Создание масштабных моделей на заказ.
Борис, привет! Спасибо что выкроил время ответить на наши вопросы.
Привет, Володя! Мне очень нравится ваш раздел «Интервью», как сама идея, так и ее воплощение. Поэтому я с удовольствием присоединяюсь к коллегам по цеху.
Давай для начала поговорим немного о тебе, как о моделисте. Когда ты начал увлекаться масштабными моделями?
Да, собственно, сколько себя помню — всегда что-то пилил-клеил-красил, из любых подручных материалов. Конкретно на модели техники начал подсаживаться где-то в младшем школьном возрасте. Сперва совершенно бессистемно — собирал все, что удавалось достать (в общем-то, типичная картина для тех, чье детство пришлось на закат СССР и перестройку). Танки Огонька, ГДРовские самолеты Plastikart, которые мама привозила из командировок в Москву, грузинские парусники… Пределом мечтаний были фроговские самолеты — как сейчас помню, сколько радости было, если удавалось добыть полиэтиленовый пакетик с деталями из фекального цвета пластика — какой-нибудь «Свордфиш» или «Файрфлай», модели Донецкой фабрики у нас появлялись наиболее часто.
Со временем лишнее начало отсеиваться. Вначале я определился, что меня интересуют только самолеты, потом сузил круг до 2й Мировой… и количество стало мало-помалу перерастать в качество. Ну, качество — это, конечно, сильно сказано, но по тем временам, да еще и с учетом того, что фактически варился в собственном соку, все было довольно серьезно. Вписывал в чертежи из «Крыльев Родины», перекраивал расшивку на внутреннюю, красил аэрографом, пытался делать какие-то конверсии… сейчас результаты всех этих потуг смотрятся довольно жалко, но тогда я себе казался исключительно продвинутым моделистом
Потом началась бурная студенческая жизнь, и самолеты переселились на дальнюю полку, тихо обрастать паутиной. А когда уже после окончания университета я вновь ощутил позывы что-то склеить и покрасить, мне неожиданно попалась на глаза «четверка» Моделиста. Был уже 2000 год, и на прилавках был уже вполне приличный выбор техники в 35-м — не то что в школьные годы чудесные. Наскоро слепив «четверку», я начал погружаться в доселе малознакомый мир брони, и практически сразу понял — это мое. Примерно в то же самое время появился доступ в интернет, а в интернете обнаружился Диш-форум (еще в самой первой своей инкарнации, на сайте М-Хобби), так что все удачно сошлось и я полностью ушел в БТТ 35-го масштаба на совершенно новом для себя качественном уровне, благо теперь было на кого ориентироваться.
У тебя очень разнообразные интересы, как фигурки и бтт, так и диорамы, причем все в различных масштабах от 72го до 16го. Скажи, чем обьясняется такая «всеядность»? Ты до сих пор в поиске? Или у тебя есть любимое направление?
Ну, это еще не всеядность — вот если бы параллельно делал еще, скажем, деревянные парусники и авто в 24-м, тогда да А так все, в принципе, укладывается в одну тематику. 72-й масштаб был своего рода экспериментом — есть много прототипов, модели которых хотелось бы построить, но в 35-м на все и трех жизней не хватит, а 72-й казался такой отдушиной, где можно, не сильно напрягаясь, достаточно быстро сделать тот или иной аппарат. Практика показала, что возни с 72-м ненамного меньше, поэтому дальше одной завершенной модели дело не пошло. Хотя порой, когда вижу очередной шедевр Сергея Голикова, так и подмывает вернуться к «слепому масштабу».
В общем, основные направления — это БТТ 1:35, фигурки 1:35 и 1:16, и бюсты. Временной период — с 1МВ по 2МВ включительно. В последнее время все чаще поглядываю на XIX век и на масштаб 54мм. А вообще, по правде говоря, во многих других масштабах (я сейчас о фигурках) и в совершенно других эпохах встречаются настолько цепляющие миниатюры, что так и подмывает купить — где бы только на все взять времени…
Больше года не видно твоих свежих работ, нет времени? Работаешь ли сейчас над каким-либо проектом?
