Интервью: Всеслав Дьяконов


На наши вопросы любезно согласился ответить один из столпов российского моделизма, Всеслав Дьяконов, душа проектов Dishmodels и Dishforum, организатор ежегодного конкурса DISHow. Поводом послужила прекрасная новость о пополении в его семействе, недавно у Всеслава родился сын!

Свежая работа Всеслава - сын Егор, в натуральном масштабе! :)

Слава, большое спасибо, что выкроил время ответить на наши вопросы! Ты – человек, олицетворяющий сайт dishmodels, поэтому и тебе держать ответ :)

«Мухтар постарается» (с) 😉
Но сайт – не портрет, нельзя рассматривать только его лицо. Поэтому совершенно необходимо назвать также и моих коллег и друзей, без которых существование и функционирование нашего сайта было бы невозможным. Если в команде я исполняю роль идеолога, генератора идей и «говорящей головы», то Толя Величко — роль мозга, ведь всё программирование и даже часть дизайна лежит на нем. Есть в команде и пара надежных «рук» на подхвате — Дима Деревянкин, наш человек с фотоаппаратом, ведет раздел «Матчасть», а Дима Шувалов помогает с администрированием галереи и форума. Надежная команда – это очень важно.

В моем понимании, обычно создается сайт, потом при нем появляется форум. Что касается сайта dishmodels, то все произошло как раз наоборот. Расскажи, как все начиналось?

Ну, тут меня хлебом не корми, дай повспоминать :) «Давным-давно, когда процессоры были большими, а скорости модемной связи — маленькими…» На самом-то деле генезис развития был точно таким же, обычным и привычным — просто это было уже настолько давно, что мало кто помнит первые этапы. Нынешний форум возник благодаря Диме Шумакову и его сайта под названием Achtung – Dish! (Собственно, Дима Шумаков — отсюда и Диш. А поскольку оно же в английском написании «тарелочка», то символом сайта, а впоследствии и форума стал космического тарелочного вида четырехгусеничный танк «объект 279», ныне проживающий в Кубинке). Форум возник при этом сайте аж в 1999 году — 11 лет назад! — после того, как единственный тогдашний достаточно крупный модельный интернет-форум Рунета («Базар-Вокзал» при сайте М-Хобби) стал регулярно падать от наплыва посетителей. На форум при Димином сайте откочевали сначала танкисты, а потом, при переходе в 2001 году на нынешний движок форума, постепенно и авиаторы. Так что форум может смело считаться одним из самых старых модельных форумов в Рунете (не считая М-Хобби и Румоделизма, который в то время еще существовал в виде фидошной группы).
Время шло, на форуме жизнь кипела, а вот сайт свой Дима вскоре забросил – переключился на модели 1:1 в Кубинке. В 2001 году форум переехал на другой сервер и на нынешний движок, и по сути стал отдельным ресурсом под Диминым руководством. А когда мы придумали наш конкурс, в конце 2003 года, стало ясно, что форум мало подходит под затеи такого рода – уж очень трудоемко выкладывать тут столько работ. Требовался новый ресурс, с легким и простым для неподготовленного пользователя верстаком для публикаций, с возможностью ведения SQL-баз и т.п. В 2004-м появилось доменное имя dishmodels.ru, на котором сначала я своими силами попробовал построить оболочку для конкурса. А уже в 2005-м, благодаря подключению к проекту Толи Величко, мы осенью развернули полноценный сайт, который с тех пор и существует.

Сейчас сайт является одним из крупнейших ресурсов в рунете с регулярно обновляющейся галереей. Наверное, он отнимает уйму времени?

В основном во время конкурса. Тогда по ночам порой приходится и по два, и по три часа сидеть. В обычном же режиме сайт сейчас требует минут 30-40 в день на непосредственное модерирование, выпуск новостей, регистрацию заявок и т.п. Конечно, частенько бывает и больше, и существенно – если что-либо пишешь и публикуешь сам. Но в целом высокая автоматизация процесса подготовки и публикации материала, а также то, что задачи распределены между участниками команды, делает нагрузку вполне приемлемой. Опять же – обновления у нас пока идут три раза в неделю. Хотя наплыв работ увеличивается в последнее время, подумываем о 4-5 разах в неделю. Посмотрим по ситуации.
Но кроме администрирования, само собой, бывают и прочие дела на благо именно сайта – поездки по выставкам и мероприятиям, фотоотчеты с них. И, пожалуй, самое регулярное – это модерирование форума. Всегда стараюсь заглядывать туда хотя бы на 5 минут несколько раз в день.

