Обзор: Бульдозер Komatsu G40 — Tamiya

Название: Japanese Navy Komatsu G40 Bulldozer

Артикул: 32565

Производитель: Tamiya (Япония)
Масштаб: 1/48
Представляем обзор на свежую модель фирмы Тамия, статья по сборке модели написана нашим другом Вадимом Костылевым, а исторические изыскания проводил Владимир Яшин.

ИСТОРИЯ

Любопытный факт! Бульдозер Komatsu G40 входит в уникальный список исторически важных экземпляров техники, который был создан в Японии в рамках программы ЮНЕСКО по сохранению мирового наследия. Единственный сохранившийся экземпляр бульдозера G40 был случайно найден в 1978 году возле фермы Griffith, в Австралии. Ныне он экспонируется в Техно Центре Komatsu.

Компания Komatsu ведет свою историю с 1902 года, когда была основана горнодобывающая компания Tacheuchi, которая заложила медную шахту в 8 километрах от города Коматсу. В начале 1920х шахта перестала быть прибыльной и в дело была вовлечена группа инвесторов из металлообрабатывающей промышленности. В мае 1921 года компания была переименована в Komatsu Equipment Company. В 1932 году начался выпуск гусеничных тракторов G25, которые были копией американского Caterpillar 2-Ton. В 1935 году был выпущен знаменитый G40. Он также во многом был скопирован с американского трактора компании Caterpillar, на этот раз с модели Best 30.
В мае 1937 G40 участвовал в сравнительных испытаниях с тракторами иностранных призводителей, которые проводились в Манчжурии. G40 превзошел своих конкурентов по всем параметрам, кроме одного – его двигатель был менее экономичен, чем двигатель основного конкурента – Caterpillar RD4. По итогам этих испытаний было решено, что все сельскохозяйственные тракторы в Манчжурии должны быть оснащены дизельными двигателями и Komatsu начала разработку собственного дизельного двигателя, который был создан в том же году.
Что касается бульдозера G40, то эта машина стала выпускаться с 1943 года и очень активно использовалась в военных целях, в частности для постройки аэродромов на островах в Тихом океане.

Думаю, многим будет интересно почитать воспоминания господина Fusao Yamamoto, который участвовал в создании бульдозера G40.
“В то время компания Komatsu занималась производством прессов и сельскохозяйственных тракторов. Инженеров, которые могли бы заниматься созданием строительной техники в фирме не было. Никто даже не знал самого слова «бульдозер» , которое могло быть найдено лишь в малодоступной иностранной литературе. Увидить же фотографию бульдозера было просто не реально, пока однажды я не увидел эту странную машину с массивным отвалом в одном из киножурналов. «Это то, что нужно!» — подумал я. Чтобы снова увидеть эту машину, пришлось несколько раз просматривать новые фильмы в надежде лучше разглядеть тот самый странный трактор. В конце концов мне даже удалось раздобыть о нем некоторую информацию.”
Вскоре, господин Ямомото с группой инженеров отправились заграницу для более детального изучения бульдозеров. “Условия были не из лучших. Мы ночевали прямо на рабочей площадке, а рацион состоял лишь из консервов и бисквитов. Бульдозеры были небольшими по размеру и почти бесперерывно были в работе. Почти не было возможности их детально изучить, поэтому нам оставалось только задавать общие вопросы персоналу в ремонтных мастерских. Помню я не переставал удивляться тому, как столь небольшие машины могут выполнять столько работы. Мы вернулись в Японию уставшими, но полными решимости создать свой собственный бульдозер.” На основе знаний, полученных в этой поездке и был создан бульдозер Komatsu G40.

Бульдозер Коматцу на испытаниях. 1938 год

Найденный в Австралии бульдозер возвращается на завод Аватцу. 1979 год.

На экспозиции в Komatsu Techno Center

ОБЗОР

Именно фирма Тамия ввела моду на модели БТТ в авиамасштабе 1/48. Ее подхватили и другие производители, однако Тамия остается лидером в этой области (не будем брать в расчет смоляные модели). Однако, уже многим ясна примитивность таких моделей. Последняя модель Тамии — бульдозер Komatsu. Увидев его в анонсах, сразу захотел себе эту оригинальную модель. Этот крохотный бульдозер (по размером близок к модели «Фольксваген Жук») весил аж пять с половиной тонн.
Открываем коробку. Вопреки ожиданиям, все сделано детально и без сильных упрощений. Нет уже привычного металлического корпуса, предназначеного для масштабного веса. В коробке два литника серого пластика, пакетик с крошечной декалью и выштамованой из фольги эмблеомой. Так же имеется инструкция и вкладыш с информацией о бульдозере (только японский язык), имеющий несколько фото. Кроме того, рисунок на коробке очень точный, рекомендую им пользоваться.

