Создание масштабных моделей на заказ.
Представляем вам интервью с известным американским моделистом Робом Феррейра (Rob Ferreira), настоящим мастером ржавой, сгоревшей и брошенной бронетехники. Сегодня он поделится со всеми своими секретами в этих сложнейших областях окраски и тонировки.
Привет, Роб!
Спасибо, что согласился ответить на наши вопросы!
Роб, скажи, откуда у тебя проявился интерес именно к этой специфичной теме – ржавой и покинутой технике?
Я не считаю себя мастером ржавых моделей, просто я люблю строить и красить модели и прежде всего – делится своими знаниями с другими.
Я не скажу точно, как это все начиналось, я помню, как собрал пару разбитых и ржавых машин еще задолго до того, как я сфокусировался на бронетехнике. Что действительно пробудило мой интерес к этому, так это статья MIGа Хименеса о постройке разбитого PzIII в одном германском модельном журнале, которая вышла лет 8-9 назад. Она меня реально зацепила!
Большинство наших коллег избегает строить разрушенные модели, потому что хочется видеть на полках только боеготовоые машины, но всем нравится изучать разбитые модели, собранные другими моделистами. Почему так происходит?
Я не очень понимаю, почему так. Может быть,это потому, что для постройки разбитой техники нужно проделать немалую работу, и провести некоторые исследования. Большинство моделистов делают подбитую машину, нанеся повреждения там и сям, достаточные чтобы просто показать, что машина выведена из строя. А серьезно раскуроченные танки подразумевают то, тчо придется пустить под нож новую модель сделать и изготовить немало самодельных элементов. Я думаю, что именно это удерживает многих от попыток создать подбитый/разрушенный танк. Затем, есть еще один аспект – окраски разбитой техники, что намного сложнее, чем просто нанесение слоя ржавчины и черной краски.
Я и сам люблю рассматривать модели, особенно разбитые, построенные другими моделистами, и многому научился таким образом.
У тебя тридцатилетний опыт моделестроения, каким было это увлечение в твои ранние годы? Ты помнишь свои первые модели?
Когда я начинал делать модели, я строил практически все подряд. Тогда, и даже еще лет двадцать назад, выбор моделей и их качество были совсем не те, что сегодня. Было больше креатива и больше развития своих навыков. Я стал делать преимущественно бронетехнику лет двадцать назад, когда приходилось делать намного больше «скрэтч билда» (самодельных деталей) старым моделям, чтобы показать определенную версию танка. Сейчас можно купить практически любую любой танк в любой модификации, что на мой взгляд, немного лишило моделизм своего особого удовольствия.
Первые мои модели были самолетами и кораблями, в основном Ревелл и Монограм, что обычно и клеили дети в те времена. Я помню, как откладывал карманные деньги и ходил за две с половиной мили (четыре километра – прим.пер.) до ближайшего модельного магазина.
Что было для тебя, как моделиста, наиболее полезным на творческом пути? Можешь назвать самые важные книги, журналы, сайты, личности?
Вообще, модельные журналы и интернет оказали наибольшее влияние, и оказывают до сих пор. Я десять лет прожил в Германии, и вернулся в Штаты шесть лет назад, так что вдохновлялся в основном работами европейских моделистов, и их журналами. Я думаю, большинство новых течений и технологий родилось именно в Европе, и распространилось по всему миру. Итальянцы и испанцы меня особенно вдохновили, и вдохновляют поныне, как и многие другие моделисты с их уникальными стилями окраски. Есть конечно некоторые талантливые модлисты и здесь, в США, которые много мне дали, например Майк Ринальди (Mike Rinaldi) и Рик Лоулер (Rick Lawler)
Кто сегодня тебя больше всего вдохновляет?
Их слишком много, чтобы всех назвать по имени. Наиболее влиятельной для меня персоной, в самом начале списка стоит МИГ Хименес. Его экспериментальные разработки и различные новые технологии дали мне мотивацию, чтобы воплотить то же самое в «ржавой» области моделизма. Также меня вдохновляют и многие другие моделисты, такие как Адам Уайлдер, Майк Ринальди, Рик Лоулер, Пер Олав Лунд (Per Olav Lund), Хосе Луис Лопес (Jose Luis Lopez) и немало других.
Каждый из них имеет свой стиль постройки и окраски, и мы можем друг у друга учиться, в чем собственно хобби и заключается.
Ты обращал внимание на какие-нибудь интересные работы российских моделистов?
Определенно да! Когда я жил в Германии, я много видел российских моделей, и сейчас вижу некоторые фантастические модели на разных сайтах, например на МиссингЛинкс.
Где ты черпаешь идеи для своих моделей? Например Т-34/85, ты его где-то видел вживую?