Я знаю, что многие моделисты высказывают нарекания в адрес несколько старомодной структуры форума. Планируется ли обновить движок, чтобы форум стал понятнее для молодого поколения? Какое развитие ждет Дишмоделс и Дишфорум? Есть ли какие-то интересные планы и задумки? Если не секрет.

Каждая из структур форума – наша нынешняя древовидная или ленточная – имеет свои плюсы и свои минусы. Древовидная, например, намного легче администрируется. Но в ней очень неудобно вести блоги, к примеру… Ленточным проще пользоваться «по умолчанию», как это делает большинство, даже и не залезая в настройки (хотя при этом форум можно очень тонко настроить).
В общем, задачей номер один на настоящий момент действительно является переход на новый форум – ленточный по структуре и интегрированный с сайтом на одном сервере. Форум и сайт объединятся вновь, но, увы, это будет концом ДиШ-форума в его нынешнем виде. Архивы форума будут сохранены, но скачать их можно будет только в виде отдельного файла.
Планов по дальнейшему развитию весьма много, вот только сил вечно не хватает :) Даже уже боязно что-то обещать. Но, поскольку в этом году сайту все-таки исполняется пять лет, то мы полны решимости отметить это событие переходом на версию Dish 2.0.
Уже готова пакетная система заливки фото, для любителей валкэраундов. Помимо нового форума, планируем запустить в действие календарь выставок (исходя из того, что народ будет его пополнять), открыть наконец-то разделы «Мастерская» и «Клуб». Форум будет иметь подраздел для ведения блогов. Если нам хватит времени, то будет и новый дизайн сайта, но это все-таки вторично по отношению к его механизмам.

Теперь давай поговорим о конкурсе DisHow, который, пожалуй, можно назвать самым серьезным подобным мероприятием на всем постсоветском пространстве. Несомненно, что каждый год конкурс заметно прибавляет в престижности и количестве работ, растет конкуренция и количество номинаций, равно как и продолжительность проведения конкурса. Скажи, как скоро может быть достигнут некий предел, дальше которого конкурс просто не сможет расти по объективным причинам?

Да судя по темпам прироста, уже скоро :) С моей точки зрения, как руководителя конкурса, нет особых проблем принять и выставить и тысячу моделей, и больше. Проблема в том, что зрители не успевают их полноценно отсмотреть и, что самое обидное, обсудить. Проблема в том, что как минимум треть работ приходит в последнюю неделю конкурса, просто сваливаясь, как лавина. Нельзя же за неделю выставить в новостях 300 работ – этого и просмотреть-то не реально. Поэтому конкурс обязательно ждет ужесточение правил приема – в первую очередь по уровню работ и по качеству фотографий. Это позволит немного снизить давление.

В данный момент Всеслав ведет на Дише блог по постройке "Бронеклопа" (Sd.Kfz 250/8 Neu)

Уже не первый год идет спор о выделении «мастеров» в отдельную номинацию. Как лично ты к этому относишься?

Двояко. Несмотря ни на что, каждый год в призерах рядом с хорошо знакомыми именами появляются новые и новые люди с очень сильными моделями – поэтому аргументация «призы получают все время одни и те же мастера» просто неверна. Лично мне всегда более импонировал тезис «Просто стройте модели лучше – и будете выигрывать». Вообще конкуренция с лучшими всегда более полезна, чем «борьба во второй лиге». С другой стороны, для самих мастеров конкурс слегка теряет в азарте – уже им требуется искать стимул для того, чтобы делать лучше, чем ты же сам вчера. Поэтому создание «профессиональной лиги», как я считаю, возможно только на добровольных началах – то есть изначально только для тех мастеров, кому интересно посоревноваться на самом высоком уровне, по «гамбургскому счету».
Решение о создании Лиги Мастеров, возможно, и будет принято в следующем конкурсе — в экспериментальном порядке. Но в очень значительной мере это будет зависеть от загрузки меня, как главного ведущего и организатора – ведь теперь у меня полно новых и очень важных забот :).

Проведение DiSHow отнимает много сил и времени, причем совершенно на добровольных началах. Как известно, за участие же в «живых» конкурсах с участников взимается некоторая сумма (обычно 50-100 рублей). Не рассматриваешь ли ты введение подобного условия? Лично я считаю, что это было бы вполне обоснованно.

