Интервью: Роман Волченков

Представляем интервью с нашим коллегой, известным моделистом из Норвегии, Романом Волченковым, обладателем множества наград на западных модельных выставках.

Роман, спасибо, что согласился ответить на наши вопросы, и первый вопрос таков: Почему у тебя такая нетипичная для норвежца фамилия? )) Как ты оказался в этом суровом северном краю?

Привет, спасибо большое за предложение дать интервью. Я -простой русский парень, прожил большую часть своей жизни в городе Барнауле, закончил там Университет и потом в поисках интересной работы перебрался сначала в Сочи, а потом и зарубеж. Сейчас я работаю научным сотрудником в Университете города Берген, на западном побережье Скандинавского полуострова. Женат, двое маленьких детей.

Роман Воченков

Хотелось бы узнать подробнее о самой Норвегии, каково там жить русскому человеку, как там работается и отдыхается? Какое у тебя вообще впечатление от этой страны?

Норвегия, как и любая другая страна, имеет свою специфику. Лучше всего это показано в фильмах «Во власти женщины» и «Неуместный человек». Первый отражает феминистическую доминанту общества, второй – особенности межличностного общения (до переезда я думал, что так не бывает, как в этом фильме). Ну и с продуктами тут туго (кроме рыбы), по сравнению с континетальной Европой.
А если отбросить недостатки, то Норвегия действительно «лучшая страна в мире», как ее регулярно признают общемировые рейтинги и исследования. Люди живут прилично, социально довольны, уважают себя и труд других. К русским относятся хорошо, с удовольствием говорят о климате и снеге, политике и коммунизме (как без этого). Как-то я ехал один с водителем из аэропорта на автобусе и он когда услышал, что я говорю с акцентом, стал расспрашивать откуда я, а потом выдал мне всю желтую прессу про Путина :)

Вид на город Берген

Скандинавская школа моделизма хорошо известна, благодаря работам таких мастеров как Пер Улав Лунд, например. Знаком ли ты с ним и что вообще думаешь о «скандинавской школе»?

Благодаря общению на местных форумах и и выставках я познакомился с норвежцами Пер Улавом Лундом, Сверре Меллеби, Нильсом Улавом Мое, шведами Магнусом Фагербергом, Свеном Яном и другими. Их работы отличаются приятными цветовыми переходами, интересными сюжетами диорам и виньеток, часто с национальными мотивами. Сами моделисты очень открытые, приятные в общении, с удовольствием делятся информацией о своих наработках. Норвежцев следует выделить отдельно, так как у них свое восприятие второй мировой войны. Норвегия почти не воевала и поэтому сюжеты в основном касаются неприятия населением немецкой оккупации, полубытовые темы. Яркими примерами являются диорамы Пер Улава «свиньи» и «моя маленькая мастерская».

Диорама Пер Улава Лунда "Свиньи". Название относится как к самим поросятам, так и к немцам, которые встретились на пути бабушке. Санки, забор, черепица - типичные для Норвегии.

Виньетка Сверре Меллеби "Битва с Распутицей"

Прежде всего, мы пытаемся выяснить истоки карьеры моделиста, с чего у тебя все начиналось и как можно описать твой модельный путь?

Начался мой модельный путь в детстве, как и у многих. Думаю, что это увлечение возникло под влиянием моего папы – офицера внутренних войск. Я много раз был в военных частях, видел солдат, оружие, технику, у меня было много книг по истории русской и советской армии. Где-то в начальной школе я собирал модели самолетов и наносил на них декали прямо на пластик. Потом мама привезла из московской командировки новинки от Звезды – советская пехота и танк БТ. Танк я тоже не красил , а вот с фигурками стало ясно, что неокрашенный пластик это уже не то. В то время в Барнауле был отдел по продаже моделей в магазине «Юный Техник» и именно там я покупал свои первые краски на сэкономленные деньги. Потом у нас была выставка в музее при мемориале Победы, которую организовывал Олег Федотов (Борода), где я взял свой первый приз – первое место среди юниоров. На выставке я познакомился с барнаульскими моделистами и посмотрел какие могут быть модели у профессионалов. По воскресеньям я стал посещать встречи клуба, носил туда свои свежие работы на обсуждение. В основном, это была техника от Звезды и Тамии и красил я кисточками или аэрографом у старшего товарища. Ни о какой «тонировке» в современном понимании тогда я не слышал, хотя потертости до металла я уже тогда пробовал изображать, за что был критикован коллегами.
Потом в старших классах увлечение сошло на нет и вернулся я в моделизм только в Феврале 2009 года. Мои жена и дочь подарили мне Cruiser от Бронко на день рождения. Первая моя реакция была – «ну и что я с этим буду делать?». А потом полез в интернет искать информацию и просто был ошеломлен тем, как изменилось хобби за последние 10 лет. Сначала мне казалось, что у меня ничего не получится, но постепенно я «втянулся»

Кто из известных моделистов помогал тебе учиться или вдохновлял в работе? Кто из них сейчас тебя вдохновляет?