В последний год действительно было не сильно много свободного времени — то ремонт, то разъезды, то конкурсы… несколько месяцев вообще не притрагивался к миниатюрам. Но все же процесс медленно, но верно идет. Буквально на днях закончил тристаровскую «Прагу», скоро выставлю на Дише. Параллельно занимаюсь еще несколькими фигурными и модельными долгостроями. Так что не все так плохо
Давай перейдем к сайту diorama.ru. Расскажи, когда и как пришла в голову мысль создать этот ресурс? С чего все начиналось?
Началось все в 2002-м году с домашней странички Леши Фоминых. Страничка нужна была ему как отчетная работа для курсов веб-дизайна на своей работе — в Марийском госуниверситете. А я в то время читал лекции по фотошопу на аналогичных курсах в Ростовском универе, и Леша попросил помочь с оформлением. Я с энтузиазмом взялся за дело, и в процессе обдумывания того, какой страничка должна быть, мы пришли к выводу, что было бы неплохо размещать там не только Лешины работы, но и работы друзей. Это и было началом.
В течение года я, можно сказать, на коленке — в силу своих очень скромных познаний в HTML и программировании — ваял страничку, точнее, уже не просто страничку, а небольшой сайт под рабочим названием «Diorrramba!»; а Леша собирал по друзьям стартовый материал для галереи. Но открыться в таком виде Диорррамбе не было суждено, поскольку к разработке подключился мой друг Вова Шапиро (Ronin). Он взял на себя всю работу по программированию — уже на совершенно ином профессиональном уровне, и мы вдруг почувствовали, что у нас получается нечто большее, чем просто «хомяк». Тогда-то и было решено, во-первых, сделать галерею открытой для всех желающих, а не только для себя и друзей, а во-вторых, не прибедняться и сразу купить домен второго уровня. Ну и вместе с тем у названия отвалились лишние буквы — для пущей понятности и солидности сайт стал зваться Диорама.ру, по имени домена.
Стартовали мы 9 сентября 2003 года, в День Танкиста. Сейчас это вообще сложно себе представить, но первое время своего существования Диорама была вообще лишена какой-либо обратной связи — не было даже возможности обсуждения работ, не говоря уж о форуме. Обсуждения работ появились на сайте вскоре после запуска, а на следующий год открылся и долгожданный форум, и с того времени уже Диорама начала свою полноценную жизнь. Со временем наша команда расширилась — Юля, моя половинка, взяла на себя подготовку фотографий работ к публикации, а Всеслав Дьяконов и Владимир Демченко разделили со мной основную нагрузку по модерации форума.
Diorama.ru растет, эволюционирует. Какие тенденции развития ты мог бы выделить? А может что-то осталось неизменным со дня основания сайта?
Наши ближайшие планы по развитию напрямую вытекают из главной насущной проблемы — постоянного роста аудитории. На нынешний день и старая схема с присыланием работ по почте и подготовкой их к публикации нами вручную, и движок форума безнадежно устарели. Первое — в основном проблемы администрации, которые вылазят наружу только в пиковые моменты конкурса, когда нас заваливает потоком работ и время ожидания публикации доходит чуть ли не до месяца (что, конечно же, ни в какие ворота не лезет). А вот с форумом все сложнее — переход качества в количество в обсуждениях форума давно всеми замечен, но на старом движке мы ничего не можем с этим сделать…
Да, я как раз хотел спросить — не пугает ли громадное кол-во «пустых» вопросов на форуме от новичков, или при таком росте аудитории это нормальная ситуация?
