Интервью: Сергей Косачев, фирма «Вектор»

Сегодня мы публикуем большое и очень откровенное интервью с Сергеем Косачевым, основателем фирмы «Вектор» — известным производителем смоляного афтермаркета для авиации. ЭТО НЕ РЕКЛАМА!

Сергей Косачев

Сергей Косачев

В.Ф. Лет десять назад в порядке вещей было просто собрать модель из коробки, в наши многие любители украшают свои модели различными дополнениями. Один из важнейших элементов списка — «звезда» от Вектора. Расскажите, как давно вы сделали свой первый двигатель и сколько позиций сейчас выпускаете?

На сегодняшний день в каталоге 99 позиций, часть снята с производства. Первый двигатель был Bristol Mercury в 48-м масштабе, сделал я его году в 98-99. Получилось все достаточно случайно, я приволок из отцовского гаража полуубитый токарник «Универсал-2» 1967 года выпуска, привел его в порядок и решил приспособить для наших дел (с тех пор вся токарка так и делается на этом станке). Как раз в тот момент я строгал Gloster Gladiator от Lindberg, ну и попробовал сделать моторчик (благо английские двигатели при всей их внешней навороченности делаются достаточно просто). Потом я прикинул, что этих двигателей мне надо как минимум 6 шт., решил его размножить. В то время я плотно работал с «Москитом», а смоляное литье для них делали ребята из «Мастер Клуба», так что с литьем проблем не возникло, а поскольку минимальная партия была около 30 шт., то лишние отливки я продал на Московском клубе. Следующий мотор — М-11 в 48-м я сделал уже на заказ «Москита». Mercury настолько всем понравился, что было решено выпустить движок на По-2 в комплекте с Москитовскими патрубками (кстати мастера на трубы для По-2 я тоже сделал, они так и канули среди не оконченных проектов Москита). Примерно в это время Москит развалился, а я начал производство двигателей не зависимо от них. Так что Вектор в том виде, в котором он известен сейчас, возник где-то в 1999-2000 году.

В.Ф.Я знаю, что фирма Вектор не первый ваш опыт в производстве моделей, расскажите чем занимались до этого и как пришли к Вектору?

Ну, моделить я начал лет с 10, году в 88-89 сделал первую модель в 48-м масштабе и с тех пор в других масштабах не работаю. Где-то в начале 90-х (если помните, в те времена был бум вакушных моделей, которые на клубе сметались коробками из-под телевизоров), у нас в Подольске собралась, скажем так, инициативная группа очень хороших моделистов (достаточно сказать, что двое из них выступали на Союзном уровне с комнатными и таймерными моделями, и руководили местным авиамодельным кружком) которые решили наладить производство вакуумных моделей. Но не копий с фимЫ, как подавляющее большинство в те времена, а своих собственных, причем в 48-м масштабе, что для того времени было не очень обычно. Была оборудована мастерская, отработана технология, сделали мастера на И-16, По-2, Пе-2, ЛаГГ-3 66-й серии, Ла-5 и на половину сделан Су-2. Для По-2 и И-16 были сделаны формы, и даже некоторое количество отливок (у меня до сих пор где-то валяются формы на эти модели). Фирма называлась «Vector»
:). Мастера на ЛаГГ-3, Ла-5 и Су-2 делал я. ЛаГГ был благополучно убит, из Ла-5 через 15 лет вышла серия смоляных моделей «Вектор», Су-2 так у меня и валяется. Потом, как это частенько бывает, фирма распалась как раз в тот момент, когда все уже было готово к производству. После этого я около 5 лет работал с Москитом в качестве наемного работника (делал им мастера, львиная доля выхлопов под авиацию в 48-м и некоторое количество в 32-м, моих рук дело).

В.Ф.Что случилось с фирмой Москит? Ее продукция была уникальна и многие по ней «скучают».