Самые главные моделисты, помогающие учится – это наши соотечественники. Внимание к мелочам, детализация, дотошность – неотъемлемые черты «русской школы».
В плане покраски отмечу Хосе Луиса Лопеса (Jose Luis Lopez) – он делает очень интересные модели и использует свои подходы к старению лакокрасочного покрытия. Его статьи написано доступно и техники которые он использует получаются с первого раза. Я познакомился с ним на конкурсе от Валлехо и поддерживаю связь через Missing Lynx и Facebook.
А вобще, вдохновляют многие, больше всего я люблю самобытные модели, которые не следуют модным явлениям.

Расскажи о твоих самых любимых моделях, что было самое интересное, что – самое сложное, какая модель оказалась самой популярной у коллег. Что вообще западные моделисты про тебя говорят? Их удивляет что ты – русский и делаешь такие модели?

С возвращения в моделизм я сделал не так много моделей, поэтому каждая модель особенная и любимая, в каждой я стараюсь попробовать что-то новое. Самое интересное — это конечно же поиск информации и попытка приблизить пластик к историческому прототипу. Ведь без этого модель будет просто яркой и красивой игрушкой, как например два вархаммеровских танка, которые я собрал просто для экспериментирования с технологиями.

Два танка из вселенной Вархаммер. На красном использовались пигменты и модуляция, на черном (он окрашен в Gloss black!) - масло и эмали.

Самой сложной была первая модель — Cruiser от Бронко, просто потому что все было в новинку – травление, наборные траки, старение модели. Почти через год я к ней вернулся и подправил насколько можно.

BeuteCruiser от Bronco

Самыми интересными стали 251/22 и Wirbelwind – в обоих случаях долго подбирался прототип, с ганомагом несколько нюансов по интерьеру так и остались невыясненными. В обоих случаях что-то делалось самостоятельно, плюс использовалась куча травления (крылья и ведро Wirbelwind – паяные).

Трофейный ганомаг с наградами.

Wirbelwind

Думаю, что самая популярная моя модель это Wirbelwind – много комментариев форумах, и на выставке + серебрянная медаль.

Я не делю моделистов на западных и не западных. В интернете все одинаковы и обычно никто не обращает внимания откуда ты. Хотя один раз у меня была «политическая» стычка с поляками.

Нам очень интересно узнать про «кухню» западных модельных шоу. Наши соотечественники нечасто участвуют в таких событиях, и интересно узнать какая там организация, судейство, зрители и участники. Какая атмосфера на таких мероприятиях?

Я был на двух шоу – IPMS Norge и C4-OPEN. IPMS Norge проходил в часе езды от Осло, что, конечно же, сказывалось на посещаемости зрителями. Всего было порядка 300 моделей, в основном авиа и авто. На шоу присутствовал Spencer Pollard и он давал мастер-класс о работе с базовым окрасом и камуфляжем, после которого он приглашал желающих поработать с ним над моделью в индивидуальном порядке и поговорить о работе масляной краской и пигментами. Призы получали только юниоры, всем остальным раздавались «медали-таблички».

В Мальмё (Швеция) на C4-OPEN было более 400 моделей, из них броня, фигуры и диорамы занимали большую часть. Шоу проходило в 20-й раз и кроме обычных медалей присуждались еще медали «Чемпион Швеции». Судьям выпал сложный выбор, потому что в категориях с базовым судейством было около 30 моделей и среди них было очень много высокого уровня. Семинар по окраске фигур проводил Магнус Фагерберг и был еще семинар для судомоделистов, на который я не пошел. Сам конкурс проходил в здании технического музея, почти в центре города, так что посетителей было очень много, в том числе и детей. Так как спонсоров было очень много – всем, кто получил медали, давали призы в зависимости от количества медалей. Это были и коробки с моделями, журналы, книги, разные расходные материалы.

Выставка C4-OPEN

Детские столы в Мальмё

Общим для обоих конкурсов было наличие детских модельных уголков, где посетители могли собрать самолет в 72-м масштабе и тут же покрасить его. Ну и, конечно же, моделисты и посетители могли приобрести то, что нужно у столиков спонсоров. Взносы за участие в конкурсе небольшие (около 10 евро), но сами поездки затратны – авиабилеты, гостиница.