Скажем так, ситуация с одной стороны вполне закономерная для такой большой аудитории, с другой — «бить детей нельзя, но надо же что-то с ними делать!». Бороться с этим можно и нужно, только, к сожалению, не нашими нынешними средствами. Поэтому мы сейчас и занимаемся переходом на новый движок форума, в котором будет реализован полноценный функционал групп пользователей. Проще говоря, будет возможность выделить отдельную «песочницу» для новичков, ограничив наиболее активным авторам вопросов типа «памагите как красить салдатиков!!!» доступ в остальные разделы форума. Нет, мы не ставим цель полностью отгородиться от пионэров, предоставив их самими себе. Мы планируем расширять модераторский состав, выделив для этого раздела отдельных, наиболее терпеливых модераторов, и будем пытаться воспитывать новичков, прививать им культуру общения на форуме, и в конечном итоге открывать им в индивидуальном порядке доступ к основным разделам. Переход на новый движок — это наша ближайшая и первостепенная задача. Естественно, и архивы форума, и база пользователей, и их личные файлы будут перенесены на новый движок в полном объеме, так что для форумчан этот переход должен пройти максимально безболезненно.
Следующая из важных задач — создание новой системы администрирования галереи и мастерской с пользовательским интерфейсом, с помощью которой автор сможет сам готовить свои работы к публикации и отправлять их на модерацию непосредственно на сайте, что, естественно, в разы сократит время ожидания публикации. При этом те авторы, кто присылает нам качественные фотографии и тексты описания, не нуждающиеся в коррекции, окажутся в выигрыше, поскольку их работы будут публиковаться максимально быстро — что, как мы надеемся, будет стимулировать и остальных авторов совершенствовать уровень представления своих работ.
Вот, собственно, наши главные и наиболее трудоемкие направления развития на ближайшие год-полтора. Параллельно с этим мы будем стараться радовать нашу аудиторию и другими новинками. На днях стартовал фаншоп — интернет-магазин одежды и сувениров с нашей атрибутикой. Он работает на площадке партнерского сервиса ProstoPrint, что позволило нам создать его малой кровью, не сильно отвлекаясь от первостепенных задач. Также в планах оживление Копилки, давно пребывающей в анабиозе — также путем переноса ее на сторонний онлайн-сервис. В общем, как говорится — оставайтесь на нашей волне
Как ты относишься к разросшейся теме блогов? Считал ли, сколько из них уже завершено, а сколько заброшено? Полагаю, многие открывают блоги, даже не задумываясь об их продолжении, просто поддавшись веянию?
Ты знаешь, все это совершенно естественно, по-моему. Дело не в том, что блоги — это модное поветрие, не в том, что люди начинают в них играться и, охладев, бросают. Блоги — это просто отражение того, как люди работают над миниатюрами в реальной жизни. Тут, конечно, я говорю о тех, для кого ВИМ — просто хобби в свободное время, а не профессиональная деятельность. Количество завершенных работ у многих (рискну предположить, что у большинства) сильно уступает количеству начатых долгостроев и нетронутых коробок на полках И если человек завершил работу — он уж наверняка завешит и блог, по крайней мере отпишется. А если блог завял — значит, и работа наверняка перешла в категорию долгостроя, человек просто переключился на что-то другое. Более того, блоги (особенно когда в них наблюдается зрительский интерес) хоть как-то дисциплинируют, и если автор завел блог, то шансы того, что он доведет работу до конца в обозримом будущем, на мой взгляд, выше.
Конечно, в идеале хочется, чтобы все блоги доводились до конца. И это наверняка можно и нужно как-то стимулировать. Возможно, организовав конкурс или просто как-то премируя авторов интересных и — главное — завершенных блогов. Будем думать.
Если ты не против, хочу немного поговорить о теме мошенничества среди моделистов в рунете. К огромному сожалению, подобные явления случаются. Как распознать мошенников? Как их вычисляет и карает администрация?
