История: Японская 280-мм мортира

«Ощущение при таких бомбардировках было самое отвратительное: видишь за горами вспышку – значит, жди гостинца. Секунд через 20 доносится отдаленный, какой-то сухой, надтреснутый грохот, затем издалека раздается легкий свист, он переходит в шипение, точно травят пар, все громче и громче, вот откуда-то сверху несется все усиливающийся и усиливающийся рев, стук, грохот, это снаряд спус-кается на нас. Ощущение такое, что кажется, вот именно в меня-то и летит бомба. Секунды в это время кажутся часами. Наконец что-то грузное прорезает вблизи воздух, иногда даже волной его обдаст, слышишь шлепок в воду – ну, слава Богу, этот мимо. Но вот за горами опять вспышка, опять гул, опять свист, рев – ну, этот уж наверное в меня.» (Лутонин С. И. Деятельность броненосца “Полтава” в русско-японскую войну 1904 года.)

Русская армия и флот познакомились с этим произведением японской технической мысли во время осады Порт-Артура:

После неудачи первого штурма крепости японцы решили применить 23-тонные 280-мм осадные мортиры, стрелявшие 200-кг снарядами на 7 километров. Японцы их называли «малышками из Осаки». Мортиры устанавливались на бетонных основаниях за склонами гор, что делало их недосягаемыми для огня русских батарей и кораблей. Всего под Порт-Артуром было установлено 18 подобных орудий. 19 сентября состоялся первый обстрел крепости 280-мм мортирами. В первый же день в броненосец «Полтава» попало 11 снарядов, 9 снарядов попало в броненосец «Пересвет». Были попадания и в другие крупные корабли. Корабли пытались укрыться от обстрелов на внешнем рейде, но там их подстерегала другая опасность — мины и атаки японских кораблей. Обстрелы из мортир стали ежедневными, последний состоялся 19 декабря, накануне сдачи крепости. Один из участников обороны так описал обстрелы 280-мм мортир: «Страшно тяжелое впечатление производит картина методичного расстреливания японцами наших судов, неподвижно стоящих в Западном и Восточном бассейнах и покорно ожидающих своей смерти. Всякая надежда на выход в море и проявление нашей эскадрой какой-либо деятельности давно уже утрачена. Никто не верит в возможность этого, никто теперь об этом даже и не говорит. Все сознают, что роль флота закончена…» 7 сентября японцы захватили гору Длинная и получили возможность корректировки огня мортир. Попадания снарядов в корабли участились.

30 октября началась третья атака Порт-Артура, в ходе которой после тяжелых и продолжительных боев, японским войскам удалось захватить гору Высокую (203 м). Эта высота имела стратегическое значение — с нее открывался прекрасный вид на Порт-Артур, что позволило бы японцам корректировать огонь осадных орудий. Крепость была видна как на ладони — от восточной окраины Старого города до западной Нового города. Отлично были видны места стоянки кораблей, арсеналы, казармы, мастерские, доки, склады, пакгаузы, железная дорога, вокзал, станционные постройки.

22 ноября после 15-дневной обороны г. Высокая была оставлена русскими войсками. Японцы немедленно приступили к сооружению на ней корректировочного поста для своих 280-мм мортир.
С падением Высоко решилась судьба кораблей эскадры — их ждал расстрел.

Результаты огня 280-мм мортир:

Первой жертвой японских мортир стал броненосец «Полтава». 22 ноября в 13.30 280-мм снаряд попал в левый борт корабля, пробил броневую палубу и взорвался в погребе 47-мм снарядов. Начался пожар, и в 14.00 снаряды взорвались. Взрыв разрушил часть часть корпуса и повредил водонепроницаемые переборки. В 14.45 броненосец сел на грунт. Его экипаж перешел на сухопутный фронт. В тот же день последовал приказ Вирена свезти весь боеприпас с кораблей на берег. Также это касалось провизии и вещей экипажей кораблей. На самих кораблях теперь оставались лишь аварийные партии, которые тушили пожары и боролись за живучесть кораблей. 23 ноября главной целью японцев стал броненосец «Ретвизан». В 16.05 после большого числа попаданий он сел на грунт с креном на правый борт. Утром 24 ноября с него свезли всю провизию и вещи команды, оставшиеся снаряды погрузили на баржу и отправили в Минный городок. Тем же утром японцы добили «Победу», которая села на дно, накренившись на правый борт. Один из снарядов сбил фок-мачту, другой произвел большой пожар на палубе. Следующей жертвой стал «Пересвет», который также был потоплен в тот же день. Всего в него попало 11 280-мм снарядов. Броненосец сел на грунт с дифферентом на корму и креном на правый борт. Вскоре та же участь постигла крейсеры «Паллада» и «Баян». На обоих крейсерах возникли пожары. Оставленные командами корабли выгорели и сели на грунт — 25 ноября «Паллада», утром 26 ноября — «Баян». В доке был потоплен минный заградитель «Амур», а у Перепелиной горы — канонерская лодка «Гиляк». Из эскадры оставались лишь «Севастополь», канонерские лодки «Бобр» и «Отважный», а также миноносцы… Всего на потопление «Ретвизана», «Пересвета», «Победы», «Паллады» и «Баяна» японцы за три дня потратили около 800 тяжелых снарядов.