Ну что тут ответить… Как нужно сделать, или как приходится? Наш народ вообще очень неохотно расстается с деньгами, особенно на мероприятиях, которые изначально воспринимаются как халява. Возможно, в Новосибирске у вас при участии в живом конкурсе и взимается небольшая сумма, но в Москве эта практика пока не применяется. Вот попросить с организаторов деньги за участие – это да, это было 😉
В то же время я полностью согласен, что необходимо и у нас в России приучать участников к тому, что мероприятия типа конкурсов являются платными. Это общемировая практика устройства выставок и конкурсов нашего направления, в ней нет ничего плохого, организаторам она позволяет хотя бы несколько снизить собственные финансовые расходы – ведь энтузиазм за счет собственного кармана рано или поздно иссякает (и часто – рано).
Но в случае с виртуальными конкурсами практику платы вводить у нас просто нельзя. У нас в стране на очень низком уровне находится культура электронных денег – включая и кредитные карты. Огромное количество людей просто не представляют, как этим пользоваться. А без этого процесс перевода 50-100 рублей с человека превращается для организатора в бесконечные походы на почту за маленькими переводами, что отнимает на порядки больше времени. Допускать подобное просто нельзя.
А вот на Live eDISHion’10 в этом году мы, может быть, попробуем ввести практику платы за выставление.

В прошлом году прошло мероприятие Live eDISHion — первая выставка участников ДиШа «вживую». Скажи, какой опыт был вынесен из этого мероприятия и планируется ли сделать эти встречи регулярными?

В музее поисковой группы в Питере, 2007 год.

По истечении трех дней выставки основной опыт был «Мамадарагая, да чтобы я еще раз взялся за это!..» 😀
На самом же деле мы действительно многое поняли на собственной шкуре. Во-первых, что нам нравится такое мероприятие, и мы приложим все усилия, чтобы сделать его ежегодным…
Это был первый «подход к снаряду», мы пытались оценить время и трудозатраты, а также финансовые расходы. Например, мы пришли к выводу о том, что прием моделей надо начинать в четверг вечером и продолжать в пятницу, для того чтобы значительная часть пятницы проходила как выставочный день. Какие нам нужны стенды. Мы поняли, что нужен доброволец-экскурсовод, готовый ответить на вопросы непросвещенных зрителей. Мы провели пробную рекламу мероприятия и теперь знаем, в какую сторону работать. Четко стало понятно, что на завершающих посиделках необходима определенная культурная программа и люди, способные ее квалифицированно провести…
В общем и целом мы берем за пример европейские выставки (как бы громко это пока не звучало) – короткие (3-4 дня), тематически очень насыщенные (мастер-классы, экскурсии), хорошо отрекламированные. Не все из этого придет сразу, но у нас есть ориентиры.
При этом мы планируем придерживаться нашей главной идеи – выставка это не столько показ моделей, сколько общение друг с другом.
Нынешней осенью мы уже планируем определенную культурную программу, в частности, пару мастер-классов, и, возможно, экскурсию. Обязательно будем приглашать иногородних мастеров. Но, сразу предупреждая вопрос, скажу – мы НЕ планируем какого-либо конкурса. Это только выставка, без судейства и раздачи мест.

Совсем недавно ты стал отцом – кстати, поздравляем! Как это замечательное событие отразится на тебе, как моделисте?

Спасибо!! Егор – очень долгожданный ребенок, и, конечно, теперь он станет на первом месте в любом списке моих задач.
Как это отразится? Не могу себе пока представить в подробностях. Я вообще пока еще слишком обалдевший, хотя скоро уже месяц, как папа. Прямо сейчас, например, отразилось таким образом, что я вдруг стал изо всех сил моделить – каждый день, хотя и понемногу. Супруга шутит: «Перед смертью не надышишься, впрок не наклеишься» :)
Конечно, теперь останется меньше времени на Интернет и организаторские занятия – поэтому придется приучать себя более рационально использовать время.
Оборудую себе мастерскую на балконе – как раз перед появлением Егора закончили там ремонт. Наверно, придется окончательно перейти на акрил.
Ну и жду не дождусь, когда можно будет приобщать чадо к нашему делу – ведь и у меня, как у тысяч мальчишек, моделизм начинался с того, что вместе с папой клеили кругозоровскую «Аврору».
В общем, могу только повторить фразу из Хэрриота: «А знаешь, парень, сейчас самое счастливое время в твоей жизни настает!..»

