Schwimmwagen Sondertyp 129

001%d1%80%d1%83%d1%81

Schwimm(kamikadze)wagen со взрывным характером

Представляю вашему вниманию свою очередную статью о постройке модели. За последние лет десять я написал много подобных материалов и все они рассказывают о различных перепилах, переделках, доработках, трудных поисках информации. В общем, о преодолении трудностей. Эта статья будет скорее пижонской ))) Она расскажет о том, как было приятно собирать модель отличного качества, которая не требует интенсивной работы напильником, а напротив, позволяет расслабиться и получить удовольствие от постройки!
Сказать, что я никогда даже и не мечтал о выходе такой модели в 35ом масштабе, было бы не совсем верно. Точнее, я конечно и не мечтал, но по той простой причине, что просто не знал о существовании столь колоритного и экзотичного прототипа! Надо заметить, что я очень трепетно отношусь ко всякого рода необычным аппаратам Второй мировой, но о том, что сумрачный немецкий гений додумался до столь изощренной формы издевательства над малышами Швиммвагенами, я к своему стыду даже не догадывался. Прозрение наступило с очередным анонсом фирмы Leadwarrior несколько месяцев назад. По доброй традиции фирма прислала мне сэмпл для постройки и я с энтузиазмом взялся за этот проект.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Для начала немного истории: в 1941 году два ранних Schwimmwagen Typ128 были переделаны фирмой Порше в спецмодификацию Sondertyp 129. Машины представляли собой плавающие радиоуправляемые мины, которые предполагалось применять при форсировании водных преград, для разрушения прибрежных укреплений и расчистки выходов из воды. Заряд взрывчатки размещался на месте задних сидений, а впереди — на марше ехали оператор установки и водитель. Перед применением их места закрывались металлическими листами для балансировки, защиты от пуль и предотвращения затопления, если черпанет волну бортом. Бензобак же был перенесен в корму.

8 апреля 1942 года два прототипа Typ128 были включены в состав Panzer-Versuchs-und-Ersatz-Abteilung 300 (Fkl) для прохождения испытаний. На тот момент подразделение дислоцировалось в Германии и что интересно, к тому моменту уже имело на вооружении дроны Borgward и Ente. Для успешного применения этих устройств, просто нагрузить машину взрывчаткой было бы недостаточно. Надо было еще добраться до вражеского берега в целости, да еще и выбраться на него. Чтобы добраться — конечно, следовало плыть ночью. Тогда у немногочисленных по определению машин был бы хоть какой-то шанс достичь цели, а не быть расстрелянными в воде. Два огромных коробчатых глушителя должны были не только полностью скрыть звук и избежать появления демаскирующего пара, но и позволить наблюдающим с другого берега операторам примерно понимать, куда плывет машина (для этой цели на тыльной стороне коробов у второго прототипа располагались габаритные огни). Выход на берег для колесной амфибии — дело непростое. Могут мешать как заболоченный берег и вязкая поверхность дна, так и рельеф поверхности и подводные камни. Когда водитель не сидит в машине, а управляет ей дистанционно, все эти факторы только усугубляются. Проблему решили крайне неординарно — машина снабжалась твердотопливными ракетными ускорителями RI-502 , которые следовало запалить радиокомандой непосредственно перед выходом на берег. Интересно, что эти ускорители также применялись на самолетах Ме-262 и планерах Go-242. Примечательно, что в течение шести секунд, каждый из них развивал тягу 600 кг, что теоретически позволяло поднять швиммваген в воздух даже вертикально!
Один такой автомобиль-снаряд израсходовали во время испытаний на реке Шпрее, но результаты, видимо, не впечатлили и от принятния на вооружение отказались. Слабых мест у проекта, действительно, было предостаточно. В первую очередь, это отсутствие возможности точного наведения на цель. На воде Schwimmwagen управлялся поворотом колес и был в управлении довольно инертным. Так, например, на реке с сильным течением машина неизменно подплывала бы к берегу с вывернутыми колесами. Включение в этот момент ускорителей зачастую приводило бы к переворачиванию машины при выходе на сушу. Теоретически можно было бы включать ускорители на расстоянии от берега и машина выйдя на глиссирование выскакивала бы на берег в нужном месте и становилась на колеса. Но на практике рассчитать момент включения ускорителей было слишком сложно. К тому же, если берег был с уклоном, машина могла бы дать «свечку» как с трамплина. Поэтому, второму прототипу повезло куда больше, его пощадили и сделали «даунгрейд» до обычного Швиммвагена, демонтировав взрывчатку и радиоуправление. При этом, на своих местах остались крепежи для ракетных ускорителей, коробчатые глушители и некоторые другие характерные черты Sondertyp 129. Машина применялась на Восточном Фронте как обычный Швиммваген.

