Sturer Emil

ИСТОРИЯ

Не получилось составить краткую историческую справку, прототип очень интересный, и я думаю многим будет любопытно узнать его историю, а остальные могут прокрутить ниже, к собственно модели.

Во время подготовки к вторжению в Великобританию – операции «Морской лев» – германское командование учло возможность столкновения с тяжелыми английскими танками. Прежде всего, беспокойство вызывали танки Mk IV Churchill, ряд модификаций которых оснащался серьезными 76-миллиметровыми пушками. Эти бронемашины представляли собой серьезную угрозу для большинства немецкой бронетехники первых лет Второй Мировой войны. Кроме того, «Черчилли» имели солидную броню – до 100 миллиметров на лбу. Для борьбы со столь серьезным противником требовалась соответствующая техника.

В начале 1940 года подобные требования вылились в работы по определению облика перспективной противотанковой самоходной артиллерийской установки. Командование страны затребовало создать две САУ, вооруженные 105-мм и 128-мм пушками. Такое вооружение должно было обеспечить гарантированное поражение всех существующих танков, состоящих на вооружении европейских стран, а также иметь определенный задел в направлении уничтожения танков ближайшего будущего. Тем не менее, через несколько месяцев было решено, что достаточно и одной самоходки. Программу работы по тематике 128-мм самоходного орудия закрыли, а в результате второй программы была создана САУ Dicker Max. В первых месяцах следующего 1941 года германское командование перестало активно готовиться к войне с Великобританией. Актуальной целью стал Советский Союз. За несколько дней до нападения обе произведенные опытные САУ Dicker Max отправились в войска для опытной эксплуатации. О проекте самоходки со 128-мм пушки уже не вспоминали.

Но вот наступил день начала операции «Барбаросса». Танки Вермахта пошли в наступление и встретились с очень неудобными противниками. Это были советские танки Т-34 и КВ. Тут-то и пригодились почти забытые наработки по САУ с пушкой калибра 128 миллиметров. Всего через несколько недель после начала войны фирмы Rheinmetall и Henschel получили задание на разработку полноценной самоходки. Стоит отметить, что разработка Dicker Max была относительно простой – пушку нужного калибра установили на почти не измененное шасси танка PzKpfw IV. С новой САУ дело обстояло хуже. В первую очередь, сказался вес пушки. Орудие PaK 40 весило более семи тонн. Далеко не каждое бронированное шасси немецкого производства могло потянуть такую «ношу», не говоря уже об отдаче. Пришлось вновь возвращаться к старым проектам. Базой для новой самоходки сделали экспериментальный танк VK3001(H), который в свое время мог стать основным средним танком Германии.

Подвеска шасси VK3001(H) спокойно выдерживала расчетные нагрузки при стрельбе из 128-мм пушки. Однако экспериментальный танк имел недостаточные габариты. На него можно было установить бронированную рубку с орудием, но в таком случае почти не оставалось места для экипажа. Ни о какой эргономике, даже сносной, не могло быть и речи. Пришлось в срочном порядке удлинять исходное шасси. Для этого корму машины нарастили и, как следствие, перекомпоновали трансмиссию. Двигатель оставили без изменений – Maybach HL116 мощностью в 300 л.с. В состав ходовой части пришлось ввести по два дополнительных опорных катка с каждого борта. Ввиду примененной на танке VK3001(H) системы Книпкампа, особо большого выигрыша в длине опорной поверхности это не дало, хотя и помогло исправить центровку всей самоходки.

