История: Тяжелый штурмовой танк Tortoise (A39)

В рамках подготовки обзора на новинку от фирмы Meng Model — потрясающую английскую ТОРТИЛУ — я решил провести небольшое историческое изыскание, собрать фото прототипа, музейные фотографии и немного вникнуть в матчасть.

Тяжелый штурмовой танк Tortoise (A39)

В начале 1943 года союзническое командование, предвидя будущие трудности по преодолению немецких фортификационных линий, таких как Линия Зигфрида, начало разработку нового типа боевых машин — штурмовых танков (Assault tanks). Очевидно, что их основное отличие должно было быть в прочной лобовой броне, в ущерб мобильности. Первоначально усилия разработчиков сконцентрировались на проекте А33 «Эксельсиор» (Excelsior), основанном на танке «Кромвелль», также существовала программа по усилению бронезащиты «Черчилля». Сюда же относится и разработка танка А38 «Вэлиант» (Valiant) и американский T14, кроме того было большое число проектов, так и не пошедших дальше чертежных досок.

В апреле 1943 года Военное министерство и Министерство снабжения Великобритании издали совместный меморандум, который определял общие требования к тяжелому штурмовому танку, как специальной боевой машине, предназначенной для действий в сильно укрепленной зоне боевых действий в составе специализированной 79-й бронетанковой дивизии. Как известно, эта экспериментальная воинская часть имела на вооружении такие уникальные машины, как «Шерман Краб», «Черчилль Крокодил», Churchill AVRE, Churchill ARK, БТР Kangaroo, известные под общим названием Hobart’s Funnies («Игрушки Хобарта»). Это были различные мостоукладчики, огнеметные танки, самоходные мортиры, минные тралы и прочая инженерная техника, а также плавающие танки. В общем, наша ТОРТИЛА отлично вписывалась в эту пеструю компанию!

ТОРТИЛА В ДВИЖЕНИИ — ВИДЕО!

В период между маем 1943 и февралем 1944 года компания «Наффилд» (Nuffield Mechanisation and Aero) представила 18 различных проектов (АТ1 — АТ18) тяжелого штурмового танка, каждый новый вариант крупнее и тяжелее предыдущего.
К февралю 1944 чертежи проекта АТ16 были утверждены Танковым Комитетом и была заказана партия из 25 единиц, минуя стадии согласования прототипов, предсерийных образцов и т.д. Партия должна была быть готова к применению к сентябрю 1945 года. Военное министерство разместило заказ и работа началась!
С окончанием войны в Европе интерес к A39 Tortoise стал быстро сокращаться. Уже строились планы по новому поколению боевых машин, среди которых A39 смотрелся динозавром. Заказ был сокращен до 12 машин. В феврале 1946 г Комитет Обороны решил вновь уполовинить заказ, уже до 6 машин. Реально было закончено пять танков, а детали шестого использованы на запчасти.

Две ТОРТИЛЫ были отправлены на испытания в Германию. Машина была признана высоконадежной, с мощным точным орудием, но некоторые наблюдатели были настроены менее оптимистично, и отчеты об испытаниях пестрят такими фразами: «…отсутствие кругового обстрела», «…слишком тяжелый», «…слишком медленный», «…умопомрачительные проблемы с транспортировкой», «…раздельное заряжание». Судьба A39 Tortoise была решена…

Один из шести образцов (изготовленный в Бирмингеме в 1947 году) сейчас находится в музее в Бовингтоне, как уже говорилось выше, причем на ходу! Впервые машина показала свои ходовые качества на публике в 2011 году на проходящем в июне танковом фестивале (Bovington Tankfest 2011). Еще один экземпляр, поврежденный и без орудия, находится на учебном полигоне Керкудбрайт (Kirkcudbright).

ОПИСАНИЕ

В принятой классифкации такие машины с неподвижной рубкой относят к САУ, самоходным артиллерийским орудиям, поэтому название «штурмовой танк» скорее дань британским традициям. Экипаж машины насчитывал 7 человек (командир, наводчик, механик-водитель, два заряжающих для 32-фунтового орудия и два пулеметчика). Внутри было три отсека: трансмисионный в передней части, управления — в середине, двигательный — в кормовой части.
Что любопытно — двигатель Роллс-Ройс «Метеор» был в точности таким же как двигатель истребителя «Спитфайр»!
Корпус A39 Tortoise сваривался из литых деталей и катаных листов брони. Самая большая отливка представляла собой рубку корпуса без крыши с толщиной лобовой части до 230 мм. Крыша представляла собой катаный лист. Еще одна литая деталь в лобовой части защищала трансмиссию. Моторное отделение сваривалось из катаных листов брони и нависало над гусеницами. В правой надгусеничной полке находилась укладка 3ИПа, в левой — зарядный агрегат и аккумуляторы. Нижняя часть корпуса выполнялась из катаных листов брони, с дополнительной защитой в виде тяжелых бортовых экранов. Подвеска была торсионной, хотя чисто внешне напоминала шасси «Шермана». Торсионы были сгруппированы под полом кабины по четыре, гак что на каждую бортовую тележку было два торсиона. Подвеска состояла из четырех тележек на борт, каждая тележка несла по две пары опорных катков и две пары поддерживающих. Каждая пара опорных соединялась с торсионом. 6-скоростная коробка передач Merritt-Brown могла выдавать одинаковые скорости для движения вперед и назад.