Я не ставил себе задачей сделать самую точную в мире модель этого бульдозера, тем более учитывая скудность информации, это вряд ли возможно. Моей целью было собрать модель, избавив ее от явных упрощений. Основной тип упрощений — большие выемки на задних частях деталей во избежание термоусадки. Этого, конечно, можно было избежать за счет увеличения количества деталей, но производитель решил сэкономить. Подобные казусы есть на гидроцилидрах отвала, фарах, баке гидросистемы, гидравличемком редукторе. Все эти ниши были заклеены пластиком и зашпаклеваны. Так же срезал ручки на боковых створках капота и сделал новые из медной фольги. Гусеница отлита заедино с ходовой частью, однако сделано это очень ажурно и вполне реалистично. Детально сделана нижняя часть бульдозера с силовой рамой и картером. Собралось все на-ура, единственная проблема возникла в верхней части капота — пришлось сделать новую пробку топливного бака и усиливающие ленты (исходное сточил при склейке). Самым большим недостатком являются гладкие гидравлические шланги, на оригинале они были гофрироваными. Здесь на помощь пришла тонкая медная проволока и изрядный запас терпения. Наматывал по частям, проливая обычным клеем для полистирола. Фары делать не стал, их нет ни на одной фотографии.

Наиболее отвественным моментом работы над такой техникой конечно является окраска/тонировка. Строительная техника всегда несет на себе все возможные следы погодных и иных воздействий. Тем более бульдозер применялся на островах Тихого океана, в жарком влажном климате. Учитывая довольно сложную конструкцию, красить все части пришлось частично собраными. Первым делом задул все части темно ржавым оттенком коричневого. После высыхания краски нанес влажную соль, удалил лишнее и задул светло-ржавым. Зубочисткой удалил соль — получился двухцветный ржавый бульдозер. Это придало глубину цвету. Далее нанес жидкую масляную коричневую краску с добавлением ржавых пигментов чтобы несколько объеденить оттенки. Хорошо просушив все это дело снова нанес соль на те места, где по моему замыслу должна проступать ржавчина. После этого был нанесен серо голубой цвет, далее снова соль и более светлый оттенок серо-голубого. В два слоя базовая окраска на ободраном бульдозере будет выглядеть более натурально. После полного высыхания была удалена вся соль (не так просто это сдалать, мелкие кристалы прикрашиваются очень прочно).

Далее под металл были окрашены гусеницы, трущиеся части ленивцев/катков/звездочек, рабочая часть отвала. В последствии все эти части были натерты металлическим пигментом. После снятия солевых масок модель получилась довольно аляпой, по сути четырехцветной. Нужно было объеденить цветовую гамму, при этом не обеднив ее. Для этого было нанесено несколько фильтров и смывок коричнывой и серой гаммы. После сделал общую контрастную черно-коричнвую смывку для выделения фактуры. После высыхания масляных красок настал черед пигментов. Первым делом была сделена паста из гипса, пигмента и акриловой смолы. Ей сымытирована насохшая грязь на нижней части модели, после этого разнообразил все это дело несколькми разными пигментами в сухом и жидком виде. На заключительном этапе нанес густую черную смывку, имитирующую потеки гидравлической системы. Самая парадная часть модели — эмблема со зведой и якорем. В наборе она дана из белой фольги, а должна быть из желотой. Пришлось красить. Так же перевел из запасов декалей пару циферблатов приборов. В наборе также имелась фигура тракотриста, но меня она не вдохновила. По-хорошему, такому красочному экземпляру техники нужна подставка, дабы привязать его к местности, но я ее делать не стал, так как в дальнейшем планирую установить модель на большую диораму.
В общем и целом модель оставила очень приятные впечатления и украсила мою полку своим весьма оригиальным видом.

Владимир Яшин, Вадим Костылев

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (6)

  1. Роман:

    Володя, ОЧЕНЬ понравилось! А что за грузовик на первом фото с солью?

  2. Вадим:

    Это не грузовик — это то же самый бульдозер и есть.

  3. Яшин Владимир:

    Роман, трактор — творение Вадима Костылева. Я занимался подборкой для исторической справки и фотографировал литники и коробку для обзора.

  4. Роман:

    ааа. точно, просто с другой стороны сфотографировано :)

  5. Станислав Кривошеев:

    Отличный обзор и по истории модели и по самой модели. А уж окраска Буль де Зира :) просто выбевает почву из под ног.
    Хотелось бы увидеть еще японскую тенику от вашей студии.

  6. игорь:

    Прикольный бульдозер!