Интервью: Кристобаль Вергара

Студия «Восточный фронт» представляет интервью с замечательным испанским моделистом старой школы, большим поклонником советской бронетехники, известным автором множества западных журналов, Кристобалем Вергара (Cristobal Vergara). Он только что запустил новый сайт sovietmodeler.com, на котором представлено около сотни его моделей, в основном советской техники. Мы получили уникальную возможность подробно расспросить его о модельной жизни, об Испании и России, его успехах и планах. Надеемся, вам понравится!

Мы признательны за твою готовность ответить на наши вопросы и за время, которое ты нам уделил!

О нет, спасибо вам за то, что дали возможность рассказать о себе!

Мы знаем тебя, как одного из самых опытных в мире моделистов по теме советской/российской брони. Как так получилось, что парень из Испании проявил интерес к этой теме?

Случайно! Я с детства любил моделизм, и как и все, начинал с моделей Тигров и Мустангов. Но пара моих друзей, более старших, построили несколько советских моделей, которые мне очень понравились. У них были какие-то западные публикации с проекциями русской авиации, и они сказали, что в этих книгах много ошибок. Я задался вопросом, отчего такое низкое качество фотографий и откуда ошибки? Начал искать сам, но в западных книгах все время натыкался на одно и то же, так что я решил поискать на другой стороне, на советской… И мне понравилось то, что я нашел: сказочный рай, совершенно никому не известный! Полное невежество и пренебрежение этой темой на Западе – это было несправедливо и это толкнуло меня на выбор Советской «стороны».

Может быть, «Красная угроза», которая была распространеным страхом во время Холодной войны, стимулировала твой интерес к совесткой технике?

Как я и говорил, была нехватка информации, но вырос я в типичной антикоммунистической среде и получил католическое образование во времена диктатуры Франко. Когда я был подростком, я понял, что Франко не был никаким «героем», как он себя именовал, и фактически я жил в стране, лишенной свободы. Некоторое время спустя я спросил себя, может быть и США тоже говорят неправду, и снова я искал ответы «на другой стороне»… И я обнаружил полную ложь западной пропаганды. Все это помогло мне понять и полюбить Русскую сторону.

Это имеет отношение к Русской истории, культуре или политике? Или это просто интерес к военной технике?

В самом начале мой основной интерес сводился к сбору информации о советской технике для моих моделей, но затем я начал общаться с русскими (по переписке в поздние 80-е и лично с середины 90-х). Я старался узнать больше о культуре и истории Советского Союза и России. Мне это очень нравится, и я читаю много книг по истории, романы и биографии. Здесь в Испании Россия до сих пор никому не известна, и многие телепрограммы и газеты показывают только крупные катастрофы в России или сюжеты о связях между мафией и политиками. С другой стороны, когда я приезжаю к вам, то все спрашивают меня про «Реал Мадрид» или «Барселону», футбольные команды, и это меня так достало, что… я теперь болею за «Атлетико Мадрид»! Нам нужно прикладывать больше усилий, чтобы узнать больше о наших странах.

Заметил ли ты какие-то эстетичесике особенности Советской брони? Брутальность или грубость или наоборот, особая грация?

Брутальность? … Все танки выглядят грубо. Нет, я думаю, особая черта, скорее всего, это Простота. Я работаю в авиапромышленности, и когда я увидел настоящий МиГ-21, я был удивлен тем, как в нем решены некоторые технические проблемы. Для меня Т-34/76 выглядит более симпатичным, чем Panzer IV, а Т-70 более эстетичен, нежели «Стюарт».

Тебе доводилось вживую прикоснуться к советским танкам? Если да, что ты почуствовал при этом?

Ну, дело было в Испании в 80-е годы. Здесь немало танков Т-26 со времен Гражданской войны, но они окрашены в испанские цвета, с испанскими флагами и Андреевскими крестами, так что их трудно прочуствовать как «советский» танк. Но первая моя потрясающая встреча произошла в 1992 году, когда пара российских МиГ-29 прибыла в Реус (Таррагона) на международное авиашоу. Я сел в свою машину и проехал путь в 600 километров чтобы их увидеть! Это было потрясающе – впервые вживую увидеть выступление боевой российской авиации. Такие события запоминаются на всю жизнь, закрепляя любовь к русской технике.
Настоящие советские танки я увидел спустя пару лет в ЦМВС в Москве, когда я впервые поехал в Россию, и конечно, когда стоишь рядом с КВ-2 или «Пионом» испытываешь особое чувство.

Буквально пару недель назад ты запустил свой новый сайт www.sovietmodeler.com. Можешь рассказать, в чем заключается его миссия?

