Интервью: Олег Никитин

Привет, Олег! Очень рады, что ты выкроил время пообщаться и ответить на наши каверзные вопросы! )))

Привет Володя, Паша!

Давай начнем с истоков. Скажи, как давно ты строишь модели и помнишь ли первую модель? Как все начиналось?

Класса с пятого наверное. А первая модель, это тяжёлый истребитель Hawker «Tempest» в масштабе 1:72 от фирмы NOVO, была давным-давно такая контора. Окрасил её маслом, получилось неплохо, по крайней мере я так тогда думал. Ну и с тех пор страсть к моделизму въелась в меня. Я даже в армии тайком собрал пару моделей и прятал их за агитплакатом в лен комнате.

Еще в 90-е годы, ты становился призером конкурса, проводившегося фирмой Tamiya. Лучшие работы этого конкурса (в том числе и твои ))) публиковались на страницах известного в те времена альбома Pachi. Российские моделисты могли почерпнуть эту информацию со страниц журнала Стендмастер. Расскажи немного, как ты оказался среди тех, кто первым вышел на столь серьезный мировой уровень. Что подтолкнуло к участию в конкурсе Pachi?

Да, именно в журнале СтендМастер печатались приглашения для участия в конкурсе. Очень хотелось доказать себе, что мы тоже чего то да стоим. Помню, что это было очень муторное дело — подписывать каждую фотографию и указывать: имя, фамилию, возраст, дату рождения, название работы, адрес. И всё это с большим трудом влезало на маленькую табличку, приклеенную с тыльной стороны каждой фотографии.

А можешь подробнее рассказать о тех работах, которые были опубликованы в Pachi? Как они создавались в эпоху, когда не было никаких готовых решений и все приходилось изобретать самому? Например, как удалось сделать стекающую с лобовой брони воду на Marder или как имитировал коррозию и следы пожара на иракской 62ке?

Первые две работы «М-48, Вьетнам» и «Буря в пустыне» были сделаны практически одновременно. Перед этим я приобрел несколько журналов Squadron Signal Publications по Вьетнаму и Операции Буря в пустыне, вот уж где было развернуться. И эти работы я уже делал по фотографиям, по крайней мере старался их придерживаться. Интересная была реакция наших моделистов, они нbкак ни могли понять, как у меня рука поднялась «раскурочить» и «запоганить» достаточно дорогостоящие на тот момент модели японкой фирмы. С 62-ой ничего особого нет, белым высветлялся тамиевский олив драб, закопчение с аэрографа — чёрной эмалью, разводы ржавчины — кистью, новомодной и ныне очень любимой мной химии тогда не было. Тогда же первый раз попробовал заменять пластмассу, пищевой фольгой, из неё в то время делали одноразовые тарелочки. Они у меня до сих пор хранятся. На чёрный день.))

Сюжет следующей работы «Мардер, преодоление водной преграды» навеян после покупки журнала по натовской технике. Очень захотелось попробовать эффект стекающей воды. В общем всё придумывалось на ходу, от корпуса до земли натягивалась синтетическая нить, по ней слой за слоем наносилось жидкое стекло HUMBROL. Диорама цела, но нуждается в реставрации, чем я в следующем году и займусь.

Ещё одну работу «Тунис, 1943год» я решил сделать после просмотра фильма «Сахара» с Джеймсом Белуши в главной роли.. Может быть тоже когда-нибудь отреставрирую. Как и положено в стеклянный короб, на память, что бы уже не пылинки.

Много призов тогда прислали из Японии?

Прислали много и на приличную сумму. В рублёвом эквиваленте примерно на 8-10 миллионов в ценах на 1996 год.. Тамиевкие новинки тогда стоили 1 600 000-1 800 000р, во суммы были.)))

После публикаций в Pachi ты на несколько лет прекратил строить модели. С чем это было связано, и как ты вернулся к своему хобби?

Да, это был непростой период в моей жизни, о котором не очень хочется вспоминать. Могу только сказать, что за восемь лет я сменил девять съёмных квартир. Каждый раз снова приходилось оформлять рабочее место, сделав его, по тем или иным причинам приходилось искать новую квартиру. Но даже в тех условиях я сделал призовые «КВ-1», «Т-55, Ирак 2003», «Леопард 2А5, Косово». Зато сейчас в своём доме у меня три мастерских — две в подвале, третья в гараже. В общем надо было пройти эту чёрную полосу, что бы наконец то наступила белая.