Большинство идей я нахожу среди фотографий в книгах, но больше всего в интернете. Я никогда не собираю модель на основании конкретной фотографии, потому что обычно имеетя только одна-две фотографии, допустим с одного борта. Это делает трудным постройку конкретного танка, и оставляет много места для догадок относительно мест, не видных на фото. Я беру фотографии похожих разбитых машин и свожу их воедино у себя в голове, так как мне хочется, тчобы модель выглядела в готовом виде. Т-34-85 – это не какой-то конкретный танк, это комбинация из многих похожих памятников, находящихся в Восточной Европе. Такие заброшенные памятники можно увидеть, учитывая что Холодная война закончилась и выросло новое поколение людей, которым не интересно знать, зачем эти памятники стоят, и тем более поддерживать их в хорошем состоянии.
Я предполагаю, что ты видел немало разбитой техники в Ираке, ты изучал их там в качестве прообразов для своих моделей? Может быть это тебя и вдохновляло на создание новых работ?
Да, в Ираке я видел массу разбитой техники, во время «Войны в Заливе», но в то время я только начинал заниматься самодельными моделями и супердеталировкой, так что я особо не обращал на них внимание. Фотографии из интернета дали мне намного больше материала для постройки разбитой техники той войны. У меня сейчас в работе находится проект по постройке разибитого T69II времен Войны в Заливе, и будет еще один, оба на основе фотографий из сети.
Технологии окраски ржавой техники – самые трудные для обычного моделиста. Было бы здорово, если бы ты мог поделиться некоторыми тайнами!
Полагаю, это может казаться сложным для некоторых моделистов, но на самом деле, это не так уж трудно. Я уже так долго этим занимаюсь, что это довел до автоматизма, как смывки или сухую кисть.
Настоящих секретов тут нет. Это только выглядит сложным, но как только поймешь, что такое ржавчина, облезшая или ободранная краска, становится легче. Как и с большинством технологий, требуется время и практика, чтобы научиться справляться с этим. Я всегда советую изучать примеры из реальной жизни, чтобы увидеть, как это выглядит, поскольку фотографии зачастую не позволяют увидеть настоящую текстуру.
Еще момент – для достижения разных эффектов требуется использование различных средств окраски. Иногда даже ошибка в окраске может привести в конечном итоге к хорошему результату и придать модели более реалистичный вид. Я всегда говорю «Продолжай», потому что самое худшее, что может случиться – это перекрашивать заново, как и с любой другой технологией.
Одна из основных причин, почему я занялся сайтом Scratchmod и форумом – это показать и помочь коллегам, которые хотели бы строить разбитую и ржавую технику. Думаю, это единственный модельный сайт, который посвящен исключительно тем типам везеринга, которыми я занимаюсь. Я стараюсь обновлять его, добавляя разные новые технологии, которые я опробовал. Надеюсь, он помогает моделистам, являясь полезным источником, и дает некоторое вдохновение.
Можешь ли ты описать методы изготовления ржавых стальных листов и бочек?
Ну, это одна из сфер, с которыми я до сих пор экспериментирую и ее непросто описать в двух словах. Реалистично изобразить обнаженную сталь, которая начала ржаветь – это настоящий вызов для моделиста. Разные типы металлов и виды их обработки играют важную роль в процессе окраски, и тем более окисление.
Моя модель Heuschreck, например, была окрашена с использованием различных технологий, чтобы показать разные типы металла на разных стадиях окисления. Хорошим пособием для меня послужил потрясающий «Хетцер» Адама Уайлдера.
Вообще все основано на разных методах окраски, использовании различных окрасочных материалов, таких как эмали, акрил, масла и пигменты. Способ нанесения также важен при окраски стальных плит и железных бочек. Это требует применения разных средств для нанесения разных видов краски, таких средств, как соль, спонж и лак для волос, и конечно аэрограф.
Самое важное, как и со всякой технологией, нужно иметь подный контроль над краской, чтобы заставить ее выглядеть так, как ТЕБЕ этого надо.
Мы знаем старый добрый солевой метод. Как тебе удалось его улучшить?
Я экспериментировал с разными способами нанесения соли, и главное – способов ее удаления и покраски. По большей части, это происходило случайно.
Каковы преимущества применения лака для волос?
Главное достоинство лака для волос – в том, что он дает скорее 3D-эффект, по сравнению с окраской облезлых слоев краски. Оба метода работают рука-об-руку, чтобы получить лучшие результаты. Способ нанесения и удаления лака для волос также играет важную роль для достижения эффекта облезлой краски. Другой важный момент – это сама краска, которая ложится поверх лака.
Какие секреты и материалы скрываются за методом изготовления ободранной и слезшей краски?
Частично – это пробы и ошибки, и конечно различные техники используются. Я экспериментировал с лаком Crackle, но он не поддавался контролю. Он дает некоторые преимущества для того, чтобы показать застарелую коррозию металла, если накладывать его слоями.