(А. Царьков. Русско-японская война 1904-1905. Боевые действия на море.)

У Лутонина хорошо описано действие осадных гаубиц и обстоятельства потопления Полтавы
«Бомбардировка 11-дм мортирами сначала производила на всех удручающее впечатление, рев снаряда в воздухе очень близко походил на шум тележки, прогоняемой по рельсовой подаче, но, конечно, много громче, поэтому команда и окрестила 11-дм снаряды “тележками”. Когда первые “тележки” начали ложиться у борта, то всем стало жутко. Помня неудачные бомбардировки с моря, все надеялись, что и тут обойдется благополучно, но уже 22 сентября надежды рассыпались в прах, когда в “Полтаву” попал первый 11-дм снаряд. Не имея никакого представления об их действии, люди начали скрываться в казематах. Командир, желая сохранить старшего боцмана и старшего трюмного, приказал им спуститься в центральный пост. Место это считалось до сих пор самым безопасным. На деле оказалось совсем не то. Снаряд пронизал обе палубы, чисто прошел через броневую крышку толщиной в 1,75 дюйма, пронизал выгородку верхнего поста и здесь разорвался. Осколки разметались по навесной платформе, где сидели люди, перебили их, угодили в сепаратор паровых труб, разбили его, пост наполнился парами, и бывшие в нем три человека сильно ошпарились. Этот снаряд вынес у нас 11 человек, повредил обе носовые динамы, насос Вартингтона, цепь Галля, вывел из строя носовую 12-дм башню, пробил во многих местах кочегарную переборку и повредил носовой котел. Вот что сделал один бронебойный снаряд, а начинен он был дымным порохом. Как же можно сравнить его с захваленными фугасными 12-дм японскими бомбами, рвущимися от первого прикосновения к преграде? »
(Лутонин С. И. Деятельность броненосца “Полтава” в русско-японскую войну 1904 года.)

Таким образом, можно сказать, что 280-мм мортиры внесли решающий вклад в разгром российской 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре. Откуда же у японцев появилось это «Вундерваффе»?

По сути, оно было вдохновлено немецкой береговой гаубицей:

28-см береговая гаубица Kst.Н. Гаубица Kst.Н создана в Германии в 90-х гг. XIX в. Фирмой Крупа. Гаубица устанавливалась на береговых батареях в естественно узких местах — проливах, устьях рек и.т.д. Ствол гаубицы скреплен кольцами. Затвор горизонтальный клиновый. Ствол своими цапфами жестко связан с верхним станком. Верхний станок со своим стволом откатывается по поворотной раме (нижнему станку).
Поворотная рама вращалась на шаровом погоне по металлическому основанию, заделанному в бетонное основание.
Калибр гаубицы 283мм. Длина ствола 3395/12 мм/клб. Угол вертикального наведения от 0 до +65 грд. Ствол гаубицы весил 10,8 т, а вся установка с поворотной платформой 63,3 т. Скорострельность гаубицы составляла один выстрел в минуту. В боекомплект входил только один фугасный снаряд (2,8 cm Sprgr.L. 3,5). Вес его 350 кг, длина 1000/3,54 мм/клб. Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое. Гильза латунизированная цельнотянутая длинный 377 мм, диаметр фланца 314 мм. Заряд переменный, всего зарядов шесть. При максимальном заряде весом 19,7 кг и начальной скорости снаряда 375 м/с дальность стрельбы достигала 11 400 метров.

