Интервью: Александр Педан

Привет, Александр! Спасибо, что выкроил время пообщаться с нами!

Привет, Владимир! Для меня это – первое интервью, так что прошу не судить строго.

Итак, начнем с основ. Для большинства из нас увлечение моделизмом началось в далекие 80-е годы с постройки безымянных самолетиков. А с чего началось твое увлечение моделизмом? Как давно это было?

Первую попытку завладеть мной моделизм предпринял в те же восьмидесятые и теми же самолётиками. Я тогда жил в небольшом городке в Сибири. Родители дважды покупали мне эти самые безымянные самолётики. Клея не было, так что я собрал их при помощи пластилина. Но это ни во что не выросло. Уже в девяностые мне захотелось иметь машину на дистанционном управлении. На проводе. Мы с отцом пошли в Детский мир, там была только одна такая машина. Жуткое барахло. Отец меня тогда убедил купить что-нибудь другое. Этим другим оказались БТ-5 с экипажем и Т-60. Всё «Звезда», разумеется. Собрал я их, как смог – детали от литников просто отламывал, ничего не зачищал. Красок тоже не было. Переехав в Питер в 97-м году, я попал в модельный магазин в Артиллерийском музее. Тогда я впервые понял, что такое моделизм, как должны выглядеть модели.

Твои работы уже не первый год занимают призовые места на различных конкурсах. Интересно, как ты сам оцениваешь уровень своих моделей?

Честно говоря, сам я свои модели оцениваю довольно критически. Для меня было неожиданностью внимание к моделям на конкурсах, призовые места. Это – хобби для себя в первую очередь. Нет цели побеждать где-то. Строю то, что мне нравится и выставляю.

Чьи работы повлияли на твой стиль окраски? Знаменитая испанская школа?

Я не могу сказать, что на меня кто-то повлиял. Я смотрю на работы коллег, смотрю видеоролики различных процессов окраски, делаю свои выводы. Что-то мне нравится, что-то нет. Я, хоть и художник, как принято говорить, но стараюсь не уходить слишком далеко от реализма. По той же модуляции я сделал свои выводы, выбрал свой вариант её использования и продолжаю попытки достичь своего, в первую очередь, идеала. Так что какого-то гуру, учителя, которому я подражаю, у меня нет. Сейчас я бы назвал своим идейным коллегой Тони Гуардераса (Superdope AG), но с ним я познакомился, когда имел уже свою коллекцию грузовиков и техничек. У нас с ним общие интересы, в моделизме, но не сказал бы, что он оказывает на меня влияние. Не скрою, когда я делаю модель, я смотрю, как эту модель построили другие. Стараюсь сделать, как минимум, не хуже. Так, например, делая Полуторку, я долго рассматривал аналогичную модель от Романа Прошкина. Ведь до этого я не делал модели советских грузовиков. Для меня это было в новинку.

Как относишься к таким экспериментам, пришедшим из заграницы, как цветовая модуляция, спеклинг, многослойные сколы, окраска с использованием лака для волос?

Модуляция – это всё, что отличается от окраски модели в один цвет. Ведь попытки «приподнять» отдельные элементы при помощи «сухой кисти» — тоже модуляция, по сути. То, что понимается под модуляцией в нынешнем смысле, мне, скорее, чуждо. Это красиво, смотрится интересно, но для себя я допускаю только «вертикальную» модуляцию. Чем выше, тем светлее. Высветление переднего края отдельных плоскостей – вещь нереальная, на мой взгляд. С художественной точки зрения при повороте модели на 180 градусов светлые и тёмные участки должны меняться местами. Подобная экстремальная модуляция, я бы сказал, приближает модель к трёхмерному изображению в компьютерной игре, а не к реальности.

Спеклинг, как оказалось, я использовал, ещё не зная, что это такое. Этот приём мне нравится. Думаю, это заметно по моим работам. На двух своих крайних работах (ГАЗ ММ и Foden 6×6) этот метод я применил для загрязнения всей ходовой. Думаю, работу с этой технологией я продолжу.

Многослойные сколы мне никогда не нравились. Вернее, у кого-то они удавались неплохо, но у большинства выходили именно нарисованными. Я даже не пытался их делать.

Хэйрспрей тоже никогда не применял. Смотрится эффектно, разумеется, но пока ни на одной своей работе не увидел я необходимости применения этой техники.