Ну, целенаправленная массовая афера в модельном рунете на моей памяти была лишь одна (пресловутые «новосибирские мошенники», подозреваю, что именно этим случаем и вызван твой вопрос), и то с не до конца для меня понятной мотивацией. Больше ничего хоть сколько-нибудь сравнимого по масштабам не припомню, разве что печально известный «Хоббишоп», но тут скорее не целенаправленное мошенничество, а просто недобросовестность и полная безответственность владельца магазина. Привлекательность модельного рунета в качестве площадки для каких-то крупных афер сомнительна — масштабы не те. Но, в любом случае, если на форуме начинают бить тревогу по поводу мошенничества, мы, конечно же, сделаем все возможное для того, чтобы оградить от него наших пользователей. Так, «новосибирская банда» отправилась в вечный бан в полном составе — как только стало ясно, что со сказочно дешевыми распродажами дело нечисто, всем липовым пользователям, от лица которых писали мошенники, был закрыт доступ на форум. Надо отметить, что по таким вопросам мы плотно обмениваемся информацией с администрацией других модельных ресурсов, в частности DishModels и ScaleModels, так что шансов успешно развернуть свою деятельность на каком-то из сайтов у мошенников не особенно много.
Недавно на сайте были подведены итоги первого тематического конкурса «Доброе утро, Вьетнам!» На сколько можно судить, первый блин не вышел комом?
Если судить с позиций организатора — конкурс безусловно состоялся. Более того, количество работ даже превысило наши ожидания — тема-то не самая популярная у наших моделистов. Очень приятно, что совершенно неожиданно для нас на конкурс пришли скульптурные работы в количестве, достаточном для выделения в отдельную номинацию. Несколько удивляет, что практически не было юниорских работ — очевидно, среди начинающих моделистов наиболее популярна тема 2МВ.
Понравилось ли авторам и зрителям — могут сказать только они сами. Надеюсь, понравилось Так или иначе, мы не собираемся останавливаться на достигнутом и развивать тему конкурсов дальше. Главное препятствие мы уже преодолели — конкурсы переведены на новую программную базу, и теперь сопровождать их стало в разы быстрее и проще, так что теперь мы застрахованы от того, что случилось в этот раз, когда под занавес Дишоу и «Доброго утра» нас буквально расплющил кумулятивный поток работ, и готовы параллельно проводить как минимум два конкурса без задержек с публикацией по нескольку недель.
Планируются ли в ближайшее время другие тематические конкурсы? Можешь ли приоткрыть завесу секретности?
Конечно же. Уже есть планы по нескольким конкурсам на ближайшие полгода. В декабре стартует тематический конкурс, посвященный боевым действиям в Северной Африке во Второй Мировой. Планы по остальным конкурсам в разработке, поэтому пока сливать секретную информацию не буду, но обещаю — должно быть интересно. Конечно же, ни для кого не секрет, что тематика конкурсов во многом зависит от того, кто и чем готов эти конкурсы спонсировать. Но мы в любом случае будем стараться очерчивать тематические рамки так, чтобы конкурсы были интересны как можно более широкому кругу моделистов.
А если говорить о ежегодном конкурсе DiShow, точнее о диорамно-фигурной его составляющей, как прошло в этом году?
Работ было чуть меньше, чем в рекордном DiShow2008, возможно, из-за того, что вьетнамский конкурс проводился параллельно и оттянул часть наших авторов. Порадовал наплыв работ в свежесозданную авиадиорамную номинацию… правда, особенным разнообразием сюжетов работы, увы, не отличались, так что справедливо, что основное мнение было за авиационным жюри. Поскольку номинация сохранится и в этом конкурсе, очень хотелось бы увидеть в этом конкурсе авиадиорамы с нестандартным и творческим подходом к сюжету, благо тема это позволяет. Очень жаль, что не состоялась скульптурная номинация — как я уже говорил, ощущение такое, что скульпторы, выставлявшиеся в прошлых конкурсах, считают свой нынешний уровень слишком профессиональным для конкурса (не без оснований, конечно :), а новое поколение скульпторов еще недостаточно уверено в своих силах.