Прежде всего — это выставка моих работ. Когда я начал этот проект, я даже не ожидал, сколько всего я собрал за последние 25 лет, и первый, кто больше всех удивился – был я сам! Масса моделей, чертежей, статей. Сначала я рассчитывал, что моделей на сайте будет немного, но их число росло, росло, … и дошло до 88 различных моделей, 31 чертежа и 900 фотографий. Это не все модели, что я построил за эти годы, на самом деле это половина, но это – лучшая половина.
Во-вторых, мне хотелось создать площадку для общения с другими энтузистами Красной Армии. Можно найти массу страничек о немецкой, американской или израильской армиях, но Советской Армии посвящено совсем немного. Как фанату этой темы мне пришлось приложить некоторые усилия, чтобы изменить эту ситуацию.
И, наконец, сайт нужен мне для продвижения меня как моделиста ради публикации статей в разных журналах.

Мы должны отметить, что дизайн у сайта отличный и напоминает пропагандистские плакаты или какие-нибудь компьютерные игры, вроде RED ALERT. Что тебя подвигло на такой дизайн?

Я с этой игрой не знаком, как и со многими другими. На самом деле, мое максимальное достижение – это второй уровень в Тетрисе, не более того.
Дизайн разрабатывался совместно с Карлосом Педрегоса (Carlos Pedregosa), моим другом, выдающимся веб-мастером. В самом начале я представлял это себе иначе, но когда начинаешь разрабатывать, то приходится постоянно выбирать между «идеальным» дизайном и «реальным» функционалом. Сейчас можно увидеть результат многомесячной работы. Я всегда хотел, чтобы красный цвет был доминирующим. Я понимаю, что использование символов, таких как серп и молот, красные флаги и звезды – слишком очевидная вещь для русских, поэтому я рассчитывал больше на западных моделистов, кроме того, у меня нет навыков и возможностей сделать его на кириллице.

Как развивалась твоя модельная карьера? Как все началось? Мы ведь совсем не знаем о жизни моделиста в Европе в 70-е и 80-е годы, а это очень интересно. Каково это было тогда?

О, это было очень, очень давно. Я начал строить модели в середине 70-х, как и всякий подросток, я начал с некрашенных моделей Airfix и Revell, и постепенно я поднимал свой уровень, но в те годы экономическая ситуация в Испании была очень тяжелой, аэрограф достать было невозможно. Мои первые серьезные модели относятся к началу 80-х, но я красил довольно грубым аэрографом и самодельным «компрессором», сделанным из покрышки и педального насоса. Основным пособием в середине 80-х был Верлинден, хотя мне больше нравился американец Шепперд Пэйн (Shepperd Paine). У него я научился технике «сухой кисти», которую я практиковал много лет и заметно улучшил для себя. Когда я стал авиационным чертежником, это помогло мне делать точные чертежи в качестве основы для моих самодельных моделй и конверсионных проектов.

С началом нового столетия моделизм стал совершенно иным, за счет появления новых материалов и технологий, таких как МИГовские пигменты, например. Оказали ли на тебя влияние эти перемены? (Ну, мы видим, конечно, по твоим моделям, что они оказали)

Да, в первые годы нового тысячелетия стало очевидно, что мой стиль окраски стал скучным и устаревшим. МИГовские технологие были в зените своей славы, и я начал экспериментировать с этими технологиями, но для человека, который моделями занимался уже столько лет, было очень тяжело измениться и я всегда наносил их очень робко и сдержанно. Мои модели – это смесь старых и новых технологий, ни те ни другие не являются доминирующими. Мне не нравится резкий контраст, мне кажется, все должно быть очень, очень мягким и размытым.

Кстати говоря, каково твое мнение о Мигеле Хименесе? Некоторые считают его одним из величайших моделистов в мире.

Мигель, конечно, мастер, но его главная заслуга в том, что он «изобрел» новые технологии и нашел применение различным пигментам. Есть моделисты и лучше него, развившие эти технологии дальше него, но мы все-таки являемся учениками Мигеля. Он навсегда останется человеком, сделавшим революцию в нашем модельном мире. Также он распространил свои взгляды по всему миру, благодаря Сети.
Хотя конечно, есть заметные различия между моими моделями и его. Причина в том, что мой уровень покраски не настолько высок, как у Мигеля Хименеса. Другое отличие – в том, что Мигель не тратит много времени на постройку модели, тогда как я посвящаю несколько месяцев каждой модели, для меня это не проблема.

«Испанская Школа моделизма» — что это такое? Существует ли она? Если да, то причисляешь ли ты себя к этой школе?