Расскажи о своих наградах на модельных шоу, насколько я знаю, у тебя множество медалей! Что, на твой взгляд, привлекло внимание жюри к твоим моделям?

На IPMS Norge 2011 я получил бронзу за трофейный ганомаг 251/22 и золото за вархаммеровский «хищник». И в Мальмё на C4-OPEN мне дали два серебра – за Wirbelwind и 251/22. Серебро особенно приятно, так как мои модели участвовали в категории с расширенным судейством (с учетом детализации), а золото в этом году не присуждалось. Забавно, что швед, который обошел мой ганомаг в Осло и получил золото, в Мальмё получил бронзу (видимо сказались разные критерии судейства).

Из двух первоклассно покрашенных моделей жюри в конечном итоге выберет ту, что имеет оригинальность. Я думаю, мне помогла детальная проработка модели согласно фото прототипа, которое я прикладывал к описанию.

251/22 в Мальмё с описанием работы и фото

Приходилось ли тебе работать на заказ, у нас тут есть чисто профессиональное любопытство. Насколько на Западе распространен заказ комиссионных моделей? Не вызывает ли это там такого отношения к моделистам, как к неким «барыгам», которые «продались за деньги»)))

Комиссионных моделей я не делал, но последние полгода делаю модели рецензионные. За них не получаешь оплаты, но сама модель достается тебе бесплатно.
К заказным работам отношение адекватное – тебе платят за то, что ты хорошо делаешь – это же здорово! Людей, которые зарабатывают этим профессионально — достаточно много в США, притом модели могут стоить космические суммы, особенно если речь идет о кораблях или космических аппаратах из Звездных войн, напичканных лампочками.

Есть ли у тебя публикации в западных журналах, и вообще, как ты считаешь, есть ли на Западе сейчас тренд отхода от печатных журналов в сторону интернет-ресурсов. Насколько они до сих пор популярны?

Пока публикациями не могу похвастаться, но я вовсю стремлюсь к этому  Я не думаю, что печатные журналы для моделистов изживают себя или теряют популярность. Их много, в том числе не только англоязычные. Единственное, что влияет на популярность журналов это популярность моделизма сама по себе. Когда мы разговаривали с Поллардом (Spencer Pollard, редактор Military in Scale), он сказал, что в его детстве в маленьком британском городе было 3 магазина хобби-товаров, сейчас – ни одного в радиусе 100 километров. Дети и подростки предпочитают компьютерные игры и социальные сети более серьезным хобби. Это результат развития общества «легкого потребления».

Кстати, по поводу интернета, можешь ли посоветовать парочку интересных ссылок на западные, малоизвестные ресурсы, которые могут помочь нашим коллегам в поиске информации или вдохновения?

Большинство ресурсов известны всем и часто мелькают в рубрике «на западном фронте». Форумы, которые я посещаю чаще всего — armorama.com, missing-lynx.com, scalemodeladdict.com, реже — little-norway.org, armourworkshop.ca

У каждого моделиста есть свои технологические секреты – можешь рассказать хотя бы об одном из своих более подробно? Какой-нибудь хитрый прием?

Не знаю, если где-то было — Акрилы Тамия и Валлехо имеют разную основу и этим можно воспользоватся при нанесении сколов. После нанесения акрилового лака Тамия или Gunze я рисую сколы и если они получается неудачные или их слишком много – смачиваю кисть в растворителе Валлехо и легкими движениями смываю непонравившиеся элементы не затрагивая предыдущий слой. Единственное в чем я не уверен это в течение какого времени после нанесения акрила Валлехо его можно смыть растворителем.
И еще – мне очень нравится серия металликов Mr. Metal от Gunze, если ее нанести и ничего с ней не делать – она будет матовая, но если наполировать – будет сверкать как настоящий металл. Удобно делать сколы до метала и обходится без пигментов или карандаша или тонировать гусеницы.

Пример применения краски Mr. Iron от Gunze

Меня из всех твоих моделей больше всего впечатляет «двоечка», можешь рассказать о ней более подробно, возможно есть фотографии в процессе? Очень зрелищная модель! Очень приятный серый оттенок, такой редко удается!

Двоечка была моей второй моделью после Cruiser. Сама модель – Тамия, плюс набор травления от Voyager, точеные стволы от RB model. Из доработок – недостающие клепки на бронировку ведущей звездочки, самодельные пружинки из проволоки и кабель к фарам впереди. Прототип был найден в книге про вторжение в Голландию. Он интересен тем, что 300 это номер соответсвующий командирской машине и на фото видно, что он был изменен на башне на 12, но все еще присутствует на табличках. К сожалению, в прошлом году я не рискнул (просто не знал как) отобразить это на модели, но неделю назад сделал это с помощью маслянной краски.
Окраска велась по стандартной схеме – грунт-модуляция-лак-смывка-сколы-пыление и старение. Базовый цвет очень сильно высветлялся, в XF-63 добавлялся синий и белый. Кроме того, применялись акриловые смывки от Валлехо, чернильная от Цитадель, краска Mr. Iron. Сейчас тонировка ходовой выглядит бледновато на мой взгляд, но переделывать духу не хватает.

