Type 4 Ha-To

ИСТОРИЯ
В декабре 1942 года японское армейское командование заказало разработку мобильной версии для новой 300-мм осадной мортиры с дульным заряжанием. Само орудие было спроектировано для стрельбы 170-кг фугасными снарядами на относительно небольшое расстояние (до 3145 м). Орудие было гладкоствольным. Начальная скорость снаряда — 183 м/с. Мортира была массивной, весом в пять тонн и ей требовалась довольно крупная машина. В 1943 было принято решение использовать в качестве шассии экспериментальный гусеничный тягач Chi-So, имевший подвеску от танка Type 4 Chi-To. Машина имела бронированную кабину, с толщиной брони 12 мм, задние 2/3 части корпуса отводились под грузовой отсек.

Мортира была установлена в задней части тягача, с краном для заряжания, закрепленным в передней части лафета. Гидравлические приводы регулировали угол наклона орудия и систему заряжания. При движении орудие опускалось на крышу кабины. Для стабилизации мортира имела прямоугольный упор, с гидравлическими приводами, который в боевом положении опускался на землю. Огонь велся подл углом 50 градусов. Дальность стрельбы при этом регулировалось весом порохового заряда. Во избежание чрезмерных нагрузок на ходовую поворот по горизонтали осуществлялся в пределах всего 3,5 градуса вправо и влево. Из-за большого времени, требуемого на подготовку к стрельбе и на сворачивание после стрельбы, орудие было весьма уязвимо для контрбатарейного огня.

Прототип был построен в конце 1944 года, а в начале 1945 года были готовы три предсерийных машины. К тому времени на вооружении японской армии уже имелись 200 и 400-мм мортиры. По сравнению с этими простыми конструкциями, которые были недороги в производстве и стреляли с простой деревянной платформы, выпуск самоходной мортиры был признан чрезмерно дорогим. Так что проект был закрыт. После капитуляции одна из этих машин попала на Абердинский полигон для испытаний. До наших дней не сохранились…

ТТХ
Всего построено машин: 4
Масса: 14,3 т
Расчет: 7 чел
Длина: 6800 mm
Ширина: 2400 mm
Высота: 2750 mm
Клиренс: 400 mm
Двигатель: Mitsubishi Type 100 8-цилиндровый дизель
Мощность: 165 лс
Макс.скорость: 40 км/ч по шоссе
Вооружение: 1 X Type 3 300 mm осадная мортира

СБОРКА
Смоляной набор от фирмы Katana имеет сравнительно неплохое качество, за исключением траков, которые надо выбросить и заменить на металлические. Основные элементы были довольно ровными, некоторые пришлось отпаривать и изгибать в кипятке, но этим нас не удивишь. Детали ходовой желательно взять пластиковые от танка Chi-To, потому что в модели они местами кривоваты. Саму мортиру собрать довольно непросто, масса мелких и хрупких элементов, которые норовят оторваться — проволока и фототравление. Я добавил резиновый шланг для электропривода спускового механизма — чтобы давить на курок расчет отходил на некоторое расстояние.

ОКРАСКА
Базовый цвет у модели — бледно-зеленый, с темно-зелеными полосами, но после интенсивного везеринга это уже не так различимо) Тонировка намеренно насыщенная, много ржавчины, сколы, потеки, пятна масла и топлива, запыление. Машина вероятно проходила испытания и в какой-то момент оказалась заброшена…
В интернете не удалось найти ни единой готовой модели этой уникальной машины…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Katana — 35C20 Type 4 Ha-To (IJA Self-propelled 300mm Mortar)
Friulmodel — ATL-70 TYPE 97 CHI-HE tracks
Шланг резиновый, проволока

Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (12)

  1. Роман:

    «Шланг резтиновый»- смутил шланг , может быть я просто чего-то не знаю ? Если все же резиновый , то исправьте пожалуйста :)

  2. Владимир Яшин:

    Вот он, сумрачный японский гений! Переплюнул-таки немецкого :)

  3. Алексей:

    Чёрт побери. Крайне харизматичный трактор апокалипсиса.

  4. Дмитрий Екатеринбург.:

    Ржавишь, металлишь….Гут )))

  5. Дмитрий Екатеринбург.:

    Представляю, сколько пришлось позаниматься любовью с набором, при постройке этой модели !

  6. Павел Черепанов:

    Роман, поправили резиновый, спасибо

    Вова, да, это японский сон разума, который порождает чудовищ.

    Алексей, спасибо!

    Дмитрий, спасибо! Ты даже не представляешь))) Теперь я объявляю целибат на смоляные модели сроком на один месяц. Только пластик! Только «изкоробка»!

  7. ITR:

    За сборку такой чуды-юды, конечно плюс. Не каждому хватит терпения и сил собрать такой набор.
    Правда, видимо, без потерь не обошлось. Куда-то пропали буксировочные проушины с носа машины. Катки кривые и местами заметно висят в воздухе.
    Окраска же, простите, на уровне песочницы. Одни штоки цилиндров подъема чего стоят.

    В общем, аппарат крайне интересный и дико редкий, но исполнение оставляет желать лучшего, увы.

  8. Артур,Тель Авив:

    Ребята как вам удается с таким постоянством » выпекать» новые и новые модели? ITR зря вы про «песочницу» так. Это творческая зависть или желание нагадить?

  9. Дмитрий Екатеринбург.:

    Артур, это про нагадить )))))

  10. ITR:

    Артур,Тель Авив,
    Ни то и ни другое. Это мой личный взгляд моделиста на работу другого моделиста. Тем более учитывая то, как автор себя позиционирует в соответствующей среде.
    На мои замечания он, конечно, не отвечает и возможно даже их не замечает, это его право.
    А завидовать, увольте, мне хватает моделизма и в качестве хобби:)

  11. Георгий:

    Отличная работа.

  12. Алексей:

    крсаиво.но — почему ствол такой закопченый?