Египетский ИС-3М

Модель собиралась на заказ, причем была оговорена только сборка, без окраски, но поскольку в ходе сборки было сделано немало доработок, есть смысл представить ее как полноценную модель в Портфолио. Я надеюсь, что это может оказаться полезно тем, кто строит этого величественного монстра.

За основу модели использовался старый Трумпетеровский набор в перепаковке Моделиста. Давать ему оценку смысла нет, поскольку набор поражает своим убожеством и грубыми ошибками, но альтернативы здесь нет. Соответственно потребовалось использование массы афтермаркета, полный список которого приведен ниже, и сотни различных переделок.
Модель задумывалась как египетский ИС-3М, благо в музее Армии обороны Израиля и в музее БТТ в Латруне имеется пара сохранившихся трофеев. Их фото послужили основой для работы.
Фактически ни одной детали из  Трумпетерского набора не удалось приклеить без каких то доработок.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Полностью заменена на металл для большей зрелищности. Установлены наборные (собранные) траки 5,45, некоторые пальцы были заменены, и зафиксированы суперклеем,чтобы не выпадали в ходе сборки. Запасные траки – на носу и на корме – также 5,45, с пластиковыми креплениями. На кормовых добавлены проволочные пальцы.
Опорные и ведущие катки от Фриулмоделс.  В целом эта замена не столько увеличивает копийность, учитывая что верхняя часть траков будет не видна, сколько общий визуальный эффект, благодаря возможности натереть трущиеся части до натурального блеска.

КОРПУС

Требует заметных переделок, даже если опустить желательную полную замену  сварных швов. Добавлены сварные швы на корме (крепление фальшбортов). Лишние сварные швы удалены (в носовой части, в месте сгиба фальшбортов их не должно быть). Кроме того, усилена имитация литой брони с помощью супержидкого клея и жесткой кисти, в то время как фальшборты натерты мелкой шкуркой для того, чтобы была заметна разница в фактуре, так как фальшборты были из тонкого листового металла.
Установлены смоляные детали экстерьера (рукоятки у люков, перископы, подъемные крюки, габаритные фары, коуши и пр.). На люке мехвода сделан цилиндрический наплыв.
Добавлена проводка к фаре и клаксону (левая фара на египетском танке не стояла). Правая фара, судя по фото, крупнее, чем та что в комплекте, поэтому установлена Эльфовская более крупная фара. Ограждения фар на египетских танках не ставились.
Лючки на фальшбортах сточены и заменены на металлические, прямоугольные, с прямыми углами, без выштамповки, как на фото. Сделаны пластиковые круглые гайки и пластиковые шарниры. В гайках высверлены отверстия. Некоторые лючки сделаны немного помятыми. В качетсве материала для их изготовления использовалась фольга от 250г банок кофе Нескафе Классик.
Добавлены сварные швы внизу ограждения башни. Рым-болты рассверлены. Переднее крепление для бревна у египетского танка было сдвинуто ближе к носу, а также сняты верхние части хомутов. Прорезана линия разъема передних откидных крыльев.

КОРМА
Крыша МТО претерпела самые серьезные переделки – для начала были прорезаны седьмые щели вент. решетки. Толщина крыши затем была выбрана изнутри с помощью мини-стамески и шкурки (примерно на 6 мм), и в ней прорезаны сквозные щели. Затем снизу под щелями установлены стержни (ролики жалюзей), и еще ниже – сами жалюзи в закрытом положении. Одна эта работа потребовала более 8 рабочих часов, но результат — вполне соотвуетствует.
Сделана проволочная проводка автосбрасывателей баков с горючим. На корме установлены проволочные поручни. Шарниры, поручни и прочие элементы снабжены сварными швами.
Добавлены проволочные крепления троса (по краям с каждого борта). На крыше МТО помещена кирка.
Для заполнения широких щелей использовалась двухкомпонентная шпаклевка Tamiya Epoxy Putty (Quick type). А для узких и небольших отверстий — Tamiya Putty White. Это не лучшая шпаклевка, так как сохнет очень медленно (от 8 часов) и дает усадку, что требует 2-3 повторных операций.
Габаритные огни на корме заменены на смоляные и сдвинуты ближе к краям бортов, а дымовые шашки БДШ-5 сняты, оставлены лишь их крепления. При этом многие детали на корме пришлось сдвигать относительно задуманных Трумпетеров мест на 5-7 мм в сторону краев.

