Создание масштабных моделей на заказ.
Представляем интервью с еще одним нашим именитым земляком — новосибирцем Дмитрием Бекешовым, чемпионом мира по судомодельному спорту, главой областной федерации судомодельного спорта.
Дима, мы знаем, что ты чемпион мира – расскажи, как далась победа?
Вообще, если говорить о классе моделей, в котором я выступаю последние 10 лет, то это класс моделей спортивной классификации Ф4Ц. То есть это модели, купленные в магазине, собранные, доработанные и покрашенные. В этом классе моделей лидером продаж является Тамиевские линкоры в масштабе 1:350, то есть это самые распространённые модели.
То есть они довольно старые?
Да, они были единственными моделями, которые можно было свободно купить. Так как масштаб 1:350 является достаточно сложным и в сборке, и в доработке, тем более, когда не было никакого травления в принципе; поэтому модели этого класса могут качественно делать только профессионалы.
Сколько времени понадобилось, чтобы построить твой линкор?
Модель строилась быстро достаточно, около трех месяцев: месяц делалась механика, устанавливались винты, рули, аппаратура и прочее, месяц – сборка, покраска, еще месяц- изготовление ящика.
Ты уже не первый раз чемпион мира?
С этой моделью я уже дважды чемпион мира (в 2003 году и в 2007 годах). Достаточно проблемно делать модели в таком масштабе, тем более ходовые модели, поэтому лидерами в изготовлении и в выступлениях с такими моделями являются страны, в которых моделизм достаточно серьёзно развит, это Россия, Украина, Белоруссия, Чехия, Польша, Китай, Германия. И то не во всех странах моделисты могут делать модели такого уровня, потому что масштаб очень мелкий, и многие боятся утопить модель. Поэтому российские спортсмены и, в частности, новосибирские, — лидируют в этом классе даже на мировых первенствах. На прошлом чемпионате мира в 2007 году в Петеребурге весь пьедестал в этом классе моделей был занят новосибирцами.
А кто ещё с тобой выступал?
Со мной еще в этом классе выступали Алексей Курбатов и Сергей Турнаев. Сейчас уже намного больше стало моделей, есть масса фирм, производящих модели этого класса и в гораздо более крупных масштабах чем 1:350.
А в классе масштаб не оговорен?
В этом классе оговорен только материал набора, то есть, это должна быть модель, выполненная из полистирола.
Поскольку ты председатель федерации, скажи, как вообще развивается судомоделизм в нашей области и в стране в целом?
Сложно сказать. Если говорить про Новосибирск, то по сравнению с Советским Союзом — кружков стало в пять раз меньше. У детей по-прежнему есть интерес, хотя девяностые годы сказались крайне отрицательно на всем техническом творчестве в нашей стране.
Судомоделизмом дома нельзя заниматься? Ведь нужна база.
Да по-разному бывает. Кто-то и дома занимается.
А как обстоят дела с финансированием?
В последнее время ситуация меняется. Ряд огранизаций стал выделять деньги на поездки на соревнования. Например, РОСТО ДОСААФ. Хотя есть постоянная потребность в обновлении станков.
Что такое судомоделизм с твоей точки зрения? Стремление побеждать или же просто желание создать модель?
Каждый сам определяет, что это. Кто-то занимается ради удовольствия, кто-то ради наград. Лично я с каждой моделью стараюсь победить самого себя. Судомоделизм — это симбиоз спорта и творчества. Для многих это не только хобби, но и образ жизни, даже философия.
Мы знаем, что ты — мастер спорта международного класса. Выше ранга уже не бывает?
Бывает. Самое высшее – Заслуженный мастер спорта международного класса. Вообще, получение званий — достаточно сложная процедура. Я вот, например, три года документы подавал, что бы получить свое звание и постоянно что-то происходило. То начальники менялись, то классы менялись.
А когда ты собрал первую судомодель?
В 1975 году, в пятом или шестом классе школы. Я пришел в кружок и сразу понял, что это моё. Тгода кружком руководил Лебедев Николай Васильевич.