Приятно, что на этот раз конкурс в кои-то веки не закончился «разбором полетов» на нашем форуме на тему объективности судейства. Надеюсь, во многом поспособствовало то, что диорамное жюри на сей раз изыскало время и силы на то, чтобы написать совокупный и более-менее развернутый комментарий к своим оценкам. Обещаю, что мы возьмем это за правило, и результаты всех будущих конкурсов — и Дишоу, и тематических — будут сопровождаться комментариями жюри.
Какие диорамы за все время проведения конкурсов тебе больше всего понравились?
Сложный вопрос Достойных работ было много, при этом сравнивать их между собой порой было нелегко. Работы Володи Демченко, Олега Ланского, Леши Фоминых, конечно же, всегда на высоте. Нравятся работы Алекса Груздева — «Жук на прокачку», «Вверх по течению», «Мореходный джип», «Замерзший StuG»- нетривиальные и очень качественно выполненные. В последнем конкурсе очень порадовали диорамы Алексея Сергеева, высочайший уровень. Ну и конечно, последние диорамные работы Александра Краснова – это просто фантастика в прямом и переносном смысле. Жаль, мы не увидели «Алой ленты» в конкурсе (хотя надеялись на это, учреждая в DiShow фантастическую номинацию), но зато он выставил не менее сногсшибательных «Стражей», которым мы с огромным удовольствием присудили главный приз в номинации.
Как вообще можно проследить эволюцию диорам за последние 20 лет? С чего начиналось, к чем пришло, и главное, куда все это движется? Какие новые технологии, материалы, сюжеты?
Ну, 20 лет назад возможности пристально следить за судьбами мирового диорамостроения у меня, увы, не было Хотя не могу не поделиться ощущением, что уровень, который я увидел 10 лет назад, когда начал втягиваться в тему, не сильно отличался от того, что я видел в тамиевских каталогах 80-х годов. А вот за последние десятилетие разница действительно очень заметна. Прежде всего, из-за того, что подход к росписи фигур и окраске-везерингу техники претерпел сильные изменения – по мне, в гораздо более прогрессивную сторону. Растет уровень скульптуры фигур и уровень деталировки наборов техники.
Что же касается остальных составляющих диорамостроения (ландшафт, здания, прочий антураж) – то тут каких-либо глобальных революций, сравнимых по значимости с МИГовской школой везеринга, например, я не заметил — но эволюция тоже идет. Постоянно растет ассортимент наборов, появляются новые производители, новые технологии (например, из недавних – лазерная резка бумаги, которая очень сильно упростила изготовление растительности на диорамах). Кто-то считает, что изобилие покупных аксессуаров сковывает творческую мысль диорамшиков, но я с этим не согласен. Обилие и доступность различных аксессуаров, по-моему, наоборот, стимулирует делать какие-то сложные вещи, на которые в «эпоху Завалия», когда практически все приходилось делать своими руками, мало кто отважился бы. А почувствовав вкус к сложным, нетривиальным диорамам (не просто «танк в чистом поле»), многие наверняка захотят и смогут делать что-то и с нуля – в дополнение к покупным наборам, а то и полностью самостоятельно.
Короче говоря, в целом я будущее диорамостроения в плане технологий и материалов вижу очень и очень интересным. А что касается сюжетов – тут все от авторов зависит, конечно. С нынешним изобилием, с одной стороны, казалось бы, сложно придумать что-то оригинальное, никем не воплощенное в пластике или смоле. С другой стороны – сколько исходных материалов для конверсий и просто творческого переосмысления!
Как быть с запретными темами в диорамах? Есть ли «моральный кодекс диорамщика»?
Ооооо, какой вопрос! Больше холиваров на Диораме было только на тему «сколько можно строить немцев»… Но если на вопрос про немцев я могу ответить очень просто — делайте кого угодно, лишь бы в радость было — то по поводу морально-этических ограничений немного разовью мысль. Вопрос же, если я правильно понял, касался изображения трупов, кровищщи и прочей расчлененки на диорамах?