Если говорить лично о тебе, как о моделисте, то какая тематика тебе интереснее? Особенно интересно, почему ты обратил внимание на подводные лодки? Это временное увлечение?

Одна из недавних работ Всеслава: U-2339 type XXIII в масштабе 1:144

О, я натура увлекающаяся (или лучше сказать – разбрасывающаяся?). Никогда не мог спокойно пройти мимо хорошего пластика, поэтому залежи разноплановых коробок велики. Но основная тематика – БТТ Второй Мировой. Поскольку я считаю, что аппарат очень полезно всегда представлять в некоем, пусть даже минимальном антураже, то с довеском в виде фигур. Вторая тема, к которой понемногу подбираюсь – авиация Гражданской войны в Испании. Очень вкусный и разнообразный зоопарк, многие машины просто больше нигде и не засветились.
Интерес к подлодкам пробудили твои, Володя, миджеты. Смотришь – «какие все-таки пепелацы прикольные!» А потом совпало, что взял для обзора ICMовский Seehund в 72-м, и – понравилось. Но подлодок у меня в планах немного, и это скорее побочная тема, хотя, безусловно, интересная. У нас вообще очень мало подлодки строят, да и те в большинстве «из коробки». Тема непаханая, и поэтому в ней очень интересно копаться. В той же БТТ многие темы просто «истоптаны» уже, а тут за что ни возьмись – все надо разбираться самому. Для меня моделизм же в первую очередь связан даже не с постройкой модели самой по себе, сколько с увлекательнейшим занятием – вдумчивым изучением прототипа. И, конечно, возможностью поделиться результатами изучения с другими моделистами. Очень приятно, когда твои поиски оказываются еще кому-то полезны.

Многие воспринимают тебя как одного из самых авторитетных деятелей в модельном сообществе России. И мы сами так считаем, определенно. Ты чувствуешь некую ответственность за судьбы моделизма, как бы пафосно это не звучало, но ведь так и есть? Воспринимаешь это как почетную ношу или тягостную обязанность?

Спасибо за комплимент (долго смеется), но вы явно переоцениваете мое значение. :)
Что такое – судьбы моделизма? Моделизм был до нас, будет, слава богу, и после нас. Любое явление и любой процесс – это в первую очередь участвующие в нем люди. Вот перед ними я действительно чувствую ответственность и несу добровольную обязанность продолжать вести тот же конкурс, поддерживать сайт и т.п. Причем занимаюсь этим в первую очередь потому, что мне самому это нравится и самому интересно. Заниматься организаторской работой, сводить между собой самых разных людей, увлеченных одной идей. Открывать новые имена. Радоваться новым хорошим моделям. Поддерживать сообщество, одним словом. Порой это бывает действительно тяжело, но совокупность интереса и чувства долга перевешивают. Пока мне это интересно – я буду этим заниматься.
Разумеется, бывают моменты, когда ноша становится не просто тягостной, а буквально противной – особенно если приходится, как админу, влезать в возникающие ругань и дрязги (просто удивительно, что взрослые и разумные люди умудряются устраивать такие склоки, что хоть святых выноси).

Мы знаем, что ты и твои друзья сделали очень много для танкового музея в Кубинке. Можешь рассказать подробнее об этой работе?