Первые (они же, как потом окажется, и последние) экземпляры 128-мм самоходной пушки, получившей официальное название 12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK3001(Н) и неофициальное прозвище Sturer Emil («Упрямый Эмиль»), планировалось переделывать из изготовленных шасси танка VK3001(H). Поэтому бронирование самоходки осталось прежним: лоб и борта корпуса толщиной в 50 и 30 миллиметров соответственно. В задней части корпуса, прямо на его верхней плите, смонтировали бронированную рубку. Она собиралась из стальных листов той же толщины, что и листы корпуса – 50 и 30 мм. Лобовых панелей корпуса и рубки толщиной всего в пять сантиметров было мало. По этой причине на фронте самоходки «Упрямый Эмиль» получали дополнительную защиту в виде подвешенных на лбах корпуса и рубки секций гусеничных траков.

По центральной оси машины устанавливалась 128-мм пушка PaK 40 с длиной ствола в 61 калибр. Система ее креплений позволяла осуществлять горизонтальную наводку в пределах семи градусов от оси. Сектор вертикальной наводки, в свою очередь, был значительно больше – от -15° до +10°. Такое расхождение в углах наведения по вертикали имело под собой простое и понятное основание. Поднять ствол пушки выше десяти градусов не позволял ее крупный казенник, упиравшийся в пол боевого отделения. Что касается снижения ствола, то оно ограничивалось только передней частью корпуса машины и целесообразностью. Возимый боекомплект пушки составлял 18 снарядов. Иногда упоминается, что, благодаря большой дальности уверенного поражения большинства советских танков, Sturer Emil мог работать в паре с грузовиком, перевозящим снаряды. Однако вряд ли подобная «тактическая схема» применялась на практике – в отличие от хоть как-то забронированной САУ, грузовик с боеприпасами никак не защищен и представляет собой весьма привлекательную цель.

Экипаж 128-мм самоходной пушки состоял из пяти человек: механик водитель, командир, наводчик и двое заряжающих. Рабочие места четырех из них находились в рубке, поэтому увеличение размеров шасси было более чем необходимым. На случай непредвиденных обстоятельств, а также для борьбы с пехотой противника экипаж имел в своем распоряжении пулемет MG 34, несколько пистолетов-пулеметов MP 38/40 и гранаты.

На заводе фирмы «Хеншель» без дела стояли шесть шасси танка VK3001(H). Два из них и стали платформами для изготовления новых самоходок. Поэтому даже с учетом серьезных переделок корпуса изготовление Sturer Emil не заняло много времени. Первый экземпляр был готов к осени 41-го, а второй пришлось подождать до весны следующего года. Первым делом два прототипа отправились на полигон. Там они показали хорошие огневые показатели. Однако крупный калибр и замечательные показатели бронепробиваемости компенсировались низкой мощностью двигателя и вызванной ею недостаточной подвижностью. Даже на шоссе «Упрямые Эмили», как бы оправдывая свое прозвище, не разгонялись быстрее двадцати километров в час.

После полигонных испытаний обе САУ Sturer Emil были посланы на фронт для прохождения испытаний в реальных боевых условиях. Артиллеристами-испытателями стали бойцы 521-го батальона противотанковых самоходок. Практически сразу после прибытия САУ получили очередные прозвища, на этот раз «личные». Солдаты прозвали их «Максом» и «Морицем», в честь двух друзей-хулиганов из поэмы Вильгельма Буша. Вероятно, причиной возникновения таких прозвищ стали постоянные поломки, которыми досаждали оба «Упрямых Эмиля». Тем не менее, эти самоходки портили жизнь не только механикам. 128-миллиметровое орудие действительно надежно поражало все советские танки, в том числе и тяжелые. Разница была только в дальности выстрела. По имеющимся данным, «Макс» и «Мориц» уничтожили не менее 35-40 советских танков.

В поэме В. Буша судьба хулиганов оказалась совсем не радужной: их смололи на мельнице и скормили уткам, чему никто не огорчился. С самоходными «Максом» и «Морицем» произошло нечто похожее, но с поправкой на особенности войны. Одна из САУ была уничтожена красноармейцами в середине 1942 года. Вторая же дошла до Сталинграда, где и стала трофеем советских солдат. Начиная с 1943 года, один из «Упрямых Эмилей» участвовал в выставках трофейной немецкой техники. На стволе его пушки насчитали 22 белых кольца – по количеству уничтоженных бронемашин. Можно представить реакцию красноармейцев на трофей с такой боевой историей.