Какие направления и масштабы тебе наиболее интересны в настоящий момент? В каком русле шла эволюция твоих интересов?

Масштаб только один – 1/35. Всё остальное — не моё. Есть у меня Kubelwagen в 16-м масштабе, но собран исключительно в качестве эксперимента. По направлениям тоже – наземная военная техника. Преимущественно колёсная. Пока я с нею не наигрался, можно сказать. Эволюция шла спокойно – я тихо и мирно делал танки. Потом мне жутко нравились немецкие полугусеничники. Техника союзников мне не нравилась очень долгое время. А потом вдруг всё переменилось. Я увлекся именно союзниками. Меня в них привлекает обилие маркировок, надписей… Я долго старался работать в рамках ВМВ, но сейчас понемногу ухожу от этих рамок. Есть несколько задумок в современке, но не в отечественной. Мне интересны модели, прототипы которых я не встречаю каждый день на улицах. Этим мне, думаю, удалось привлечь к себе внимание коллег. Я делаю модели машин, которые не слишком известны, не слишком раскручены в России. В этом русле я и планирую развиваться в дальнейшем.

У тебя в коллекции есть любимая модель?

Наверное, нет. Так, чтобы именно любимая. Есть такие, которые я считаю особенно удачными. Одной из самых удачных и знаковых для себя я считаю, пожалуй, Ward LaFrance. Это – первая смоляная техничка, на которой я не побоялся экспериментировать в окраске и впервые серьёзно вложился в воссоздании матчасти. Кстати, я никогда не стремлюсь к тому, чтобы матчасть была точной по размерам, обычно просто воспроизвожу то, что должно быть, если что-то на модели отсутствует или слишком упрощено.


Ну и вопрос наоборот. Есть ли среди твоих работ такая, которую ты мог бы назвать не очень удачной?

Тут тоже сложно. Смотря, с какого периода отсчитывать. Старые модели, конечно, сильно уступают по уровню более новым. Пожалуй, выделил бы Scammell Pioneer. Он заслуживает более серьёзного подхода к матчасти и к покраске. Простовато вышел. Но я не переделываю старые модели. Если модель отснята и убрана на полку, — она закончена. Если я захочу что-то изменить в модели, я куплю новую и соберу её. Есть такие задумки относительно того же тамиевского Dragon Wagon. Он был моей первой техничкой. Это очень интересная модель и я бы хотел сделать её сейчас, владея нынешним уровнем окраски.

В последние годы ты сделал очень серьезный скачок в плане качества работ. Интересно, видишь ли ты потолок своих возможностей? Не опасаешься ли, что однажды наступит предел совершенствованию навыков?

Не знаю насчёт скачка, для меня этот процесс идёт постепенно. Уровень растёт, конечно. Считаю, что появилось чувство меры. Я учусь контролировать свои желания в тонировке и, особенно, в загрязнении моделей. Для себя дальнейшее развитие вижу не в совершенствовании окраски, а в расширении рамок. В частности, пора приниматься за изготовление оснований. Многие моделисты, с которыми у меня сложились дружеские отношения, как раз начали активный прессинг в этом направлении. Именно в этом я вижу развитие лично для себя. Но не диорамы, а именно основания для создания атмосферности. Для меня модель всё равно останется центром, основным объектом приложения навыков. Кстати, у того же Тони Гуардераса подметил интересную возможность в дополнении основной модели неким довеском – прицепом к грузовику, как минимум. Буду двигаться в этом направлении. Посмотрим, что из этого выйдет.

Насколько можно судить, ты предпочитаешь различные редкие прототипы инженерной техники и грузовиков. Скажи, с чем это связано? Классическая бронетехника не столь интересна и привлекает тебя меньше?

Да, пожалуй, так оно и есть. Привлекает именно военная техника, но не разрушительного плана, а созидательного. В этом что-то есть, по-моему. К тому же, меня радует редкость моделей. Вещи, которые делаю я, в России делаются очень мало. Та же обычная транспортная техника, грузовики – малозаметные рабочие лошадки, на плечи которых ложилось ответственная задача снабжения. Инженерная же техника – это просто моя любовь. А технички времён ВМВ имеют особый шарм. Процесс воссоздания тросовой системы – это самое интересное для меня в постройке таких моделей. Я всегда стараюсь сделать систему тросов рабочей. Не имитирую. Если стрелы на Даймонде держатся тросом, значит, они держатся тросом.