На покраске в Кубинке

(Удивленно задрав брови) Вот в это фразе слово «ты» ну просто совершенно лишнее. Мое участие в работе малярной (а тем паче ремонтной) волонтерских бригад было совершенно эпизодическим. Буквально несколько раз. Те же маляры прошлой осенью трудились в Кубинке вообще чуть не каждые выходные! Уважаю их и всячески морально поддерживаю.
За более подробным рассказом – а ты устрой интервью с тем же Андреем Карповым aka АндрейКа, который сейчас и командует малярной бригадой, он расскажет в подробностях. Там есть о чем поговорить.
Я могу только рассказать немного в самом общем плане. В Кубинке есть две волонтерские бригады – ремонтная, занимающаяся восстановлением и консервированием техники, и малярная, занимающаяся в основном маркировкой и окраской экспонатов, иногда очень тщательным перекрасом, с отдиром до металла. И ремонтники и маляры занимаются этим в силу своих возможностей и большей частью за свои деньги. (Кстати, маляры активно работают и в музее Т-34 в Шолохово). Некоторые проекты волонтеров оказались очень удачными – восстановление до ходовых кондиций Pz.IVG, «Пантеры», Т-70, необычный и эффектный окрас Vickers Model 1931 и Mk.V. Работа направлена на то, чтобы сделать музей более привлекательным для посетителей, чем просто ряды «одинаковых зеленых крокодилов», уставно покрашенных в уставной зеленый цвет.
Малярная бригада, как правило, в выборе окраски опирается на реальные прототипы, подтвержденные фотографиями, и согласовывает эти варианты с руководством музея. В то же время с грустью можно сказать, что сил нескольких человек, конечно же, не может хватить на то, чтобы привести экспонаты в порядок. А порой и вовсе приходится заниматься «бегом по кругу», когда отмаркированная машина вновь перекрашивается к какому-нибудь приезду генерала, и затем на ней вновь приходится работать… Кубинка – очень интересный и важный музей, но, к сожалению, к нему относятся не как к музею, а как к хранилищу техники, и это отношение не меняется к лучшему. А подход к финансированию, хранению и восстановлению экспонатов вообще не имеет с нормальным музеем ничего общего. :(
Тем более спасибо ребятам – они стараются хотя бы немного исправить ситуацию.

Российский моделизм перенес серьезную утрату с уходом от нас Дмитрия Шумакова. Целое поколение моделистов уже подросло, и они не знают, возможно, ничего о его роли в становлении модельного Рунета. Ты можешь рассказать о его деятельности для тех, кто его не застал?

Роль Димы в создании нашего модельного сообщества действительно оказалась одной из ключевых. Он был, что называется «нужным человеком, оказавшимся в нужное время в нужном месте». Важным тут было не то, что он был сисадмином и умел пользоваться Интернет-инструментарием, и потому создал и поддерживал один из первых массово посещаемых модельных форумов Рунета. Куда важнее то, что Дима был Учителем от бога и обладал даром ненавязчиво, на своем примере, прививать определенную собственную модельную философию и идеологию. И делал это так, что люди начинали следовать данным принципам не потому, что «модно» или «тут так принято», а просто потому, что очень интересно. Это естественным образом создавало в любом круге людей, в котором Дима общался, коллектив единомышленников. Он умел вот так задать вот эту самую планку, что на нее очень хотелось ориентироваться (при том, что и как моделист он задавал очень высокий уровень планки, даже сейчас, по прошествии 5-8-10 лет от постройки той или иной модели – она ощущается. Хотя технологии покраски и старения нынче, конечно, ушли далеко вперед).
Димин авторитет всегда основывался именно на умении увлечь людей, сделать так, чтобы вместе им было интереснее, на том, что он охотно и спокойно делился своими очень немалыми знаниями, и на том, что он никогда специально не пытался выглядеть командиром. Хотя как руководитель мог быть весьма жестким.

Дмитрий Шумаков, Кубинка, 2003 год.

Вот я сейчас прочел то, что написал – да, оно все верно, но… сложно ощутить Димку за этими фразами тому, кто его не знал. Его дружелюбие и его упорные принципы, отстаивая которые он мог быть очень колючим и даже едким. Его умение быть сердцем компании, и в то же время его «непарадность», я бы даже сказал нешумность (вопреки фамилии).
Вот мы (и я в том числе) часто повторяем «Учим матчасть!». А почему, собственно? Ведь моделизм – это все-таки условность, полное масштабное воссоздание прототипа практически невозможно, всегда есть допуски. Дима же считал, что просто бездумная постройка – хоть из коробки, хоть по самым точным чертежам – легко приводит к ошибкам, если не пытаться изучать прототип, понимая для чего и почему сделано именно так. А это уже не столько изучение железа, сколько истории его создания, а значит – хоть каким-то боком – и людей, с ним связанных. А значит – изучение истории, посредством этого самого пластика. Согласитесь, это уже становится не просто «сборная модель для детей от…»
Димина гибель сильно отразилась на сообществе, хотя молодое поколение этого и не понимает. Ушел один из немногих в Рунете общепризнанных авторитетов – с его мнением можно было не соглашаться (да я и сам сколько раз с ним спорил, расходясь во взглядах), но к этому мнению нельзя было не прислушаться. И нельзя было не уважать.
Время идет, мы меняемся, но я периодически спрашиваю про себя «А что бы на это сказал Димка?» Правда, все реже… многие вещи он бы не одобрил. Например, он был резко против любой коммерциализации ресурса, считая, что финансовая и моральная независимость важнее раскрученности и посещаемости. Из-за рекламы на сайте бы точно поругались…

Такой вопрос. Моделизм как хобби и моделизм как бизнес. На эту тему часто идут споры. И не без нашего участия. Это совместимые явления или тут есть некое моральное противоречие?