Каковы твои принцыпы, которыми руководствуешься при работе с моделью?
Усидчивость и трудолюбие!
Как ты относишься к стендовому моделизму? Есть ли пропасть между судомоделизмом и стендовым моделизмом?
Я бы не стал разделять эти два направления.
Расскажи о Кубке России, который недавно прошел в Новосибиске. Ведь это было большое событие?
Кубок, который мы проводим ежегодно в Новосибирске, приурочен ко Дню Победы и проходит в первых числах мая на водоеме возле Мотодрома. Обычно он собирает порядка 150-ти участников, которые приезжают из разных городов России, от Урала до Камчатки. Причем Кубок объединяет в себе различные классы моделей: гоночные модели, модели-копии, парусники. Мы стараемся объединить людей, занимающихся различными направлениями.
Ведь обычно соревнования гоночных моделей, копий, парусников, кордовых моделей происходят в рамках отдельных чемпионатов в разных местах и в разное время. По этой причине они малочисленны и могут быть не очень зрелищными. Нередко чемпионаты проходят в отдалении от крупных городов и зрители практически отсутствуют. Мы стараемся этого избегать, проводя соревенования в центре крупного города. Это позволяет показать модели большому количеству зрителей и способствует привлечению новых моделистов.
Как проводилась оценка копийности моделей?
У нас критерии очень серьезные. У нас пять судей. Кроме того спортсмен должен предоставить всю документацию, по которой строилась модель — чертежи, фотографии, схемы. Все должно быть подтверждено документально. Хотя иногда в оценку может вмешиваться погода. Кроме того, окраска, мелкие детали и множество других критериев.
А можно ли сделать одну модель и всю жизнь участвовать с ней в конкурсах, постоянно выигрывая, или это запрещено?
Да, такое возможно. Например, я, выступая с одной моделью несколько лет, дважды выигрывал. Не забывайте, что судомодели строятся по нескольку лет, поэтому, если ввести ограничение, что после чемпионства, модель не сможет снова участвовать, то количество участников заметно упадет. Кроме того, необходимо не только построить модель, но еще и суметь её сохранить, ведь модели участвующие в соревнованиях подвергаются серьезным нагрузкам, кроме того, грязная вода, высокие волны, да и просто руки могут повредить модель. Поэтому в модель надо вложить душу и следить за ней.
А бывает ли на крупных соревнованиях так, что выигрывает никому не известный спортсмен, темная лошадка?
Бывает. Хотя большинство участников хорошо известны. Например, китайцы всегда очень сильно выступают. У них серьезный подход и гос.финансирование.
Как влияет развитие интернета на судомоделизм?
Очень сильно. Причем положительно. Масса сайтов и форумов помогает единомышленникам с разных уголков страны беспрепятственно общаться. Плюс к этому — возможность доступа к информации. Если раньше было много моделистов и очень мало информации (иной раз модель строили буквально по маленькой фотографии из газеты, самостоятельно делая чертежи), то сейчас все поменялось – моделистов мало, но зато информации просто океан!
Расскажи о кружке. Изменились ли дети за последние 10 лет?
Я не считаю, что они изменились. Дети, проходящие через наш кружок, получают массу позитивеых эмоций, навыков, которые могут пригоодиться в жизни, ведь создание модели-копии с нуля подразумевает приобретение многих навыков: работа на станках, с инструментом, электроника, окраска.
Существует ли практика сборки судомоделей на заказ? Это кому-нибудь надо?
Да, такое бывает. Нередко, даже в соревнованиях участвуют люди с купленными моделями, ведь постройка модели это не все. Надо еще и уметь водить модель, ухаживать за ней и много других нюансов.
Какие у тебя дальнейшие планы?
Планирую построить второй свой линкор «Миссури», с максимальными доработками.
Студия «Восточный фронт»
Мы благодарим Вадима Костылева за неоценимую помощь в подготовке интервью.