Постройка модели: Caterpillar D9

Дорогие коллеги, представляю вашему вниманию статью, которая иллюстрирует тернистый процесс окраски и тонировки монструозной модели бульдозера Caterpillar D9. Эта модель была построена пару лет назад и уже давно присутствует у нас в портфолио. Однако, учитывая скорый выход в продажу D9 фирмы Meng, этот материал может быть полезен для тех, кто возьмется за постройку свежеиспеченного монстра. Да и советы по имитации сколов, облезлостей и окраски голого металла на бульдозерном отвале вполне могут быть полезны многим коллегам. Благо, весь процесс окраски и тонировки был скрупулезно зафиксирован. Настало время поделиться знаниями с коллегами!

Модель фирмы Vajra оказалась довольно трудоемкой в постройке. Качество этого смоляного набора было совсем не на высоте, поэтому Павлу Черепанову пришлось изрядно повозиться со сборкой. За это время воздух был сотрясен большим количеством крепких словечек в адрес производителя. Затем модель перекочевала ко мне в лакокрасочный цех. Красить эту глыбу смолы было настоящим вызовом. Некоторое время я ходил вокруг да около, продумывая очередность действий и морально готовясь вступить в схватку с этим колоссом! Особые опасения вызывала окраска бульдозерного отвала. Как сделать так, чтобы он выглядел достоверно?

Фотографии модели бульдозера перед окраской:

Как водится, начал с грунтовки – задул всю модель тамиевским грунтом Super Fine. Затем были нанесены прешейдинги, которые оказались весьма актуальными на такой габаритной и угловатой модели.
Бульдозеры, состоящие на службе в АОИ окрашиваются в Синайский серый. Как оказалось, это один из самых неуловимых цветов. Было проблематично намешать его так, чтобы оттенок понравился. Это усугублялось еще и тем, что на разных снимках (при разном освещении и разной запыленности) этот оттенок выглядит по-разному. В итоге, синайский серый был намешан из тамиевских акриловых красок XF-74, XF-49, XF-57 и XF-54 в пропорции 50% к 20%, к 20% и к 10% соответственно.
В работе не обошлось и без популярного ныне метода с использованием лака для волос (Hairspray method). Суть его заключалась в том, что ходовая часть, ковш с направляющими и плуг, были изначально задуты в типичный для Катерпиллеров желтый цвет, затем покрыты лаком для волос и уже следом задуты в синайский серый. Обычно, при hairspray-методе, верхний слой краски задувается очень тонко, чтобы можно было его ободрать кистью или щеточкой, но я задул верхний слой достаточно толстым, так как планировал получить многочисленные рельефные царапины. После того, как детали были смочены водой, я аккуратно прошелся по ним крупным наждаком и жесткой щеткой, дабы оголить желтый цвет. Это дало оптимальный эффект одинаково направленных царапин разного размера. Затем, поверх желтых царапин, тонкой кистью были нарисованы сколы и царапины до металла, таким образом были получены трехслойные сколы.
Номера бульдозера набирались поштучно из набора израильской маркировки от Bison decals. Приклеивать эти номерки оказалось весьма геморным занятием, так как при нанесении очередной цифры, соседняя норовила отстать и покинуть свое место.
Зеленоватый оттенок бронестекол был получен с помощью жидко разведенного зеленого тамиевского лака X-25, поршни гидравлики покрасил металликом Vallejo, а фары — Model Master и покрыл глянцевым лаком.
Дальнейшая тонировка заключалась в нанесении шейдингов, фильтров, масляных точек и смывки с использованием различной химии MiG.
Смоляные траки были сначала задуты красками X-10 и XF-56, а затем запылены пигментами. Грунтозацепы были дополнительно обработаны грифелем.

Самой сложной и интересной оказалась работа с лицевой стороной ковша. Сначала я заполировал его мелким наждаком на поролоновой основе, затем задул в XF-69. После этого долго втирал в поверхность пигмент Gun Metal с помощью ватных палочек, салфеток и просто пальцем. Затем на ковш была нанесена пыль, потеки и комочки грязи с использованием разных пигментов оттенков пыли: Rubbel Dust, Beach Sand, Dry Mud и Gulf War Sand (те же, что использовались и для грязнения самого бульдозера) а более высокие поверхности ковша, до которых грунт добирается реже, были слегка заржавлены. Что касается плуга, то подразумевая, что он давненько не использовался, я также обработал его металлическим пигментом, а затем покрыл слоем проступившей ржавчины.
На этом заканчиваю с лирической частью повествования и перехожу к наглядной агитации. Подробно процесс окраски и тонировки вы можете проследить по фотографиям.