В бронетехнике меня всегда чертовски угнетал процесс создания ходовой. Однообразные действия, десятки катков, сотни траков… Ненавижу это, если честно. Я нетерпелив, мне всегда хочется поскорее довести модель до состояния, когда силуэт модели начинает узнаваться. При строительстве колёсной техники этот момент наступает быстрее.

В последнее время на рынке появилось несколько моделей советских тяжелых грузовиков. Не было желания взяться за постройку Такомовского Краза 260 с трейлером, например?

Действительно, интересных моделей в последнее время появляется много. Но как-то не цепляют. К тому же эти модели обоснованно вызывают повышенный интерес и будут собираться десятками. Но мысль о строительстве тягача с прицепом имеется. Только не отечественного опять же. Есть желание построить Oshkosh с трейлером. Надеюсь, ничто этому не помешает.

Как относишься к модельному «хомячеству»? Много ли в твоих запасах несобранных моделей? Есть ли долгострои, которые ты никак не можешь закончить?

Я понимаю такое «хомячество», но для себя я это не приемлю. У меня максимум было четыре коробки в один момент времени. Сейчас две модели в запасах и одна в работе. Как я понимаю, процесс покупки моделей – это отдельное хобби. Мне оно не интересно. Я покупаю модель, которую хочу построить сейчас и строю её. Если иметь 10-20 и больше моделей, можно никогда не добраться до некоторых из них. Так что не вижу смысла. Долгостроев так же не имею. Пару раз в жизни я охладевал к моделям на достаточно долгое время и было сложно вернуться. Но остывал не к конкретной модели, а к хобби вообще. В этих случаях я покупал что-то несложное, но интересное для пробуждения музы. А в нормальном состоянии я всегда строю только одну модель. Не начинаю новую, не закончив предыдущую. Это связано с тем, что занимаясь моделью, я смотрю много фотографий, представляю, как она должна выглядеть, думаю, как и что я хочу сделать. Можно сказать, живу этой моделью. Каждая модель в процессе строительства является для меня самой любимой.

А сколько в твоей коллекции собранных моделей?

На данный момент около сорока. Не так много, тем более, часть из них не представляет из себя ничего особенного. Из нормальных, которые не стыдно показать, штук 15-20.

Большое количество моделей фирмы Accurate Armor, которые ты строил это дань качеству данного производителя или они просто выпускают интересные тебе прототипы? Расскажи о моделях этой фирмы.

Никакой данью это не является. Качество их моделей оставляет желать лучшего, особенно, принимая во внимание их цену. Просто они являются уникальными. Никто больше не делает Ward LaFrance, Scammell, Foden, Antar. Мне близок их ассортимент. Их интересно строить, но они не для новичков. Большую часть их моделей невозможно построить, руководствуясь только инструкцией. Обязательно нужны фото прототипов. По качеству они довольно хороши. Заметно отличие между новыми и старыми моделями. Например, новые Бедфорды очень приятно сделаны. Здорово отлиты, хорошая деталировка, много травлёных деталей… Всё на уровне. НО мне не с чем сравнить. Я не пробовал собирать полностью смоляные наборы других производителей.

Что такое старый АА, я познал совсем недавно, построив Foden. Как потом выяснилось, модели около 20 лет. Странно, что его не подтянули, учитывая современные возможности. Строить его «из коробки» — просто преступление. Поэтому пришлось запастись пластиком, проволокой, терпением и привести его в порядок. Иначе, модель смотрелась бы смешно.

Но всё равно шотландцы – молодцы. Было чертовски жаль их в ситуации, когда они выпустили тягачи и прицепами на базе Diamond и в скором времени китайцы выпустили их же в пластике. После этого многие модели, которые делались только АА, ушли в небытие.

Интересно, а что ты предпочитаешь больше, смолу или пластик? Какой из материалов тебе больше нравится с точки зрения качества и удобства работы?

По большому счёту, я вижу отличие для себя только в процессе склеивания деталей. Пластиковые я могу приложить так, как они должны быть и капнуть клея, а смолу приходится клеить супер-клеем и тут меньше возможности для корректировки положения одной детали относительно другой. В остальном я проблем не вижу. Нормально отделяются и обрабатываются детали и из пластика и из смолы.