Да, «Испанская Школа» существует. Первоначально, она была названа благодаря авторам фигурок. В середине 90-х лучшими «фигуристами» в мире были J.M., Gamarra, Rodrigo Hernandez-Chacon и Raul La Torre. Они побеждали на всех европейских конкурсах со своими новыми техниками окраски акрилом. Затем их успех, уже в бронетехнике, повторила в течение этого десятилетия группа моделистов, возглавляемая MIGом: Joaquin Garcia Gazquez, Ruben Gonzalez и Javier Redondo. Их фирменная марка – новационное использование пигментов и таких техник окраски, как маппинг (имитация покраски кистью), шейдинг и другие.
С ними я разделяю… только национальность. Не более того, потому что я не считаю себя адептом этой школы. Я из более раннего поколения, в те годы моя окраска была выдающейся, и я никогда не пытался приобщиться ко всем этим новым технологиям.

Некоторые из твоих моделей посвящены Испанской Гражданской войне. Так вот нам интересно, на чьей ты стороне – республиканцев или франкистов? Что думают о той войне современные испанцы?

Я на стороне республиканцев, конечно. Я со своими идеями нахожусь на противоположной стороне от «националистской банды». Помните, единственная страна, которая помогала республканцам – это Советский Союз. Отношение к той войне до сих пор вызывает серьезные противоречия в нашем обществе. Это невероятно, но тема войны до сих пор остается «открытой раной». Представьте, в Испании до сих пор имеются сотни братских могил расстрелянных республиканцев, которых их близкие до сих пор не могут по-людски перезахоронить. Все такие попытки наталкиваются на противодействие разных политиков и судей…

Ты много раз бывал в России, какое у тебя общее впечатление о стране и людях?

Да, я был в России десять раз, всегда в августе, для посещения авиасалона МАКС, не считая одного визита в сентябре в Кубинку на День Танкиста. Я работаю на EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн — European Aeronautic Defence and Space Company) и очень люблю русскую авиацию. На этих салонах также можно увидеть и ракеты и зенитные системы и прочее, и я делаю массу фотографий для своего архива. Раньше это было очень трудно достать, и я использовал их для своих статей, очень редкие были фотографии. Сегодня каждый может найти такие фото с помощью интернета. Также я использовал свои поездки, чтобы приобрести модели, журналы и книги, и конечно, чтобы встретиться с русскими друзьями.
По поводу моего общего впечатления о вашей стране, должен признаться, что я люблю Россию, конечно не политику, а историю и особенно народ: люди сердечные и по своему духу похожи на испанцев. В вашей стране я приобрел друзей на всю жизнь. Водку я не люблю, но я очень оценил такую вещь как «Балтика №6» )))

Какие города тебе больше всего понравились, из тех, которые ты посещал?

Я бывал только в Москве и пару раз в Петербурге. Конечно, Москва мне понравилась больше. Питер тоже харизматический город, но иногда напоминает мне скандинавские города. Только Москва у меня ассоциируется с Россией.

Ты встречал русских моделистов? Как ты считаешь, могут их модели соревноваться с моделями европейцев? (не считая конечно нашу Студию, мы то точно можем :) )

Да, все мои русские друзья – это моделисты, но не танкисты, а авиаторы. Мой лучший друг – Валерий Паньков. Он публикует много статей с чертежами в журналах и книгах, а также мастер в скрэтчбилдинге в 48 масштабе. Он делал выдающиеся модели Як-25М, Миг-9, Миг-25ПД и так далее.
Еще один мой друг, Павел Колесников, он также сотрудничает с журналом М-Хобби и строит немало редких советских самолетов из вакушек, у него огромная коллекция.
Много лет назад, когда я первый раз был в России, я заметил, что общий уровень моделизма довольно невысок, особенно в части окраски, но за последние десять лет некоторые русские моделисты достигли самого высочайшего уровня! В фигурках – русские одни из лучших в мире! Я часто вижу русские модели в сети, но они редко оказываются на европейских конкурсах, точно так же, как и западные моделисты редко участвуют в российских конкурсах. Мы просто слишком далеко живем друг от друга…

Ты заметил какой-то особенный Русский стиль в моделизме?

Да, это тенденция строить модели «с нуля» или делать глубокие конверсии. Фактически, русский моделист – более «полноценный», строит намного больше, чем европейские коллеги, и не боится тяжелой работы в плане постройки. Многие европейцы просто берут наборы (обязательно хорошие, Тамию и Драгон), добавляют афтермаркет, смолу, травленку и траки и красят, очень хорошо красят, но они неспособны сделать ящик из листового пластика или поручни из медной проволоки.
Русские журналы, такие как М-Хобби, всегда публикуют много хороших чертежей. Можно увидеть дюжину западных журналов, которые НИКОГДА чертежи не печатают. Для многих западных моделистов в этом нет нужды: только готовые наборы и дополнительные детали афтермаркета. Им не интересно делать самодельные детали.

