История: Krupp-Steyr Waffentrager

Один из самых эстетичных прототипов немецкой бронетехники, сочетающий легкость, грацию и огневую мощь. Из всех Ваффентрагеров (самоходных орудийных лафетов) этот прототип самый гармоничный, на мой взгляд. Давно хотел построить эту модель, особенно после того как увидел ее в ярко-красном исполнении Адама Уайлдера.

ИСТОРИЯ
В Рунете гуляет перепечатка одного и того же текста, который является компиляцией из разных источников, с массой ошибок, прежде всего он основан на беглом прочтении Panzer Tracts №7-3 Panzerjaeger (Jentz, Doyle).
С ним можно ознакомиться здесь, например,

http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/waffentrager88mm_steyr.htm

http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/218633-krupp-steyr-waffentrager-88cm-kwk-43-l71/

Также общий материал о семействе Ваффентрагеров:

http://www.achtungpanzer.eu/waffentrager.php

Я не удовлетворился этими текстами и решил сделать свой перевод нужных отрывков текста из книги Джентца, посвященных Krupp-Steyr Waffentrager. По крайней мере эти материалы основаны на архивных документах и, несмотря на сухость изложения, дают точные факты:

На встрече с представителями фирмы Крупп, состоявшейся 19 февраля 1944 года, оберст Волерманн (из Wa Prüf 4) описывал историю зарождения проекта Waffentraeger:
Войска постоянно жалуются, что тяжелые противотанковые орудия, особенно Pak40 (массой 1,6 тонн) и Pak43/41 (4,5 тонн), часто приходится бросать из-за проблем с их перемещением. Например, 70 орудий Pak43/41, отправленных на Восточный фронт, пришлось подорвать, чтобы не допустить попадания в руки врага, они даже не успели на разу выстрелить. Тягачей к ним просто не было… В связи с этим фюрер потребовал, чтобы отныне все тяжелые противотанковые пушки выпускались на самоходном шасси. Выпуск Pak40 на колесном лафете также решено было прекратить, поскольку оно также слишком тяжело для перемещения силами расчета.

Побывав на фронте в качестве обер-лейтенанта, доктор Гюнтер Ардельт сделал такие же выводы и предложил Волерманну установить двигатель на лафет орудия Pak40. Тот отклонил предложение, сославшись на неудачные испытания такой системы в Куммерсдорфе, и тогда Ардельт, владевший небольшим машиностроительным предприятием в г. Эберсвильде, предложил построить у себя гусеничный самоходный лафет, максимально упрощенного вида. В начале 1944 года он подписал контракт, с условием, что данный лафет сможет нести три вида орудий: противотанковые 7,5 см Pak40, 8,8 см Pak43/41 и полевую гаубицу 10,5 см le.F.H. 18/40.

Дальше начинается история Waffentrager Ardelt, о чем будет написана отдельная статья. А нас сейчас интересует Waffentrager Steyr-Krupp.

Отметим пока что, что 26 января 1944 года Гитлеру были продемонстрированы деревянные макеты Ваффентрагеров фирмы Ардельта.

Следующая важная встреча, посвященная Ваффентрагерам, состоялась 3 февраля 1944 года. В ней участвовали представители Wa Prüf 4 (артиллерийский департамент Управления вооружений сухопутных сил) , Wa Prüf 6 (танковый департамент), фирм Ardelt, Krupp, Rheinmetall-Borsig. Прежде всего, оберст Волерманн озвучил тех.задание:

— Требуется полностью гусеничная машина,
— Совершенно новый дизайн, не основанный на имеющихся танковых или иных шасси,
— Низкий силуэт (высота от земли до ствола не более 1,75 м)
— Углы вертикальной наводки от -8 до +45 град (минимум до 42) (это требовалось не для зенитных целей, как некоторые считают, а чтобы использовать орудие для навесной стрельбы фугасными снарядами, то есть чтобы использовать Ваффентрагеры еще и как полевые орудия)
— Желательна горизонтальная наводка по 360 градусам при элевации от -8 до +42
— Прицелы, адаптированные для прямой наводки и для артиллерийской стрельбы (с закрытых позиций), соотв. телескопический прицел Pak-zieleinrichtung Winkelzielfernrohr 10х7 и Zieleinrichtung 34 с перископом Rundblickfernrohr, а также стереотруба Scherenfernrohr для командира орудия.
— По возможности установить пулемет
— Порты для стрельбы из ручного оружия в бортах рубки
— Дымовой гранатомет
— Радиостанция
— Бронезащита из СМ-стали (Siemens-Marteneit), 20 мм лобовая, с рациональными углами, 10 мм по бортам
— Дальность хода 140-200 км
— Макс.скорость 35 км/ч по шоссе, 30 км/ч по бездорожью
— Удельное давление на грунт не более 0,7 кг/см2
— Клиренс 45 см
— Экипаж 4-5 чел
— Боекомплект 50 снарядов, из них 20 готовых к стрельбе
— Вооружение: 8,8 см Kanone L/71, с применением деталей от Pak 43 или KwK 43.
— Орудие с бронещитком должно поворачиваться на 360 град на всех углах элевации,

Адаптация орудия будет возложена на фирмы Krupp и Rheinmetall-Borsig. Крупп будет работать совместно с фирмой Steyr, с их шасси, а Rheinmetall-Borsig – будет работать с Ардельтом. При этом Штейр и Ардельт несут основную ответственность за дизайн своих Ваффентрагеров.

— Жизненно важные узлы орудия должны быть прикрыты 10 мм броней, а лобовая часть – 20 мм.
— Требуется установка пулемета MG42 для стрельбы во всех направлениях, при установке на щитке орудия он может использоваться как зенитный.

Ваффентрагер, уже строящийся Ардельтом, должен быть завершен и отправлен на испытания. Про эту машину и ее испытания мы расскажем позднее.

Решающее совещание по дизайну Ваффентрагера прошло 4 февраля 1944 года в фирме Штейр, с участием представителей Wa Prüf 4, Wa Prüf 6, Крупп и Rheinmetall-Borsig, и разумеется Штейр. Как понятно при сопоставлении дат, эта встреча была на другой день после совещания с Ардельтом. Оберст Волерманн представил те же самые тех. требования, что и днем ранее Ардельту, но предложил рассмотреть установку трех разных орудий:
— 8,8 см Pak43/41 Rheinmetall-Borsig
— 8,8 см Pak43 Kruezlafette Krupp
— 8,8 см Pak43/3 Krupp

Первое было отклонено, из-за сворачивания его производства , оптимальным было признано третье. Штейр обещал к концу мая построить два Versuchsstrecke (прототипа), один для Wa Prüf 4, второй — для Wa Prüf 6. К тому времени должен был прибыть прототип орудия от Круппа. Wa Prüf 6 требует, чтобы удельная мощность машины была не менее 10 л/с на тонну, а добиться этого увеличив число цилиндров на 12-цилиндровмм двигателе Boxer-motor невозможно. Wa Prüf 6 отложило решение вопроса об использовании запланированных компонентов от RSO (например рулевое управление).
Чтобы сберечь время, намеченные стрельбовые испытания решено было проводить, используя доработанное имеющееся орудие Pak43 Kruezlafette. Wa Prüf 4 должно предоставить орудие и 30 снарядов к нему.
Wa Prüf 4 подписало контракт со Штейром на создание деревянного макета 1:1 и постройку 4 Versuchsfahrzeuge (испытательных образцов), а Крупп получил контракт на разработку подходящего 8,8 см орудия для Ваффентрагера, на основе KwK 43, постройку деревянного макета и выпуск испытательного образца.

