно условно разделить все Mobelwagen на ранние и поздние по конструкции бортов откидной рубки. У ранних борт варился из нескольких листов и имел характерный изгиб в верхней части. Внутренняя сторона имела металлический настил, образуя пустоту внутри борта. Для упрощения производства и улучшения защиты экипажа у поздних машин борт был изготовлен из единого катанного бронелиста без настила. Также в процессе производства большой глушитель был заменен на двойные вертикальные пламегасители, трубчатые ранние ленивцы на поздние штампованные. Имеются также фото машины с вырезом в лобовом листе для обеспечения стрельбы прямо, оставаясь в походном положении. Не известно, была ли это полевая импровизация или заводское улучшение.
От слов к делу. Приступим к модели. На момент возобновления работ некоторые элементы были собраны, но доработок практически не производилось.
В первую очередь были удалены предкрылки. Они будут заменены на травленые детали. Затем решил доработать сами крылья, имитировав стык отбортовки и рифленого настила. У мебельвагена крылья отличаются от обычных крыльев четверки, поэтому придется обойтись без фтд. Стык был аккуратно прорезан ножом по металлической линейке.
Углы нижней части рубки были доработаны согласно музейным фотографиям. К сожалению тамия очень упростила эти места, не показав ни швы, ни болты крепления.
Японцы предлагают собрать Мебельваген с поздними трубчатыми пламегасителями. Мой же прототип был оборудован ранним бочкообразным глушителем с газоотводящей насадкой. Она направляла выхлопные газы в противоположную сторону от открытого боевого отделения, чтобы не допустить отравления экипажа.
Я использовал смоляной глушитель фирмы MiG. Насадка была изготовлена из нарезанной на кусочки литниковой рамки, затем рассверлена. Хомут сделал из фольги.
Кроме того были имитированы сварные швы, болтики стягивающие верх и низ корпуса, а также корман под брусок домкрата.
Тележки потребовали некоторой доработки. Были зашпаклеваны отверстия, имитрованы выступающие торцы рессор и болты. Листовым пластиком были заделаны отверстия под боевым отделением, которыми тамиевцы умудрились изуродовать в общем очень хорошую модель.
Катки я заменил на драгоновские. Подкупили названия производителя на каждом бандаже. Их кстати нужно немного подправить, потому что вместо KontinentaL на них написано KontinentaU. Беговая поверхность бандажей была обработана наждаком. Для ускорения этот процесс был механизирован с помощью ручной микродрели.
Использовал траки 5,45. Как видно они отлично подошли к тамиевской звездочке.
Теперь приступим к покоям экипажа. Пол и борта боевого отделения были доработаны травлеными деталями. Две бойницы в бортах были сделаны в открытом положении. Для этого их пришлось сначала срезать, так как отлиты они были заедино с бортами.
Из тонкой проволоки сделал петельки крепежа брезента вдоль бортов. Из более толстой проволоки согнул крюки крепления бортов. Пластиковые были толстоваты и крайне хрупки. Пока срезал с литника, три из четырех сломались.
Также хочу отметить, что Eduard предлагает в своем наборе вклеить на внутренние стороны переднего и заднего щитов непонятные большие плоские кольца. Изучение фронтовых и музейных фото показало, что на этих местах должны быть маленькие петельки для брезента, которые я изготовил из тонкой проволоки. Откуда взял эти детали Eduard — не понятно? Наверное с потолка!
Набор тамии подразумевает, что положение бортов можно менять, как и у настоящей САУ. Но в связи с хрупкостью деталей, я не рискнул этого делать, приклеив борта намертво сразу после окраски и тонирования.
Настало время заняться мелкими элементами обвески. Были установлены запасные траки с крепежами. Обратите внимание, они двух типов – с полым и сплошным гребнем. К фаре была пущена проводка, а внутрь вклеен прозрачный пластик. Передние предкрылки были взяты из Эдуардовского набора. Правда шарниры там совсем не похожи на оригинал (плоские), поэтому их пришлось изготовить из проволоки и медицинской иглы.
Экраны воздухозаборников также заменил на травленые. Пластиковые слишком толстые.
Обратите внимание, что огнтушитель устанавливается на полочку, которая сделана из листового пластика. И Тамия и Эдуард ошибочно предлагают клеить его прямо к борту.
Еще одна ошибка чехов – крепление лопат. Они предлагают использовать стандартные закрывающиеся замки, хотя на самом деле крепеж лопат состоит из банальных зажимов. Но и это еще не все. Самый заметный косяк – конструкция задних предкрылков. Они имеют мало общего с настоящими, поэтому пришлось использовато оные из набора фирмы Aber, где они выполнены совершенно верно.