Это орудие было создано в Германии в 1890-х годах, когда считалось, что орудиям береговой обороны выгодно иметь большой угол возвышения и вести огонь по очень крутой траектории. В таком случае снаряд должен был попадать не в борт, а в гораздо менее защищенную палубу вражеского корабля, что повышало вероятность пробития брони.

А теперь рассмотрим более подробно ТТХ японской мортиры

Японская 280-мм гаубица.
Год создания: 1892
Калибр: 280-мм.
Длина ствола : 2.863 м (L10.2)
Угол вертикальной наводки: -10 — +68
Угол горизонтальной наводки : 360
Вес снаряда : 217 кг*
Начальная скорость : 142 — 314 м/сек
Вес ствола: 10.758 т
Вес всей установки: 24.300 т
Дальность стрельбы : 7,800 м **
Выпущено : 220

*Бомба закаленного чугуна, содержала заряд 9,5 кг черного пороха. Широкоград и Дискант говорят о применении у Порт-Артура 320 кг стальных снарядах с 80 кг шимозы. Заряжание гаубицы картузное — всего было 7 типов зарядов. Полный весил первоначально 20,32 кг черного пороха, затем был заменен 7,78 кг бездымного пороха.
** На полном заряде и угле возвышения 45(при скорости 315 м/с) , при заряде №6 и угле 68 (начальная скорость-142 м/с) -дальность стрельбы 1,800 м Гаубицы создавались как орудия береговой обороны, производились самими японцами на арсенале в г. Осака. Широкоград в своей книге «Падение Порт-Артура» что гаубицы созданы в результате глубокой переработки проекта Круппа, т.к. в отличии от крупповских орудий имели поршневой затвор. Перевозились по ЖД в разобранном на три части виде. Гаубицы сводились в батареи по два орудия, и стреляли залпами. У Порт-Артура применялись гаубицы снятые с батарей Токийского залива. При перевозки под Порт-Артур 18 гаубиц было потеряно на пароходе «Хитачи-Мару». Следующая партия (6 орудий) прибыла к Порт-Артуру в сентябре, и 18 сентября начала обстрел. Затем прибыли еще 12, но до падения крепости успели развернуть только 6.

Так их доставили к Порт-Артуру:

Перевозились 11-дюймовые гаубицы разобранном на три части виде (это не считая установочных элементов). Японцы их тащили из захваченного нашего гражданского порта Дальний (ныне китайский Далянь) по грунтовой дороге, при этом каждую часть орудия волокло триста человек.

Гаубицы готовят к работе, ещё тепло:

Они же в конце осады, в декабре 1904 г., виден снег:

Гаубицы готовятся открыть огонь:

Первые их залпы прозвучали 18 сентября 1904 г.

Выстрел:

Скорострельность – выстрел в 5 минут…
Сзади просматриваются штабеля снарядов и тележка для их подвоза.

Вот эти снаряды поближе:

Вот здесь 2 декабря (15 по новому стилю) 1904 г. в 20 ч 15 мин попаданием японского 11-дюймового снаряда был убит командовавший сухопутной обороной Порт-Артура генерал Роман Кондратенко. Вместе с ним погибли еще восемь офицеров. Памятный знак установили сами японцы в 1907 году… :

Удивительно, но у нас практически никто не помнит потрясающий символизм 1945-го победного года – ультиматум нашего командования с требованием капитуляции Квантунской армии японцам в августе 1945 г. доставил советский полковник Иван Артёменко, родной внук царского генерала Романа Кондратенко, погибшего в Порт-Артуре…

Очень любопытно сейчас читать об испытании этих мортир:

Во второй половине марта 1891 года, в Кваннонсаки, в Японии, были произведены опыты для определения действия изготовленных в Японии мортир по броневым палубам современных судов.

Стреляли из 28-см (11,02-д.) чугунной нарезной мортиры, заряжаемой с казенной части, и длиною в 9 калибров. Мортира эта изготовлена на пушечном заводе в Осака, по чертежам мортир, изготовленных фирмой Армстронг, Митчель и К», по заказу итальянского правительства. Заряд был в 9,5 кг (23,2 р.ф.) крупнозернистого пороха, изготовленного в Японии в прошлом году. Вес снаряда 217 кг (13,25 пуд.) и разрывной заряд в 9 кг (22 фунт.). Снаряды также изготовлены в Осака из охлажденного чугуна (местной руды).