Не хотел бы ты посетить Сибирь (город Новосибирск, где мы сами живем)? Так сказать, Сердце Матушки-России.

Конечно! Шесть лет назад я пытался съездить в Сибирь по работе, когда были контакты между ЕАДС и НАПО* и несколько человек ездило с визитом на завод по выпуску самолетов «Су».
(* НАПО. Новосибирское авиационное производственное объединение им. Чкалова. Одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России. прим.пер.)
Я вызвался добровольцем, но это была поездка только для руководителей высшего звена. Самому мне это будет затруднительно. Из Испании к вам нет прямых авиарейсов. У меня получается посещать только Москву на салон МАКС, и я не знаю есть ли в вашем городе подобные события. (Честно говоря, можно посетить авиашоу на День Авиации – прим.пер.)

Интересна ли тебе советская история, особенно история Второй Мировой войны? Что ты думаешь по поводу попыток некоторых лжеисториков переписать историю заново? Тех, кто защищает марши эсэсовцев в Прибалтике, неонацистов в Европе, кто поднимает истерику насчет оккупации Польши и так далее? Вот большинство янки уверено, что Гитлера убил лично генерал Паттон из своего знаменитого кольта и тем война и кончилась. )))

Мне конечно интересна история Второй Мировой войны и Советского Союза. Я много читаю, и действительно, некоторые авторы, когда пишут про осаду Ленинграда, упоминают только каннибализм, когда пишут про Берлинскую операцию – только про изнасилования, а когда про Сталинград – только подробно описывают страдания Шестой армии. Это все наследие Холодной войны и результат тотального триумфа капитализма. Все западные СМИ контролируются реакционерами и сионистскими политиками, и любая критика системы клеймится как терроризм. Нам нужно избегать этого, и прояснять все факты, так, чтобы большинство узнало подлинную историю и могло выносить собственные суждения.

Ты строишь модели не только танков и другой бронетехники, но и самолеты, корабли и даже технику Звездных Войн! Откуда такое многообразие?

Я уже занимаюсь моделями больше 35 лет, и это ведь всё – машины, техника! Как авиационный инженер я интересуюсь любыми сложными механизмами, и когда меня восхищает эстетика какого-нибудь самолета или танка, и есть такой набор, то я стремлюсь его построить, будь то советская техника или нет. Вначале я собирал поровну авиации и брони. Теперь около 80% — это наземная техника, а остальное – авиация, корабли, лодки и Звездные Войны, и иногда я добавляю несколько фигурок на свою технику, а в будущем, может быть, сделаю несколкьо небольших диорам.

Нам интересно узнать о твоих модельных секретах, если есть такие! Можешь рассказать о своих технологиях?

О да, раскрою вам свой «секрет». Работа, работа и работа!
Простите, но секретов у меня нет. Я не изобретал ничего, и могу только дать пару советов. Все аспекты модели должны быть совершенными: Постройка, Окраска и Соответствие прототипу. Многие моделисты одержимы лишь окраской. Это ошибка, так как это только одна сторона работы. Мы должны быть одержимы всеми тремя составляющими, и это – тройная работа. Часто мы не можем достичь желаемого уровня в своих моделях. Решение здесь: Пытайтесь, пытайтесь и пытайтесь, и мы приходим все к тому же: Работа, работа и работа!
Я всегда начинаю модель с фотографий прототипа, который я хочу построить. Необходимо изучать его много, много раз! Это открывает все: деталировку, вид окраски, повреждения и дает много идей. Я думаю, что немногие люди делают это тщательно. Никогда не достичь реалистичного вида смотря только на инструкцию по окраске.
Лично я отдаю предпочтение уайтспириту при работе с масляными точками. Я думаю, с ним всегда можно достичь лучшего результата.
Никогда не нужно считать, что твоя лучшая модель – последняя. Это всегда должна быть следующая!

Какие у тебя сейчас проекты в работе? Можешь поделиться фотографиями?

На рабочем столе у меня сейчас довольного много моделей. Некоторые из них долгострои, которые продвигаются оень медленно: Leopard 2 E, M1A1 Abrams и ракетный крейсер «Киров». Не знаю, когда их смогу закончить. Над несколькими моделями я сейчас работаю, но они еще не закончены, это: MАЗ-537, БT-7 и T-34/76 «Формочка», но я не хочу показывать их детали. Почти готовы трактор С-60 «Сталинец» и гаубица Б-4. Я крашу, но тоже еще не закончил несколько моделей, таких как подлодка Kilo, МиГ-17Ф и Y-Wing. Последние законченные модели это: Type 74, T-34/76 СТЗ, KВ-220 and СУ-100.