фото 0001-0004 Прототип №1. Вид с разных ракурсов. Пожалуй, самое заметное его отличие — прозрачные щитки вместо обычного ветрового стекла.)

0001

0002

0003

0004

0005 — Твердотопливные ракетные ускорители RI-502

0005

0006 — Прототип №2. Судя по всему, машина несет камуфляж из песочных пятен поверх серого. Обратите внимание на ветровое стекло стандартного образца.

0006

0007 — Та же машина дожила до 1943 года и получила свежую окраску Dunkelgelb. Либо, возможно, что Sondertyp 129 изготовили не 2 шт, а несколько больше.

0007

СБОРКА
Теперь давайте разберемся с тем, что именно предлагает фирма Leadwarrior в своем наборе. Нам известно, что было создано два экземпляра Sondertyp 129. На серии фотографий (видимо с испытаний в апреле 1942 года) фигурирует машина в темно-серой окраске с маркировкой WH на корме и перечеркнутой номерной табличкой. Её самой характерной особенностью являются два прозрачных полукруглых ветровых щитка водителя и пассажира. Условно назовем эту машину прототип №1. Видимо, именно она и была уничтожена в ходе испытаний на реке Шпрее и вполне вероятно, что номерная табличка перечеркнута именно потому, что машину предполагалось взорвать изначально. Плюс нам известны еще две фотографии аналогичной машины, переоборудованной в обычный швиммваген. Условно назовем его прототип №2. Бывший Sondertyp 129 в нем выдают крепежи под ракетные ускорители и большие коробчатые глушители на корме. Эта машина явно пережила испытания на реке Шпрее и благополучно дожила до весны-лета 1943 года, когда и получила темно-желтый окрас. От прототипа №1 она отличалась наличием обычного ветрового стекла (хотя, его могли и смонтировать позже) и расположением габаритных огней не на задних крыльях, а на тыльной стороне коробчатых глушителей.
Набор фирмы Leadwarrior позволяет построить именно прототип №1. Если вы захотите построить прототип №2, то придется произвести ряд манипуляций с расположением мелочевки и заменить ветровое стекло.

Собственно, сборку этой модели можно сравнить с истинным удовольствием! Качество литья практически идеально, дефектов или изъянов, равно как и каверн не обнаружено, поэтому моей задачей было расслабиться и получать удовольствие от этого своеобразного модельного деликатеса! Кстати, у мелочевки столь ажурное литье, что хочется брать детали, преварительно одев белые тканевые перчатки. В любом случае, перед тем как взяться за работу, стоило изучить фото прототипа на предмет доработок по мелочам. К счастью, моя внимательность была вознаграждена, и я нашел несколько моментов, которые позволяли улучшить достоверность машины. В частности, на левом глушителе-коробе нужно было имитировать некий механизм. Откровенно говоря, так и не разобрался зачем он, но на фото виден хорошо. Кроме того, на ракетных ускорителях после сборки образуется шов, который необходимо зачистить. В остальном, модель идеальна. Её постройку я бы сравнил с бутылочкой хорошего вина, которое так приятно, что хочется растянуть удовольствие и посмаковать подольше.