Некоторое время назад ты порадовал всех нас очень реалистичной диорамой «Охотница». Расскажи немного о том, как создавалась эта работа и о том, как главная героиня проекта чуть не попала в мусорное ведро? Возможно, это вдохновит коллег и спасет от мусорного ведра не один десяток моделей?

Да собственно она спасла и другие модели от подобной участи. Старая и ненужная модель, на самом деле не такая уж и ненужная. На ней можно опробовать те или иные технологии покраски, выветривания и тд и тп. Результаты ваших исследований будут гораздо выигрышней смотреться на модели, нежели на куске пластика .Поэтому, если вы не собираетесь строить или достраивать, как вам кажется ненужную модель, не выбрасывайте её, а вдруг понадобится. Вот и с Пантерой так же, сначала сделал башню, понравилась. Потом корпус, потом пришла идея сделать диораму. С миру по нитке — кто ствол лишний, кто катки, кто траки, в результате получилось, то что получилось.

Обычно, в диорамах главенствует принцип: модель – это центр работы, а ландшафт играет роль «мебели». У меня есть такое ощущение, что в данном проекте главенствует не модель, а как раз ее окружение. То есть, все наоборот, именно ягдпантера является своего рода антуражем, призванным подчеркнуть очень достоверно воплощенные эффекты талого снега, воды, грязи. Как относишься к подобному взгляду?

Так и есть, в принципе я сделал то, что задумывал, по крайней мере в этом проекте, главное ландшафт, а модель на втором плане. Да что там говорить, эта всё таки очень «древняя» модель Итала и «пилить» её нет ни какого смысла. Отсюда идея с еловыми ветками, дабы максимально скрыть огрехи в деталировке. За себя скажу, я не сторонник глобальных перепилов, а то что сейчас продаётся в коробках, для диорамщика более чем достаточно, плюс необходимое количество травлёнки. Мне 45, скоро будет 46 и у меня нет времени пилить модели по 7 лет, как с Т-55 ESCi ERTL. Хочется успеть сделать много красивых работ и получить от этого удовольствие. А изготовление основания занимает не меньше времени, чем изготовление самой модели.

Сейчас ты занимаешься довольно амбициозным проектом со ржавым Шерманом. Этот танк примечателен тем, что стоит в зоне морского прилива на одном из островов Тихого Океана и подвергся очень интенсивной коррозии. Он является популярным объектом среди туристов, поэтому подробно представлен на фотографиях. Расскажи немного об этом танке.

Да, диорам с таким сюжетом две, я скорее всего «буду третьим!»)) Фотографий на самом деле не так уж много. Какие я нашёл ,а искал я тщательно, не все с высоким качеством, это и удивляет. Питер Хорват, у которого ты не так давно брал интервью, автор одной из таких диорам, прислал мне с десяток фотографий, которых нет на просторах интернета. За что ему моя благодарность. От идеи до того состояния, в котором она сейчас, прошло уже более полутора лет. Работа сложная и с технической, и с художественной стороны.

Как мне кажется, это очень серьезный вызов для моделиста, ведь необходимо имитировать воду и коррозию. Несколько иностранных коллег уже брались за этот проект с разным успехом. Ты уже изучил достоинства и недостатки этих работ? Сможешь сделать лучше?

Сказать смогу, будет слишком самоуверенно. Я буду стараться сделать не хуже, а оценку работе пускай делает зритель. Пока могу сказать одно, те две работы, как бы это сказать, бедноваты на краски, тогда как на реальных машинах присутствует целый спектр. Вот это я и пытаюсь реализовать в своей работе.

Знаю, что ты трудишься еще над одним проектом, который носит аллегорический характер. Что подтолкнуло тебя в этом направлении? Может быть, поделишься и снимками в процессе работы?

Меня всегда тянуло к морской тематике,поэтому появление на прилавках магазинов лодки 23 серии в масштабе 1:35 Bronco Model, было просто подарком. Длина диорамы 1200мм, ширина 200мм, высота 180мм. Диорама как бы состоит из двух частей, надводная и сквозь имитацию морской воды, будет просматриваться подводная её часть. Снимков пока не много, самое основное еще впереди, но как говорится, чем богаты.

