Интервью: Алексей Сергеев

Алексей, привет! Спасибо, что согласился ответить на наши вопросы! К сожалению, у нас так и не получилось пообщаться в Москве, давай восполним этот пробел!

С удовольствием, тем более, что являюсь постоянным читателем вашего крайне интересного и содержательного сайта с прекрасными моделями и статьями. Возможно, и в моих ответах найдется что-нибудь любопытное для читателей.

Как творческий процесс? Над чем работаешь в данный момент? Слышал, ты занимаешься окраской Т-80 в довольно любопытном камуфляже. Расскажешь подробнее?

С недавних пор практически все свободное время (которого, как и каждому моделисту, катастрофически не хватает) посвящаю покраске и тонировки модели российского ОБТ Т-80УМ-1 «Барс», построенной практически с нуля талантливым омским мастером Анатолием Буровым. Это сотрудничество образовалось благодаря усилиям нашего общего друга Вадима Щелконогова, знатока и любителя отечественной военной техники, который познакомил нас и сподвиг на создание совместного проекта. Модель выполнена очень достойно, скрупулезно проработана в мелочах, поэтому прилагаю все усилия, чтобы окраска и тонировка получились ей под стать. С самого начала главная сложность заключалась в том, что прототип существует практически только в выставочном исполнении. С так любимой мною тонировкой здесь никак не развернешься. После долгих консультаций с Анатолием решили, что танк это в первую очередь все-таки боевая машина и его стоит немного обкатать. Надеюсь, в конечном итоге это положительно скажется на внешнем виде модели.

Видел, что не так давно ты закончил южно-корейский танк К1А1. Мне кажется, это едва ли не первая законченная модель такого аппарата в Рунете. Как ты соблазнился на эту экзотику?

Южно-корейский танк К1А1

Как любитель современной бронетехники давно лелею мечту – построить модели всех основных боевых танков армий мира. Так почему бы не начать южнокорейского? Тем более, что модель у Academy получилась очень даже неплохая. Информации по этой машине не слишком много, да и афтемаркет не особо доступен, поэтому проект был направлен главным образом на окраску и тонировку. Я постарался апробировать на практике новые для меня технологии, в первую очередь метод цветовой модуляции на камуфлированной технике. Ну и попилить кое-что тоже пришлось. Кроме того, танк был населен глубоко конверсированным экипажем и установлен на небольшую, но тщательно проработанную базу. Вообще моделисты очень часто уделяют этому завершающему этапу крайне мало внимания. И напрасно: аккуратная, качественная подставка придает работе какой-то серьезности, добавляет солидности и полновесности. Хорошая подставка преображает даже весьма посредственную модель. А уж приляпывать филигранно выполненную масштабную копию, на которую вы потратили массу времени, сил и денежных средств на грубый обрезок фанерки – настоящее преступление!

А какая тематика в моделизме для тебя наиболее интересна? И почему ?

По своим предпочтениям я закоренелый современщик. Видимо сказываются уроки отца – офицера Советской Армии. Начинал, как и многие другие мои сверстники, с авиации, причем сразу же почему-то заинтересовался реактивами и вертолетами. Когда же появился доступ к моделям техники 35-масштабе – решительно пресек все авиационные связи. Рухнул как сбитый летчик. Тогда показалось (этого мнения я придерживаюсь и сейчас), что масштаб и тематика открывают гораздо больше возможностей для творчества. Не в последнюю очередь это связано и с фигурками, без которых модели техники теряют изрядную долю эмоциональной привлекательности. Тридцать пятый масштаб, в отличие от более мелких, позволяет достигать высокого уровня скульптуры и росписи не прибегая к микроскопам и другому сложному оборудованию. Если работая с моделями техники я более 90% времени посвящаю периоду после Второй Мировой, то с фигурками все не так однозначно. Здесь меня в первую очередь привлекает качественная скульптура. В отношении диорам и виньеток исторический контекст тоже не настолько принципиален, гораздо важнее, воздействие, которая работа производит на зрителя. В этом случае не так существенно, какой исторический этап отражен на диораме — пуническая или третья межгалактическая война. Со времен Шекспира человечество не слишком преуспело в изобретении новых сюжетов. В то же время содержательность, композиция, цветовое решение работы и уровень ее исполнения являются ключевым моментом диорамно-виньеточной тематики. В работе с моделями наибольшее удовольствие получаю от процесса окраски и тонировки, но в то же время стараюсь не забывать об исторической и технической достоверности. А поскольку знаю лучше все-же современную технику, то и композиционные работы посвящаю, в основном, новейшей истории.