Расстояние от щита было 3450 м (почти 19 каб.), и при этом требовался угол возвышения в 58°; соответствующий угол падения был 61°. При этих условиях и при начальной скорости снаряда в 218 м (715,2 фут.) средняя ошибка в дальности оказалась 41 м. (134,5 фута) и в направлении 8 м (26,2 фута).

Стреляли с форта, через узкий пролив, в щит, установленный на другом берегу пролива. Щит изображал собою часть броневой палубы, диаметральная плоскость которой приходилась перпендикулярно к линии огня. Длина щита, по направлению линии огня, составляла 18 м (59 фут.), что соответствует ширине каждого из трех строящихся для японского флота новых броненосцев для прибрежной обороны, водоизмещением по 4200 тонн. Ширина щита была в 5,26 м (17,3 фута). Щит сделан в три слоя палубной листовой стали завода Крёзо, каждый в 25 мм., прочно склепанной и имеющей, следовательно, толщину почти 3 дюйма.

В действительности было сделано из 28-см мортиры 30 выстрелов неснаряженными бомбами, из которых в щит попали два снаряда; снаряженных же бомб было выпущено 15, из которых попала только одна.

Таким образом, из 45 снарядов 28-см мортиры попало 3 снаряда или около 7 %

Опыты стрельбы по палубной броне в Японии (Из журнала «Морской сборник» № 8 за 1891 г.)

Выше попадется упоминание, что японская мортира была основана не на Крупповской пушке, а на итальянской мортире — точнее мортире, разработанной фирмой Sir WG Armstrong Mitchell & Company для итальянского пр-ва. Это была крупнейшая английская промышленная фирма середины XIX — начала XX века, занимавшаяся производством вооружений, постройкой судов, производством автомобилей и самолётов. Только до 1907 года на заводе было построено 71 военное судно, в том числе многие крейсера японского флота, участвовавшие в русско-японской войне.

И действительно, если посмотреть фото итальянской мортиры — сходство 100%:

Многих ставит в тупик эта фотография и подпись под ней:

Откуда иероглифы? Причем тут Гродно, это же в нынешней Белоруссии? И почему надписи на немецком?

«Интересными артиллерийскими системами, имевшимися на вооружении Гродненской крепости, были японские тяжёлые орудия. Перед войной русское командование закупило партию 11-дм (280-мм) японских гаубиц для вооружения своих крепостей. По имеющейся у нас информации в Гродненской крепости состояло на вооружении как минимум 10 японских установок калибров 240-мм и 280-мм.»

Таким образом, в Первую Мировую японские мортиры сражались на стороне Российской Империи, правда часть их (а возможно — все) захватили немцы.

В межвоенный период 280-мм мортиры нашли себе новое применение, влившись в систему обороны Маньчжурии — поддерживая укрепрайоны Квантунской армии:

«В течение многих лет японские войска сооружали мощные пограничные укрепления в Маньчжурии, под прикрытием которых они собирались напасть на нашу страну. Важнейшие операционные направления были прикрыты укрепленными районами, представлявшими собой систему дотов, дзотов, железобетонных укрытий, траншей и других видов инженерных сооружений. К числу сильнейших укрепленных районов относились Хутоусский, Мишаньский, Пограничненский, Маньчжуро-Чжалайнурский, Халун-Аршанский, Хайларский, Дуннинский и др.
В Халун-Аршанском укрепленном районе имелось, например, 126 дотов, 294 дзота и 41 железобетонное убежище; в системе Пограничненского и Дуннинского укрепленных районов было сооружено 625 дотов, 544 дзота, 120 командных и наблюдательных пунктов. Эти укрепленные районы имели многочисленное артиллерийское вооружение разных калибров, до 280-мм мортир включительно.

Очень тяжело найти упоминания о 280-мм мортирах, но отрывочная информация все же есть:

«С большим успехом вела борьбу с японской артиллерией батарея старшего лейтенанта А. К. Куракса. Эта батарея несколько раз приводила к молчанию японскую 280-мм батарею, расположенную на бетонированной площадке.»

(Прочко И. С. Артиллерия в боях за Родину. — М.: Воениздат, 1957.)