Там наложилось много факторов, расплевались между собой владельцы (их было двое), большой объем ручной работы не позволял поддерживать объемы выпуска, не хочу вдаваться в подробности, тем более, что одного из основателей Москита, человека, который собственно придумал и организовал все это дело — Леши Кириллова — уже пару лет как нет с нами.

В.Ф.Это Ваш основной род занятий?

Нет, это не единственная моя работа. Я работаю доцентом в МГТУ им. Баумана, преподаю теоретическую механику, так что это то, что называется second job, хотя как источник доходов стоит на первом месте.

В.Ф. Сергей, моделизм для большинства — хобби и отдых от работы. Для Вас это работа, расскажите, успеваете ли делать модели в свою коллекцию и как к этому относитесь.

Сапожник, как это обычно водится, без сапог. Я давно не ставил ничего себе на полку, хотя иногда делал модели на заказ, как авиацию, так и очень глубоко переделанные модели автомобилей в 18-м масштабе. А вот объемы коробок постоянно растут. В последнее время что-то зачесались руки и начал потихонечку моделить для себя, сейчас в работе Звездовский мессер и 4 Лавки (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7) тоже от Звезды.

В.Ф.Первый раз увидев Ваши изделия я был поражен. Как вы пришли к такому высокому качеству литья? Приходится наверное жестко следить за качеством и отбраковывать неудачные отливки?

Литье не мое, льют мне ребята из Мастер Клуба (они же льют для Танка, Комбрига и многих других), так что это вопрос к Сергею Бабичу (aka BSV). Хотя был период, когда я лил сам, в той самой мастерской, о которой говорил выше, и качество было не хуже, но, как показывает практика, разделение труда гораздо продуктивней. По большому счету качественное литье это не Бог весть какое сложное дело.

В.Ф. Звездообразный двигатель Вектора — это не дополнение к модели самолета — это модель двигателя, сколько нужно времени чтобы изготовить мастер-модель такого маленького произведения искусства?

Ну, если говорить именно о двигателях, то многое зависит от того, что за движок надо сделать. В среднем, в 72-м масштабе дней 5, в 48-м пару недель, в 32 двигатель типа R-2800 пару месяцев. Но тут надо иметь в виду, что время считается как у обычных моделистов, т.е. не по 8 часов ежедневно, а как получится в свободное время. Ну и предполагается, что вся информация есть.

В.Ф. Те кто один раз поставил в свой самолет ваш двигатель берут это за правило, но многие моделисты не знают о вашей продукции. Планируете ли вы как-то продвигать ее? Может быть статьи в журналы, реклама, планируете ли сделать свой сайт? Или вы не заинтересованы в увеличении тиражей?

Сайт пока делать не планирую, хотя в принципе конечно надо. Но тут нужен человек, который бы этим занимался, плюс поддержка, обновление, да и с наполнением вопрос. Так что в ближайших планах нет. За рубежом Вектор в принципе достаточно известен, и какое ни какое имя у меня есть. Давать рекламу в наши печатные издания, ориентированные на off-line смысла не вижу (хотя в том же М-Хобби информация публикуется регулярно). При нашей недоразвитой сети сбыта (я имею в виду как реальные так и интернет магазины) все опять упрется в вопрос где взять. Что касается не заинтересованности в увеличении тиражей, то доля истины тут конечно есть, ведь у меня есть пример Москита. Уже сейчас я львиную долю трачу на комплектацию заказов.

В.Ф. Скажите, кто ваш основной клиент — отечественный моделист, или иностранец?

Сегодня примерно 30 на 70 в пользу иностранцев. До недавнего времени было примерно 15 на 85. Увеличение доли наших потребителей связано с появлением нескольких магазинов у нас и на Украине, которые стали делать регулярные заказы. Много берет Паровоз, но у них львиная доля моей продукции идет на e-bay, т.е. опять-таки за бугор.

В.Ф. Что можно сказать по поводу рекламаций — то есть, если в наборе обнаружится брак — вы сможете заменить? Как эта процедура может выглядеть?

