Создание масштабных моделей на заказ.
Дорогие коллеги, представляю вашему вниманию статью, которая иллюстрирует тернистый процесс окраски и тонировки монструозной модели бульдозера Caterpillar D9. Эта модель была построена пару лет назад и уже давно присутствует у нас в портфолио. Однако, учитывая скорый выход в продажу D9 фирмы Meng, этот материал может быть полезен для тех, кто возьмется за постройку свежеиспеченного монстра. Да и советы по имитации сколов, облезлостей и окраски голого металла на бульдозерном отвале вполне могут быть полезны многим коллегам. Благо, весь процесс окраски и тонировки был скрупулезно зафиксирован. Настало время поделиться знаниями с коллегами!
Модель фирмы Vajra оказалась довольно трудоемкой в постройке. Качество этого смоляного набора было совсем не на высоте, поэтому Павлу Черепанову пришлось изрядно повозиться со сборкой. За это время воздух был сотрясен большим количеством крепких словечек в адрес производителя. Затем модель перекочевала ко мне в лакокрасочный цех. Красить эту глыбу смолы было настоящим вызовом. Некоторое время я ходил вокруг да около, продумывая очередность действий и морально готовясь вступить в схватку с этим колоссом! Особые опасения вызывала окраска бульдозерного отвала. Как сделать так, чтобы он выглядел достоверно?
Фотографии модели бульдозера перед окраской:
Как водится, начал с грунтовки – задул всю модель тамиевским грунтом Super Fine. Затем были нанесены прешейдинги, которые оказались весьма актуальными на такой габаритной и угловатой модели.
Бульдозеры, состоящие на службе в АОИ окрашиваются в Синайский серый. Как оказалось, это один из самых неуловимых цветов. Было проблематично намешать его так, чтобы оттенок понравился. Это усугублялось еще и тем, что на разных снимках (при разном освещении и разной запыленности) этот оттенок выглядит по-разному. В итоге, синайский серый был намешан из тамиевских акриловых красок XF-74, XF-49, XF-57 и XF-54 в пропорции 50% к 20%, к 20% и к 10% соответственно.
В работе не обошлось и без популярного ныне метода с использованием лака для волос (Hairspray method). Суть его заключалась в том, что ходовая часть, ковш с направляющими и плуг, были изначально задуты в типичный для Катерпиллеров желтый цвет, затем покрыты лаком для волос и уже следом задуты в синайский серый. Обычно, при hairspray-методе, верхний слой краски задувается очень тонко, чтобы можно было его ободрать кистью или щеточкой, но я задул верхний слой достаточно толстым, так как планировал получить многочисленные рельефные царапины. После того, как детали были смочены водой, я аккуратно прошелся по ним крупным наждаком и жесткой щеткой, дабы оголить желтый цвет. Это дало оптимальный эффект одинаково направленных царапин разного размера. Затем, поверх желтых царапин, тонкой кистью были нарисованы сколы и царапины до металла, таким образом были получены трехслойные сколы.
Номера бульдозера набирались поштучно из набора израильской маркировки от Bison decals. Приклеивать эти номерки оказалось весьма геморным занятием, так как при нанесении очередной цифры, соседняя норовила отстать и покинуть свое место.
Зеленоватый оттенок бронестекол был получен с помощью жидко разведенного зеленого тамиевского лака X-25, поршни гидравлики покрасил металликом Vallejo, а фары — Model Master и покрыл глянцевым лаком.
Дальнейшая тонировка заключалась в нанесении шейдингов, фильтров, масляных точек и смывки с использованием различной химии MiG.
Смоляные траки были сначала задуты красками X-10 и XF-56, а затем запылены пигментами. Грунтозацепы были дополнительно обработаны грифелем.
Самой сложной и интересной оказалась работа с лицевой стороной ковша. Сначала я заполировал его мелким наждаком на поролоновой основе, затем задул в XF-69. После этого долго втирал в поверхность пигмент Gun Metal с помощью ватных палочек, салфеток и просто пальцем. Затем на ковш была нанесена пыль, потеки и комочки грязи с использованием разных пигментов оттенков пыли: Rubbel Dust, Beach Sand, Dry Mud и Gulf War Sand (те же, что использовались и для грязнения самого бульдозера) а более высокие поверхности ковша, до которых грунт добирается реже, были слегка заржавлены. Что касается плуга, то подразумевая, что он давненько не использовался, я также обработал его металлическим пигментом, а затем покрыл слоем проступившей ржавчины.
На этом заканчиваю с лирической частью повествования и перехожу к наглядной агитации. Подробно процесс окраски и тонировки вы можете проследить по фотографиям.
Для начала модель была загрунтована аэрозольным грунтом фирмы Tamiya:
Обратите внимание, что расстояние между баллоном и моделью около 20 см.
На этом все. Надеюсь, рассказ об окраске этой модели был вам интересен, а изложенная информация будет полезной. Если возникли вопросы – пишите!
Владимир Яшин
Павел Черепанов
Володя отличная статья, и как раз вовремя, я вчера только начал собирать менговский, пригодиться как пособие по окраске, СПАСИБО!
Спасибо за статью!
Отвал очень хорош, беру на заметку.
Давно я ждал такой хорошей статейки!
Отличная статья. Давно искал подробное описание, получил ответы практически на все вопросы.
Большое человеческое спасибо за столь подробный мастер-класс!
Коллеги, очень рад, что материал полезен! Буду рад, если статья будет применима в вашем творчестве!
Огромнейшее спасибо за мастер-класс . Обязательно приобрету этого монстра !
Волдя, это просто подарок! Спасибо! Тоже начал собирать этого монстрика.
Ребята, спасибо огромное за то, что делитесь с массами такими обзорами! успехов в вашей деятельности!!!
Владимир, если не затруднит….для тех кто в танке))), объясните «фишку» с растворителем Lacquer Thinner, и его взаимодействия с акрилом.
П.С. А статейка понравилась…в прочем как и все остально, спасибо, очень познавательно!
Коллеги, спасибо за теплые слова!
Александр:
17.08.2013 в 04:22
Laquer отлично взаимодействует с акрилом. он растворяет акрил гораздо лучше и тоньше, чем X-20A. Краска ложится гораздо лучше.
Владимир, спасибо за ответ, обязательно попробую.
Володя, спасибо за рецепт базовой краски! Просто в десятку!
Я провёл с этими Д9 очень много дней и ночей в своей молодости. Модель выполнена просто великолепно. Может только жёлтого цвета на торце отвала многовато и ржавчины. Сухо там, и от покраски до покраски не очень они успевают поржаветь, а вот синайская пыль получилась гениально! Её можно было даже ещё плотнее класть. Стоит Д9 проехать минут 10 и он уже с головы до пят покрыт этой пудрой, да и не только он, эта гадкая пудра у тебя в волосах, в глазах, в ноздрях и во рту. Пятна солидола на ходовой и гидравлике идеальны. Точь в точь как в реале. В общем спасибо за такую красивую и достоверную модель. Прям вспомнил юность.