Так вот. Многие, в особенности начинающие, не видят принципиальной разницы между изображением смерти и насилия в кино и играх с одной стороны, и в миниатюре — с другой. Разница же на самом деле есть, и на мой взгляд, она кроется в двух моментах. Во-первых, это чисто технически одна из самых сложных тем, и изобразить ту же фигурку убитого или раненого так, чтобы зритель сказал «Верю!» — весьма непросто, для этого недостаточно повалить стоячую фигурку набок и обмазать ее красной краской, как любят делать наши пионэры. Во-вторых, в кино такие сцены длятся относительно недолго (я, конечно, не про «Пилу», а про военное кино, в котором они не самоцель, а лишь средство достижения нужного настроя у зрителя). А в миниатюре подобная сцена застывает и остается жить постоянно — на полке ли, в галерее ли, не суть важно. Одно дело пересмотреть десятый раз изобилущую кровавыми подробностями сцену высадки из «Рядового Райана», а совсем другое — распечатать кадры из нее с кровищщей и кишками и украсить ими стены. Надеюсь, донес мысль.
На самом же деле я не призываю свести всю ВИМ к пасторальным сценкам типа «солдаты на привале». Драматические сцены изображать можно и нужно — главное тут чувство меры и трезвое осознание своих возможностей, дабы трагедия не превратилась в фарс из-за примитивного уровня исполнения. Не устану приводить в пример «Верден» Олега Ланского. Олегу удалось изобразить смерть и страдания настолько мастерски, одними только позами и композицией, что не понадобилось даже ни одного пятнышка крови, чтобы передать нужную атмосферу.
Тем не менее есть, конечно, темы, которые мы не приемлем вообще. Сцены пыток, казней, изнасилований и т.д. — это табу в нашей галерее, ну и я надеюсь, что никому в здравом уме не придет в голову это изображать в диорамах. По крайней мере, за семь лет таких прецедентов не было.
Если сравнить западные и российские диорамы в среднем. Есть ли особенности у наших моделистов? Свои хитрости, или слабости?
Знаешь, Володь, многим кажется, что на западе качественный уровень диорамостроения в среднем выше. Но это, думаю, в первую очередь из-за того, что нашему зрителю попадаются на глаза самые яркие, самые интересные и самые профессионально исполненные западные работы, а огромная масса «середнячков» проходит мимо. Пожалуй, главное, что могу отметить в западных работах из того, чего не всегда хватает у нас — это внимание к композиции. Насыщенные, многоуровневые и многоплановые диорамы и виньетки с грамотно выстроенной композицией у нас можно видеть не так часто, как хотелось бы.
В том, что касается конкретно росписи фигур как самостоятельного направления — тут, конечно, разница чувствуется, в первую очередь из-за того, что на Западе сейчас главный тренд — это «испано-американская» манера росписи, с очень «художественным» подходом. Для наших миниатюристов такая техника росписи сейчас — в большей степени тема для нескончаемых дискуссий, нежели руководство к действию. Некое отступление от реализма в угоду выразительности у многих вызывает неприязнь и даже возмущение… хотя на мой взгляд, тут нужно не возмущаться, а учиться, благо поучиться есть чему. Стиль — дело вкуса, а по качественному уровню эта «лубочная роспись» на голову выше большинства из того, что делается у нас. Иной раз просто дух захватывает от того, как росписью вытягиваются недостатки скульптуры и миниатюра, на которую в другой росписи вообще не обращал внимания, буквально преображается. Конечно же, бывает и так, что в погоне за зрелищностью художник вообще забывает о том, что изображает живого человека в реально существовавшей униформе — но баланса между выразительностью и достоверностью можно достичь всегда. Владение техникой росписи никак не может помешать уделять внимание историческому соответствию, было бы желание.