Panzer II с новыми номерами

Какие у тебя самые любимые средства для тонировки? Что ты думаешь про новые средства от АК Интерактив? Можешь ли посоветовать какие-то менее известные в России бренды тонировочной химии?

Любимых средств у меня пока нет, я нахожусь в поиске оптимальных вариантов, которые бы работали в моих руках. Мне кажется, главное — не боятся применять разные способы и вносить собственные корректировки, экспериментировать. В конечном счете, не имеет значения какие средства и для каких эффектов использовать, если ты уверен в своем результате. Фигуристы, например, часто обсуждают, что лучше: масло, акрил или чернильные краски, а в конечном итоге сходятся к одному выводу – кому что удобнее, то и нужно использовать или комбинировать.
Средства от АК, как и другая ”ready-to-use” химия прежде всего рассчитана на экономию времени моделиста, и я думаю это очень удобно. С другой стороны никто не мешает купить различные эмали от Тамии или Хамброл и растворитель и получить тот же самый результат и возможность коррекции (эмаль долго сохнет).
Из тех средств, что мало используются на мой взгляд – смывки от Citadel (на чернильной основе), они удобны для мелочевки и фигур, есть интересные оттенки; и кракелюрная краска – примеры ее использования – деревянные дома на диорамах норвежцев.

Можешь поделиться своими творческими планами и задумками на будущее? Над чем сейчас трудишься?

В данный момент у меня 4 модели в предпокрасочном состоянии — StugIII G ostketten, sWS Flak43, Sd.Kfz.6 инженерный и недавняя новинка от Драгон — Neubaufahrzeug. Думаю sWS первым пойдет в покраску, благо есть интересная задумка :) А может быть сяду за тропический самолет Storch от Tristar…посмотрим.

Stug III G и sWS Flak43 в ожидании своего часа.

Еще несколько завершенных моделей Романа:

leFH18 DAK, 1 место на Armorama в апреле 2011

Panzerjager I

Sd.kfz. 11

Flakpanzer 38 (t) - второе место на конкурсе Scale Model Addict 2011

И наконец, традиционное пожелание всем российским моделистам:

4 года назад я был на лекции одного немецкого профессора в Сочи в филиале Университета Дружбы Народов. Профессор спросил: «все знают английский язык?». Зал молчит. Профессор: «поднимите руку, кто понимает по-английски». Три человека. В итоге залу переводил один из сотрудников, и перевод его был далек от совершенства. Лекцию профессор закончил словами: «спасибо за внимание и учите пожалуйста английский язык».
Так и я хотел бы пожелать всем русскоязычным моделистам учить язык. Тогда для вас не будет барьера общения с иностранными коллегами, проблем заказа и поиска нужных вам хобби-товаров и самое главное – тогда вы сможетe заявить о себе, также, как это делает студия OSTFRONT.

Спасибо, Роман, за отличное интервью! Всегда приятно с тобой пообщаться!

И вам спасибо, друзья!

Павел Черепанов, Владимир Яшин

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (8)

  1. Вадим Костылев:

    Спасибо, очень интересно.

  2. Алексей:

    Особенно приятно что земляк из славного города Барнаула!!!!На зимний Алтайский слет его пригласите для мастер класса!

  3. Всем привет. Жутко извеняюсь, это Борода.Ром приятно услышать о Барнауле в нете. Но …..КАКОГО ХРЕНА ТЫ НЕ У НАС НА САЙТЕ?????
    А нам было бы приятно! Тем более есть чем поделиться.Официально :
    Приглашаю вас на II Региональный Алтайский слет моделистов. Моя почта:
    borodamodels@mail.ru/ сайт: /modelistbarnaul.com Кстати зову всех, дискриминации нет.Барнаул ждет.
    А П Р И Я Т Н О!!!!!!

  4. Павел,Володь ну дайте пожалуйста адрес Романа, для официального приглашения.

  5. Павел Черепанов:

    Олег: ответили по мейлу

  6. Роман:

    Олег, спасибо большое, рад приглашению, но домой в следующем году не планировал ехать. Может через год…

  7. рома:

    как можно майку заказать

  8. Николай:

    Отличные работы.
    Только бабка-то русская…