0008 — Вся верхняя часть модели отлита в одну деталь, причем литье просто великолепное. на весь этот рельеф всего один маленький пузырек воздуха.

0008

0009 — Для тех кто любит повозиться с деталировкой эта модель покажется слишком простой, а вот если есть желание насладиться качеством и не обременительной постройкой, то это идеальный вариант!

0009

0010 — В отличие от большинства смоляных моделей, массивных питателей как таковых нет. То есть пила не понадобится. Тонкие питатели легко удаляются острым ножом. Также придется срезать легкий облой.

0010

0011 — Обратите внимание на качество деталировки и литья замков для инструмента. Большинство моделистов очень не любят собирать их из травленки, но здесь это и не требуется. Замки под шанец «под ключ» от Leadwarrior! )))

0011

0012 — Основные элементы модели собраны воедино. Сборка не потребовала много сил. Стыкуемость верха и низа оказалась очень хорошей.

0012

0013 — Вид с другого ракурса. Белая шпаклевка — место, где был обнаружен небольшой пузырь воздуха.

0013

0014 — К сожалению, питатель детали запасного колеса проходит по самому видному месту и протектор на этом участке не пролит.

0014

0015 — Это потребовало некоторой работы острым резаком, чтобы имитировать недостающую фактуру протектора.

0015

0016 — корма крупным планом. Выхлопные патрубки из смолы были заменены на трубочки из латуни.

0016

0017 — Конструкцию винта собрал из любопытства, так как планировал поставить зачехленный винт, как на фото прототипа. Оба варианта идут в наборе на выбор.

0017

0018 — А это не совсем понятная мне конструкция на боковине левого выхлопа. на фото прототипа она видна довольно хорошо.

0018

0019 – 0022 Фото модели перед окраской

0019

0020

0021

0022

ОКРАСКА
В том, что машина несла равномерный окрас панцер-грау нет никаких сомнений. Соответственно, модель рисковала получиться довольно унылой и скучной. Мне предстояло решить довольно интересную задачу: окрасить машину так, чтобы она выглядела интересно, но при этом была свежей, недавно вышедшей с конвейера, и не выглядела как ржавое ведро. Нужно было подчеркнуть необычный рельеф, при этом не вдаваясь в крайности. Это оказалось довольно увлекательно. Например, впервые за много лет на моей модели нет ни единого скола краски. Им просто неоткуда взяться. Уверен, что какой-нибудь среднестатистический европейский моделист низверг бы на модель сколы и царапины как из рога изобилия. Это было бы красиво, но не имело бы отношения к реальности, так как этот Швимм после нескольких дней испытаний был взован. То есть, износа краска получить попросту бы не успела. Разнородность оттенка была слегка подчеркнута легкими градиентами, очень умеренно, просто чтобы модель выглядела чуть рельефнее. Плюс, немного матового масла Wilder, втертого насухо. Что интересно, я совсем не использовал сухие пигменты. Остатки полу-смытой грязи и пыли, при выезде на берег, на мой взгляд, лучше имитировали грязевые жидкости от AK Interactive. Подробности на фото ниже.

0023- Первым делом, модель была загрунтована. использовал черный грунт от Ганзы. Места, где случился непрокрас залил акрилом XF-69 из аэра.

0023

0024- Затем модель была задута акриловой темно-серой краской XF-24 от Тамии.

0024

0025 — Ну а теперь интереснее! Жидко разведенными красками Xf-63 и XF-69 прошелся по всем углублениям и швам, что позволило их слегка затемнить, а выступающие части были покрыты жидко разведенной XF-57 для осветления.

0025

0026 — Ракетные ускорители окрашены краской XF-65 и установлены на свои места. Резина на запаске окрашена кистью краской XF-69, а чехлы на фарах цветом Feldgrau от Vallejo.