«Если ты превращаешь хобби в бизнес, то ты теряешь хобби». Не помню кто сказал, но почти в 100% случаев это верно. Я не вижу тут морального противоречия (если тебе удается сделать так, что творение твоих рук становится продаваемым продуктом – это только плюс), но вижу фактическое. Бизнес и хобби живут по разным законам. Это касается даже не того, что ты зажат сроками и делаешь то, что просит заказчик, а не то, чего хочет душа – что рано или поздно просто надоедает. Просто это разные взаимоотношения с окружающим миром. Кроме понятия «коллега» возникает «заказчик», «конкурент»… Как бизнесмен ты продвигаешь свою продукцию, рекламируешь ее и стараешься где исподволь, а где и впрямую укусить конкурента (сколько мы этого видим – и от производителей, и от сайтостроителей, ведь как ни крути, а крупные сайты все друг другу конкуренты, ибо борются за одну аудиторию). Через некоторое время такое искривление сознания входит в привычку, и это перестаешь замечать…
Я думаю (в том числе и на своем опыте – когда-то тоже работал на заказ), что бизнес и хобби в моделизме сочетаются с трудом. Если уж приходится, то важно не жертвовать хобби ради бизнеса – строить что-то и для себя, и вкладывать в это душу.

Ты внимательно следишь за развитием общего уровня моделизма в Рунете, какие существуют тенденции – куда все катится? Общее количество моделистов, процент тех, кто выходит в интернет с моделями, качество моделей, уважение мирового модельного сообщества и т.д.

Мы живем на самом деле в очень интересное время. Я решительно не согласен с мнением Поликарпова, который частенько ворчит, что моделизм понемногу умирает.
Проще всего ответить на твой вопрос о том, что происходит в Рунете, но это и так очевидно любому завсегдатаю. Охват нашей страны Интернетом растет – на форумах регулярно появляются новички самого разного возраста, количество новых моделей растет год от года. Доступность западных ресурсов с моделями высокого уровня окраски заставляет подтягиваться и наше сообщество. Качество моделей за последние годы выросло очень сильно (достаточно просто сравнить самый первый конкурс 2003 года и последний) – стали доступны изначально хорошие по деталировке и проработке модели, которые при минимальной аккуратности уже неплохо смотрятся. Уровень покраски также растет на глазах.
Заметно, что наше хобби становится скорее уделом людей взрослых – дети действительно сейчас увлечены этим меньше, чем в школьные времена NOVOвских моделей, у них сейчас полно и других интересных соблазнов. Опять же, хобби стало дороже – хотя базовые наборы доступны и для детей, но для серьезного моделлинга больше подходит взрослый кошелек. Такой сдвиг по поколениям – это не хорошо и не плохо, это просто факт. Запад его тоже прошел, причем раньше нас, и ничего, устраивает выставками с тысячами моделей, и моделизм помирать не собирается. Просто из детского технического творчества моделизм превратился в хобби осознавших себя людей. Но количество клеящих пластик ребятишек отнюдь не стремится к нулю – просто их работ мы не видим, они стоят дома на телевизорах или обстреливаются в песочницах…
Что касается уважения мирового модельного сообщества, то нас уже давно заметили. Иностранцы регулярно посещают наши крупные сайты, смотрят, в случае действительно выдающихся моделей – обсуждают их на своих форумах. Некоторые наши авторы выставляются на зарубежных сайтах. Но в целом все это без ажиотажа со стороны Запада – уже прошли времена «вау, смотрите, и у русских тоже есть моделисты!». Мы давно равные – просто полноценно общаться мешает языковой барьер (несмотря на наличие онлайн-переводчиков), средних по уровню моделей хватает у каждого в своих песочницах, а на выдающееся ходим смотреть и мы к ним, и они к нам. Но законодателями мод пока выступают западники, и еще долго, думаю, будут выступать таковыми.
Куда интересней было бы поговорить о том, что происходит в модельном сообществе в целом, где модельный Рунет – только пенка на банке варенья…