Интересно, а как давно ты строишь модели? Это увлечение идет с детства?

Своим интересом к моделизму обязан родителям, мама, филолог по образованию, привила мне интерес к истории и чтению. Отец заинтересовал меня оружием и военной техникой. Уже в раннем детстве моим настольным журналом стало «Зарубежное военное обозрение», а самым желанным подарком — сборная модель самолета или корабля. В средней школе пробовал строить бумажные модели, но все-таки всерьез этим делом не увлекался. По-настоящему масштабным моделизмом я заболел в 1996 году. Вскоре после демобилизации из армии (РТВ ПВО), довелось совершенно случайно забрести в модельный магазинчик при местном музее К.Э.Циолковского. Помню, как ошалелыми глазами смотрел на десятки аккуратно собранных и покрашенных самолетов, осознавая, что это именно то, чего мне очень давно хочется. И началось…

Ты не только строишь отличные модели БТТ, но и замечательные диорамы. А какое из этих направлений тебе нравится больше?

Начинающие моделисты часто строят танк в окружении каких-то элементов рельефа, зданий, руин и т.д. и называют все это диорамой. Подобный подход, конечно, имеет право на существование, но полученный результат от «просто модели танка» отличается, по сути, только размерами подставки. В моем понимании смысл диорамы в передаче какого-то момента действительности, событий, человеческих чувств и эмоций. И поэтому стержневой элемент диорамы – это ее сюжет. Возможность и способность автора его воспроизвести и воздействовать на зрителя. Разбудить его ощущения. К реализации именно таких «идейных» композиций я и стремлюсь. Все вышеизложенное не означает впрочем, что создание отдельных моделей – для меня творчество второго сорта. Некоторые модели хочется просто построить и поставить на полку благодаря техническим особенностям, дизайну или истории прототипа. Часто привлекает возможность выполнить интересный камуфляж, воспроизвести изношенную или сильно загрязненную технику. Но даже в работе с отдельными моделями стремлюсь сделать их интересными, запоминающимися и по возможности нетривиальными.

Помню, был очень впечатлен твоей диорамой “Кавказский пленник”. Война в Чечне не часто отображается на диорамах. Что навело тебя на мысль об этой работе?

"Кавказский пленник"

Как и все, кому небезразлична судьба нашей страны, очень остро воспринимаю все происходящее на Кавказе. На протяжении нескольких столетий этот регион — кровоточащая рана России. Срочную службу в вооруженных силах РФ я проходил как раз в 1995-96 гг. Довелось общаться с участниками событий и увидеть многие события глазами очевидцев. Зачастую, такие рассказы заставляют сопереживать происходящее гораздо острее, чем любые книги и фильмы. Любому, кто интересовался историей конфликта понятно, насколько тяжелой и несправедливой по отношению к солдатам и офицерам федеральных войск была эта кампания. Особенно проявила себя наша «свободная пресса» — война зачастую освещалась тенденциозно и откровенно предательски. Тем выше подвиг наших героев, их доблесть и слава. Как всегда было в нашей истории, несмотря на все потери, трудности и лишения наши воины выстояли и победили. Я горжусь своими соотечественниками, посвящаю им свои работы.

Нет ли желания воплотить в диораме афганскую тематику, или, например, конфликт в Южной Осетии?