0026

0027 — Вид сверху. Обратите внимание, что все переходы тонов были сделаны мягко, без резких контрастов между оттенками.

0027

0028- Маркировка WH — сухая декаль из запасов, номерная табличка покрашена белым.

0028

0029- Тонировка началась с нанесения светлого фильтра серо-голубого оттенка фирмы Wilder.

0029

0030- Затем были нанесены масляные точки красками 502 Abt четырех оттенков, чтобы придать тону легкую хаотичность. Растушевал кистью, увлажненной в уайт-спирите.

0030

0031 — Затем, для того чтобы подчеркнуть рельеф модели, в углубления была втерта насухо темно-коричневая матовая масляная краска Wilder LS-26. выступающие элементы, напротив были насухо натерты светло-серым маслом LS-18.

0031

0032- Пожалуй, самым трудоемким моментом в работе с моделью оказались ветровые щитки. Они вырезаны из тонкого прозрачного полистирола. Клеил на футуру, а потом прихватывал супер-клеем по уголкам, так как они постоянно норовили распрямиться.

0032

0033- Колеса установлены на свои места. Попытался имитировать грязь после выезда амфибии на берег, заливая грязевые эффекты двух оттенков от AK Interactive по рисунку протектора. Излишки стирал кистью, смоченной в растворителе.

0033

0034- Аналогично грязнилось и днище, плюс имитировал некоторое количество забрызганности в районе колес. кстати, в итоге я поставил деталь винта в чехле, как на фото прототипа.

0034

0035- Финальным этапом стала сухая кисть светло-серым оттенком по выступающим деталям и граням на верхней части модели.

0035

0036- Выступающие грани корпуса были слегка отполированы ватной палочкой до появления легкого лоска, как на фото прототипа. Это подчеркивает эффект свежеокрашенной машины.

0036

0037- Ну а финальным аккордом стала установка модели на подставку и металлическая табличка с исторической справкой, чтобы модель было удобнее экспонировать и возить по выставкам.

0037

На этом все. Вот такой вот получился Швимм-самоубийца. Работа над моделью была начата в апреле и длилась до августа 2016 года.
   
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
Leadwarrior LW35225
   
Выражаю благодарность Алексу Шелесту за предоставленный набор!
Отзывы, советы и конструктивная критика, как и всегда, приветствуются!
    
Владимир Яшин
Новосибирск 2016
www.genscher-shop.ru
www.ost-front.ru

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (10)

  1. Кирилл:

    Очень красиво.. как настоящий :)
    Только запасное колесо, по сравнению с корпусом, слишком «чистое»…

  2. Максим:

    Отличная работа получилась! Но фотографии на белом фоне ужасны — ничего не разберешь!

  3. Яшин Владимир:

    Кирилл, спасибо!
    Согласен, но оно и есть совсем новое, еще не загрязнили :)))

  4. Яшин Владимир:

    Максим, спасибо! Рад, что понравилось!
    А чем фотки ужасны? И чего именно не разобрать? По мне, наоборот, отличные фотки получились. Специально носил модель в фотостудию к фотографу профессиональному.

  5. Андрий:

    Всегда хотел спросить, как вы закрепляете модели на подставках такого рода? Понимаю, что вопрос немного не по теме, но буду очень благодарен если поделитесь информацией.

  6. Максим (другой):

    Фото на белом да, сложно смотреть долго — белый фон сильно бьёт по глазам.

  7. Стас:

    Деталь на глушителе — уровень для определения дифферента на нос или корму.

  8. Яшин Владимир:

    Андрей, все просто, под каждое колесо по капельке клея Kraft Bond от тамии. Держится намертво и отковырять всегда можно :)

  9. Яшин Владимир:

    Максим, да есть у белого такой нюанс.

  10. Яшин Владимир:

    Стас, а ведь вполне вероятно! Логично. Спасибо!