Слабый двигатель, перетяжеленная конструкция, малый боезапас, а также недостаточные углы наведения пушки стали причиной сомнений в целесообразности серийного производства САУ. Кроме того, на дворе был уже 42-й год – нужно было решать судьбу тяжелого танка PzKpfw VI Tiger. Поскольку фирма «Хеншель» не могла одновременно собирать и танк, и самоходку, ее руководство совместно с командованием Вермахта постановило начинать серийное производство «Тигра». Проект Sturer Emil закрыли и более не возобновляли, но необходимости противотанковой самоходки это не отменило.

Историческая справка взята отсюда

СБОРКА

Мы решили воспроизвести прототип №1, его следы теряются летом 1942 года на просторах донских степей, доподлинно не известно как закончилась его карьера, в отличие от №2, который стал участником трофейных выставок и стоит в Кубинке.
Мы предположили, что прототип №1 оказался поврежден в бою, брошен немцами во время контратаки, захвачен красноармейцами, а позднее был уничтожен при отступлении.

Сборку модели вел Павел Черепанов:
Постройка модели заняла почти год, при работе над моделью было задействовано множество дополнений, в частности, три набора Аберовской травленки, точеные ствол и снаряды, металлически траки, и так далее, полный список в конце статьи. Не надо и говорить, что сборка с аберовской травленкой может занять немало времени и нервов, даже если использовать ее на 50%. местами фототравление паялось, местами использовался клей, особенно проблемная сборка у снарядных ящиков, которые сделаны частично открытыми, так чтобы было видно находящиеся внутри снаряды.

Я имитировал небольшие повреждения — помятости крыльев, пробоины в рубке, попадания в маску орудия, сломанный или выпавший инструмент, ено задачи сделать разрушенный Эмиль не было, скорее именно брошенный в боеготовом состоянии, но повидавший виды. Например, один из опорных катков лишился резинового бандажа, а левый предкрылок — оторван.

В качестве дополнений я добавил запасные траки на передней части рубки, крепление с двумя канистрами на левом крыле, и сварные швы в нужных местах.

ОКРАСКА

Окраску модели проводил Роман Воробьев. Сначала модель была загрунтована тамиевской грунтовкой из баллона, окрашена в базовый цвет, XF-63 German Grey, тонирована фильтрами, смывками, масляными точками (502 Abteiluung), пигментами MIG (пыль, ржавчина, копоть).

Затем модель была передана Владимиру Яшину для финальных эффектов.

Владимир Яшин добавил надпись на борту самоходки, «Этот фашистский танк захвачен лейтенантом Егоровым». Надпись выполнена белым карандашом, имитирующим мел. Логично было предположить, что такую надпись в боевой обстановке вряд ли кто-то сделал бы краской, а вот мел мог оказаться под рукой.

Владимир добавил кое-какую мелочевку в «салон» — бутылку водки и автомат ППШ — следы присутствия легендарного лейтенанта Егорова, который тут же с ребятами отметил свой успех и отошел на минутку, оставив автомат внутри. Также добавлены следы ног на корпусе, потеки масла и топлива, углы и граи обработаны грифелем карандаша для натурального блеска.