Военная история России — одно из самых аттрактивных направлений, она всегда на первом месте в творческих помыслах. Пятидневная война особенно привлекает, поскольку в ней наши вооруженные силы впервые столкнулись с армией, организованной по натовскому образцу, здесь применялись очень интересная техника и вооружение. Собираю все, что только возможно по этой тематике: фотографический материал, книги, статьи, фильмы. Более того, уже и ручками работаю в этом направлении, потихоньку пока.
А по афганской войне есть уже кое-какие наработки. А после того, как прочел недавно изданный роман Анжея Сапковского «Змея», очень захотелось сделать что-нибудь еще.

А что думаешь на счет событий в Ливии? Как моделисту там есть где разгуляться. Западные коллеги уже стали воплощать эти события в миниатюре.

Думаю, так будет со всеми, кто еще не купил С-300.
А если серьезно, то кадры издевательств толпы над престарелым М.Каддафи, мелькавшие на каналах новостей, вызвали, у меня тяжкое и даже гнетущее впечатление. Многие обыватели просто не осознают, насколько стремительно и глубоко меняется современный мир. Уже сейчас ведется активная борьба за иссякающие ресурсы и перспективные рынки. К сожалению, наше руководство не хочет или не может адекватно реагировать на происходящие изменения. И если подобная тенденция сохраниться, то в конце очереди из югославий, сирий и северных корей вполне можем оказаться и мы с вами. Грустно все это. Поэтому и воплощать пока не очень хочется. Даже несмотря на активное применение нашей отечественной техники обеими сторонами, интересный камуфляж и оригинальный имидж персоналий. Впрочем, со временем, может, и созрею, иногда ведь нужно отражать историю без эмоций.

Как ты считаешь, есть ли запретные темы, которых следует избегать при постройке диорам?

А могут быть запретные темы в литературе, публицистике, изобразительном искусстве или музыке? Попытки контролировать эти сферы известны истории и все они рано или поздно оканчивались неудачей. Творческий процесс притягателен во многом именно благодаря тому, что он позволяет не ограничиваться тесными рамками жизненных ситуаций. Для меня всегда первичны впечатления и эмоции, которые получает зритель, а средства достижения могут быть различными. В том числе тревожащими, даже неприятными и раздражающими. Насколько подробно они могут изображаться, во многом зависит от внутреннего цензора автора. Я, к примеру, вполне допускаю воспроизведение на диорамах и в военной миниатюре фигур погибших или подбитой отечественной техники. В то же время смаковать жестокие натуралистические подробности издевательств и пыток или изображать обмотанные человеческими внутренностями танковые гусеницы я не стану, хоть и слышал о таком из рассказов ветеранов. Да это обычно и не к чему, часто мелкая и казалось бы, незначительная деталь, призрачный намек могут оказаться гораздо эффектнее прямой демонстрации. К сожалению, показать такие вещи в моделях и военной миниатюре очень нелегко. У меня получилось буквально пару раз. Хочется также напомнить ревнителям бело-пушистых диорам и пасторальных виньеток, что моделисты в большинстве случаев пытаются изобразить войну — самое страшное, грязное, уродливое, чудовищное деяние человечества. Показать весь этот ужас и жестокость – одна из наших важнейших задач, ведь гораздо больше, чем многие обычные люди мы знаем не только про то, как ведется война, но и как важно ее не допустить.

Не считаешь ли ты, что главная цель диорамы – донести какую-либо важную информацию или идею до зрителя? Или, все-таки, диорамы строятся, в первую очередь для себя?