В последнее время тебя всерьез увлекла флотская тематика. Чем именно? Какие есть плюсы и минусы, в сравнении с постройкой БТТ и диорам в 35ом масштабе?

Плюсом в первую очередь отмечу — это зрелищно и это не только моё мнение. Во вторую, сложность изготовления водной поверхности. Минус, это ограничения размерами, ведь если делать лодку к примеру 21 серии, если таковую выпустят, то придётся хорошо подумать, куда поставить диораму в два с лишним метра в 35 масштабе. Даже если ограничиться 350-м масштабом, то например Бисмарк или Ямато достаточно габаритные модели.

Многие моделисты разделяют мнение, что «флотоводы» это отдельная каста со своим мировоззрением и подходом. Согласен ли ты с таким мнением?

Я абсолютно согласен. У меня есть друг, он судомоделист, причём именитый и то, что он и его друзья делают, вызывает искреннее уважение.

А какими проектами ты планируешь заняться в ближайшем будущем? Раскроешь пару своих «хотелок»?

Ох, Володя, тебе весь список коротенько минут на сорок или как? «Хотелок» то много, главное что бы «моглось».)) Ну во первых: ещё одна лодка 23 серии, правда уже по ватерлинию, миниподлока SEEHUND в 35-м масштабе, все на диорамах, диорама с Арденами, достаточно габаритная, ржавый Насхорн, две диорамы с ржавыми авто, постапокалипсис с объектом 279, полтора на метр ж/д диорама с BR52, деревенская диорама, посвящённая сопливому детству, плюс, доделать четыре почти готовых долгостроя (Косово, Сталинград, Франция, Ирак 2003) и ещё……….)) В общем, хочу компенсировать бездарно потраченное когда-то время.

Расскажи, чем живет моделизм в Перми? Много ли единомышленников, есть ли клуб и проводятся ли выставки?

Вот тут у нас всё печально и мы по хорошему завидуем другим городам. Почему так произошло? Не знаю. Может в будущем ситуация изменится.

Наверняка у тебя как у моделиста есть сокровенная мечта, готов ли ты ей поделиться с читателями?

Есть такая мечта — хочу когда-нибудь сделать свою персональную выставку.

Что бы ты хотел пожелать всем моделистам?

Стройте модели, творите, что бы потом не говорить, а вот я хотел, а вот я мог, но не…. Здорового образа жизни, я вот уже четыре года, как полностью отказался от спиртного и бросил курить, и нахожу в этом одни плюсы. Жизнь и так коротка, что бы тратить её на стакан. Ещё хотелось бы пожелать терпимости, уважения друг к другу, особенно при обсуждении работ. То, что сейчас происходит, переходит все рамки дозволенного. Не важно «миллимитровщик» ты или «художник изкоробочник», делаем-то мы все вместе одно дело. Коллеги, вы подумайте сколько пацанов да и девчонок благодаря нам и нашим работам, собирают модели и сидят дома, а не шарахаются по улицам в поисках приключений. Володя, спасибо, что пригласил, всем здоровья и удачи!

Спасибо, Олег! Тебе тоже желаем новых подвигов! Будем на связи!

Владимир Яшин, Павел Черепанов

Еще одна работа Олега Никитина, брошенная «Пантера»:

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (7)

  1. Алексей:

    Хорошее интервью, отличные работы. С наступающим!

  2. Сергей:

    Золотые слова сказаны на вопрос:,,Что бы ты хотел пожелать всем моделистам?,, в конце! Спасибо Павлу и Владимиру за интервью! С Ув. Сергей.

  3. Отличные работы, почти все видел, рад был почитать об авторе!

  4. Олег Никитин:

    Коллеги,спасибо за комментарии,с наступающим Новым Годом,всем здоровья и удачи!!! С уважением,Никитин Олег!

  5. Отличное интервью! Зашел на остфронт, а тут такой подарок. Браво Олег! Всех с наступающим!

  6. Владимир:

    Спасибо за такие интервью, после которых душа полна вдохновения.
    С ув. Владимир
    П.С. Мне 29 лет и уже почти 4 года как отказался от пива и сигарет в пользу красок и моделей. И не жалею.

  7. Егор:

    Ягдпантера — здорово смотрится! Грязь, снег — всё просто супер!
    Спасибо за интервью, было интересно.