Можешь рассказать подробнее о работе над АСУ-85 ? Она просто потрясающая!

Я всегда любил эту самоходку, так что когда Драгон выпустил «Шилку» 14 лет назад, я решил ее купить, и построить АСУ-85, используя ее катки и траки, а также листовой пластик. Ствол орудия – это кусок кисточки! Я получил с этой моделью золотую медаль на конкурсе AMT (г. Торрент, Испания). Слава самодельных моделей очень яркая, но быстро сгорает. Сначала получаешь отличные отзывы от других моделистов, но как только на рынке появляется такая же пластиковая модель, на твою уже никто смотреть не хочет и считают ее неинтересной. Поэтому я бросил скрэтчбилдинг много лет назад. На следующий год Трумпетер наметил выход своей пластиковой модели АСУ-85…

Полностью самодельный Т-35 очень впечатляет! Построенная в 80-е годы, твоя модель была наверное первой в 35 масштабе! Можешь немного рассказать о постройке этого монстра?

Нет, не первой. Я видел один в амер. журнале “Military Modeler”, но довольно низкого качества и со множеством ошибок. Там были чертежи, которые я взял за основу, чтобы начертить собственные. Например, там не симметричное расположение основания башни главного калибра. Эта модель делалась специально для первой Испанской энциклопедии моделизма. Я получил с ним бронзу на Euromilitaire’89, это был мой первый международный конкурс.
Не считая траков (которые взяты с PzIV) там все самодельное. Для изготовления ходовых тележек я сделал мастермодель и откопировал ее в белом металле. Башни – это деревянные цилиндры, покрытые пластиком. Остальное – из листового пластика и пластиковых стержней. Но уж извините, это очень старая модель, которой 25 лет! Теперь на ней все выглядет устаревшим.
Я предпочитаю говорить о моей последней самоделке: КВ-220.

Так ты вернулся к скрэтчбилдингу?

Да, но только я решил браться за очень раритетные модели, с которыми нет риска того, что их кто-то выпустит в пластике. Например КВ-220. Я бы хотел на своем сайте показать всю линейку танков КВ. Эти две фотографии публикуются впервые! Также я построил бронепоезд «Красная Звезда», но он еще не окрашен.

Твои статьи выходят во множестве разных журналов. Ты бы хотел печататься в российском М-Хобби?

Конечно, на самом деле для меня это сейчас главная цель. Я не говорю по-русски, но у меня есть друзья, которые могут переводить. Я надеюсь связаться с журналом и воплотить это в жизнь.

Что бы ты пожелал твоим российским коллегам-моделистам?

Обязательно приезжайте в Испанию, и не только ради пляжей, оставьте Марбеллу для бандитов и приезжайте в Мадрид! Это чудесный город, и я покажу его всем русским моделистам. Также можем встретиться на салоне МАКС в августе 2011 года. Заходите почаще на мой сайт: sovietmodeler.com


Павел Черепанов, Владимир Яшин.

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (10)

  1. Гаврилов Сергей:

    Саш, Володь, отредактируйте текст, ошибки режут глаз, а интервью очень интересно!

  2. ostfront-master@yandex.ru:

    Спасибо! Ошибки уже вычитаны и откорректированы, вообще сказать, не так то легко перевести семь страниц с плохого английского, так чтоб без ошибок)))

  3. Гарик:

    А кто у вас «Саш»? :)

  4. ostfront-master@yandex.ru:

    Никто… Наверно это «Паш», то бишь я)))

  5. Гаврилов Сергей:

    Паш, совершенно верно! :) Извиняюсь за не внимательность! :) Да и не в укор это было сказано, а на оборот, чтобы было все «красиво»! :)

  6. Вадим Костылев:

    Очень интересно.
    Основательный подход у дядьки, не для лентяев.

  7. Интересное интерьвью с интересным человеком! Спасибо!

  8. ostfront-master@yandex.ru:

    Согласен, Александр! На меня Кристобаль произвел очень сильное впечатление как личность, не только как моделист. Хотелось бы с ним пообщаться вживую. Видно, что человек Россию любит! Все б Европе такие были…

  9. Спасибо, очень интересное интервью интересного человека. Действительно, надо будет пересечься на МАКСе, познакомиться :)

  10. Да, забыл ещё написать: из моделей мне больше всего СКАД понравился. Ну и дизайн его сайта — ну просто обалденный!