«Я делаю это для себя», — обычная отговорка моделиста, подвергающегося критике со стороны коллег по увлечению. Реально «строящие для себя» работ своих никому не показывают. Обнародуя свои диорамы в Интернете, на выставках или в печатных изданиях, я, безусловно, хочу, чтобы они понравились зрителям, произвели на них впечатление. Лучше всего неизгладимое. Поскольку уровень исполнения и техники и фигурок постоянно растет, делать это становится все труднее. Поэтому ключ к успеху лежит именно в сюжетных идеях и зрелищном исполнении, что мы и наблюдаем в работах выдающихся мировых мастеров, таких например, как Марьин Ван Гиллс, Волкер Бембеннек или Джино Поппе. Наиболее успешными считаю диорамы, которые будят чувства и эмоции не только брутальных знатоков истории техники, но и обычных обывателей, которым в общем-то все равно, Абрамс перед ними или Королевский тигр. В то же время я отнюдь не отвергаю техническую сторону и считаю, что в идеале модель и сама по себе и на диораме должна в максимальной степени приблизиться к прототипу. Ну а идеал, как известно, практически недостижим. В конце концов, уровень проработки и детализации любой модели это компромисс между нашими желанием и возможностями и на какой стадии работы этот компромисс будет достигнут решать только автору. Главное, чтобы работа доставляла удовольствие. И чтобы хотелось еще.

А какие идеи ты хотел донести в своих работах: Призрак Диктатора, Давид и Голиаф?

"Давид и Голиаф"

"Призрак диктатора"

Конфликты на Ближнем Востоке очень интересная тема для моделиста. Арабо-израильские войны, действия США и их союзников в Ираке и Афганистане достаточно широко освещались (и освещаются) средствами массовой информации, поэтому при желании, можно отыскать немало первичного материала и выполнить модель или диораму по документальным фотографиям или воспоминаниям непосредственных участников событий. Внешняя политика СССР и России в этом регионе, на мой взгляд, не всегда была взвешенной и продуманной. Можно даже сказать, что мы выбирали не тех союзников. Для создания военной мощи государства, развития науки и технологий наши соотечественники жертвовали собственным благополучием и здоровьем. А потом все эти усилия бездарно растрачивались нашим руководством ради сомнительных политических выгод. И пылали под жарким южным солнцем могучие бронемашины, которых так и не смогли освоить малограмотные кочевники, падали с небес управляемые плохо подготовленными арабскими пилотами Миги и Сушки. А в это время наши сограждане ютились в хрущевках, отоваривались по талонам и ездили на «запорожцах». А какой удар был нанесен по престижу нашей военной техники и военной науки!
И это тоже печальная история нашей страны, и работы на ближневосточную тематику наполнены горечью поражения и сожалением об утратах, запахом песка и вкусом полыни.

Несколько лет назад ты демонстрировал готовый иракский БМД-1, который предполагалось поставить на диораму. Как обстоят дела с этим проектом?

Иракский БМД-1

До сих пор считаю эту БМДшку одной из самый удачных своих моделей. На рабочем столе она сложилась и покрасилась практически сама. Разве может быть иначе с подарком любимой супруги? Ну и технологам «Звезды» надо отдать должное – отлично поработали. После того, как модель заняла призовое место на конкурсе ДишМоделс, а статья о ее постройке была опубликована в «М-Хобби», возник серьезный зрительский интерес. Сегодня копия БМД-1 армии Ирака, как и ряд других моих работ, находится в зарубежной частной коллекции. А идея диорамы осталась нереализованной. Возможно, со временем получится воплотить ее, но уже на совершенно другом, современном техническом уровне.

Видел твою немецкую трофейную Сушку. Как опыт работы с зимним камуфляжем? Расскажи подробнее об этом проекте.

Трофейная СУ-100

Эта модель Су-100 действительно стала для меня знаковым произведением. Главным образом потому, что это был первый в моей жизни совместный проект, к тому же выполненный в сотрудничестве моим другом и ближайшим соратником по увлечению Димой Ереминым. Причем каждый из нас смог проявить себя в самой любимой части хобби: Дмитрий занимался постройкой модели, а я красил, расписывал фигурку, изготовил окружающую среду и подставку. На этой модели я впервые работал с зимним камуфляжем, впервые опробовав так называемый hairspray method, очень перспективную, на мой взгляд, технологию, впервые познакомился с тонировочными составами AK Interactive (они, к слову, понравились мне больше, чем миговские), впервые попытался воспроизвести заснеженную местность. Работая над моделью, вдохновлялся, в частности аналогичным аппаратом, построенным Романом Воробьевым, который как раз в то время выиграл первое место и первый приз зрительских симпатий на конкурсе DishModels 2010.
Еще одним новшеством для меня стал детальный блог, который мы с Димой вели практически «в прямом эфире», на форуме «Друзья пилят вместе». (http://dlyadruzei.getbb.ru/viewtopic.php?f=2&t=215). Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех участников обсуждения, советы и ценные замечания которых очень помогали в процессе работы.