На следующей встрече в Берлине, 23 февраля 1944 года, (Wa Prüf 4, Wa Prüf 6, Krupp, Steyr) были уточнены дополнительные детали относительно Ваффентрагера.
1. Уточнения по орудию.
Необходимо использовать 8,8 KwK 43 и его основные узлы. Ствол, подъемный механизм, цапфы, противовес и дефлектор нужно переделать. Требуется перепроектировать лафет, поворотный механизм, и крепление орудия в Ваффентрагер. Krupp должен представить орудие с 360-градусным сектором стрельбы, которое можно снимать с Ваффентрагера и использовать самостоятельно, причем такие детали как станины, кран для демонтажа орудия и прочее не будут перевозиться на Ваффентрагере. Позднее будет решено, нужно ли действительно делать это орудие съемным. Если заранее не проектировать его съемным, то можно сэкономить 150 кг на тележке и 300 кг на четырех-лапых станинах . Для перевозки станин и крана (David-Kran) можно использовать подвозчик боеприпасов.
Krupp предлагает сделать башенный погон с сервоприводом и внутренней зубчатой передачей, но из-за большой сложности такой системы, как и погона с внешней зубчатой передачей, в итоге было решено остановиться на цепной передаче, которую нужно было разматывать вручную после двух полных оборотов башни. Эту систему еще предстояло разработать. Krupp также предложил такую же упрощенную систему и для приводов сцепления. Два испытательных образца нужно оснастить погоном с зубчатой передачей, а два – с цепной.
К 20 марту 1944 года Steyr и Krupp должны представить деревянный макет с несъемным орудием. В период с 1 по 10 апреля его планировалось показать армейскому руководству, а 20 апреля – представить Гитлеру.

2. Уточнения по шасси.
Steyr намеревается использовать новый 12-цилиндровый Boxer-motor (140 л/с), испытания которого еще продолжались, а также трансмиссию, подвеску и траки от RSO, с необходимыми доработками по усилению этих деталей.
Wa Prüf 6 настаивает на использовании уже разработанных элементов, которые находятся в массовом производстве, поскольку времени на конструкторские работу уже не остается.
Wa Prüf 4 предложило выяснить, подойдет ли для Ваффентрагера 180-сильный двигатель Praga-Motor нового прототипа leichte Sturmgeschütz 38 (t), учитывая что он уже выпускается серийно.
Wa Prüf 6 должно поскорее выяснить, подойдет ли 8-цилиндровый 140-сильный Klöckner-Deutz-Diesel-Motor (который еще испытывался) или какой-либо из двигателей Maybach-HL, вместе с их трансмиссией и рулевым управлением.
Steyr должен представить чертежи шасси и подвески к 10 марту, а также должен выяснить, получится ли использовать какие-то готовые узлы, например от тягача SWS фирмы Bussing.
Wa Prüf 6 просит отметить. Что рулевое управление нового Ваффентрагера должно быть не тяжелее, чем у RSO, и сомневается в том, что для езды по бездорожью будет достаточно простой 4-скоростной трансмиссии без раздаточной коробки. Траки RSO должны выдерживать скорость в 35 км/ч по дороге. Wa Prüf 6 предложило использовать 400-мм траки от Panzer IV.

Представители Krupp сделали на том собрании еще ряд заметок:
Wa Prüf 4 и Steyr получат крупповские чертежи AKF 31975 Steyr-Fahrgestell (шасси Штейра) с башней на роликах, с выделенным местом под орудие 8,8 KwK 43. Углы вертикальной наводки: от – 8 до +35 град, вращение на 360 град. Лобовая защита должна быть под острым углом, желательно 50-55 градусов. Поворотный механизм башни должен иметь высокую передачу (для быстрой наводки) и низкую передачу (для тонкой наводки).
Wa Prüf 4 предложило Krupp взять производство первых четырех испытательных образцов на себя. Поворотный механизм можно позаимствовать у танка Tiger.
Steyr планирует подготовить первый прототип к началу июня, соответственно башня с орудием должны прибыть от Круппа к концу мая.