Для начала модель была загрунтована аэрозольным грунтом фирмы Tamiya:

Обратите внимание, что расстояние между баллоном и моделью около 20 см.

08 – Перед нанесением базового слоя окраски с помощью аэрографа были надуты прешейдинги, которые позволят сделать модель немного рельефнее.

09 – Модель после нанесения базового цвета. Синайский серый был намешан из тамиевских акриловых красок XF-74, XF-49, XF-57 и XF-54 в пропории 50% к 20%, к 20% и к 10% соответственно.

10-1 - 10-4 - фотографии после нанесения базового слоя. Хорошо видно, что благодаря прешейдингам модель смотрится рельефнее.

11 – Ряд элементов, которые особо подвергаются износу был задут фирменным цветом компании Caterpillar, намешанным из нескольких оттенков желтого.

12 – Стекла кабины были покрыты прозрачным зеленым лаком Х-25.

13 – Рабочая поверхность ковша задута темно-коричневым цветом, намешанным из красок XF-64 и XF-69 в пропорции 50 на 50.

14 – Затем верхние элементы модели были замаскированы скотчем. Ходовая часть и плуг были покрыты лаком для волос.

15 – После этого синайский серый тонким слоем был нанесен поверх лака для волос. Вместо лака можно взять и специальные жидкости.

16 – Сразу после этого, элементы ходовой были тщательно обработаны старой щеткой, смоченной в воде. Это позволило получить достоверные сколы краски.

17 – Примерно те же процедуры были проделаны и с отвалом.

18 – для обдирания использовались: жесткая кисть, зубная щетка, ватные палочки, крупный наждак и зубочистки.

Общий вид модели после «обдиринга»

Общий вид модели после «обдиринга»

21 – После того как краска просохла на модель были надуты три черных прямоугольника-подложки для номеров. Сами номера были позаимствованы из набора фирмы Archer. Для надежной фиксации использовались жидкости Micro Set, Micro Sol.

22 – Красной краской Акан были покрашены перила и поручни. Это типично для техники АОИ.

23 – После этого, жидко разведенной краской XF-69 были нанесены шейдинги, чтобы еще заметнее подчеркнуть контраст поверхностей и элементов.

24 - Главное здесь не переусердствовать с оттенением.

25 – Средней мягкой кистью на модель нанесен светлый серый фильтр Р400 Grey. Он подчеркнет выгорелость краски D9 на палящем солнце Ближнего Востока.

26 – На всю поверхность модели нанесены хаотичные точки масляных красок песочных, серых и коричневых тонов.

27 – Затем точки растушевываются малой плоской кистью.

28 – Вид рубки после растушевывания точек. В углублениях немного белесо, но смывка сейчас все исправит.

29 – для данного оттенка счел оптимальным нанесение темной смывки Р221 Dark Wash.

30 - Следующим этапом было нанесение сколов. Для этого я использую тонкую кисть 000 (синтетика)

31 - Принцип нанесения схож и на ходовой, и на плуге.

32 – Принцип нанесения схож и на ходовой, и на плуге.

33 – Крупные области сколов нанесены спонжем – кусочком поролона.

34 - Крупные области сколов нанесены спонжем – кусочком поролона.

35 – В районе кабины сколов гораздо меньше, чем на ходовой части и отвале. Здесь они наносятся точечно.

36 – Штоки отвала покрашены металликом фирмы Vallejo и заполированы ватной палочкой после высыхания.

37 – Фары у D9 довольно специфической формы, поэтому заменить их было нечем. Пришлось красить смоляные детали металликом Model Master.

38 – Штоки плуга также были покрашены металликом Vallejo.

39 – Катки покрашены тамиевским металликом X-10, а затем заполированы пигментом P231 Gun Metal.

40 – Теперь наступила очередь нанесения пыли. Сначала нижние участки корпуса были покрыты пигментом P037 Gulf War Sand.

41 – Затем, чтобы пыль не выглядела слишком монотонной, были добавлены пигменты P232 Dry Mud и P234 Rubbel Dust.