Как ты считаешь, моделизм оказывает влияние на общество в России? Можем ли мы, моделисты, что-то изменить, меняем ли уже, ведь слышно только плохое – то одних фашистов клеют, то нарядятся немцами, то хвалят битых нацистских вояк, роммелей всяких… Знаем мы, дескать, вас, фашистов-моделистов…

Моделизм на общество? Нет.
А вот само общество понемножечку меняется в сторону большего благоприятствования для моделизма. Просто общество становится зажиточней и спокойней. Развитые и разнообразные хобби – это вообще удел не бедных обществ. И чем общество зажиточнее, тем оно спокойнее и благожелательнее относится к разного рода «чудачествам». Сейчас уже все реже можно услышать пресловутое «что ты как ребенок танчики клеишь!». И куда чаще «Это у тебя такое хобби? И много тратишь?»
Процесс этот не быстрый, он на десятилетия, но уже идет.
Кстати, еще одним показателем изменений является само существование вашей (и не только вашей) студии. То, что работы моделистов-мастеров становятся предметами коллекционирования, переводит их в разряд произведений искусства. Согласись, лет через сто может красиво звучать: «В этой коллекции находятся редкие работы таких признанных мастеров начала 21-го века, как Адам Уайлдер, Владимир Демченко и Владимир Яшин…» ;)))
А что касается «вы фашистов клеите!» — к этому надо просто относиться спокойно. У нас, увы, много истериков (а спорить с ними нельзя и даже опасно). И власть этим, к сожалению, периодически пользуется, когда необходимо провести «пятиминутку ненависти» по отношению к тем или иным событиям (вспомните историю с набором ICM, где мальчик чистит сапоги офицеру).

Ты можешь набросать портрет среднего российского моделиста? С точки зрения психологии, демографии и социологии. Или даже с философской точки зрения?

Угу… «По данным Госкомстата, средний российский моделист за год спиливает в стружку 1,64 килограмма пластика и расходует 0,71 литра краски…»
Не возьмусь, Володя. Мы все НАСТОЛЬКО разные, что я даже опасаюсь обобщать, не люблю заниматься псведоклассификациями. Собственно, мы и прекрасны своими индивидуальностями, я не вижу смысла выводить что-то среднее.

А вообще – моделизм может отвечать на философские вопросы? Кто-то идет в монастырь, кто-то в секту, кто-то телевизор смотрит и глушит пиво, а вот есть Моделисты. Может в своем творчестве мы просто пытаемся убежать от реальности?

Так любое творчество это само по себе философия. А моделизм – безусловно творчество. Хобби – это стремление к САМОвыражению, стремление сделать что-то лучше, чем сделал вчера. (А согласись, выпить бутылку пива сегодня лучше чем ты сделал это вчера – сильно затруднительно :)) Своеобразный психологический «спасательный круг», дающий отдохновение душе между прутьями обязательного расписания.
Тулуз-Лотрека спросили: «Ты богат, зачем же ты рисуешь эти картины?» Он ответил: «Я не могу не рисовать – это делает меня счастливым». По-моему, это прекрасная философия хобби.

Ну, и традиционное пожелание моделистам.

Не будьте инертными. В нашем кругу немало энтузиастов, способных заниматься выставками, конкурсами, встречами, кружками, etc. – всем тем, что делает модельную жизнь намного более интересной. Но им обязательно требуется поддержка – финансовая, моральная, волонтерская. Делать что-либо в одиночку можно, но очень тяжело. В условиях, когда властям на местах на любые наши увлечения по большому счету плевать, и каждое мероприятие приходится «пробивать асфальт головой», спасение утопающих – дело наших собственных рук. Объединяйтесь, помогайте и поддерживайте друг друга. Вместе можно делать удивительные дела.


Всеслав! Огромное спасибо за интересное интервью!
Владимир Яшин, Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (7)

  1. Алексей Груздев:

    Отличное интервью. Узнал о знакомом человеке много нового. Удачи и здоровья Всеславу и Егору!

  2. АС:

    Очень интересно, спасибо!

  3. Алексей AlexR:

    Прекрасно!
    Спасибо авторам и Всеславу, прочитал с удовольствием.

  4. Яшин Владимир:

    Спасибо Вам за теплые слова, друзья!
    Очень рады, что интервью понравилось!

  5. Вадим:

    Очень интересные размышления

  6. Александр:

    Спасибо Владимиру и Всеславу за интервью!
    Очень интересно!
    Но по прочтении возникает пара вопросов к Всеславу.