Для старых ржавых и облезжих машин я люблю комбинировать солевой метод и лак для волос, нанесенные поверх толстого слоя масляной смывки и пигментов. Этот метод дает более грубую текстуру для ржавых участков, и дает краске более пузырчатый и облезший вид. Одной краской этого не добиться.
Есть еще один метод, над которым я экспериментирую, с совместным использованием медицинского спирта и лака для волос.
Нас очень впечатлил твой метод создания многослойной облезлой краски – это твое собственное изобретение? Насколько это трудно?
Воообще-то это не я изобрел, это уж практиковалось какое-то время. Вся суть – это метод с лаком для волос, наложенный в несколько слоев. Что сделал я – так это наносил его по-другому, и опять же используя другие методы. Я пытался применять его обычным образом, но это не работало, так что я продолжил экспериментировать, чтобы увидеть, какие будут эффекты. Накладывая разные текстуры получаем эффект очень старой краски и коррозии, идеальный для старого ржавого ведра, лежащего в поле.
Над каким проектом ты работаешь сейчас? Можешь показать некоторые фотографии в процессе?
Сейчас я заканчиваю старую и покрытую пылью Panther G. Я использовал те методы, которым научился делая Шерман, и очень доволен результатом. Кроме ого, я работаю над развалинами иракского T69II. Его окраска будет немного другой, потому что это будет недавно подбитая машины и не такая ржавая.
Хотел бы ты когда-нибудь посетить Россию? У нас тут много ржавой бронетехники, штук 20000 танков Т-72 )))). Может быть мы могли бы тебе парочку подарить).
Я бы с удовольствием посетил Россию! Если разрешат, я бы захватил с собой несколько Т-72. Мне было бы интересно встретиться с российскими моделистами и обсудить разные идеи и технологии.
И традиционное пожелание нашим читателям:
Прежде всего, помните, что это – хобби, и оно должно радовать и приносить удовольствие. Затем, всегда пробуйте новое и развивайте ваши навыки, опробывая новые метды и технологии. Не теряйте духа, елси что-то кажется сложным, иногда все намного проще, чем кажется. Желаю вам счастливого моделирования! Пока!
Роб Феррейра (scratchmod)
Роб, спасибо за твои ответы! Это будет очень полезно тем, кто готов учиться новым методам везеринга!
Павел Черепанов, Владимир Яшин
P.S. Пока мы переводили интервью, Роб успел завершить свой проект Ржавой Пантеры, и мы покажем несколько фотографий этой потрясной модели:
Другие работы Роба Феррейра:
Супер работы!!!!
Спасибо, не видел раньше….
Недавно видел эту Пантеру на Мисинге, а тут как раз интервью, супер.
Замечательное интервью, а модели просто отличные!!! Есть чему поучиться.
Очень грамотные модели, очень понравилось.
По брошенным и ржавым машинам он конечно поймал волну.Очень сильно(особенно Пантера).По рабочей технике,я бы не сказал,что что то выдающееся-обыкновенные работы,не более.Явно не его тема:)
Я один из тех удачных людей которые конец в реальном маштабе времени достаточно, котор нужно разбойничать для того чтобы увидеть его работу в персоне на выставках и встречах модели.
Его проекты всегда воодушевляют. Вы имели бы очень трудное время встретить более доступную и более великодушную ванту в этом хобби!
Огорченно для моего плохого русского!
I am one of those fortunate people who live close enough to Rob to see his work in person at shows and model meetings.
His projects are always inspiring. You would have a very hard time meeting a more accessible and generous guy in this hobby!
Модели, конечно, интересные очень.
Но вот автор скуп на ответы: «метод сложный, много тонкостей, я вам объяснять не буду — вы все равно ничего не поймете»
Вадик, сходи по ссылке на сайт Роба. Там большинство технологий представлены в виде пошаговых фотостатей.
Thanks for another very enjoyable and interesting interview, with yet another of the modellers who has been pushing the boundaries of great finishes. Only one question, who next?
John Murcutt
Well, we don’t know yet, but this will be surely a really good master, as always! Keep in touch!
Сайт Роба Ферейра (Rob Ferreira) вот уже полгода занимает достойное место в списке моих закладок.Первое впечатление,да и сегодня,очень сильное.Это целый раздел в моделизме особенно применительно к виньеткам и диарамам (ИМХО).От меня очередная признательность админам сайт и конечно же Rob Ferreira за его поиски в технологиях окраски и желание поделиться полученным опытом с коллегами.
Awesome stuff, as ever Rob! And so modest with it… He he, you deserve every bit of recognition going Rob. A walking reference library upon wrecks and rusting. Always an inspiration, plus you always surprise me with your next project…
Thanks for the interview Pavel, always good to hear from a great modeller, a credit to the hobby.
Cheers Phil.
Я захлебнулся от зависти, нет слов, что бы выразить мой восторг от того что увидел!!!
Awwww…just beautifully done.
Simply perfect!!!!
Respect!!!