Создание масштабных моделей на заказ.
Настоящий азарт историка просыпается, когда модель строится на основе реального прототипа, согласно имеющимся фотографиям и найденным сведениям. Двойной азарт, настоящий заряд адреналина проявляется, когда судьба реального прототипа имеет подлинный драматизм.
Именно так шла работа над двумя моделями истребителя И-16 тип 10, воевавшего в Испании по обе линии воздушного фронта! Одна и та же машина, на службе двум режимам, схлестнувшихся в жестокой гражданской резне.
Борт СМ-193 служил в 3-й АЭ (авиа эскадрильи) республиканских ВВС, которая в начале 1939 года базировалась в Вилахуига. Это был самолет комэска Хосе Марии Браво, на котором иногда летал испанский ас Франциско Тарасона (6 побед). 6 февраля 1939 года этот самолет, с характерными доминошками на киле, был брошен на аэродроме во время отступления из Каталонии. Он был захвачен франкистами, перекрашен, причем счастливая доминошка сохранилась, и воевал против вчерашних хозяев…
Небольшой фрагмент о боевых буднях испанских истребителей, в том числе и Франциско Тарасоны, относится к осени 1938 года:
«После сдачи Сантандера в авиации СФ произошли серьезные изменения: эскадрилья И-16 осталась без командира, поэтому ее расформировали. Шесть летчиков (Токеро, Гонсало, Фрутос, Прадо, Тарасона и Уэрта) и пять И-16 передали в состав 5-й аэ под командованием Евсевьева.
В ночь на 12 октября фалангисты прорвали главный рубеж обороны республиканцев на подступах к Хихону, проходивший по реке Селья. Всем стало ясно, что дни «красной Астурии» сочтены.
Утром этого дня республиканские летчики Севера вышли в свой последний бой. На перехват очередной волны бомбардировщиков в небо поднялись все боеготовые истребители: шесть И-16 (летчики И. Евсевьев, Нестор Демидов, Сергей Кузнецов, Франциско Тарасона, Уэрта и Луис Фрутос) и три И-15 (летчики Ладислао Дуарте, Роман Льоренте и Кастильо).
К городу приближались около 40 немецких и фалангистских бомбардировщиков под прикрытием «фиатов» и «Мессершмиттов». Шестерка «москас» сразу разделилась на два звена — нижнее вел Тарасона. Именно на него и обрушились «мессеры», но на помощь испанцам пришли советские добровольцы. Атакой сверху они сбили один истребитель и прорвались к «бомбовозам», помешаав им прицельно сбросить бомбы на забитый беженцами порт.
Но советских летчиков атаковало новое звено «легионеров» и теперь им на помощь пришли испанцы — один истребитель с черными кругами на крыльях сбил Тарасона. Однако силы были неравными. Уэрта и Кузнецов вышли из боя на поврежденных машинах. Попал под огонь и был ранен Кастильо. С трудом он посадил свой горящий И-15 на побережье. При этом его хотели добить два «Мессершмитта», но от верной гибели испанца спас Евсевьев, который не только отогнал нападавших, но и заявил, что сбил одного. При посадке на аэродроме Кориньо на И-16 разбился Уэрта, пришлось списать и самолет Кузнецова.»
Нам удалось найти пару фотографий этой машины:
Теперь о самих моделях. Идея была в том, чтобы показать эволюцию везеринга одного и того же прототипа на двух моделях — более новой, республиканской, и более изношенной франкистской.
Моделей знаменитого истребителя И-16 в разных масштабах и модификациях существует довольно много. Самая крупная и зрелищная из низ это модель Azur/Special Hobbies. Кроме того по геометрическим размерам и пропорциям эта модель самая точная. Однако деталировка очень слаба для столь крупого масштаба, спасает то, что И-16 был очень простой машиной и особо деталировать там нечего.
Окраска производилась акрилами Тамия. Краска на франкистской машине сделана несколько светлее — эффект выгорания. Красные полосы франкисты зарисовали зеленым цветом. Он накрашен кистью, как и на оригинале. Кроме того, зеленый цвет имеет другой оттенок нежели базовый. Сколы краски на республиканской машини единичны. На франкисткой сохранились старые сколы и добавились новые. Сымитировано вытирание краски ногами пилота, потеки масла возле маслобака. Копоть от патрубков на франкистской машине тоже более обширна.
Надеюсь нам удалось воспроизвести в миниатюре такой интересный случай применения военной техники.
Владимир Яшин, Павел Черепанов, Вадим Костылев
Интересная история как сама по себе, так и эволюции модели.
Спасибо, Дмитрий!
Надеюсь, мы сделаем и другие работы в этом направлении.
Обалдеть!!! А какой масштаб?
Масштаб 1:32
Рады, что Вам понравилось!
Замечательные самолеты. Побольше бы их появлялось на этом сайте. Особенно в 48 масштабе.