Во время блестящей наступательной операции советские войска разгромили Квантунскую армию Японии, и никакие 280-мм мортиры тем помочь уже не могли. Захват этих орудий — довольно символическое отмщение за унизительную потерю Порт-Артура и гибель флота в 1905 году…

Есть несколько фотографий, показывающих брошенные мортиры в полуразрушенных амбарах. Их нашли советские солдаты после взятия укрепрайона:

А сегодня одна такая мортира притулилась во дворе дома в каком-то маленьком японском городке:

Нашел еще один сохранившийся экземпляр, выставленный в Matsuyama Ropeway Terminal, как я понял, вокзал канатной дороги г.Мацуяма:

А вот фотография снаряда:

Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (13)

  1. Zooboogie:

    Давольно интересная статья. Занятно почитать во время кофе-брейка. Спасибо

  2. Дмитрий:

    Есть маленькая неточность. Картинка Гибель «Полтавы», не соответсвует названию. Это гибель броненосца Адмирал Ушаков 15 мая в Цусимском бою. А статья хорошая

  3. Павел Черепанов:

    Да, действительно. Поправил, убрал картинку.

  4. Luter11:

    Великолепная статья! Предвкушаю скорое появление сей «малышки» в портфолио студии;)

  5. Алексей Алексеев:

    Кстати да! Дочитал статью (познавательную), а самой мортиры-то и нету!

  6. […] ИСТОРИЯ Подробный исторический обзор с массой фотографий опубликован здесь. […]

  7. Сергей:

    Для русской армии были закуплены 200 мм. японские гаубицы. По моему 8 шт.Никаких 280 мм. японских на вооружении не состояло.

  8. Павел Черепанов:

    А что же тогда на гомельской фотографии? 200мм?
    Откуда у вас такая информация?

  9. Сергей:

    Павел, по моему у Барсукова читал. Или у другого автора, где описана артиллерия Первой мировой войны в Русской армии. Тоже кстати исходя из этой фотографии заинтересовался.В спмсках нет 280 мм.японских мортир. И на нескольких сайтах разговор об этом шёл. Они вроде внешне практически одно и то же. Только калибр разный.А так как больше иностранной артиллерией не занимаюсь, я этим и ограничился в поисках.

  10. baek:

    와우 이런 자료를 휼륭히 모았습니다.

    WoW, Data was collected Outstanding

  11. MRBF:

    Для Японии это не простое орудие. В первую очередь это символ победы в русско-японской войне на суше . (Символом победы на море являетмя Микаса) Во вторых — это первое орудие такого калибра , произведённое на территории японии — особая гордость нации . Самое массовое для своего времени , но слишком архаичное и своему времени не отвечающее. Производить же его для береговой обороны , да ещё в таких колличествах , да ещё с таким отвратительными ТТХ — нонсенс !… первый блин комом , что говорится ! Однако орудие неплохо себя проявило ( а по мне так отвратительно , и у автора есть примеры стрельб ), как осадное , под Порт-Артуром , чем и заслужило себе имя . Сей «музейный экспонат» не снимался с береговой обороны японии вплоть до 45-46 годов , когда их сняли американцы в ходе демилитаризации японии. Сегодня , на территории японии не сохранилось ни одного оригинала. Всё что мы видим на последних фотографиях — муляжи , специально сваренные к съёмкам фильма «Высота 203» (на моём фото ,кстати , хорошо виден ржавый шов на стволе ). И если за «орудием» при станции присматривают , то второе благополучно ржваеет в частном музее в префекткре Точиги ( 100км севернее Токио ) . При детальном осмотре выявилось, что родной только лафет и кое какие шестерни подъёмного механизма . Остальное новодел. Сегодняшних японцев эти факты нисколько не интересуют и не смущают , с воинственностью доказывают — это оригинал и точка не взирая на грубую сварку ! )))) Статья неплохая , но полностью отсутствует период службы до и после 1904 года на береговых батареях , для коих она и создавалась . Надеюсь автор восполнит этот пробел . Творческих успехов !

  12. Павел Черепанов:

    MRBF: Спасибо за ваш комментарий. Я к сожалению не нашел особой информации по периоду до и после 1904 года, на англоязычных ресурсах ничего не нашел, а японским не владею. Интересно, что на цветных фото — по сути муляж, меня самого озадачило что такая раритетная и ценная для японской истории вещь стоит и ржавеет где-то во дворе…

  13. сергей кусмарцев:

    Прекрасная и содержательная статья !!! Спасибо автору !!!