9 мая 1944 года Wa Prüf 4 доложило рейхсминистру вооружений и боеприпасов Шпееру, что в связи с вражескими бомбардировками готовность Ваффентрагера Штейра ожидается не ранее начала июня. Точную дату выпуска первого прототипа, I. Versuchsgeraet

19 мая на заводе Штейр были сделаны фотографии деревянного макета.

15 июня 1944 года офис Круппа в Берлине (Krupp-Berlin) доложил доктору Мюллеру (Mueller) в Эссен , что по сообщению оберстлейтенанта Нюрнберга (Nuernberg), этим утром замминистра Заур потребовал скорейшей готовности всех прототипов (Versuchsfahrzeuge) законтрактованных Ваффентрагеров: 1) Ardelt/Krupp, 2) Steyr (4 шт), 3) Ardelt-Rhm. (на основе компонентов Panzer 38(t).
Оберстлейтенант Нюрнберг потребовал выяснить, когда будет готово к установке орудие для Krupp-Steyr Waffentraeger. Также Нюрнберг говорил с директором завода Steyr Хакером (Hacker), который проинформировал его о готовности первого прототипа к испытаниям, предварительно на него установили двигатель RSO. Этот Ваффентрагер следует доставить в Меппен (Meppen) для испытательных стрельб. Директор Хакер утверждал, что они сделают все возможное, чтобы двигатель Boxer был готов в течение шести недель. Также он сообщил о готовности деревянного макета, вместе с башней и орудием. Нюрнберг подумал, что следует провести встречу в Steyr, чтобы осмотреть деревянный макет и прояснить нерешенные вопросы, в частности с боеукладкой. Директор Хакер прислал ему несколько фотографий прототипа с деревянной башней.

2 сентября 1944 года Wa Prüf сообщило, что три прототипа: Waffentrager Krupp-Steyr, Ardelt- Krupp и Ardelt- Rheinmetall должны быть продемонстрированы Гитлеру. Они должны быть готовы к отправке 9 октября. Точное время и место показа Гитлеру не было установлено.

Но за лето 1944 года концепция Ардельта обошла машину Штейра, и оберст Волерманн в Dringlishkeitsliste (список приоритетов) своего управления понизил машину Штейра до 35-й позиции, подняв в то же время машину Ардельта на седьмую строчку. Думается это и стало приговором Ваффентграгеру Штейра. Ардельт получил заказ, параллельно шла работа над облегченными вариантами Ваффентрагеров, и наоборот, над более мощной машиной с 12,8 см орудием.

Судьба единственного прототипа Штейра неизвестна, фотографии показывают машину в полузаброшенном состоянии на площадке завода.

Самое интересное, что есть фотографии ржавых деталей, оставшихся от этого прототипа:

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (3)

  1. Александр Зеленков:

    Спасибо, интересно!
    Неудивительно что этот сон сумрачного гения не пошел в серию — желание напихать всего-всего в машину, сделать шасси с нуля и получить машину с орудием как у «Насхорна» но на 10 тонн легче да ещё и с башней — явно не пошли аппарату на пользу.
    От требований вращающейся башни, нового шасси, вертикальной наводки до 42 градусов (это чем же стрелять с закрытых позиций? Неужто унитарным снарядом с нерегулируемым зарядом?) и максимального облегчения можно было бы вполне отказаться. Ну и получился бы «Насхорн».

  2. Павел Черепанов:

    Да, могли бы сделать максимально упрощенное шасси, на базе серийных узлов, без всяких раций, пулеметов, разных прицелов, дымовых гранатометов и прочих наворотов — зато много. Легкое и быстрое шасси, с неподвижным орудием, даже не Насхорн, а намного ниже, проще и дешевле. Получился бы фолькс-ягдпанцер, время то уже поджимало, 1944 год, а они мечтали как в 1939…

  3. […] Историческая статья была мною опубликована чуть ранее. […]