Вооружение «Тортилы» — 32-фунтовая противотанковая пушка Tk Mk I (Ordnance QF 32 pounder).
Как известно, маркировка британских орудий, с самого 1764 года, дается не в калибре ствола, а в весе снаряда, в данном случае, 32 фунта. А калибр этой пушки — 94 мм. Орудие должно было придти на смену широко распространенной 17-фунтовой пушки (17-pdr), и также как и немецкое легендарное 88-мм орудие, было создано на основе зенитной пушки, в данном случае QF 3.7 inch AA gun.
Что любопытно, помимо «Тортилы» и проекта буксируемой пт-пушки, эту пушку пытались поставить на истребитель-бомбардировщик «Москито» (de Havilland Mosquito)!
На испытаниях это орудие эффективно пробивало немецкую Панетру с 1000 м. Это было мощнейшее британское орудие на самоходном шасси, разработанное в период 1939-45 годов! Орудие было установлено на платформе с ограниченным радиусом поворота, и спереди было защищено маской толщиной 225 мм. Слева от орудия находится пулемет BESA. Еще два таких же пулемета установлены в башенке на крыше машиины.

Нужно отметить, что шесть экземпляров отличались друг от друга в некоторых деталях, например формой надстройки и дымовыми гранатометами.

Фотография ТОРТИЛЫ, сделанная в Бовингтоне в 1967 году, видно, что машина отличается от нынешнего музейного экземпляра - это та, которая позднее была расстреляна на полигоне...

ТТХ

Масса 79 т
Длина 10 м
Ширина 3.9 м
Высота 3 м

Бронирование:
макс. 225 мм
борт 152 мм
крыша 35 мм
Вооружение: 94-мм орудие Tk Mk I Ordnance QF 32 pounder
Пулеметное вооружение: 3х7,92 мм BESA
Боекомплект: 60 снарядов и 7500 патронов
Угол горизонтального поворота орудия: 20° вправо и 20° влево
Двигатель Rolls-Royce Meteor V12 petrol 600 лс (450 кВт)
Мощность/масса 7.7 лс/т
Подвеска торсионная
Дальность хода
Дорога: 140 км
Скорость
Дорога: 19 км/ч
Грунт: 6 км/ч
Удельное давление 12 p.s.i.

ИСТОЧНИКИ
Википедия
Подробная история и описание на-русском

The Universal tank. British Armour in the Second World War, Part 2. David Fletcher. ISBN 0 11 290534 X, HMSO, London 1993

Фото-валки:
http://web.archive.org/web/20091028175237/http://geocities.com/Pentagon/Quarters/7413/a39tortoise.html
http://www.armourinfocus.co.uk/a39/
http://arcaneafvs.com/a39tortoise.html
http://www.armorama.com/modules.php?op=modload&name=features&file=view&artid=4366

http://militarymodels.co.nz/2012/05/16/walkaround-british-tortoise-a39-heavy-tank/

Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (10)

  1. Алексей Алексеев:

    Познавательно. Спасибо за статью, Павел! Вот ежели бы ИС-7 какая фирма выпустила в приличном качестве… В Кубинке просто любовался этим колоссом.

  2. Павел Черепанов:

    Ну тут вся надежда на фанатов игры WOT, которые создают спрос на такие машины))) Когда нибудь их услышат, все таки 40 миллионов игроков по всему миру. Больше чем моделистов.

  3. Игорь:

    На Спитфайре стоял Ролс Ройс «Мерлин».

  4. Павел Черепанов:

    А я все смотрел, где же на Тортиле пропеллер от «Мерлина»?))) Естественно, что между Мерлином и Метеором две больших разницы, но по сути это один и тот же двигатель, упрощенный и с рядом переделок. Я понимаю, что риторический прием был воспринят слишком буквально…

  5. Игорь:

    Ну, тут ещё один нюанс. 600 лошадей Мерлин давал в 37-м на испытаниях прототипа. На серийнике — уже за 1000.

  6. Ostwind:

    Кстати, фото когда Тортила стоит на трале ее тянут два балластных тягача, уж больно смахивают на наши КРАЗы.
    Если кто знает, подскажите, что за марка?

  7. JaGEr:

    «Ostwind:
    Кстати, фото когда Тортила стоит на трале ее тянут два балластных тягача, уж больно смахивают на наши КРАЗы.»

    От УРАЛов там ничего и близко нет это:
    http://www.network54.com/Forum/110741/message/1347218536/M19+Diamond+T-Rogers

  8. […] Приступая к обзору я провел небольшое исследование (Ctrl C + Ctrl V) . Там есть техническое описание, ТТХ, […]

  9. […] A39 Tortoise от фирмы Meng Model. Сначала делался небольшой исторический обзор, затем – обзор литников и деталей, и наконец, модель […]

  10. […] здесь: 1. Обзор содержимого и предварительная сборка 2. Исторический обзор 3. Статья о […]