У тебя здорово получаются и фигурки. Как на твой взгляд, сложнее дается роспись фигур или окраска и тонировка техники?

Большинство моделистов специализируется либо на моделях техники, либо на военно-исторической миниатюре. И это не случайно, поскольку каждый жанр требует своих специфических методов и приемов. В мире существует очень не много мастеров, которым удалось в равной степени освоить и моделе- и фигуростроение. В значительной степени это вопрос не таланта и мастерства, а следствие недостатка времени и сил на освоение особых методов и получение специальных знаний. Ведь для поддержания высокого уровня работ необходимо постоянно расти, совершенствоваться, следить за новыми веяниями и осваивать их. Я очень люблю военную миниатюру, но роспись фигурок для меня значительно сложнее работы с техникой и в этом плане еще очень многому предстоит научиться, чтобы достичь планки, заданной такими мэтрами жанра как Жауме Ортис, Данило Картаччи, Манн Джин Ким или Анар Айталиев (впрочем, с моделями техники тоже имеется масса поводов для совершенствования).
К числу своих самых любимых авторов-фигуристов отношу Билла Хорана, каждая работа которого и спектакль, и монолог и просто кусочек ожившей истории. И конечно особая признательность и величайшая благодарность Владимиру Демченко, благодаря работам которого я и ступил на стезю «фигуриста». К сожалению, лично я с Владимиром не знаком, но впервые увидев в конце 90-х его фигурки и диорамы, был буквально поражен возможностями, связанными с созданием жанровых сцен. Осознание этих перспектив вдохновляет и по сей день, хотя не могу сказать, что стремлюсь перенять авторский стиль. К большому счастью, продолжает радовать своими работами и Владимир. А его фигурки под брендом Браво-6 своим высочайшим качеством восхитили и буквально заставили заинтересоваться вьетнамской тематикой и даже задуматься о воплощении ее в миниатюре.

Что для тебя моделизм? Искусство, профессия или просто хобби?

Совершенно точно – не профессия. По своей природе я не коллекционер, удовольствие мне доставляет сам процесс работы над моделью и полученный результат. С готовыми работами расстаюсь легко, поэтому многие из них находятся в различных частных коллекциях. Иногда занимаюсь росписью фигурок на заказ. Но все же для меня моделизм это в первую очередь это возможность творить. А также увлекательный способ проведения свободного времени и организации досуга, следствие интереса к истории развития человечества и попытка ее изучения, в какой-то степени, средство самоутверждения. И конечно, и это очень важно, повод и средство общения со множеством прекрасных, увлеченных и талантливых людей в нашей стране и за рубежом.

Довольно любопытно, почему твои работы не часто появляются в интернете, на крупных сайтах и форумах?