Если я что-то упустил, Володя и Роман дополнят статью!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Trumpeter — 00350 12.8cm Selbstfahrlafette L/61 ‘Sturer Emil’ — сам набор
Armorscale — B35-021 128mm Kanone 40 – Gun Barrel for German SPG (Pz.Sfl.V) — точеный ствол
Armorscale — A35008 Ammo 128mm Gun 40 «Sturer Emil» 1/35 — точеные снаряды и гильзы
Aber — 35180 12,8 cm Sf. L/61 (Pz.Sf.V) «STURER EMIL» Vol.1 Basic — фототравление базовый набор
Aber — 35181 12,8 cm Sf.L/61 (Pz.Sf.V) «Sturer Emil» Vol.2 — Additional set (fenders) — фототравление надгусеничные полки
Aber — 35182 12,8 cm Sf.L/61 (Pz.Sf.V) «Sturer Emil» Vol.3 — Additional set (ammo holders and boxes) — фототравление снарядные ящики
Aber — 35P-06 German ammunition for «Sturer Emil» — точеные снаряды
Friulmodel — ATL-86 STURER EMIL — металлические траки
RB Model — 35A02 — 2 cm antenna for military vehicles — латунная антенна
RB Model — 35A15 German aerial mount — латунный антенный ввод

Работа велась с перерывами весь 2012, а начата была еще в 2011.

Модель была построена на заказ и сейчас находится в частной коллекции. Если вам нравится — обращайтесь! Построим такую же или похожую и для вас.

Владимир Яшин, Павел Черепанов, Роман Воробьев
Новосибирск 2012

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (26)

  1. очень и очень хорошая модель!

  2. Всеволод:

    Давно следил за постройкой модели в блоге.Отличная работа, прекрасная задумка и великолепное исполнение.

  3. Отличная работа парни!!! Как и Всеволод следил за ходом работ над этой машиной сначала. Исполнение и задумка блестящие!

  4. Роман:

    Суперский результат, шикарная модель, молодцы!

  5. Алексей Алексеев:

    Открою страшную тайну: к обсуждению будущей модели Владимир привлек даже Адама Вайлдера, посвященного накануне в «российские моделисты» (на прошлом «Дишшоу»).
    Спасибо!!!

  6. Роман:

    Алексей, открою еще более страшную тайну — Адам абсолютно открытый человек и он обычно находит время для всех, чтобы ответить на вопросы или помочь с опеределенными нюансами тонировки. Достаточно знания английского :)

  7. Игорь Calibr:

    Отличное исполнение!

  8. Павел Черепанов:

    Коллеги, спасибо за теплые отзывы!

  9. Павел:

    Колоритная работа ребят, фундаметально и интересно. Увы атмосфера донских степей не передана, вы не представляете пылищу там. Живу недалеко. Ваш эмиль девственно чист. Надпись хороша по исполнению, но думаю если лт Егоров не был безграмотным, а судя по слову фашистский через т он был образованым, разницу между танком и арт установкой должен был знать, офицер фронтовик все же. Оставленное офицером фронтовиком оружие нонсенс! И наконец- мы в жуткой обиде на коллег из других стран за то что без водки нас не видят и тут же стоит бутыляха. Ну из фляжки по 50 грамм ладно но бутылка. Да и принимают обычно перед боем. В целом эффектно но в ущерб реализму. Списываю наверное на пожелания заказчика видеть так как есть. С уважением.

  10. Владимир Яшин:

    Коллеги, всем спасибо за отзывы!

    Алексей Алексеев
    Ну Адам обычный человек, так что в его привлечении нет ничего экстраординарного )))

    Игорь, это именно фантазия. Этот момент обсуждался еще на стадии согласования проекта. Мы прекрасно понимаем, что такого в реале скорее всего не было.

  11. Владимир Яшин:

    Гарик
    Игорь, ну я тут с тобой полностью согласен, но такая метафора была выбрана целенаправленно еще когда проект только задумывался.

    Петруха
    Ну тут можно строить много догадок и гипотез )))

  12. Гарик:

    Если вы таким образом обыграли судьбу Эмиля №1, который где-то загинул на просторах нашей Родины, то побед на стволе должно быть не менее 22-х, насколько я помню из истории. А вот тот Эмиль, что был найден под Сталинградом имел немного победных колец на стволе.
    Как-то у вас связки нет. Вы или крестик снимите, или трусы наденьте. :)

  13. Павел Черепанов:

    А источник? «Насколько я помню» — это как-то ненадежно звучит. Давайте проведем тщательное расследование с фотографиями и документами — нечего голословно тут метать икру на вентилятор.