То же самое могу сказать и про окраску-везеринг техники, но тут уже особенных баталий не наблюдается — преимущества художественного подхода перед примитивными техниками типа «смывка+сухая кисть» уже вроде как признаны большинством, и приятно видеть, что грамотно, интересно окрашенных и тонированных моделей становится все больше. Кстати, очень рад открытию цикла статей по везерингу на вашем сайте. Все очень доходчиво объяснено и отлично проиллюстрировано, молодцы! Продолжайте в том же духе, буду с удовольствием следить.
Кто по-твоему, самый авторитетный «диорамщик» в мире? Есть великие диорамы, которые можно считать всемирным достоянием?
Эээ… как-то слишком монументально вопрос звучит Давай просто назову тех, чьи работы лично для меня являются источником восхищения и вдохновения — Per Olav Lund, Marijn van Gils, Jean-Bernard Andre, Олег Ланской… Лично я очень люблю работы с нестандартным подходом, в которых первична идея, а не список имеющихся в наличии наборов.
Запомнилось что-то такое, что сделано с хорошим юмором?
Ну это, по-моему, больше для фэнтезийных работ характерно. Очень нравятся в этом плане работы Кирилла Канаева, например, вот эта: http://chen-la.com/gallery/kanaev/fantasy/album.html#02 — просто праздник какой-то! В жанре военно-исторической миниатюры все более сурово, какие уж тут шутки Хотя и тут бывают работы, заставляющие улыбнуться.
Традиционное пожелание моделистам.
Творите смелее! Не бойтесь экспериментировать, не бойтесь ошибаться, не бойтесь критики. Растите над собой. Мысли о том, что ваш нынешний уровень вас вполне устраивает, ведь вы делаете это только для собственного удовольствия – они по большей части от лукавого, потому что те, кто действительно делает только для себя – своих работ никому не показывают. А если человек выставил работу на всеобщее рассмотрение – значит, она уже не только «для собственного удовольствия», значит, он хочет, чтобы ее оценили другие. А чтобы действительно ценили, нужно не стоять на месте и совершенствоваться. Ведь это так здорово – осознавать, что ваша нынешняя работа лучше предыдущей, особенно когда это признают и другие.
Это, так сказать, было стратегическое пожелание. Теперь тактическое, в первую очередь начинающим моделистам. Создание моделей и диорам – последовательный процесс, и запороть работу можно на любом его этапе. Очень обидно видеть, что изрядно доработанная модель, на работу над которой была потрачена масса времени и сил, убита тяп-ляп-покраской и окончательно добита отвратительными фотографиями Чтобы не было обидно и не опускались руки – начинайте оттачивать свое мастерство в обратном порядке, с последних этапов. Сперва научитесь фотографировать, потом – расписывать, красить-грязнить, потом уже принимайтесь за скульптуру, конверсии, основательные доработки, сложный антураж диорам. Так вы сохраните массу времени, сил и удовольствия от процесса.
Ну вот, как-то так. Рад был поучаствовать в проекте, желаю тебе и Павлу массу вдохновения и сил и на моделизм, и на работу над сайтом!
Борис, спасибо тебе за интересные ответы, мы надеемся, интервью будет полезно нашим читателям!
Владимир Яшин, Павел Черепанов
Интересно! Прочитал с удовольствием.
Небольшая поправка: работа «Замерзший StuG» — не моя, а Игоря Мингазова.
Отличное интервью. Очень понравилось!
Спасибо, интересный материал! Где можно посмотреть другие работы этого мастера?
Интересно, трофейная пантера- это просто фантазия или союзники в действительности могли захватывать немецкую технику?
Евгений еще как захватывали. Посмотрите документальные фотографии
Евгений
другие работы Бориса Харламова можно посмотреть здесь: http://www.diorama.ru/authors/borcho/
Эта пантера построена Борисом по фотографиям реального прототипа. Пантера использовалась англичанами и носила личное имя Кукушка.
Спасибо за отзывы, братцы! Рад, что было интересно читать.
2Алексей: сорри, с авторством и правда напутал. Почему-то эта виньетка твердо отложилась в памяти как твоя работа. Исправлю.