Этому есть две причины. Во-первых, прежде ориентировался главным образом на создание журнальных публикаций, и «право первой ночи» несколько ограничивало Интернет-активность. К сожалению, лучший на мой взгляд, интенсивно прогрессировавший модельный журнал России «Стенд Мастер», с которым у нас наладилось хорошее творческое сотрудничество, не выдержал бремени экономических проблем. «Первый и единственный» наш журнал для моделистов М-Хобби, по моему, уже давно не соответствует уровню современной модельной прессы в плане графического отображения материалов. Пришлось обратить взгляд на запад. За последние годы было опубликовано несколько статей в ведущих зарубежных изданиях Великобритании, Франции, Италии (AFV-Modeller, Steel Art, Steel Masters). Несколько работ находится в печати. Поскольку иностранным издателям абсолютно безразлично происходящее в рунете, я решил последовать призывам соратников и зарегистрировался на основных модельных форумах. С прошлого года стараюсь все свои работы отражать в онлайне, в большинстве случаев режиме, близком к реальному. К удивлению, это открыло для меня новые грани хобби и сделало работу над моделями гораздо более интересной и продуктивной.
Во-вторых, вынужден признать, что я довольно неспешный моделист. Важнейшее место в моей жизни занимают семья и профессиональная деятельность (по специальности я биолог-охотовед, с 2003 года кандидат биологических наук, работаю в администрации Всероссийского НИИ охотничьего хозяйства) им, естественно, посвящаю большую часть своего времени. К счастью, супруга поддерживает мое увлечение, но все же плотный жизненный график не позволяет уделять хобби должного внимания. По этим причинам и производительность труда оставляет желать много лучшего. Тем не менее, практически все завершенные за последние годы работы были обнародованы на крупных модельных сайтах. В моем активе около десятка призов различных интернет конкурсов, включая Dish, а также золото международной онлайн-выставки, организованной итальянским издательством Auriga Publishing в 2010 году. Кстати, призовое место на этом конкурсе занял еще один наш соотечественник Илья Ют.

Раз уж заговорили о форумах….многие русскоязычные форумы бурлят спорами по поводу скорого выхода в продажу давно ожидаемого звездовского Т-90. Кто-то считает, что модель будет удачной, кто-то уверен, что она будет “кривой”. А что ты ждешь от этой новинки?

Я не сторонник препарирования мутных фотографий. Тем не менее, судя по недавним разработкам «Звезды», ожидаю, что модель будет достаточно высокого уровня. Очень важно, что наконец-то появится доступная копия современного отечественного танка и молодежь наконец-то вспомнит, что в мире существуют не только Хаммеры и Абрамсы, что наша стана все еще находится в числе мировых лидеров военной индустрии и нам есть чем гордится.

Может поделишься творческими планами? Планируешь ли взяться за что-то интересное в ближайшее время?

Как и у большей части увлеченных моделлеров, планов очень много. Зато совершенно не хватает времени на их воплощение. К тому же с недавних пор стал практиковать дурную манеру строить несколько моделей одновременно. Это конечно затягивает процесс. Зато есть надежда, что когда количество все-таки перейдет в качество, из моей настольной мастерской начнут выкатываться один бронеобъект за другим. Обо всех проектах говорить пока не буду, но работаю как могу активно и надеюсь скоро представить общественности результаты. Меркава четвертая, к примеру, на подходе уже и даже кое-какая экзотика.
Большие надежды возлагаю также на совместные проекты. Создание диорам, кстати, один из наиболее благодарных объектов для объединения усилий нескольких моделистов. Хотелось бы найти единомышленников для постройки какой-нибудь мощной интересной композиции. Но это пока на отдаленную перспективу, а уже сейчас Дмитрий Еремин воплощает в пластике и металле модель немецкого танка Pz IV E Африканского корпуса генерала Роммеля. Процесс покраски этого танка обещает быть крайне увлекательным. Интересующиеся уже сегодня могут начать следить за генезисом модели в глобальной сети (http://dlyadruzei.getbb.ru/viewtopic.php?f=2&t=317).

Напоследок, традиционное пожелание всем моделистам.

Прежде всего, хочу поблагодарить коллектив студии «Восточный фронт» за возможность высказаться, а также за ваш усердный труд в деле развития и популяризации стендового моделизма и пожелать вам дальнейших успехов.
Ну а всем коллегам по увлечению желаю строить больше моделей хороших и разных и не стесняться их показывать. Любой подход в моделизме имеет право на существование и ни один не лучше и не хуже всех остальных. Тем не менее, желаю вам друзья прогрессировать, осваивать новые темы и технологии, делиться своим опытом на страницах печатных изданий и в Интернете. И самое главное, чтобы у вас достало сил, желания и возможностей воплощать в жизнь свои мечты. Удачи вам, счастья и всего самого доброго!

Спасибо, Алексей, за очень интересное и полезное интервью! Не прощаемся с тобой, будем следить за твоими новыми работами!