  14. Алексей Алексеев:

    Владимир, еще раз огромное спасибо коллективу «Остфронта» за «Эмиля»!
    С вашего позволения, тоже дам ответы на ряд вопросов по «Эмилю».
    1. В качестве исходника был выбран именно «исчезнувший» самоход, фото которого на момент «исчезновения» отсутствуют, поэтому все рассказы о том, что «он не мог так выглядеть» — чисто фантазия рассказчиков.
    2. Бутылка водки — она присутствовала и будет присутствовать на моделях, которые «Остфронт» делает по моей просьбе. Лично мне нет дела до того, как именно изображают нас «коллеги из других стран».
    3. Лейтенант Егоров мог и не знать разницы между танком и экспериментальной САУ. Автомат мог изначально не принадлежать Лейтенанту Егорову.
    4. Блестящий образец логики: если кто-то чего-то не видел или не знает, это автоматически означает, что этого не может быть.
    5. Цитата: «Как-то у вас связки нет. Вы или крестик снимите, или трусы наденьте.» Мощно задвинуто! Достойное завершение ранее написанного в этом и предыдущих комментариях уважаемого автора.

    Спасибо коллегам-моделистам (особенно тем, чьи модели можно увидеть в интернете) за теплые отзывы о модели.

  15. Красиво! Кстати, я 5кг кувалду ломал, правда у самой железяки — забивал трубу в землю и несколько раз промазал мимо стенки трубы. =))

  16. Гарик:

    Сколько обиды… Это просто небольшие критические замечания. Не нравятся? Так и пишите. Критику не принимаем. И делов то! :)

    Мне тоже спасибо по последнему пункту? Всегда пожалуйста! :)

  17. Игорь:

    Алексей Алексеев:
    11.11.2012 в 17:58
    Спасибо коллегам-моделистам (особенно тем, чьи модели можно увидеть в интернете) за теплые отзывы о модели.

    На здоровье! )А Ваши там можно увидеть? 8)

  18. александр:

    окрашено супер,только вот зачем скручен компенсатор тоже не совсем понятно…

  19. Алексей Алексеев:

    Перечитал внимательно свой предыдущий пост. Там — только информация, ничего личного. И, тем более, обиды на критику. Ее (обиды) нет по двум причинам:
    1. Собственно критики, как таковой, лично я практически не увидел, за исключением слов Павла о недостатке пыли, прочее — лишь собственное мнение плюс собственная же ирония.
    2. На конструктивную (пусть даже жесткую) критику лично я не обижаюсь.
    Касательно моих моделей: начальный уровень, «многоизкоробка», уверенно приближаюсь к «песочнице», в этой связи в интернете их нет; ни на одном модельном сайте не зарегистрирован.
    Интересовался моделями коллег лишь с целью отделить «критиков» от критиков, поскольку ваши имена мне не знакомы.
    Как-то так…

  20. Павел:

    Ребят моделизм очень мирное и созидательное хобби. Будем дружны, сколько людей столько и мнений и это хорошо!

  21. Алексей Алексеев:

    Цитата: «Для Алексея Алексеева:
    Вы не можете обижаться или не обижаться на критику в данном случае. Вы не делали эту модель.». Согласен. И по Вашему комменту: вот это уже конструктивная критика, без «дружеских советов». Спасибо, Гарик!

  22. Константин:

    «Давно следил за постройкой модели в блоге.»
    Пожалуйста, дайте ссылку где посмотреть блог о постройке этой модели! Спасибо!

  23. Константин:

    Павел, большое спасибо!

  24. […] в то же подразделение, что и тяжелые противотанковые САУ Sturer Emil, schwere Panzerjager Abteilung 521, а значит сгинули они на […]