Да не то что могу, я регулярно это делаю, причем как нашим, так и буржуям. Происходит обычно двумя способами, или покупатель обращается в магазин, где он купил мою продукцию, там ему меняют брак, а потом я продавцу компенсирую, или обращаются ко мне напрямую, и я обычно без проблем высылаю замену.

В.Ф.У некоторых моделистов смола вызывает аллергические реакции — в связи с чем возникает вопрос: Ваша продукция проходила какие-то поверки, сертификации на соответстие санитарным нормам? Может работа с вашей смолой вызывать аллергию?

По-видимому, это сугубо индивидуально. Данная смола в отвержденном состоянии абсолютно безвредна, она сертифицирована для производства игрушек и сувенирной продукции. Ее компоненты в жидком состоянии — вещь не самая полезная, но это относится только к литейщикам, после полимеризации она безвредна. У некоторых людей сильная аллергия на домашнюю пыль это не значит, что она ядовита.

В.Ф. Фирма Вектор — это один человек?

Да. При поддержке литьем со стороны Мастер Клуба.

В.Ф.Мои коллеги — танкисты часто завидуют, увидев вашу продукцию, ведь аксессуары для БТТ нередко выполняются с меньшей ажурностью, чем для авиациии. Не планируете ли осваивать 35 масштаб, думаю это востребовано.Да много чего востребовано, но я в этой теме совершенно не компетентен, а я занимаюсь только тем, что мне интересно и в чем я разбираюсь.

В.Ф. А как на счет авиации в 35 масштабе? Эта тема постепенно набирает обороты. На рынке предтавлены модели немецкого Шторьха, американского Пайпера, есть еще и Фау-1. Не планируете ли изготовить двигатели для этих моделей?

Нет, не планирую, у меня и без того есть что делать.

В.Ф. Над чем работаете сейчас и каковы планы на будущее?

Ну, это дня не хватит перечислять :), у меня не один десяток начатых работ, а про задумки я вообще молчу, да и зарекся я что-то объявлять заранее, потом ведь с живого не слезут :).

В.Ф.Порекомендуйте магазин, в котором лучше всего приобретать ваши изделия.

Если говорить про отечественные интернет магазины, то, как это ни парадоксально он фактически один:
http://eduard-models.ru/
на днях вот этот магазин выразил заинтересованность в совместной работе
http://www.modelera.ru/
Есть 3 магазина на Украине
http://aftermarket.com.ua/
http://armory.in.ua/
http://a-z-models.com.ua/
Это к вопросу о продвижении продукции на внутреннем рынке. Нормальных магазинов практически нет, а те что есть не особо заинтересованы в сотрудничестве.

В.Ф. Сергей, большое спасибо за интервью!

Также мы благодарим нашего коллегу Вадима Костылева за помощь в организации этого интервью!

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (1)

  1. Муса Зекореев:

    Очень интересная статья! Почитал с удовольствием. Вживую увидел наконец безо всякой иронии, Сергея чудотворца.
    Но мне не понравилось вот это: «Литье не мое. По большому счету качественное литье это не Бог весть какое сложное дело.»

    При всем уважении к Мастеру, не могу согласиться с таким взглядом.Насколько я помню Сергей, Ваши самостоятельные отливки не отличались как раз ТАКИМ качественным литьем. Замыленные, часть отливок деформированная.Так что в этом смысле литье как раз довольно таки серьезное и сложное дело. Посмотрите сколько резиновых фирм на свете. И сколько из них льет на уровне Мастер Клуба? Единицы. Остальные просто не могут повторить их уровень.Так что в этом, позволю себе не согласиться с Вами. Ваша постановка вопроса со стороны выглядит таким образом, что Ваш успех никак не связан с Мастер Клубом. ИМХО, Сергей Бабич тоже причастен к вашему успеху в довольно обширной ее части.

    С уважением. Муса