42 – Также было нанесено немного светлого P030 Beach Sand. Таким образом, получилась смесь, очень подходящая для имитации пыли Ближнего Востока.

43 – Для того, чтобы пигменты надежно держались на модели, поверхность была увлажнена закрепителем для пигментов Pigment Fixer.

44 – Пока высыхал закрепитель на бортах, пигменты были нанесены на ходовую часть.

45 – Обратите внимание, что на плуге, была имитирована проступившая ржавчина пигментом P230 Old Rust.

46 – Рабочая поверхность отвала была полностью обработана пигментом P231 Gun Metal.

47 – Далее отвал был покрыт смесью тех пигментов, которые уже были нанесены на корпус. Обратите внимание, что пигменты наносились кистью в растворенном водой виде.

48 – После высыхания излишки пыли были удалены бумажной салфеткой и ватной палочкой.

49 – После этого, нижний край отвала снова был натерт пигментом Gun Metal при помощи пальца.

50 – Верхние участки отвала, которые подвергаются меньшему воздействию грунта, были покрыты пигментом P230 Old Rust и P024 Light Rust.

51 – Теперь настала очередь траков. Сначала они были покрыты краской X-10 Gun Metal.

52 – После высыхания они были покрыты теми же пигментами, которыми пылился корпус и отвал.

53 – Пигмент фиксировался закрепителем Pigment Fixer.

54 – Беговые поверхности на тыльной стороне лент были натерты пигментом Gun Metal.

55 – Гребни с внешней стороны лент были натерты обычным грифелем.

56 – Общий вид после установки траков. Осталось только установить отвал и модель готова!

На этом все. Надеюсь, рассказ об окраске этой модели был вам интересен, а изложенная информация будет полезной. Если возникли вопросы – пишите!

Владимир Яшин
Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (14)

  1. Дмитрий:

    Володя отличная статья, и как раз вовремя, я вчера только начал собирать менговский, пригодиться как пособие по окраске, СПАСИБО!

  2. ITR:

    Спасибо за статью!
    Отвал очень хорош, беру на заметку.

  3. Всеволод:

    Давно я ждал такой хорошей статейки!

  4. Антон:

    Отличная статья. Давно искал подробное описание, получил ответы практически на все вопросы.

  5. Алексей Алексеев:

    Большое человеческое спасибо за столь подробный мастер-класс!

  6. Владимир Яшин:

    Коллеги, очень рад, что материал полезен! Буду рад, если статья будет применима в вашем творчестве!

  7. VORON:

    Огромнейшее спасибо за мастер-класс . Обязательно приобрету этого монстра !

  8. Дмитрий:

    Волдя, это просто подарок! Спасибо! Тоже начал собирать этого монстрика.

  9. Михаил:

    Ребята, спасибо огромное за то, что делитесь с массами такими обзорами! успехов в вашей деятельности!!!

  10. Александр:

    Владимир, если не затруднит….для тех кто в танке))), объясните «фишку» с растворителем Lacquer Thinner, и его взаимодействия с акрилом.
    П.С. А статейка понравилась…в прочем как и все остально, спасибо, очень познавательно!

  11. Владимир Яшин:

    Коллеги, спасибо за теплые слова!

    Александр:
    17.08.2013 в 04:22

    Laquer отлично взаимодействует с акрилом. он растворяет акрил гораздо лучше и тоньше, чем X-20A. Краска ложится гораздо лучше.

  12. Александр:

    Владимир, спасибо за ответ, обязательно попробую.

  13. Дмитрий:

    Володя, спасибо за рецепт базовой краски! Просто в десятку!

  14. Александр:

    Я провёл с этими Д9 очень много дней и ночей в своей молодости. Модель выполнена просто великолепно. Может только жёлтого цвета на торце отвала многовато и ржавчины. Сухо там, и от покраски до покраски не очень они успевают поржаветь, а вот синайская пыль получилась гениально! Её можно было даже ещё плотнее класть. Стоит Д9 проехать минут 10 и он уже с головы до пят покрыт этой пудрой, да и не только он, эта гадкая пудра у тебя в волосах, в глазах, в ноздрях и во рту. Пятна солидола на ходовой и гидравлике идеальны. Точь в точь как в реале. В общем спасибо за такую красивую и достоверную модель. Прям вспомнил юность.