БАШНЯ
На башне установлены стальной ствол и смоляные дульный тормоз и маска. Поручни заменены на толстую проволоку со сварными швами (2К-шпаклевка) в месте креплений. Сделаны проволочные торсионы для люков (их два, Г-образной формы, они облегчали открывание тяжелых люков командира и заряжающего). Крышка над маской орудия сделана подвижной (травленка и проволока).
Смоляной пулемет ДШКТ снабжен травлеными деталями, расточен ствол. Мушка прицела самодельная. Также нижняя задняя и передняя часть башни была сточена для восстановления геометрии согласно проекциям.

БОРТОВЫЕ ЭКРАНЫ
Полностью самодельные, из той же фольги Нескафе. В наборе идут совершенно некопийные экраны, возможно мои также не идеальны, если мерять миллиметры, но по крайней мере копийной толщины. Особые трудности вызвали передние и задние крайние секции непрямоугольной формы. По верхнему краю экранов проклеены Мастерклубовские головки болтов, а в трех экранах с каждого борта прорезаны щели.

Использованные материалы:
Modelist 303540 (Trumpeter) – Модель ИС-3М
Eduard 35571 — IS-3M TRU Фототравление
Armorscale B35-050 – Точеный ствол с маской
5,45 Т-029 — Металлические траки
Friulmodel AWS-12 — Опорные катки
Friulmodel AW-07 — Ведущие катки
Tank А-65 — Пулемет ДШКТ
Modelpoint МРD315 — Буксирный Трос
MIG MP 35-132 — Топливные баки
Hussar HSR 35009 — Снаряды и гильзы 122 мм
Tank A-203 — Обвеска для Советских танков
Elf – фары
Dragon – инструмент
Lion Roar – пластиковые стержни, латунные стержни, латунные трубки (антенна)
Tamiya – листовой пластик
MasterClub – головки болтов

В заключение хочется пожелать успехов всем, кто рискнет взяться за доработку этого монстра! Конечно, нет пределов совершенству, и можно еще многое улучшить в этой модели, я буду рад услышать любые замечания и дополнения по этой машине, и надеюсь что это будет кому-то полезно.

Выражаю огромную признательность Константину Переходько за  массу предоставленных фотоматериалов и за ценнейшие советы по матчасти ИС-3М. Без его живого участия модель никогда бы не получилась такой… ну вобщем такой как она и получилась! Спасибо огромное, Костя, работа с тобой — это ценнейший опыт!

Павел Черепанов

Расскажи друзьям

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс


Что вы думаете о работе?

Комментарии (5)

  1. ITR:

    Ух, я на своем ИС-е то же намучился с жалюзями мто, но оно того стОит!
    Танк -красавец, жаль красить не будите.

  2. игорь:

    А для новичка,эта мдель подойдёт?

  3. Павел Черепанов:

    Я бы сказал, что даже для профи это очень сложная модель. Можно конечно построить ее изкоробочно, без доработок и травленки, для новичка это будет вполне решаемая задача!

  4. игорь:

    Спасибо!

  5. Александр:

    Павел здравствуйте. Отлично вы поработали над моделью.В данный момент сам сражаюсь с этим зверем. Именно того же производителя. Я экраны пробовал сделать из нескаф-жести, но в итоге переделал на кола-жесть, действительно муторная операция по их воспроизведению.
    Хочется с вами не согласиться, что для новичка эта модель будет очень трудоемкой. Литературы довольно много по этому танку, и после ознакомления с основными моментами касаемых определенной модификации и при выборе конкретного прототипа, даже начинающийму моделисту под силу сделать этого красавца.
    В постройке своего ИСа орентировался на вашу работу, от куда почерпнул массу полезных решений в некоторых моментах. За что, очень благодарен вам.