    >> задачей номер один на настоящий момент действительно является переход на новый форум – ленточный по структуре
    Всеслав, но зачем это?…
    Существующая у Dish структура форума — самое удобная из тех, что мне встречались на просторах и-нета.
    Форумы в ставшей, к сожалению, стандартом «линейной» реализации — это необходимость нудно перематывать километры и километры страниц (в длинну которых немалый вклад вносят бесконечные аватары, «смайлики», подписи…). Это, возможно, «модно», но нужна ли нам в моделизме такая «мода»?…
    Обидно просто то, что Вы и команда потратите своё силы и время, а в результате той аудитории, которая пользуется форумом сейчас, станет ли удобнее?….

    >> будет и новый дизайн сайта
    Опять же, вопрос: зачем?…
    Существуюший дизайн сайта, на мой взгляд, просто замечателен.
    Опять «мода»? (вроде регулярных изменений дизайна корпоративных страниц «просто потому, что так принято на рынке»). Зачем это нам и Вам?

    С уважением,
    Alex

  7. Большое спасибо всем прокомментировавшим, прочитавшим, а также интервьюировавшим 😉
    Отвечу Александру:

    >>Всеслав, но зачем это?…
    Существующая у Dish структура форума – самое удобная из тех, что мне встречались на просторах и-нета.

    Причин этого решения несколько, они взаимодополняют и усиливают друг друга.
    1. Форум и сайт ожидает интеграция. Это неизбежная задача — не хватает сил на поддержание двух разных структур на разных серверах, каждая с собственной системой авторизации. Это вызывает проблемы с единой базой пользователей и потребность отдельных авторизаций. Это вызывает необходимость отдельных «недофорумов», использующихся как ветки обсуждения работ. Это вызывает проблемы при отключении форумного сервера (что бывает в последнее время). После грандиозного black-dawn форумного сервера на новогодние праздники мы вынужденно купили собственное серверное железо и перетащили туда хотя бы все фотографии. Мы В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке объединим сайт и форум на одном железе — чтобы не зависеть уже ни от кого. НО. Не факт, что при этом переходе мы получим права на нынешний движок форума (а он самописный, его автор уважаемый Новик) — его нам дали попользоваться еще при Шумакове. При переносе движка форума мы в любом случае столкнемся с необходимостью модифицировать его для сопряжения с базами сайта. И тут начинают действовать следующие факторы…
    2. Обсуждения работ, а также блоги авторов по постройкам должны быть интегрированы с форумом. Существующий движок с его механизмом регулярной архивации сообщений и ограниченным объемом количества текущих веток (1300 сообщений) не совместим с этой концепцией. Стоит автору блога не писать чего-то пару недель, как ветка уйдет в архив, а к архивным веткам продолжения писать нельзя (точнее можно, но они будут оторваны от основной ветки, форум начнет замусориваться обрывками веток без начала и конца). Исправить эту ситуацию возможно только коренной переработкой движка.
    3. Как ни печально, но большинство нынешних пользователей просто не пытаются настроить движок под себя (хотя возможности там очень большие). Потыркавшись чуток, они решают, что движок неудобен и уходят на более привычные пажити линейных форумов, которыми очень просто пользоваться по умолчанию. Этот отток становится ощутим, и нам необходимо менять ситуацию. Да, следовать за пользователем…
    Ergo: даже если мы получим права на движок, при интеграции он все равно потребует значительной переработки. Заточка и очистка vBulleten от всяких ненужных прибабахов (подписи, аватары и пр.) под наши нужды по трудозатратам смотрится проще и перспективней.
    Хотя я лично буду очень скучать по нынешнему движку — он мне очень нравится.

    >>Существуюший дизайн сайта, на мой взгляд, просто замечателен.
    Опять «мода»? (вроде регулярных изменений дизайна корпоративных страниц «просто потому, что так принято на рынке»). Зачем это нам и Вам?

    Нет ничего более постоянного, чем временное. Нынешний дизайн сайта был временным решением пять лет назад, планировалось нечто более проработанное. Мы не следуем моде, но все-таки после пяти лет носки любой костюм стоит если уж не выбросить и купить новый, то хотя бы отправить в химчистку :)
    На самом деле дизайн, если будет перерабатываться, то сохранит преемственность и должную долю минимализма. Но он все-таки должен будет и отвечать задачам изменяющегося функционала сайта.