Оличительная черта Мебельвагена – антенна, опускающаяся синхронно вместе с задним бортом рубки. Рычаг и механизм её поворота был изготовлен из листового пластика и стержня, поручни заменены на проволоку, а сама антенна точеная фирмы Aber.
Первым делом я заменил родной ствол на точеный — фирмы Lion Roar. Филигранно проточенные дырочки в дульном тормозе делают его точной копией оригинала. Что касается лафета, то здесь были проведены доработки согласно музейным фотографиям. В частности многие детали были сточены до масштабной толщины ножом и напильником, были изготовлены педали, проводка и ряд мелких деталей.
Самым трудоемким оказался щит орудия. Я заменил не масштабную деталь из набора на Эдуардовскую травленку. Увы, но травленка этой фирмы гнется где угодно, но только не там где надо (т.е. НЕ по намеченным швам). Сложность заключалась в том, что весь щит был изготовлен одной большой деталью, которую предстояло многократно согнуть для имитации различных стыков и углов. В работе мне очень помогли мини-тиски. Если бы не они, даже не знаю как работал бы с этим щитом. После придания щиту нужной фомы, швы были пролиты циакрином и зашлифованы. Створки под прицел орудия сделал открытыми. Так хоть и сложнее, но зато гораздо интереснее.
Сетка корзины предложенная тамией имеет ячейку раза в три больше чем нужно, поэтому я заменил ее на травленую.
Теперь перейдем к самой приятной части работы – окраске.
Сначала модель была загрунтована, затем задута тамиевским акрилом в базовый темно-желтый. Наносить камуфляжные полосы оказалось достаточно сложно по причине их миниатюрности. Использовал аэрограф JAS с примочкой air control. Это заметно облегчило задачу. Орудие было задуто слегка более светлым оттенком. Ствол сначала задул тамиевским металликом, а потом обработал миговским пигментом Gun Metal.
Это позволило добиться правдоподобного оттенка вороненого металла.
Ходовой огонь на корме был покрашен синим глянцевым лаком. Катафот – красным.
Весь процесс окраски и тонировки пошагово представлен на фотографиях ниже.
Траки сначала были задуты матовым коричневым акрилом, затем обработаны пигментом Track Brown и разными оттенками пыли. После высыхания беговые дорожки от катков были натерты до блеска палочкой от мороженого, а грунтозацепы мелкой наждачкой.
Не грунтуйте металлические траки перед окраской, иначе грунт вылезет после обработки траков наждаком.
Для того, чтобы Мебельваген не зря носил свое гордое имя, решил дополнить интерьер мебелью, а именно — обычным стулом. По легенде этот стул был «одолжен» у местных жителей. Этот аксессуар был взят из набора советских стулев фирмы Хабар. Название набора вполне оправдано – стул действительно выглядит по-советски. Пришлось его доработать до европейских стандартов. На стул были положены командирский бинокль и фуражка.
Кроме того, оживил интерьер керосиновой лампой от тамии и личной кружкой командира САУ с недопитым утренним кофе. Эти вещи также были «позаимствованы» экипажем у голландских жителей. Доработки керосинки можно увидеть на фото.
В корзину и поддон гильзоулавливателя были уложены стреляные гильзы. Несколько штук разбросал в боевом отделении.
Настало время заняться самым сложным, но и пожалуй самым интересным элементом данного проекта – лиственным камуфляжем. Редкий моделист отважится на его изготовление. К сожалению в сети очень мало таких моделей. Да и выглядят они зачастую не очень реалистично.
Даже не смотря на то, что я использовал в работе уже готовые листочки фирмы Хабар, процесс изготовления листвы оказался исключительно трудоемким. Веточки были изготовлены из подходящего кустарника, найденного во дворе. Для окраски и тонировки потребовалось несколько видов масляной краски, фильтры и смывка. Весь процесс изготовления кустов пошагово показан на фото. Надеюсь, что они получились достоверно.
Вот собственно и всё. Работа над моделью растянулась почти на пять лет, с лета 2005 по февраль 2010 года.
Tamiya 35237 — сама модель
Eduard 35755 – травленка
Lion Roar – точеный ствол
Dragon Pz IVG – катки, инструмент.
5,45 — траки
Aber 35A09 – задние предкрылки
Aber R26 – антенна
Aber 35A98 – зажимы для инструментов
MiG 35-004 — глушитель
TАНК A-107 — канистра
Royal Model – кружка
5,45 – фуражка
JK Resin 35010 — гильзы
Хабар LO35002– листья
Хабар MO35001 – стул
Masterclub – болты, гайки разных калибров.
ТАНК – барашковые гайки двух видов.
Владимир Яшин