Владимир Яшин, Павел Черепанов

Вот еще несколько фотографий работ Алексея Сергеева:

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (11)

  1. Павел:

    Интересная статья!Спасибо, с удовольствием почитал. Могу ошибиться на хаммере передние колеса, протектор по разному стоит, так инадо? Просвятите пож.

  2. Алексей Алексеев:

    «Давид и Голиаф». Снимаю шляпу…

  3. Станислав Кривошеев:

    Да , помню работы Алексей по журналу «Стенд Мастер» .
    Диорамы автора замечательные.
    Спасибо !

  4. JaGEr:

    «Вскоре после демобилизации из армии (РТВ ПВО), довелось совершенно случайно забрести в модельный магазинчик при местном музее К.Э.Циолковского»

    Эх, а ведь я не смотря на то что мне тогда было по сути 8 лет помню и магазинчик и выставки :)

  5. Ильич:

    Излишне политизированный человек, но работы конечно на высшем уровне.

  6. Серега-Юстас:

    Очень люблю эту рубрику.
    Всегда живая и душевная беседа.
    Работы Алексея лично у меня всегда вызывают огромный интерес. Взять ту же БМД-1. проделана колласальная работа. И я думаю диорама была бы просто отличной. Я очень ждал продолжения этого проекта. Диорамы на Восточну тему так же знакому по Стендмастеру.Но моя самая любимая работа — «Кавказский пленник». Алексею в диораме очень хорошо удается передать настроение и свои мысли. Я очень хорошо помню 1996 год, когда моя мать плакала каждый день.Для меня это диорама нечто большее,чем просто диорама.Мой отец вернулся живой и здоровый.Но я вседа подолгу смотрю на эту работу.И мысли мои совсем далеко. В 1996 году.В этом и есть смысл диорам,на мой взгляд. И я очень надеюсь,что эту тему Алексей не оставит.

  7. Алексей:

    Видел работу «Кавказский пленник» вживую у нынешнего владельца, потрясающая вещь. Тезка — респект!

  8. Евгений:

    падали с небес управляемые плохо подготовленными арабскими пилотами Миги и Сушки.
    Не согласен. В части техники пилотирования арабы были как минимум подготовлены не хуже советских летчиков.
    Но были у них проблемы с дисциплиной, в частности с соблюдением секретности. В целом же отрицательно сказывалась на боеготовности арабских войск (в меньшей степени это касается сирийцев)их извечная лень, переходящая в раздолбайство.

  9. Алексей Сергеев:

    Уважаемые коллеги, спасибо за отзывы, которые рассматриваю исключительно как аванс на будущее.

    Павел, на «Хаммерах» такой вариант установки колес иногда встречается, что подтверждают документальные фотографии.

    Ильич, со стороны конечно виднее, буду исправляться :)

    Серега-Юстас, отдельное спасибо за Ваш отзыв. Тему конечно не оставлю, есть несколько идей в проработке.

    Евгений, о боевом мастерстве арабских военных сужу главным образом по воспоминаниям наших офицеров, участников тех событий, с которыми довелось пообщаться лично. О летчиках — главным образм по рассказам генерала-лейтенанта ВВС, моего однофамильца кстати, который в 1973 году был сбит над Синаем, но перед этим записал на свой счет три победы. Его мнение об арабских танкистах, кстати, в разы хуже, чем о летчиках. Впрочем, мое утверждение в тексте может удивить только тех, кто никогда не служил вместе представителями «южных республик» или не пытался их чему-нибудь научить.

    JaGEr, теперь есть другой магазинчик, рядом с военным универмагом. По воскресеньям там проводятся мастер-классы, в том числе и мои. Приходите, будем рады Вас видеть.

  10. Валерий:

    Алексей, спасибо за интервью!
    А не подскажете адрес магазинчика, где
    «по воскресеньям там проводятся мастер-классы, в том числе и Ваши»?
    очень интересно было бы посмотреть.

  11. Алексей Сергеев:

    Киров, Дрелевского, 23, тел. 38-38-68 Не сочтите за рекламу :)