Может быть, есть такие модели, которые тебя «победили» и ты отказался от их постройки в виду «дубовости» и невозможности довести до ума?

Нет таких. Все модели были доведены мной до ума по возможности. Самым дубовым, опять же, оказался Foden, но я его одолел и доволен им. Моделей Фодена в сети единицы. Бросить его на полпути, сдаться, отложить на неопределённое время – зачем? Построить из него достойную модель оказалось реальным. К тому же управился всего за 4 месяца.

Много ли в твоем арсенале инструмента, модельной химии? Может быть, поделишься какой-то своей фишкой или технологическим секретом, который может быть полезен для коллег?

Честно говоря, инструмент только самый необходимый: кусачки, нож, пара пинцетов, свёрла, надфили. С модельной химией тоже как-то негусто: фильтры, жидкости для ржавчины, пигменты, фиксер для них, смывка и жидкость для масляных пятен. Всё MIG, всё куплено ещё лет пять назад. Никак не кончается. Различные подтёки предпочитаю делать маслом. Каких-то секретов так же не имею. У меня нет какого-то стандартного алгоритма. Есть, конечно, последовательность действий при покраске, но всё остальное – на глаз.

Над каким проектом работаешь сейчас?

В данный момент в работе цистерна на базе GMC CCKW от HobbyBoss. Но это – механика. Мысли совсем в другом месте. Планирую аккуратовский Foden Drops с довеском на горбу. Надеюсь, проект осуществится в том виде, в котором задуман. До этого надо собрать ещё один грузовик в качестве отдыха от смолы и менговский Доби.

Есть ли такие прототипы, которые ты мечтал бы построить, но они еще не выпускаются ни в пластике, ни в смоле?

О, да. Это британская техничка AEC Militant. Пока не делает никто, но, если не брать в расчёт кабину, модель можно реализовать из пластика и подручных средств. Кабина сложновата для постройки с нуля, но можно заказать 3D-печать. Думаю над этим. Задавал вопрос о модели Дереку Хансену из Accurate Armour – пока нет его в планах. Пока я не готов делать модель полностью самостоятельно.

Что для тебя моделизм? Искусство, профессия или просто хобби?

Просто хобби. Не более. Хотя, последнее время он, моделизм, занимает всё больше места в моей голове. Стараюсь оставить его на своём месте. Он не должен мешать ни работе, ни семье.

К искусству я себя не причисляю, конечно.

Интересно, есть ли у тебя, как у моделиста какая-либо сокровенная мечта? Может собрать все британские тяжелые грузовики? 😉

На данный момент такого нет. Я не могу сказать, что они все меня привлекают. Я не заказываю всё подряд. Покупаю то, что нравится больше всего. Так что мечтать я буду о чём-нибудь вне моделизма, а при постройке моделей буду просто отдыхать. Посмотрим, куда приведёт меня моё хобби. Когда-то я считал Шерман уродливым танком и был уверен, что никогда не буду делать его модель. Сейчас у меня две модели Шерманов. Я по-прежнему считаю его довольно уродливым, но он мне нравится. Так что я не загадываю наперёд. В конце концов, это всего лишь хобби.


Ну и напоследок традиционное пожелание всем моделистам.

Желаю всем новых и интересных моделей. Сам придерживаюсь такого принципа, что каждая последующая модель должна быть хотя бы немного лучше предыдущей. В этом и есть прогресс на мой взгляд. Этого желаю и остальным.

Другие работы Александра:

Остальные работы Александра можно найти тут

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (5)

  1. Oskar:

    Класные модели! Отличное интервью.

  2. Боюсь, что интервью не смогу в ближайшее время прочитать… Но в будущем взял себе на заметку. Работы автора оставляют приятное впечатление! Спасибо за работу авторам сайта и Александру за время, что нашел ответить на вопросы!

  3. Александр:

    Спасибо за интервью. Что-то особенное есть в моделях Александра. Много раз пересматривал его работы.
    Удачи ему и творческих успехов.

  4. Alex:

    Очень интересное интервью!

  5. Константин:

    Спасибо за интервью. Только сейчас на него наткнулся. Завидую выдержке автора в отношении покупки новых моделей. К сожалению, меня вовремя никто не остановил. Было бы интересно вщяться за параллелльную постройку. Есть M32 Recovery в планах?